Присяга на верность шаху

              ПРИСЯГА  НА  ВЕРНОСТЬ  ШАХУ

Сюжет из повести: «Рассказы старого перса, приговоренного к смертной казни»

       
     - Так, что было потом, когда вы вернулись из Америки с полученными знаниями  в области авиации? – спросил водитель, нажимая на педаль газа и внимательно следя за ситуацией на дороге.    
     - Обучение в училище продолжалось около года. И вот наступил день выпуска, это было осенью 1952 года. Был волнующий момент в моей жизни. С утра мы примеряли офицерское обмундирование, гладили каждую складочку, начищали обувь и пуговицы - ведь нам предстояло получить офицерские погоны из рук самого шаха Мухаммеда Реза Пехлеви! После полудня нас, группу в 75 человек, доставили в шахский дворец. Скажу откровенно, дворец произвёл на меня потрясающее впечатление своей роскошью, убранством и богатством.
     В зале для приёма гостей  всё сверкало празднично и торжественно. В назначенное время в зал вошел шах Мухаммед Реза Пехлеви. Я не верил своим глазам, что так близко вижу первое лицо Ирана, которое было наделено невиданными полномочиями, определяло стратегию и тактику государства и судьбу каждого жителя Ирана. Я должен был принести этому человеку присягу на верность и добросовестную службу. Я, как завороженный, смотрел на него и думал: «Ведь он, по сути, такой же человек, как и все мы! У него такое же тело, как у меня, как у моих товарищей, но он - над всеми нами!.. Он повелитель! Он господин! У него неограниченные права и возможности! Я должен буду верой и правдой служить ему и выполнять любые приказы, какими бы они не были!».
     После короткой речи шаха, и принятия присяги началась церемония вручения офицерских погон. Закрепив офицерские погоны лейтенанта на своих плечах, которые получил из рук самого шаха, я почувствовал, будто стал выше ростом. Мы поздравляли друг друга с окончанием учёбы и присвоением каждому воинского звания. Моему брату Асдоллаху было присвоено звание младшего лейтенанта, но это не внесло в наши отношения какой-то неприязни и высокомерия с моей стороны. Мы по-братски обнялись, поздравляя друг друга с успешным окончанием учёбы и с новыми жизненными возможностями.
     После торжественной церемонии в шахском дворце мы, радостные и гордые явились в родной дом. Сколько было счастья у наших родителей и сестёр! Они любовались нами, старались потрогать наши воинские офицерские одежды, погоны. Их глаза светились, и с лиц не сходили радостные улыбки.
     Праздничное, радостное настроение длилось недолго, нам нужно было приступить к выполнению своих должностных обязанностей. Я и мой брат Асдоллах получили направление на службу в один и тот же авиационный полк, который располагался вблизи Тегерана. Началась повседневная однообразная действительность. Я занимался техническим обслуживанием и ремонтом авиационных двигателей и электрических систем военных самолётов. Асдоллах обслуживал орудийные системы самолётов. Целый день нас оглушал рёв самолётов, которые взлетали, кружились над головами, выполняя сложные элементы высшего пилотажа, и рёв двигателей на стоянках и ангарах. К оглушительному шуму мы привыкли, но к концу смены очень уставали. По вечерам, уставшие и изнуренные, мы с братом возвращались домой и возбуждённо рассказывали друг другу о событиях, которые происходили за день. Асдоллах возмущался:
       - Я каждый день заполняю магазины самолётов боеприпасами, они улетают и возвращаются на базу пустыми! Куда, на чьи головы были высыпаны эти конфетки!? Может быть, они лишили жизни каких-то людей!? Может быть, разрушили мирные дома?
       - Наверное, - успокаивал я его, - это учебные полёты и стрельба по мишеням. Ведь лётчик каждую минуту должен быть готовым к реальным событиям! Вторая Мировая война – реальное подтверждение этому! Природные богатства Ирана, несомненно, интересуют Англию, Францию, Америку, Израиль. Мы должны быть в постоянной боевой готовности и достойно отразить их агрессию!
      - Да что, я не понимаю этого!.. Ну, а если эти заряды падают на мирные головы, ни в чём не повинных людей!.. Тогда что?.. Я не хочу быть участником таких преступлений!.. – возмущался мой брат.
