Электромеханик Васильевич

Наш сменный экипаж решили создать летом 1988 года. Летом, когда желающих пойти в рейс, с собаками не найти. Поэтому, в его состав попал я и электромеханик Сергей .Мы только что сдали техминимум на разряд. С Серегой я был знаком еще по «Скульпторам», где работал третьим механиком, а он был еще электриком.
 Мы успели сделать пару рейсов в составе экипажа. Сергей повздорил со старпомом и их вражда крепла день ото дня. У Сергея были сложные отношения с последним. Объяснялось это тем, у Сергея  за спиной был Политех , кроме заочной Макаровки. И Политех с Красным дипломом, а Старпом был просто туп .
   И в эту стоянку, проверяющий из парткома БМП, зашел  к нему в каюту. Причем, «совершенно случайно», каюта электромеханика, оказалась на его пути, первой . Судно стояло в ожидании отхода. Сергей в это время выпивал со старшим электриком «отходную рюмку». Принято так было. Электрик почувствовал, что пахнет жаренным, схватил какую-то схему со стола и испарился. Проверяющий узрел и рюмки на столе и бутылку под столом. Участь электромеханика была уже решена, но он решил и как-то обосновать свое «случайное» появление. И начал с политики партии.  Сергей внимательно  выслушал слова  проверяющего о перестройке, ускорении и т.д. А потом беспартийного Сергея  понесло.  Наговорил он парткомовскому члену все, что думает о партии, о бездельниках из парткома и о коммунистах в частности. Терять ему было уже нечего. И потому был списан в тот же  день.
    В рейс мы ушли с другим ЭМХ, сорванным со своего штатного парохода, на который он и вернулся по приходу в Питер. И нам прислали нового. Звали его Валерий Васильевич. Шли разговоры, что электрослужба в отместку за подлое списание своего специалиста, послала на борт сволочь и презерватива редкого, дабы штурманам неповадно было так подло поступать.
«Дайте мне лучшего из лучших.
- Таких нет.
-Тогда давайте лучшего из худших»
Валерий Васильевичу или В.В., было уже за 50. Свои кудрявые волосы носил он до плеч, за что получил в команде кличку Бетховен. Разговаривал вежливо, но если разговор переходил в неприятную плоскость, начинал цедить сквозь зубы. Едкий такой товарищ, но спец от Бога. Поскольку изначально, я стараюсь начинать общение с дружественного ,(а там посмотрим, что ты за фрукт), вроде как у нас с ним наладилась рабочая атмосфера. Но такие отношения сложились у ВВ не со всеми.  У него были свои Правила. Штурманов он вообще за инженеров не считал. «Толще члена и карандаша в руках держать не умеют. А навигация откажет, хрен кто точку по солнышку возьмет. Так и будем плутать, у других судов дорогу спрашивать». Но сына своего, на штурмана учиться послал. Разговор с механиками, когда те звали устранить неисправность, начинал вопросом : «Ты свое все проверил? Точно мое?». Пару раз спросит, ткнет мордой механца третьего или четвертого в его косяк и предупредит, чтобы в следующий раз не вызывал, пока сам со своим заведованием не разберется и не изучит для начала. С его предшественниками, у меня были тесные деловые отношения, свое заведование по электричеству я знал уже довольно хорошо, и обращался к ВВ редко. Частенько с  ним чай, кофе пили у меня в каюте и беседовали по теме электрической. Иногда, за рюмкой водки, из его уст звучало ласкательное : «Морду бы тебе набить Саня, но спец ты хороший». Вроде, как я у него на хорошем счету был. А счетов этих, было у него всего два. Плохой и хороший. Средний счет отсутствовал.
Старпома, как и прежние электромеханики, он на дух не переваривал. Тот вечно занимался головоломкой с перестановкой контейнеров. «Чтобы простой в портах уменьшить. Надо этот сюда, а этот сюда переставить». А для перестановок следовало отключать конечные защиты крана по стреле. На это ВВ не шел. Начинался скандал и крики с обеих сторон. Аргумент ВВ был весомый-человека убьет, кто отвечать будет?  Или местный абориген загонит стрелу вверх,защита отключает кран раз, второй третий. Старпом блажит, что погрузка остановилась, а электрослужба , устраняет неисправность долго, работать не умеют. В общем, как кошка с собакой жили. Но со временем обтерлись, огрызались только друг на друга при каждом удобном случае. А списать то никак. Какая причина такая, что электромеханики часто меняются? Чем не устраивают присланные Службой Судового Хозяйства специалисты?
