О русском китайце, армянине и азербайджанце-часть5

Продолжение
Ион Жани
«О русском «китайце», армянине и азербайджанце из СССР»

Начало:
http://www.proza.ru/2018/03/12/1161
http://www.proza.ru/2018/03/13/1784
http://www.proza.ru/2018/03/14/823
http://www.proza.ru/2018/03/14/1111

Продолжение

ЧАСТЬ 5

21. НАТ. 10 ИЮЛЯ 1993 ГОДА. ПОДМОСКОВЬЕ. СЕЛО ОСЕЧЕНКИ РАМЕНСКОГО РАЙОНА, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ДАЧА ПОЛЯКОВА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА. ДЕНЬ

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, СУПРУГА ПОЛЯКОВА - ЛАРИСА ИВАНОВНА, СИМОН ПЕТРОСЯН, ВАЛЬТЕР - ЗЕМЛЯК СИМОНА ПЕТРОСЯНА ИЗ КАРАБАХА АРМЯНИН

На подмосковной скромной даче, одной из многих советских дач на шести сотках, хозяева - чета Поляковых и Симон с Вальтером, которые приехали на машине, как и условились. Погода, июльская, отменная. До полудня ещё целый час.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Ну, что, молодые люди. Чувствуйте себя, как у себя дома.  Вы уже знаете, что где лежит. Не буду возражать, если удивите нас настоящим кавказским шашлыком.

ВАЛЬТЕР - ЗЕМЛЯК СИМОНА ПЕТРОСЯНА ИЗ КАРАБАХА, АРМЯНИН
Да, Александр Сергеевич, это, как раз, мы сможем. Сейчас такой шашлык сделаем, что пальчики оближете.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Вальтер джан, надеюсь ты здесь в Вашей Москве, ещё не совсем забыл, как приготовить шашлык из "чалахаджа". Вот мы тебя и проверим. А я займусь дровами.

Каждый занят, каким-то, делом. То и дело обращаются друг другу, с какими-то вопросами и просьбами. Словом, обыкновенная дачная суета людей, занимающихся дачным отдыхом и жарением шашлыка из свежего молочного свиного антрекота. К полудню у них уже готовы шашлыки, ароматный запах от которых, наверняка, разыграл аппетит не одного соседа. После смачного обеда за столом под нехитрым навесом на дачном участке, Лариса Ивановна с Вальтером продолжают заниматься хозяйством, а Александр Сергеевич с Симоном, устроившись за столом с чаем, возвращаются к прерванной на последней встрече беседе. Скорее - К просвещению мудрым профессором молодого человека, желающего получить за раз ответы на многочисленные вопросы и восполнить пробелы в познании.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Ну, что же, молодые люди, надо признать, шашлык у вас получился отменный. Давно не ел столь вкусное мясо. Думаю, наши соседи надолго запомнят аромат шашлыка.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Александр Сергеевич, спасибо, за комплимент. Похоже, мой друг Вальтер за долгие оды жизни в Москве не утерял навыки.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Это прекрасно. Никогда не теряйте навыки и традиции, которые передали Вам предки. Собственно, в этом и заключается главное богатство народов СССР. Именно, во взаимном обогащении национальными традициями и навыками и лежит главное богатство Советского народа. Великого народа, который, увы, на наших глазах прекращает своё существование, наряду с кончиной Великого СССР.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Увы, Вы, кажется, правы. Трудно Вам возразить.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
К сожалению, надо признать, что, в погоне за мистической свободой, многие даже представления не имеют о том, чего могут лишиться? Разве можно называть свободой, когда соседи смотрят друг на друга через мушку автомата? Вот, армяне уже не могут свободно приезжать в Баку, точно также, азербайджанцы не могут приезжать в Ереван. А ведь, совсем не давно, скажи, что такое может произойти, никто бы не поверил. Так вот, знайте молодой человек, у всего того, что произошло, и ещё будет происходить, есть свои, вполне определённые, сценаристы и режиссёры. Да, да, не удивляйтесь. Ничего в этом мире не происходит просто так. И такое положение вещей в мире существует очень давно.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Вы знаете, Александр Сергеевич? Когда я слушаю Вас у меня создаётся угнетающее осознание того, что всё время меня учили не тому. Почему я должен обо всём этом узнать после того, когда обучаемые способности моего мозга находятся не на той высоте, как во времена учёбы в институте.