     В свободное от службы время мы посещали различные общественные заведения, заводили новые знакомства и поддерживали старые. Однажды, прохаживаясь по центральной улице, где когда-то я встретился с Хасаном Туфаняном, Асдоллах познакомил меня с молодым человеком, суждения которого покорили меня.
       - Прости, Надер, что перебиваю, – вставил вопрос Владимир в мимолётную паузу рассказчика. – А на эти вечерние прогулки вы являлись в военной форме?..
       - Нет!.. Какая военная форма!?.. Она нам за день так надоедала, что, явившись домой, мы её тут же сбрасывали и облачались в гражданскую одежду. Она нас раскрепощала и делала незаметными в толпе! – ответил иранец и продолжил своё повествование.
       - Так вот, мой новый знакомый произвёл на меня очень хорошее впечатление. Он как-то по-другому смотрел на жизнь, на те события, которые проходили в обществе, в стране и в мире. До встречи с ним я серьёзно не интересовался понятиями: «справедливость», «равноправие», «угнетение», «эксплуатация».
     Будучи наблюдательным человеком, я видел и сталкивался с несправедливостью в обществе, но глубоко не вникал в её корни, и считал, что так должно быть, так устроена жизнь:  богатство и привилегии - для одних, бедность, нищета, бесправие - для других. Одни должны денно и нощно трудиться, а другие присваивать результаты непосильного труда, вести праздный образ жизни, жиреть! Одни наделены неограниченной властью - другие полностью лишены её. Почему?.. Я начал задавать себе эти вопросы и искать ответы на них, на эти «почему?! А когда находил ответ, у меня раскрывались глаза, я по-другому стал смотреть на свою службу и понимать: всё, что я делаю, не во благо моему народу, не во благо моему любимому Ирану, моей Родине!
     Иранец перевел дыхание, вытер пот со лба и слезу, накатившуюся от эмоционального возбуждения.
       - Успокойся, дружище! Я тебя понимаю!.. Душа рвется на части, когда разочаровываешься в вере, которую впитал с материнским молоком! Ох, как понимаю!..
       - Я понял, что дал присягу, - продолжил иранец, - служить власти имущих и тунеядцев, служить несправедливости, которая встречалась на каждом шагу, служить угнетателям народных масс. Перед глазами проплывали воспоминания о расовой дискриминации в Америке, о гетто для коренных жителей, о богатых роскошных и нищих кварталах в этом государстве. Мне по-другому стал видеться шах Мухаммед Реза Пехлеви, из рук которого я получил офицерские погоны, назначение на службу. Я его обожествлял, но когда получил информацию от моего нового знакомого, понял, что это человек нечестный и жестокий, думающий только о своём богатстве и о том, как его сберечь!
     Я стал понимать, что в этой жизни являюсь одним из маленьких винтиков в большой государственной машине для подавления и угнетения народа, подавления всякого инакомыслия и недовольства. Эти винтики выточил шах   из меня, моего брата Асдоллаха, лётчиков, и других юношей, чтобы его машина не развалилась на ухабах истории и от недовольства народных масс.
     Видя, что я проявляю интерес к политическим процессам, происходящим, в стране и мире, мой новый знакомый предложил мне и моему брату Асдоллаху посетить кружок, в который собирается прогрессивная молодёжь для обсуждения различных политических вопросов.
     В этом кружке мы познакомились с замечательными и очень эрудированными людьми. Там мы вели разговоры о политических формациях, которые были, и которые сменяли одна другую, о философах древнего мира и совремённых, их учениях и толкованиях вопросов о происхождении человека, рассматривая их с точки зрения идеализма и материализма. Там я впервые услышал такие фамилии, как Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах, Ницше, Маркс, Энгельс, Ленин; услышал фамилии революционеров, как Спартак, Р.Оуэн, Р.Пьер, И.Сталин и др.
     У меня стали возникать вопросы: «почему в мире, то в одном месте, то в другом возникают революции и массовые недовольства; почему эти недовольства жестоко подавлялись властью имущих? Почему ислам, христианство, католичество никогда не были на стороне угнетённых масс; почему в каждом из этих учений призыв к терпению, к безропотному повиновению; почему людей с другими взглядами пугают божьей карой? Почему?..
