Праздник для Мая

В сердце волшебной страны, в одном из огромных лесов, в большом доме с двенадцатью комнатами живут братья месяцы. У каждого из них очень важная работа. Они отвечают за смену времён года: лето, осень, зиму и весну. Служит каждый из них ровно свой срок, ни днём больше, ни днём меньше.
Первый летний месяц – брат Июнь, молодой, с румяными щеками, полный сил приходит на свой пост в лёгкой одежде. Он выращивает лекарственные листья, травы, первые овощи, фрукты и ягоды. Нагревает воду в морях, реках, озёрах и прудах.
Июль – красивый, загорелый юноша, любимец всех людей, зверей, птиц и растений. И солнцем греет, чтобы детки на солнышке подрастали, и дождями землю поливает – растения кормит.
Август, сильный, как богатырь. Этот брат людям расслабиться не даёт. Заставляет яблоки собирать, картошку молодую копать, помидоры, огурцы, кабачки на зиму солить, а из ягод и фруктов вкусные варенье и компоты варить.
Его дело продолжает брат Сентябрь. Ходит он в жёлтом плаще и высоких зелёных сапогах, чтобы в лужах ноги не промочить. А солнышко прячет – осень пришла, пора к зиме готовиться. И только в конце месяца, как в награду, ещё недельку радует сухой погодой и теплом.
Октябрь в свой срок красит листья на деревьях и кустарниках в жёлтые, оранжевые, красные цвета, а потом покрывает красивым золотым ковром всю землю. И костюм такой носит, как будто он из этого ковра сшит.
Ноябрь совсем на своих осенних братьев не похож. Ходит в сером пальто, обмотанный фиолетовым шарфом, хромой, он вечно чихает и воет ветрами – поёт колыбельные песни природе, готовит её к зимней спячке.
Декабрь, высокий старец с длинной седой бородой, носит красную шубу и красную шапку, шерстяные штаны и валенки. С помощью прозрачного посоха он сковывает воду льдом и посыпает дороги, поля, крыши домов и ветви деревьев белым пушистым снегом. Каждый год он готовит тёплое одеяло для зимующих растений.
Январь, самый строгий из братьев, с бородой ещё длиннее, чем у Декабря, одет в синюю шапку и синюю шубу. Долгие годы проверяет он, как люди трудились весь год, достаточно ли запасов сделали за лето и осень, смогут ли выдержать его лютые морозы.
Февраль, самый низкий из своих зимних братьев, но под стать Январю, морозы держит крепко, метели страшные нагоняет, как будто хочет, чтобы зима продолжалась весь год. Но это лишь чтобы люди больше весне радовались. Весенние месяцы ведь совсем ещё мальчишки!
Март – самый старший из весенних месяцев. Одет Март по-зимнему, но дублёнку носит нараспашку. Некогда про внешний вид думать, самая тяжёлая работа ему досталась. Он снимает снежные покровы и будит первые цветы: подснежники, крокусы, нарциссы, фиалки и акацию с жёлтыми пушистыми цветами-шариками, или, как её в народе называют, мимозу, которую дети дарят мамам в женский праздник.
Апрель землю обновляет, очищает её от старой листвы и опавших веток. Он, как и многие молодые мальчишки, шутник и хитрец. Покажет солнышко из-за тучек, да тут же спрячет. Сам он в вязаной шапке, тёплой зелёной куртке, непромокаемых штанишках, и сапожках бегает. Смех у него звонкий, как капель.
А самый младший из всех своих братьев – Май. Самый озорной, задорный, добрый и трудолюбивый из них. Голубоглазый, золотоволосый мальчик в лёгкой курточке цвета неба, таких же брючках и ботиночках под цвет. Он приносит людям первое тёплое солнышко, при нём раскрываются почки на деревьях, распускаются  все вокруг цветы и весело поют птицы.
Про него и будет наша сказка!
Однажды, под конец года, братья месяцы рассказывали о своей работе, хвалились и жаловались. Кто больше всех людям помог, кого больше всех люди невзлюбили. И только Декабрь стоял, слушая своих братьев, и молча улыбался.