Поляков Александр Сергеевич, несколько умиленно смеётся, откровенностью своего визави.

СИМОН ПЕТРОСЯН
(продолжает)
Я знаю поговорку, век живи, век учись.
Но, хорошо, когда человек учится главному в молодости. Думаю, это помогло бы многим не совершать опрометчивых шагов.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Напомню, что эта поговорка имеет и продолжение. Век живи, век учись, а глупцом помрёшь.

Оба смеются.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Если глубоко подумать, смешного в этом мало. Увы, это горькая правда. Когда-то в молодости мне казалось, что всё в мире просто, как и законы Ньютона. Потом меня познакомили с квантовой механикой, с содержанием атома, с невероятно большими и малыми величинами масс, размеров, скоростей, давлений и т.п.. И тогда мне стало ясно, что в естествознании не всё так просто. И тогда мне казалось, что, в плане однозначности, проще обстают дела с гуманитарными, социальными процессами. Казалось, с таким опытом исследований человеческого бытия, с таким количеством работ мыслителей разных времён и народов, при, в общем-то, ограниченном списке, так называемых, общечеловеческих ценностей, какие ещё могут быть вопросы?  Однако, чем больше я живу, тем больше у меня возникают вопросы, на которые всё сложнее получать ответы. Разве, если на моём жизненном пути ещё посчастливится встретить личностей, подобна Вас?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Ну, скажем так. Никакая я не личность, в смысле очень большой значимости. Просто, мне приходилось, в силу своей профессии, заниматься всё больше причинно-следственными связями общественных процессов во многих уголках Мира. Уверяю Вас, наверняка в физике вы разбираетесь лучше, чем я. Вряд ли сегодня найдётся универсал-философ, который может похвастаться в глобальном познании и постижении всего и вся? Что касается, изучения общественных процессов? То, и здесь, подобно любой сфере человеческого познания, постижение истины процесс бесконечный. Однако, основываясь на известном историческом опыте человеческого общежития и сложившихся, в общем то, формациях общественной жизни, многое можно объяснить. Собственно, чем я и занимаюсь всё жизнь.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Признаться, Александр Сергеевич, встреча с Вами не скажу, что уменьшила перечень вопросов, на которые я жажду получить ответы. Но, как-то спокойнее я стал относиться к этим самым вопросам. Видимо по причине того, что в Вашем лице я увидел человека, который знает ответы на многие из этих вопросов. И, знаете? Я понял, что это вселило в меня уверенность. Уверенность от того, что до меня дошло осознание существования людей, у которых можно многое спросить, у которых просто интересно спрашивать. И я был бы Вам бесконечно благодарен, если сможете меня убедить в верности Ваших убеждений.
Скажу Вам, за столь короткое общение с Вами я уже начал прозревать. И, что-то мне подсказывает, что этот процесс более не остановить.

После этих слов Симон Петросян, обречённо улыбается. 

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
(достаточно серьёзно)
Ну, что же. Похвальна Ваша тяга к познанию истины. Однако, должен Вас предупредить, что никоим образом я не претендую на источник абсолютной Истины. Ибо, Истина очень неоднозначна. Но, на пути постижения Истины, у меня сложилось стойкое восприятие Правды на многие вещи. Мы с Вами, как люди изучившие диалектический материализм, прекрасно осведомлены, что в процессе познания причинно-следственных связей всяческих процессов и явлений, основными инструментами исследователей является синтез и анализ. Вот с этих позиций. давайте посмотрим на Ваш азербайджано-армянский конфликт.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Чем дальше, тем больше меня мучает вопрос, как могло такое случится? Кому это было нужно?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Мы с Вами уже затронули некоторые аспекты этого вопроса. Я не буду сейчас допытывать Вас по поводу чистоты Ваших отношений с сослуживцем азербайджанцем. Азербайджанцем, который рискуя своей жизнью, когда-то спас Вас от неминуемой гибели.
Согласитесь, что Вы этого товарища воспринимали, как родного, быть может, даже роднее, чем многих кровных родственников?