     И, наконец, мои убеждения - бороться с несправедливостью - достигли пиковой точки. Этому послужил случай, подтолкнувший меня, вступить в ряды коммунистической партии. Помнишь, я тебе говорил, что мой отец служил управляющим делами у одного очень богатого феодала. Как позже я узнал, эти богатства достались ему путём обмана и варварского захвата целых районов Ирана. Эксплуатация населения была жестокой и бесчеловечной. По роду обязанностей отец с охранниками, выезжал в эти районы и собирал дань с крестьян. 40% продукции от непосильного крестьянского труда нагло забиралась и на ишаках отправлялась в закрома феодала. Отец вздумал привлечь меня к этой работе в качестве помощника. Скажу откровенно, эта процедура была из неприятных. В то время механизация с\х работ была нулевой. Люди круглые дни под палящими лучами солнца гнули спины на плантациях и в садах, выращивая пшеницу, рис, овощи и фрукты, а когда наступала пора их сбора, вынуждены были расставаться с результатами своего труда. Вереницы ишаков доставляли отобранное у крестьян, в город. Эти вереницы нужно было сопровождать, чтобы ни одно зернышко не ушло «налево».
     Однажды я был свидетелем ужасной истории. Пожилой человек, изнурённый непосильным трудом, нецензурно высказался в адрес моего отца. Охранник по имени Рахим, здоровый, атлетического сложения молодой человек, подбежал к старику и со всей силы ударил его в челюсть. Крестьянин упал, кровь брызнула изо рта и из носа. Высохшими, жилистыми руками он зажал нос и рот, пытаясь остановить кровотечение. Меня поразили его лицо и лоб, испещрённые глубокими морщинками, и его жилы на руках, на шее. Казалось, что его тонкая, коричневая кожа не выдержит кровяного давления, порвётся и кровь хлынет во все стороны.
     Рахим не успокоился на этом и стал безжалостно, пинками избивать, лежащего человека, нанося удары по голове, спине, животу, ногам! – рассказчик сделал паузу. – Ты видел, как дерутся собаки из-за кости? – задал он вопрос водителю.
       - Видел!.. Видел! Зрелище не из приятных! – ответил Владимир.
       - Сильный кобель, - продолжил иранец, - до смерти загрызает слабого не оставляя ему никакого шанса на спасение! Но это же собаки!.. Они живут под действием инстинктов! А здесь кровавая расправа происходила над человеком! Как мог человек, нарастивший мышцы и силу, быть безжалостным к бедолаге – к своему кормильцу, к своему рабу! – возмущался иранец. – У меня, до конца дней моих на этой земле, этот эпизод останется в памяти!
       - Я и ещё несколько человек, находящихся рядом, еле отбили жертву от жестокого, безмозглого негодяя, который ещё долго не скрывал своей ярости, звериной сущности.
     После этого случая я отказался от помощи своему отцу и, не задумываясь, вступил в ряды Коммунистической партии Ирана.
     Оказалось, что мой брат Асдоллах был уже её членом и активно участвовал в партийной работе.
     Меня приняли в партийные ряды на заседании партийной ячейки, в которую входили замечательные лётчики:  старший лейтенант Ростими, он же секретарь нашей первичной организации,  лейтенант Али и мой брат Асдоллах.
     Еженедельно мы собирались на конспиративной квартире и горячо обсуждали политические вопросы в стране и Мире и наши повседневные задачи по проведению разъяснительной работы среди своих товарищей и гражданского населения.
     Мы по-другому стали относиться к Америке с её ужасным ЦРУ, создателем и духовным отцом которого был Даллес. Где бы в мире не происходили кровавые расправы, разбалансированность в обществе – везде прослеживался след этой организации. Как потом стало очевидным, этот орган вышел из подчинения президента и правительства, он стоял над ними, выполняя волю небольшой кучки богатеев. ЦРУ организовало убийство Президента Кеннеди, переворот в Чили и убийство Сальвадора Альенде. Ему принадлежат преступления во Вьетнаме, Комбодже, Северной Корее и других государствах. Они повинны в смерти мирного населения и американских солдат, тупо выполняющих волю негодяев. Эти жертвы значительно больше, чем потери во Второй Мировой войне.