– Как же это так, - спросил брата Ноябрь, - ты ещё холоднее меня, а люди твоему приходу только рады! Неужели из-за снега? У Января и Февраля снега больше, а их что-то не очень любят. – Не успел Ноябрь договорить, как чихнул три раза подряд.
– Каждый раз, брат Декабрь, ты рассказываешь про свой праздник, Новый год, а за тобой и Январь – про Рождество. Рассказываете, как люди на коньках и на лыжах катаются, в снежки играют, снеговиков лепят, радуются, еду вкусную готовят, печенья и пряники пекут, подарки друг другу дарят, красивые огни в небе зажигают, – говорит Май. – Так мне хочется самому посмотреть на эти праздники. Разреши мне в этот раз вместо тебя на службу выйти! Хоть на несколько дней, прошу!
– Все месяцы хороши по-своему, все полезны, – ответил за брата Январь, – и все они идут по порядку – таков наш закон, и другому не бывать!
– Но неужели, брат Январь, тебе ни разу не хотелось увидеть, как возвращаются перелётные птицы? Как на безжизненных деревьях появляются почки, а из почек – листья. Как просыпаются от зимней спячки ёжики, еноты, медведи, белочки и зайчики?
– Я бы хотел, – мечтательно сказал Ноябрь и снова чихнул.
– Да пусть мальчишка красотой зимы полюбуется, – заступился Октябрь!
– Как же он полюбуется? – возмутился Февраль – только он ступит на землю, снег  и лёд начнут таять – люди уже на коньках и лыжах кататься не смогут, снежки тоже не слепишь без снега, где уж тут празднику радоваться?
Май очень расстроился и ночью из дома братьев месяцев убежал. Идёт по тёмному лесу, плачет, а там, где наступает, снег тает, куда слёзка падает – цветочек распускается. Вдруг, увидел он, как при свете луны льдинка необычная на ветке блеснула. Подошёл поближе, присмотрелся, а это птичка от мороза спрятаться не успела и замёрзла. Жалко Маю стало птичку. Снял он её аккуратно с дерева и прижал к груди, греет своим тёплым дыханием. Льдинка растаяла, и птичка ожила.
– Спасибо, мальчик, ты спас меня! – сказала Синичка.
– Я не мальчик, – грустно ответил Май, – только выгляжу так.
Но вдруг, его лицо стало радостным:
– Вот бы мне превратиться в настоящего мальчика! Тогда бы я смог увидеть, как люди празднуют Новый год! Вот только как мне им стать?
– Думаю, я могу тебе в этом помочь, – ответила Синичка, – я могу превратить тебя в настоящего мальчика, ровно на один день! Хорошо подумай, действительно ли ты этого хочешь?
Май обрадовался и согласился:
– Праздник будет уже завтра, я смогу всё увидеть своими глазами. Декабрь будет завершать целый год, а Январь – начинать новый. Это тяжело и ответственно. За своими заботами и они не заметят моего отсутствия! А когда все проснутся, я уже вернусь домой! Птичка, я решил! Превращай меня скорей в мальчика!
Синичка взмахнула крылышками, облетела три раза вокруг Мая и села на его макушку. Ручки и ножки Мая стали быстро уменьшаться, а потом и он сам стал таким крошкой, не больше майского жука. Синичка крепко держала его в лапках, и летела в большой город. 
– Открой глаза, мальчик, не бойся, – сказала птичка.
Май не знал, как долго они летели, когда, наконец, осмелился открыть глаза. Было уже светло. Внизу, как на ладони, он увидел маленькие дома и людей, похожих на муравьишек. Они также смешно суетились. Кто-то нёс на себе ёлку, кто-то, в руках, тяжёлые сумки. Некоторые «муравьи» забегали то в одни дома, то в другие, и количество сумок у них только увеличивалось.
– Я оставлю тебя здесь, – сказала Синичка.