СИМОН ПЕТРОСЯН
(смущённый, с грустью)
Да, конечно.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Потом, случилось нечто, что превратило Вас во врагов. Более того, Вы убили его деда, который, как Вы рассказали, был не менее для Вас близким. Согласитесь, что это нечто, случилось в Вашей голове, в голове многих армян. Уверю Вас, нечто подобное происходило и в головах азербайджанцев. Вы, знаете, я совершенно не удивлюсь, если в один прекрасный день выясниться, что твой азербайджанский товарищ, точно также, мучается угрызениями Совести, по поводу того, что ему пришлось умертвить Вашего родственника. Вы же тоже потеряли родных на этой войне?

СИМОН ПЕТРОСЯН
(утвердительно качает головой)
Не поверите, у меня убиты обе бабушки. Я их тела нашёл прямо у себя дома, в родной деревне, когда в неё вошли азербайджанские войска. Не буду подробно описывать, в каком виде я их обнаружил. Этот день, наверное, навечно останется самым трагичным в моей жизни.
Тогда в моей родной деревне были убиты 17 гражданских лиц, в основном, беззащитные старики и бабушки, которые не хотели оставить свои дома, свои жилища. Они не хотели верить, что кто-то может убить их, безоружных, в собственном доме.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Да, это очень печальная история. Примите мои соболезнования. Видите, какой ценой приходится Вам завоёвывать ту самую Свободу? Теперь, попробуйте несколько другими глазами смотреть на развитие событий в Ваших краях. Как только, в центре, в Москве наметилось ослабление власти, на окраинах, и не только, всё громче стали звучать голоса о Свободе. Да, именно это слово во многом становится поводом для возмущения больших народных масс, вне зависимости от национальной принадлежности. А ещё, в истории не раз для возбуждения широких масс использовались слова Равенство и Равноправие. К сожалению, такие воззвания наибольший эффект имеют в сочетании с розыгрышем национальных чувств. А если в это подключаются ещё и, так называемые, агенты влияния в лице представителей цвета нации, то, цели организаторов возмущения, практически можно считать достигнутыми.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Вы знаете, не скажу, что не понимаю о чём Вы говорите? Понимаю, также, что Вы начали несколько издалека. Тем не менее, мне не терпится скорее услышать то важное, что не даёт мне покоя.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Я напомнил об этих вечных словах возмутителях масс, чтобы обратить Ваше внимание, на то, как мало нужно, чтобы у людей отключить разум и возбудить эмоции? имейте ввиду, как только у широких масс превалируют эмоции, так жди больших потрясений. Особенно, болезненно сказывается ослепление эмоциями, когда появляется угроза физического уничтожения. Собственно, это то, что сегодня происходит в Карабахе и, вообще, между азербайджанцами и армянами. Уверяю Вас, пройдёт совсем немного времени, и не только здравомыслящие представители азербайджанцев и армян поймут, что всё происходящее между Вами имеет своих сценаристов и режиссёров.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Вы хотите сказать, что мы являемся марионетками в руках этих сценаристов и режиссёров?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Увы, и не только вы. Ни один глобальный процесс в мире, не может происходить само, собой. И, чтобы говорить короче, поверьте мне, мы все в некотором смысле участвуем в драме, который имеет авторов. И этот автор, далеко не Бог. 

 Симон Петросян несколько недоумённо смотрит на Полякова.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Неужели, это то, о чём Вы уже говорили?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Да, мы с Вами уже говорили о том, что всё, происходящее на просторах бывшей Российской Империи, СССР и сегодняшней России, имеет непосредственное отношение к России. Понимаете, при детальном исследовании я пришёл к выводу, что ни одно маленькое государство, не в обиду Вам сказано, подобно, Армении или Азербайджана, не могут существовать абсолютно свободно. Я бы даже сказал ещё жёще, такие государства могут существовать постольку, поскольку кому-то это нужно. Опять же, можно найти причину, по которой в 5 веке перестала существовать некогда Великая Армения, как принято говорить, от моря до моря. Тем не менее, фактом является то, что такие древние цивилизации, как Ваша, как Греки или Итальянцы, сегодня не имеют ту мощь и масштабы, какие имеют Россия, США и Китай. Не знаю, может не случилась большая Армения, закончились, в смысле, перестали существовать Империи, потому, что кому-то очень не хочется, чтобы вообще существовали большие и сильные государства?