И решил Мастер, старый польский еврей, ход конем сделать. К себе Васильевича приблизить. Вечерком на партию преф в каюту приглашать начал. Он, Старпом и доктор. Кофеек капитанский, бутербродики. Ну и рюмочка вискаря, конечно. Благость.
     Но недолго такое продолжалось. Характер дал себя знать. Сидят, как-то играются. Тихо, мирно. Судно в океане идет. Но проиграл Васильевич раз, потом два, а потом и третий. «На одну руку играете, а доктор –подыгрывает. Жулье вы здесь и шулеры!»-обвинил он всех и сразу. « Але! Валера, не ори. Ты в каюте капитана!»-пытался урезонить его Мастер, у которого от удивления  сползли очки на кончик носа. Это только добавило масла в огонь. « Мы, за столом карточным. А тут, как в бане. Нету капитанов, все равны»-был ответ ВВ. Послал он всю честную компанию далеко, швырнул карты на стол и вылетел за дверь. «Чтоб ноги этого хама в моей каюте не было»-резюмировал Мастер. Так и закончились посиделки вечерние. В машине, к концу дня, нет-нет кто-то задавал вопрос: «Ну, что Васильевич ? После работы, как всегда, к Мастеру в картишки перекинуться пойдешь?». Тот кривился и бурчал про жуликов и шулеров. Все встало на свои места. «Богу –божье , а слесарю-слесарево».
Потом нам сменили Деда. Дед был в возрасте и мог уйти в запой на неделю, вторую. Время выбирал под проход Панамским каналом или под приход в порт. Приходилось и вахту свою стоять и Деда дублировать на других вахтах. На вопросы Мастера в машину: «Где Дед?», отвечать: «Только что вышел, машину обходит. Я пока подменяю». А Дед в это время дрых от глаз посторонних подальше где-нибудь в углу на ватниках. Любили Деда в машине и уважали за грамотность, когда трезвый. Потому и прикрывали всей машиной.
    Но пароход, он стеклянный. Ничего не спрячешь, да еще если год, второй на нем ходишь. Прислали нам нового Деда. Первый рейс делал. Умный старается в дела вникнуть, а те, что не очень, процесс становления проходят. Этот был не очень. Начал показывать, кто в « подвале»-машинном отделении, круче. После того, как я запустил в него связкой ключей от  своих служебных помещений, от меня он отстал. А Васильевичу все пытался доказать, какой он специалист отменный. Тот его и обувал при всех за незнание.
Сидим в ЦПУ в полном составе. Или в канале встали ,или швартуемся где-то. Я на вахте, Дед на подсмене, моторист вахтенный и Васильевич. Все, как положено по расписанию. Пауза возникла. Ходов не дают, нам из машины не видно, что там, на верху, делается. Ниже ватерлинии находимся. Зависло в общем все. Деду делать нечего, оглянулся вокруг и книжку ПТЭ в руки взял. ПТЭ- «Правила Технической Эксплуатации». Там все действия по механизмам расписаны. Азбука механическая. «Кровью и потом судовых механиков написаны». Васильевичу тоже скучно было. Решил он в силу характера своего, эту паузу и разрядить, но по- своему.
-Сань! Смотри, наш дурак, ПТЭ в первый раз увидел!
Дед вздрогнул, но книжку назад не положил. Моторист, предчувствуя скандал, заметался и выскочил в машину, чтобы не стать свидетелем. Могло и до драки дойти. Васильевич пристально смотрел на Деда. Тот делал вид, что внимательно читает. Лицо его начало краснеть.
-Вот дурак - дураком, кто его Дедом поставил? ПТЭ в училище надо было учить, а этот, ваньку там провалял, теперь неуч этот, мозг нам полощет! Да, Сань?
Я стоял к обоим спиной и тактично молчал, стараясь не заржать.
- Не, а чего? Неуч он и есть неуч. Ни хрена не знает, какой он Дед? Четвертый механик и то говеный!
Дед пришел в себя.
-Валерий Васильевич! Займите свое место!
-Это гдей-то мое такое место в ЦПУ?
- У ГРЩ !(Главный Распределительный Щит)
-А что мне там делать?
-Следить за распределением нагрузки дизель генераторов!
-У меня за этим автоматы следят. Отлаженные. Ты что ли, дурак, будешь за этим следить? Знаний твоих не хватит.
Дед покраснел еще больше, отложил ПТЭ и пошел наливать кофе. Связываться с электромехаником, он не решился. Васильевич победоносно оглянулся.
Хороший спец был Валерий Васильевич. Не скучно было с ним на швартовках. Ушел уже и он, и Дед, и Мастер. На небесах теперь ругаются друг с другом. А может в преф перекидываются. И не ругаются.   
               


Рецензии