     Они своими грязными щупальцами проникли в иранское общество, оказывали негативное влияние на шаха и его приближенных, безнаказанно выкачивали нефтяные и другие природные ресурсы страны, оставляя народ Ирана жить в голоде и нищете! Шах и его окружение оказались под пятой этой грязной организации и творили всякие беззакония против моих соотечественников.
     В то время в Иране происходили очень интересные политические события. Недовольство предательской политикой шаха Мухаммеда Реза Пахлеви с каждым днём становилось всё сильнее. Это было вызвано тем, что Иран полностью оказался под пятой Великобритании и США. Эти агрессоры безраздельно хозяйничали в стране, бесконтрольно выкачивали нефтяные запасы и другие природные ресурсы, не считаясь с экономическим положением Ирана и вопиющей бедностью населения. Молодой, трусливый шах и его окружение не могли противостоять этому влиянию, так как получали баснословные подачки от Американских и Английских владык.
     Патриотические силы Ирана создали организацию под названием:  «Национальный фронт», во главе которой стоял доктор Мухаммед Мосаддык, сын министра финансов Ирана. Это был очень образованный человек, получивший глубокие знания в Париже, а затем в Швейцарском университете. Он был страстным патриотом своей Родины, разбирался в политической и экономической обстановке в стране и выступал против заключения шахско-английского договора, который с 1919 года предоставлял Великобритании большие нефтяные концессии.
       Получив большинство мест в Меджлисе, доктор Мосаддык был избран премьер-министром Ирана. Он тут же продвинул закон о национализации нефтяных месторождений страны, провел реформы в сельском хозяйстве, упразднив феодальную систему в государстве.
       - Прости, Надер, что перебиваю! К моему стыду я не знаю, что такое «меджлис»? – спросил водитель.
       - Меджлис - это как в России – дума, а на Украине - рада, т.е. это – парламент государства! – ответил иранец.
       - Вот теперь мне, неграмотному, стало всё ясно! Прошу тебя продолжай, твой рассказ очень интересный и поучительный!
     Так вот из-за этого произошел конфликт Ирана с Англией и США. Мосаддык, проявив твердость в политике, выслал всех английских и американских советников и специалистов из страны, а впоследствии разорвал с этими государствами дипломатические отношения. В ответ США и Англия объявили бойкот иранской нефти и начали готовить переворот в стране.
     16 июля 1952 года после того как Мосаддык потребовал от шаха чрезвычайных полномочий и подчинения ему армии, шах отправил его в отставку. Это вызвало всеобщую забастовку и восстание в Тегеране. 22 июля 1952 года шах вынужден был снова назначить Мосаддыка премьер- министром. А в феврале 1953 года Мосаддык предложил шаху покинуть Тегеран, заявив, что монарх должен царствовать, как английская королева, а не управлять государством и отправил его в Рамсар – шахскую резиденцию, расположенную на берегу Каспийского моря. Были освобождены от своих должностей приближённые шаха.
      Недовольные политикой Мосаддыка, англичане договорились с США о его свержении, восстановлении монархии в стане и разделе нефтяной прибыли. Планировавшийся переворот получил название «Операция Аякс». 4 апреля директор ЦРУ выделил на эти цели 1,0 миллион долларов. В Иран, под безобидным предлогом был направлен Кермит Рузвельт – внук бывшего президента Рузвельта, снабжённый особыми полномочиями и баснословными суммами долларов на подкуп простых людей и чиновников. А в это время народ Ирана начал сносить памятники ненавистному шаху и его ближайшим родственникам. Испуганный недовольством масс шах, как блудливый пёс, бежал из страны и нашел пристанище сначала в Багдаде, а затем в Риме.