СИМОН ПЕТРОСЯН
(задумчиво)
Признаться, с самого начала у меня были сомнения в том, что, за всеми происходящими у нас процессами следит кто-то чужой, с карандашом на политической карте нашего региона.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Вот это Вы сказали очень хорошо. Браво!
Имейте ввиду есть такая идеология, которая сетует о том, чтобы государств не было вовсе. Более того, по этой идеологии, не должно быть и народов, как таковых.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Это как? А что должно быть?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
А должны быть отдельные люди-человеки, которые должны безропотно подчиняться тем, кто назначен выполнять установки той самой идеологии. Вот смотрите, все государства, которые на определённом историческом этапе достигают какого-то процветания и благоденствия, непременно, в конечном итоге, разрушаются, подобно глиняной посуде, на мелкие осколки, которые никак невозможно собрать в прежнее состояние. Поэтому, все мало-мальски значимые государства поделены на несколько маленьких государств. К тому, же подобно глупым соседям, готовым сцепиться друг с другом из-за всякой мелочи, да ещё и подталкиваемые всякими недоброжелателями. Имейте ввиду, все войны в мире происходят по этой причине. А при распаде и разрушении империй и государств, основные богатства непременно достаются тем, кому удалось свершить это. Кто имеет в своём арсенале ту самую идеологию, которая включает в себя многие непреклонные истины, о которых осведомлены все. Разделяй и властвуй, вот самая главная истина в этой идеологии.
Единственная держава, которая сопротивляется осуществлению этой античеловечной идеологии является Россия. И не потому, что русские умнее и мудрее всех, а, я бы сказал, потому, что только рядом с Россией человек любой национальности может достичь той свободы, которая может быть доступна человеку в этом мире….

ГОЛОС СИМОНА ПЕТРОСЯНА
Так, на этой встрече до меня окончательно стала доходить истинная суть происходящих процессов в республиках бывшего СССР. Да, с помощью этого скромного русского профессора, я на многое стал смотреть совсем другими глазами. Конечно же, разве позволительно таким государствам, как наша Армения, я уже не говорю о Карабахе, не подчиняться интересам великих держав? Тогда как, даже, такие государства, как Германия, Япония, Франция и многие, и многие другие страны, не имеют этого самого суверенитета и свободу, за которую борется наш Карабах….


22. ИНТ. 26 АВГУСТА 2017 ГОДА. ПРИДОРОЖНЫЙ РЕСТОРАН У ГОРОДА САРАТОВА. ДЕНЬ
СИМОН ПЕТРОСЯН (58 ЛЕТ) - ДИРЕКТОР СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ИЗ МОСКВЫ, МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА, САША (30) - ЛИЧНЫЙ ВОДИТЕЛЬ СИМОНА ПЕТРОСЯНА, ОФИЦИАНТ 1, НЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА 

От воспоминаний прошлых лет Симона Петросяна отвлекает голос сына.

МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА
Пап, ты как? У тебя всё нормально. Смотрю ты совсем ушёл в воспоминания. Да, я знаю, что тебе не нравится, когда тебя отвлекают от чего-то важного. Ты уж извини.

Отвлекшись, Симон видит рядом сына Мовсеса и Водителя Сашу.

СИМОН ПЕТРОСЯН (58 ЛЕТ) - ДИРЕКТОР СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ИЗ МОСКВЫ
Да, сынок. У меня всё нормально. Ты прав, я ушёл в воспоминания. Не беспокойся. Мы непременно должны дождаться Намика. У меня есть много чего ему сказать. Так, что найдите себе чем заняться. А на счёт меня не беспокойтесь. Мне даже очень приятно, а быть может и полезно, почаще вспоминать прошлое. Я даже телефон выключил, чтобы мне не мешали.

МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА
Я тебя понял. Не будем более мешать. Тогда мы пошли дальше развлекаться.

Мовсес и Саша уходят. Симон сидит за столом, подсвеченный тусклым светом свечи и смотрит на "афганскую" фотографию в рамке, висящую на стене. Он вновь возвращается в прошлое.

23. НАТ. 10 ИЮЛЯ 1993 ГОДА. ПОДМОСКОВЬЕ. СЕЛО ОСЕЧЕНКИ РАМЕНСКОГО РАЙОНА, МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ДАЧА ПОЛЯКОВА АЛЕСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА. ДЕНЬ

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, СУПРУГА ПОЛЯКОВА - ЛАРИСА ИВАНОВНА, СИМОН ПЕТРОСЯН, ВАЛЬТЕР - ЗЕМЛЯК СИМОНА ПЕТРОСЯНА ИЗ КАРАБАХА АРМЯНИН

На подмосковной скромной даче, одной из многих советских дач на шести сотках, хозяева - чета Поляковых и Симон с Вальтером, которые приехали на машине, как и условились. Погода, июльская, отменная. После смачного обеда за столом под нехитрым навесом на дачном участке, Лариса Ивановна с Вальтером продолжают заниматься хозяйством, а Александр Сергеевич с Симоном, устроившись за столом с чаем, возвращаются к прерванной на последней встрече беседе. Скорее - К просвещению мудрым профессором молодого человека, желающего получить за раз ответы на многочисленные вопросы и восполнить пробелы в познании.

СИМОН ПЕТРОСЯН
…Это, что же получается? Выходит, под благовидными намерениями и лозунгами о свободе и суверенитете, в союзных республиках, в частности, в Армении, к власти пришли люди, которые вольно или невольно должны вредить России?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Вот именно! К сожалению, это так. Более того и в самой России к власти пришли люди, которым также предопределено развалить её на множество мелких государств.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Это как? Как может быть такое, чтобы русский человек захотел разрушить своё великое государство?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
О-о-о, это долгая история! Однако, попробую изложить её короче. Понимаете, молодой человек!
Начиная с той поры, как Польша вошла в состав Российской Империи в 18 веке, у нас появились носители той самой античеловечной идеологии, напрочь отрицающая само понятие Совесть. Собственно за противостояние этой идеологии и был распят Сын Божий - Иисус Христос. Не буду долго говорить про суть христианства. Скажу лишь, что, вряд ли кто осмелится оспаривать тот факт, что, во многом, столь масштабное распространение учения Христа обусловлена востребованностью у людей, той самой, Совести, о которой ни словом не упомянуто в Священном Писании до христового периода.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Извините, Вы имеете ввиду Ветхий Завет?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Совершенно верно! Скажу Вам больше. Учитывая Ваше атеистическое образование, полагаю, вряд ли Вы знаете, что Ветхий Завет по сути это и есть иудейский Танах?

Симон смотрит на Полякова с расширенными и изумлёнными глазами.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
(продолжает)
Видите, Я угадал. А ведь, каждый уважающий себя человек должен об этом знать. Тем более, что Вы представитель народа, который первым принял христианство в качестве государственной религии. Похоже, Вы не очень хорошо знаете Вашу историю.
Однако, давайте не будем отвлекаться. Так вот, самым главным побуждающим фактором разных народов принимать христианство в качестве жизнеутверждающей идеологии, была востребованность этих народов в жизни по Совести. Да, в силу человеческой греховности, предопределённой самим Создателем, после вкушения запретного плода Адамом и Евой, человечество во все времена не перестаёт искать то самое, объединяющее сознание людей, начало, которое позволит восполнить их бренное существование неким смыслом. Собственно, все те народы, которые приняли христианство, с пониманием, или интуитивно, осознанно, или нет, принимают на себя бремя соприкасаться с понятием Совесть. Правда в христианстве всё больше используется понятие Греха, что непременно, включает обращение к Совести.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Да, Александр Сергеевич! Задали Вы тему! Смогу ли я всё это переварить с первого раза? Впрочем, признаюсь. Во-первых, мне это очень интересно. А, во-вторых, всё что Вы сказали мне абсолютно понятно. Как-то, по жизни для меня вера и церковь всегда были стороной, хоть и считаюсь я христианином. Конечно, я воспитан атеистом, и к вере отношение у меня, признаться, -чисто эмоциональное. Я знаю, что есть христиане, мусульмане, буддисты и т.д. К своему стыду, не могу похвастаться в их сути.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Ну, да. В СССР к религии отношение было однозначное. Хотя, ещё со времён Сталина религия была реабилитирована и существовала в отрыве от государства. Однако, это тоже несколько другая история, не будем отвлекаться. Вы напомнили про другие формы религии в мире. Так вот, знайте всех людей цивилизованного мира с разными верами и идеологиями объединяет их насущная потребность в торжестве Совести. Кстати, это и предопределяет, поиск той самой абсолютной истины, которой посвящают свои жизни мыслители разных народов мира. Очевидно, отсюда и исходят размышления о Справедливости.    