– Мы улетели так далеко, как я попаду домой? – спросил Май.
– Когда волшебство прекратит своё действие, и ты снова станешь тем, кем был, всё вокруг начнёт таять. Брат Январь сразу найдёт тебя и поможет вернуться!
– Но я не хочу! – Май осмотрелся, а Синички уже не было рядом. Сам он стоял в лёгкой весенней одежде посреди площади и был ростом с настоящего мальчика.
«Как же холодно! Что же мне теперь делать?» – думал мальчик. Он зашёл в здание с надписью «Кафе» и сел на ступеньки, потирая ладошки.
– Если бы не праздник, я бы выгнал тебя на улицу, не люблю попрошаек, – строго произнесла огромная фигура, внезапно появившаяся рядом с мальчиком. – Вот, держи, так быстрее согреешься! – фигура протянула стакан с горячим шоколадом и вкусную тёплую булку.
– Спасибо, – ответил мальчик.
На улице стемнело, и Май увидел, как в один момент зажглись тысячи ярких огоньков, закреплённых на домах, магазинах, деревьях, в гирляндах, тянущихся от фонаря к фонарю и на красивой высокой праздничной ёлке, стоящей в центре площади. Люди на улице гуляли, разговаривали и смеялись, скользили и падали на катке. Звучала весёлая музыка, артисты в чудных костюмах развлекали народ, и от всего увиденного Маю казалось, что на улице совсем не зима. Он решился выйти из своего укрытия, но тут же об этом пожалел. Мороз защипал лицо, руки замёрзли, а ножки, казалось, стали деревянные. Вдруг в толпе мальчик увидел кого-то похожего на его зимнего брата в красной шубе, и неуклюже побежал к нему.
– Декабрь, прости меня, я не должен был убегать из дома. Отнеси меня обратно! – умолял Май.
Но человек в красной шубе не узнал его:
– Где твои родители, мальчик, – спросил он.
– Родители? А кто это? – удивился Май, – у меня есть только братья!
– Охо-хо, уверен, они где-то здесь! Поищи получше, малыш! – сказал мужчина и повернулся к толпе мальчиков и девочек, которые тоже требовали внимания весёлого старика.
Май побрёл сквозь толпу и не заметил, как столкнулся с молодой девушкой.
– Извините, – проговорил он сквозь стучащие от холода зубы.
– Ничего страшного, – улыбнулась она. – Что же ты так легко одет? Совсем замёрз, бедняжка! Ты сюда с родителями пришёл или один?
– Один, – только и смог выговорить мальчик.
– Кирилл, – громко позвала девушка, – помоги!
Май открыл глаза в тёплой квартире, укутанный в одеяло и плед. Перед ним стояла его знакомая девушка и молодой человек.
– Ты так нас напугал! – сказала девушка. – Давай, рассказывай, кто ты и откуда, – весело попросила она. А главное, как тебя зовут! Я – Оля, а это Кирилл.
Май тоже заулыбался и назвал своё имя.
– Как же ты оказался один в центре города, да ещё под Новый год? В этот праздник никто не должен быть один!
– Я убежал, – признался Май и от стыда опустил глаза. – Я просто хотел посмотреть на всю эту красоту, всего один разок!
А затем он рассказал Оле и Кириллу свою историю.
Конечно, сначала молодые люди мальчику не поверили, но Май не сдался. Он подбежал к окну и начал водить руками над горшками с зелёными растениями. Растения вдруг стали выше и зацвели, а мальчик засмеялся:
– Всё ещё не верите?
– Это же чудо! – воскликнула Оля.
– Верим! – подтвердил Кирилл.
– Что же мы сидим, – вдруг опомнилась девушка. – Праздник же! Скоро полночь, а у нас ещё ничего не готово! Волшебник, помогай! – обратилась она к Маю.
В этой суете Май почувствовал, что никогда не был так счастлив. Раньше он помогал людям трудиться в поле. Одно и то же повторялось из года в год. Потом люди стали использовать технику, теплицы, и от природы уже мало что зависело. Он скучал на своём посту.