     Подготовка к перевороту проходила по разработанному ЦРУ сценарию. Чтобы вызвать у народа недовольство политикой Мосаддыка, на улицы Тегерана выходили купленные Америкой, зомбированные, политически неграмотные граждане с партийными лозунгами коммунистического толка, при этом горланя: «Мосаддык - наш лидер! Долой шахскую тиранию! Да здравствует Коммунизм!». А вместе с этим, молодчики из этой толпы, грабили магазины, уничтожали собственность граждан, веривших в справедливого премьер-министра. Дело дошло до того, что при проведении этих массовых манифестаций, послышались выстрелы в воздух, а за тем и по толпе. Появились раненые, и это до предела накалило обстановку. Наступил момент, когда военным, приближённым к шахскому трону, во главе с генералом Фазлолла Заходи, была дана американцами команда: «ФАС!». Военная техника (танки, бронетранспортёры) и вооруженные солдаты окружили дом, в котором жил доктор Мосаддык – Премьер Министр Ирана. Сопротивление было бесполезным. Доктор Мухаммед Мосаддык был арестован, и распущено правительство Национального фронта.
     Премьерский пост занял генерал Заходи, который тут же вернул все договорённости американским и английским боссам и их полномочия на нефтяном промысле. Шах, по настоянию американцев, вернулся в Тегеран, получив всю полноту власти. Началась кровавая, жестокая расправа над людьми, которые поддерживали Мосаддыка. Сам же доктор Мухаммед Масаддык предстал перед судом, отсидел три года в тюремных застенках, после чего был отправлен под домашний арест в один из особняков в окрестностях Тегерана. Там он провел без малого 13 лет и умер в 1967 году.
        - Царствие ему небесное, земля пухом! – заметил Владимир.
        - В Иране таких пожеланий нет! – ответил Надер, - хотя доктор Мухаммед Мосаддык заслуживает этого! Ужасная страна Америка со своим ЦРУ! Ужасная!.. Когда-то Президент Рейган назвал Советский Союз «империей зла», а я утверждаю, что большего зла на земном шаре, чем сама Америка, нет!
       - Я с тобой согласен! Их конёк – это подкуп должностных лиц, разложение общественного сознания, уничтожение моральных и нравственных принципов среди молодёжи. Вещизм, пьянство, наркомания – вот их оружие, при помощи которого они развалили Советский Союз, они издеваются над Украиной, подкармливая тёмных лошадок, загоняя страну в бездну хаоса и развала! – возмутился Владимир, с силой нажав на педаль газа.
      Автомобиль, как подстёгнутая лошадка, резко набрал ускорение и помчался к милицейскому посту на развилке: Золотоноша – Кременчуг.
        - Сбавь скорость, знак указывает, что скоро будет пост ГАИ! Не нервничай! – спокойно заметил иранец.
        - Вот и наши «защитнички»! Посмотри, все в бронежилетах, в касках, на посту укрепления из железобетонных блоков, мешки с песком, автоматы Калашникова! Как будто началась война с каким-то агрессором! – иронически воскликнул Владимир.
        - От кого такие предосторожности? – спросил иранец.
        - Как от кого?.. От меня, от тебя и других ребят, которые платят налоги и содержат эту армию тунеядцев! Надо же как-то показать свою работу, и что не зря наш хлеб жрут – вот и предостерегаются, как бабы от беременности!.. Смех и только!.. Если где-то на дороге на нас нападут грабители, этих защитников рядом не будет!.. Это опасно для их жизни!.. Посмотри, нас уже засекли!.. Видишь, от этой толпы, вооруженных и толстых, оторвался  сержант! Странно, какой-то худой! Не похож на настоящего гаишника! Видно, новичок, проходит стажировку, не успел ещё познать арифметику этого органа: «отнять и делить!». Но посмотрим, чем закончится наша встреча с ним! – подумал вслух Владимир.
     Между тем, автомобиль подъехал к зоне милицейского поста. Сержант жезлом указал на остановку. Владимир выскочил из кабины и пошел навстречу должностному лицу.
       - Добрый день! Сержант Пономаренко! – представился милиционер. – Ваши документы!
     Из-под каски выглядывало смуглое лицо, гимнастёрка промокла от пота.
       - Здравия желаю, товарищ сержант! Что жарко!? – наиграно вежливо представился водитель, вручив сержанту папку с документами.