СИМОН ПЕТРОСЯН
Вы хотите сказать, что среди людей, исповедующих ту или иную религию, нет людей без Совести, или, точнее, отрицающих её?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Конечно же, наивно так рассуждать. Я так не скажу. Но, с другой стороны, разве можете Вы в своём окружении найти человека, который хвастался тем, что не имеет совести? Разве, одним из эпитетов, которым хотят оскорбить человека цивилизованного мира, не является упоминание о его бессовестности?

СИМОН ПЕТРОСЯН
Да, Вы правы. Но, жизнь настолько сложна и многообразна, что, если, к тому же, каждую минуту думать о совести можно с ума сойти. Разве я не прав?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Опять, Ваша правда. Только, имейте ввиду, если человек перестаёт задумываться обо всё, что я говорил, то всякие слова и размышления о справедливости, правде и поисках самой истины становятся просто бессмысленными. И знайте, вообще, само стремление цивилизованного человека к совестливости, по мне, не так и связано с религией. Я бы сказал, это человеческое качество заложено в него самим Создателем. Видимо, в этом случае тоже Создатель не углядел, не обязав создание себе подобного непременно жить с Совестью и, никак, не иначе. Ведь, всякий же человек живёт со способностью мыслить?

СИМОН ПЕТРОСЯН
Вы хотите сказать, что, тот кого называете Создателем мог ошибиться?   
Как так? Разве Бог мог ошибиться?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
(несколько хитро улыбаясь)
Я бы не сказал, что ошибся. Однако, если внимательно прочитать книгу Бытия, того самого Ветхого Завета, точнее её 6 главу, то можно убедиться, что и Он сожалел порой о своих деяниях. Вот послушайте.

Поляков, прищуривает глаза, стараясь вспомнить.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
(продолжает)
И увидел Господь Бог, что велико развращение людей на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.
И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
И сказал Господь: «Истреблю с лица земли людей, которых Я сотворил; от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их».
Ну, это было ещё до Потопа. Так, что, как видите, молодой человек, и Ему приходилось раскаиваться.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Что я могу сказать? Мне ничего не остаётся, как поверить Вам на слово. Это я говорю, никоим образом, не в обиду Вам, а, исключительно, чтобы отметить своё невежество в этом вопросе.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Не переживайте. Я Вас прекрасно понимаю. У вас ещё всё впереди. Знайте, процесс познания для каждого человека он вечен. Мы уже говорили об этом. Впрочем, кажется мы несколько отвлеклись.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Вы представить себе не можете, как мне интересно Вас слушать? Думаю, ещё пару дней общения с Вами, и я стану самым осведомлённым человеком среди своих друзей.

Поляков вновь смеётся. Он также доволен общением с Симоном.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Ну, что же. Мне также интересно с Вами общаться. Я Вам говорю всё это, по той причине, что увидел в Вас желание многое узнать.
Между прочем, сегодня это большая редкость среди молодых людей. Все заняты зарабатыванием денег. Для многих, происходящее вокруг воспринимается само-собой разумеющимся. Впрочем, многих можно понять, потому, что в очередной раз наши народы оказались в ситуации, когда вновь актуальным стала проблема добычи хлеба насущного. А для некоторых, в частности, для Вас армян и азербайджанцев, ещё и проблема безопасности жизни. Вы просто убиваете, истребляете друг друга. И в этом есть горькая историческая реальность!