– С Новым годом, – прокричали Оля и Кирилл.
– С Новым годом, – обрадовался Май.
– Пошли смотреть фейерверки?
Кирилл застегнул на Мае свою старую, но тёплую зимнюю куртку и нашёл для него шапку:
– Ну вот, теперь не замёрзнешь!
Разноцветные огненные цветы распускались в небе, даже когда Оля, Кирилл и Май вернулись домой.
Мальчика положили спать на диване и, перед сном, угостили молоком с имбирным пряником в форме человечка.
Когда Май засыпал, он спросил:
– Оля, а кто такие родители?
– Это те, кто любит, заботится и принимает тебя таким, какой ты есть.
– Вот бы и у меня они тоже были! – пробормотал Май и уснул.
Утром Оля и Кирилл проснулись от холодного ветра. Окно в комнате было открыто нараспашку, а на диване, где спал необычный гость, они нашли лишь ветку сирени. Их соседи уже давно обсуждали начавшееся в городе внезапное потепление.
Май сидел в доме братьев месяцев. Его уши горели, но не от холода.
– Как ты мог так безответственно поступить? – возмущался Январь, – Твои братья искали тебя всю ночь! Ты мог замёрзнуть, ты мог погибнуть, ведь ты был совсем беззащитен! О чём ты только думал?
Май объяснил, а потом решительно заявил:
– Я хочу назад!
– Неужели тебе плохо с нами? – расстроился Сентябрь.
– Я люблю вас, мои братья! Но вчера я узнал, что у ребёнка должны быть родители. А потом я встретил замечательную молодую пару. Оля, ласковая, как весеннее солнышко и Кирилл, сильный, как январский мороз. Я бы хотел остаться с ними!
Братья месяцы переглянулись.
– А кто же за тебя твою работу делать будет? – спросил Февраль.
– Пусть, когда наступит моя пора, все весенние и летние месяцы правят по очереди. Я слышал, недовольны они тем, что времени для их месяцев отведено мало.
– Не могу я! – говорит Июль. – Мне нужно силы беречь, чтобы дождями землю поливать. Для меня важно, чтобы урожай богатый был.
– И я не могу! – говорит Август. – Мне нужно людям помогать урожай собирать. Ведь, если не успеют, пропадёт всё!
Май опустил голову:
– Эх, не стать мне настоящим мальчиком.
– А я согласен, - говорит Март, - у меня полмесяца снег, полмесяца грязь от дождей, хоть на солнышке погреюсь.
– Я согласен, - отвечает Апрель, - все свои 30 дней я занят уборкой опавших веток и старых листьев, а так мне хочется по травке зелёной прогуляться!
– И я согласен, - отвечает Июнь. – Если мы Маю не поможем, то и не будет у нас урожая никакого.
– Хорошо, – ответил Январь, вздохнув. – Ты один из моих любимых братьев, и мне тяжело  отпускать тебя. Знай, если захочешь вернуться, двери нашего дома всегда открыты для тебя! Только одно условие у меня: свой срок в последний раз отслужи! А там, может, и передумаешь.
Но Май не передумал. По просьбе братьев месяцев снова ему помогла синичка. Только она коснулась лапками его головы, тут же Май превратился в яркий солнечный лучик и попал через окошко в дом Оли и Кирилла. Скоро у них родился малыш с золотыми волосами и голубыми глазами. Они его сразу сильно-сильно полюбили, как будто любили и ждали всю свою жизнь. Так он им напомнил их давнего знакомого, что решили они назвать малыша в честь мальчика с самым тёплым сердцем.
Теперь малыш Май растёт в настоящей любящей и заботливой семье жизнерадостным, энергичным и послушным мальчишкой, учит буквы, цифры и даже начал учиться читать.
Теперь он со своими родителями каждый год встречает любимые праздники, а его старший брат месяц, брат Декабрь, не забывает про него и обязательно кладёт под ёлочку подарки.

Елена Готовская
19.12.17


Рецензии