Про эффективность в течение дня...

У меня пришло время сессии. (Пару лет назад я решил получить второе высшее образование и снова стать студентом). В процессе подготовки к одному из зачетов, наткнулся в учебнике на интересные данные о динамике работоспособности человека, которые были выявлены в процессе долгосрочных исследований.

Хотел бы поделиться интересными моментами и дать свои пояснения, которые тоже могут помочь вам стать более эффективным и работоспособным в течение дня. Больше я люблю слово труд, чем работа. Трудиться — звучит как-то приятнее, чем работать.

Итак, в учебнике идет речь о работоспособности специалиста и не указывается какого именно, но суть мне кажется не меняется. Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы и делятся на пять периодов:

1) период врабатываемости (адаптационный). С течением времени, если человек реально начинает трудиться, прикладывая усилия, работоспособность возрастает, после чего происходит момент, когда человек полноценно включается в работу.

2) период оптимальной работоспособности. В этот периоды наблюдается высокая производительность, не наблюдается утомления, не требуется больших волевых усилий для продолжения деятельности.

3) период компенсации. Чтобы работоспособность оставалась на максимально высоком уровне, уже требуется небольшое волевое усилие.

4) период неустойчивой компенсации. Работоспособность становится плавающей, но еще держится на приемлемом уровне, появляются первые признаки утомления.

5) период снижения работоспособности. Эффективность начинает резко снижаться, наблюдаются четко выраженная усталость. Если продолжать работать в этом периоде, то деятельность приводит к появлению негативных эмоций и ошибок в деятельности.

В учебнике были указаны еще временные интервалы, но я умышленно не указал их, так как по моему мнению и наблюдениям, у каждого интервал этих периодов будет свой.

Довольно логично и понятно, думаю каких-то открытий эта периодизация не сделала, но часто происходит так, что это выпадает из головы, а ведь если вы хотите быть максимально эффективными, то необходимо самые важные задачи выполнять в золотое время, обычно это время с утра до обеда.

Особое внимание требует уделить на первый период — период врабатываемости, часто в быту это называют вкатывание. Этот период необходимо ценить больше всех, создать такие условия, чтобы не происходило резкого отрыва от деятельности, чтобы не начинать постоянно все сначала.

Я замечаю, что это очень большая ошибка многих людей, когда они не учитывают этот нюанс, а ведь вкатываться в работу можно от 30 до 40 минут!

Конечно, все мы разные и вышеописанные правила подходят больше для так называемых рационалов, иррационалы могут начать работу немедленно и полностью погрузиться в деятельность практически мгновенно, а их график работоспособности в течение дня может сильно плавать и довольно сильно зависеть от настроение, но внутри процесса, когда иррационал активен, его ждет такая же периодизация.

Если вы вдруг занялись каким-то делом и хотите его сделать максимально быстро и хорошо, то во-первых, не ругайте себя, что требуется какое-то время, чтобы раскачаться и погрузиться в работу, во-вторых, не давайте себя прерывать во время работы, так как это сильно отразиться на вашей эффективности, придется снова вкатываться в деятельность, настраиваться на нее, в третьих, объективно оцените свою работоспособность, в начале дня и в конце дня вы не можете трудиться одинаково, поэтому переносите самое важное, ответственное или самое трудное на начало дня.

Ну и конечно, помните о своей уникальности, все советы и исследования — всегда являются усредненным вариантом, для вас правила эффективной деятельности могут быть совсем другие, но чаще всего, они для всех примерно одинаковы.

Что касается меня, то мне действительно требуется около 40 минут, чтобы настроиться на работу, я не ругаю себя за это и спокойно ожидаю, когда вкачусь в процесс. Как только я чувствую, что я оказался в потоке, то стараюсь выложиться в этот период на 200%, использовать это время по максимуму, обычно это не более 2-3 часов, потом я делаю перерыв, после него включаюсь в работу уже быстрее (требуется около 20 минут для настройки), после чего меня ожидает около 3 часов, когда я становлюсь просто зверем!)))) После второго перерыва я уже совсем не торт))) Я конечно могу работать еще 3-4 часа и снова влючаюсь в деятельность, порой даже без приложения силы воли, просто на инерции (могу включить режим трудоголика), но это уже явно будет совсем другие ощущения и другое настроение. Самым эффективным все равно будут первые два периода.

Я заметил, что если правильно распределять нагрузку, то можно успевать больше, а тратить время меньше. Если каждый день не давать себя выжимать по полной, то не накапливается усталость, а накапливается избыточная энергия, в итоге в эффективное время эта энергия выходит наружу и тогда я становлюсь неудержим)))) Легко обрабатываю большие объемы информации, не совершаю ошибок, постоянно ощущаю себя наполненным энергией!

Присмотритесь к своему тайм-менеджменту, возможно, что в нем есть что поменять, чтобы стать еще более эффективным, при это не в ущерб здоровью или свободному времени.

Эффективного и осознанного вам дня!
 Михаил Гаврилов  - мои тренинги


Рецензии