СИМОН ПЕТРОСЯН
Да, я тоже много думаю об этом. Как так получилось?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
(возбуждённо)
Как так получилось? А давайте немного углубимся в историю...

СИМОН ПЕТРОСЯН
И поведал мне мой новый Учитель, с большой буквы, Александр Сергеевич, историю о временах, когда Российская Империя завоёвывала Кавказский Край, Карабах, Армению, Азербайджан? Как принимала в свой состав Грузинское Царство, по просьбе его же правителя- царя Ираклия? Как много времени потребовалось, чтобы народы северного Кавказа поняли благодатную сущность русской экспансии. Да, именно, благодатную сущность русской экспансии, или завоевания Кавказа.
Ибо не позволительная роскошь, чтобы маленькие, в смысле, малочисленные, народы, что никак не умоляет их духовного величия, существовали сами по себе. Так уж сложилось, что на протяжение всей истории человечества, те или иные государства, в разные времена доминировали по своей мощи и силе. И тогда, менее мощным народам и странам ничего не оставалось, как повиноваться более сильным. Однако, это вовсе не означало, что эти слабые народы непременно при этом должны были терять свою честь и своё достоинство….

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
…Вот, Вы, армяне, жили без своей государственности многие века. Всякое случалось в истории. Но, ведь жили же армяне в Великой Османской Империи? Империи, которая простиралась от Китая до Англии. Можно, конечно, говорить о несправедливостях по отношению к армянам, их притеснении в той империи. Но, разве жизнь основной массы турок-османов, самого народа, добывающего хлеб насущный трудом и потом, можно было считать идиллией в этой самой Великой Османской Империи? Что касается, массового убийства армян в конце существования этой империи, так, это совершенно другая история. Скорее, она практически подобна тому, что происходит сегодня у нас. Смотрите, как только распался СССР, возникли межнациональные конфликты повсюду. Вы представляете, что будет если в России, где проживают представители более ста национальностей?
А, ведь, такое у нас уже было в начале века? Сами знаете, чем это кончилось? Сколько братьев поубивало друг друга?

СИМОН ПЕТРОСЯН
И как дальше всё сложится? Неужели ничего нельзя сделать? Неужели мы все обречены?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Честно говоря, хорошего мало. Дальше, как видите мы будем вроде-бы выбирать себе президентов, своих правителей, которые если повезёт, будут сетовать об улучшении жизни своих народов. Затем, народы внутри каждой новой страны поделят на разные части по идеологическим взглядам. Непременно найдутся представители народа, которых окрестят активистами, которые красивыми словами будут доказывать, что государство вообще кровосос народа и необходимо бороться против него, против его защитников. Будут убеждать, что человек важнее общества, в смысле- мой дом моя крепость. О какой крепости можно говорить, когда уже и Израиль имеет ядерное оружие? Это, в смысле того, что скоро у многих будет такое оружие. И если государство не сможет обеспечить свою безопасность, ни один дом, даже самый каменный, не сможет быть непробиваемой крепостью. Короче, всякий, кто старается принизить роль государства или дурак, или враг. Уверяю Вас, не пройдёт и нескольких лет, как Вас с таким же усердием будут убеждать в том, что Ваши новые правители совсем не думают о народе, а являются обычными ворами и стяжателями.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Уже. Да. Уже, ни наш Президент, ни иные правители не однозначно принимаются народом. Для народа, они все стяжатели и хапуги. Заняты тем, что грабят народ.

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Увы, дальше будет ещё хуже. А дальше, случится совсем невероятное. Армянские армяне будут противопоставлены карабахским армянам. Не дай Бог, конечно, такому сбыться. Хочу, остерегать Вас от этого. Нечто подобное будет происходит во всех бывших республиках. Затем, они будут травить нас против друг друга. Скорее всего будут травить всех на Россию. В первую очередь это будет Украина, Молдавия, Грузия. Я уже не говорю про республики Прибалтики. И, чтобы совсем поставить точки над и, скажу, что на осуществление всего этого хаоса вольно или невольно направлена деятельность таких, как уважаемые Вами Сахаров, Солженицын, Старовойтова. Я уже не говорю о всяких Гайдарах, Чубайсах, Бурбулисах, Собчаках, Поповых, Яковлевых и т.д., и т.д. .