       - Жарко!.. Жарко! – ответил сержант. - А это что?.. – спросил он, раскрыв папку и увидев 10 гривен поверх документов.
       - Небольшой подарок к празднику!
       - А какой праздник? – спросил сержант.
       - Да какой-то ведь будет!..
       - Спасибо! – ответил сержант, и 10 гривен, как у фокусника, мастерски исчезли из папки. «Вот это опыт!.. Молодой, а уже такой талантливый и способный! Далеко пойдёт!..» – подумал водитель.
     Сержант для вида полистал документы, обошел вокруг автомобиля, заглянул в кузов и, вручив папку водителю, пожелал:
       - Счастливой дороги!
       - Товарищ сержант, а как бы вручить вам пакетик с изюмом и банку томатной пасты? Для пробы иранской продукции! Ох, и хорошая, полезная продукция!  – шепотом спросил Владимир.
       - Вон там, в вашем направлении, будет кустарник - за ним и оставьте! – взглядом указал он на место передачи маленькой взятки.
       - Понял! – ответил Владимир и вырулил автомобиль в направлении города Кременчуга.
     Возле кустарника он сделал короткую остановку, Надер, не покидая кабины, аккуратно выбросил, в указанное место, пакет с изюмом и банку с томатной пастой. Путешествие продолжалось. 
       - Вот это режим!?.. Вот это наглость! – с горечью высказался иностранец.
       - Это ещё ничего! Эти хоть душу не мотали и не вытягивали из меня все нервы, всю кровь! Наша жизнь превратилась в сплошной ад: врачам плати, учителям плати, придёшь в налоговую – плати, за парковку – плати, за сортир – плати! А если уж очень приспичило, то вали в штаны! Скоро, наверное, за потребляемый воздух нужно будет платить! Просрали мы Советский Союз, социалистический строй! Ох, как просрали!..
       - Американцы помогли! Всё по замыслу ЦРУ! Всё!.. Они боялись Советского Союза! Ох, как боялись! Горбачёва купили, Ельцына купили, их окружение купили, т.е. всё, как у нас в Иране когда-то!
       - Это точно! Сценарий один и тот же! Америка, действительно, - империя зла! Сколько бед людям принесла эта империя, а сколько жертв и разрушений!? И об этом паразиты стараются умолчать! Благодетели!.. Стараются направить свою гнусную пропаганду на Советский Союз! А всё из-за стремления господствовать над всем миром! Поощряется дебилизм, неграмотность, невежество, жестокость, обман, воровство!
       - И это всё под понятиями свобода и демократия! – подвёл итог иранец.
       - Так, дорогой мой друг, давай продолжим наш разговор об Иране! Ты остановился на эпизоде, когда ЦРУ свергло доктора Мухаммеда Мосаддыка и вернуло к власти шаха Пахлеви.
       - Американцы и англичане, - продолжил своё повествование иранец, - получили полную свободу и начали господствовать в Иране, бессовестно выкачивать природные богатства страны, всячески поддерживая режим шаха Пахлеви. В стране начались массовые репрессии и преследования людей, солидарных с Мосаддыком.
 


Рецензии
Спасибо автору за рассказ. Его бы прочитать нашим либералам, мечтающим о жизни, как за границей. Чтобы ничего не делать, только болтать и жить без забот. Против таких и боролся иранец в своей стране, потому что капитализм в своем зверином облике везде одинаков.

С уважением Александр

Александр Щербаков 5   29.03.2018 13:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Саша, за отзыв! От этих либералов, что у вас, что у нас, тошнит! Дешовки развалили Великий Союз, посеяли хаос, развал и гибель людей! С уважением! Владимир.

Владимир Пастер   29.03.2018 14:08   Заявить о нарушении
Как же так всё хреново получается: СССР создали евреи-большевики, а разрушили уже американцы с англичанами?

Никак не получается своим умом жить. Опять придётся каких-нибудь варягов призывать...

Это потому что множество графоманов развелось во всех сферах жизни. Не имеющих талантов, и лишь о своём брюхе думающих, у кормушки толкающихся. Даже в спорте. Вот!

Евгений Жироухов   31.05.2018 11:46   Заявить о нарушении