СИМОН ПЕТРОСЯН
Это, как? Честно говоря, если бы это я услышал не от Вас, а от любого другого, подумал бы, что это бред сумасшедшего. Только, прошу Вас не обижайтесь. Но, хоть убейте. Вот так, с первого раза, мой разум не способен принимать так много информаций, подобного характера. Как может быть такое, что столь уважаемые люди способны на такую мерзость? Они же все, вроде бы, нормальные люди?

ПОЛЯКОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ
Нормальные, то, нормальные. Но, знайте, хукаты, то бишь, установки Танаха, никто не отменял. Они, вольно или невольно, приговорены к таким деяниям. Увы, это есть горькая правда. При этом, конечно же, в их рядах действуют как дураки, так и враги, которых они взращивают за деньги на протяжении многих и многих лет. Зря Вы думаете, что Вас не заставят ненавидеть Ваших же правителей, Вашей же, национальности. Отныне, под лозунгами о торжестве демократии и неуёмного потребления, непременном наличии оппозиции, в каждом новом государственном образовании своих правителей и вельмож будут ненавидеть и презирать намного свирепее и бескомпромисснее, чем при СССР. Отныне, ни у Вас в Армении или Карабахе, ни у нас в России, ни в одном из новых государств голос большинства не будет иметь никакого значения. Разве, что, если к власти не придёт очередной Альтруист, типа Сталина! Отныне, повсюду важнее будет голос меньшинства. Потому, что нас приучат к тому, что большинство, это Быдло, а меньшинство, которое будет разрабатывать для нас идеологию, нормы и законы общежития в государстве- это Элита. Мне даже представить страшно, если наши правители и далее будут подобны Горбачёвым, Ельциным, Яковлевым, Шеварнадзе и т.п. ...

24. ИНТ. 26 АВГУСТА 2017 ГОДА. ГОРОД САРАТОВ. ПРИДОРОЖНЫЙ РЕСТОРАН НА ВЪЕЗДЕ В ГОРОД. ДЕНЬ
СИМОН ПЕТРОСЯН (58 ЛЕТ) - ДИРЕКТОР СТРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ ИЗ МОСКВЫ, МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА, САША (30) - ЛИЧНЫЙ ВОДИТЕЛЬ СИМОНА ПЕТРОСЯНА, ОФИЦИАНТ 1, НЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, НАМИК АЛИЕВ, ДВА ОХРАННИКА НАМИКА АЛИЕВА, МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК В ЧЁРНОМ КОСТЮМЕ- РУКОВОДИТЕЛЬ РЕСТОРАНА 

От воспоминаний прошлых лет Симона Петросяна отвлекает голос сына.

МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА
Пап, пап! Прошёл слух, что дядя Намик приехал.
Говорят, он у себя в кабинете.

Симон неторопливо отвлекается от воспоминаний, отводит взгляд от стены с фотографией....

Конец 5 части

Продолжение следует ...


Рецензии
"это, как раз, мы сможем" - не по-русски
"шашлык из "чалахаджа"" - я бы сразу объяснил подробнее "жарением шашлыка из свежего молочного свиного антрекота".

Григорий Аванесов   30.06.2018 20:51     Заявить о нарушении
Я бы даже сказал ещё жёще - ошибка!

Григорий Аванесов   30.06.2018 21:00   Заявить о нарушении
"Ветхий Завет по сути это и есть иудейский Танах?"
Сильная фраза - мне нравится!

Григорий Аванесов   30.06.2018 21:10   Заявить о нарушении
Сахаров - после женитьбы на Бонэр стал борцом.

Григорий Аванесов   30.06.2018 21:25   Заявить о нарушении
"Отныне, повсюду важнее будет голос меньшинства." - Согласен.

Григорий Аванесов   30.06.2018 21:27   Заявить о нарушении