Возвращение каравана - 11

Автобиографическая проза

Из писем ко мне моих друзей
и мои ответы друзьям 
(1982-1996 годы)


ЧАСТЬ 11 (ещё ДВЕ страницы)

* * *
И вы спрашиваете, как многие, не родственница ли я Александра Леонидовича  Чижевского? Только могу предположить, учитывая место жительства моего деда Бронислава по линии отца (Чижевского Августа Брониславовича) и родителей Александра Леонидовича.  Но вот нашла созвучие в наших стихах. Ещё ДО появления в моей домашней библиотеке поэтического сборника Александра Чижевского, я написала:
"День короток, как жизнь, а ночь, как жизнь, длинна..."
Читаю у Чижевского:
"Мне чужд и труден день, а ночь, как мир, длинна..."
В последние годы он жил в Москве на бульваре Звёздном, а я здесь - на Звёздной улице. Разве мы не родственники?

* * *
Энергетический потенциал таланта... Талант - страсть.  Творцу никого и ничего нельзя жалеть. Чувствую, вот оно - стих-е - на подходе, надо только сесть за стол и записать. Но вижу, что у моей дочери неприятности. Как я поступлю? Отложу стих-е и буду говорить с дочерью и час, и два, и три (если нужно). Как поступит человек, одержимый талантом? Он сядет писать стих-е, картину, музыку... Третий путь -поговорить с дочерью, а потом написать стих-е. Я иду третьим путём. А значит и там и там всё получается не очень хорошо.

* * *
Писание стихов не обязательно предполагает выпученные глаза и прерывистое дыхание. Это нормальный труд на почве самовыражения. Здесь могут быть и «кровавые мозоли» в мозгах, и пот по спине, и радость, как у Александра Сергеевича: «Ай, да Пушкин, ай да сукин сын!».

* * *
А знаете ли Вы, сударыня, что некоторые письма я читаю с конца? Вы не пробовали по окончанию угадать начало? Это как вернуть назад шахматную партию.
            
* * *   
Гений - раб своей гениальности.
Интересно, проводил ли кто статистические подсчёты на предмет: как велик процент курящих гениев? Курение - тоже почти рабство. Значит у гения - рабство двойное.
            
* * *
Милостивый государь! Если появится у Вас желание выслать мне фотографии, то высылайте что-нибудь из жизни. Вид древних могил меня настолько удручает, что я начинаю ТУДА собираться.

* * *
Вы знаете, всё больше и больше понимаю, что нужно поменьше рассуждать о том, что такое творчество, а чувствовать это кончиками пальцев.

* * *
Завтра опять в суде будем делить жилплощадь или подсчитывать чужие левые доходы. На уголовные дела меня не берут. Там нужны заседатели с 20-летним стажем. Скрупулёзность работы в суде сушит мозг и эмоции. Но мне посчастливилось работать с женщиной судьёй, которая вела процесс, где фигурировал подросток, замешанный в краже по собственной глупости. Никто его не навещал. И судья, жалея его, приносила с собой продукты и передавала этому мальчику в следственный изолятор.
            
* * *
За книгу о Маяковском Ю.Карабчиевский получил премию Владимира Даля в 1986 году. Книга злая, въедливая. У него все определения, относящиеся к Маяковскому, имеют приставку АНТИ. Найдя подтверждения в стихах поэта, автор и вовсе называет его дьяволом. Да-а-а-. И ведь прочтённое надо пережить! Несколько дней уже об этом думаю.
            
* * *
Кто-то рассказал мне, почему человека можно хоронить только спустя трое суток: его душа эти три дня ещё живёт в доме, где он умер. От трёх до девяти дней душа бродит возле дома, где человек жил. А с девятого по сороковой день душа посещает дорогие при жизни места. С завтрашнего дня буду ждать посещения. Неужели В.Т. не подаст никакого знака, что мой дом был для него не пустым местом? У меня десяток его фотографий, 147 писем, сын носит такое же имя... Но может этого мало, чтобы дождаться посещения?
В первые дни после страшного известия не могла читать: буквы вижу, а смысла не понимаю. Плакать не могу, а только хочется по волчьи произносить: «У-у-у-у-у-у!», скорчившись на диване. Прости меня, читатель. Болит...

* * *
Проста тайна красоты осени: предсмертное состояние листьев ничуть не похоже на такое же состояние человека. Бог в этом смысле несправедливо обошёлся с человеком. У людей, если уж предсмертие - то: бери свечку в слабеющие руки. Не сумеешь - родственники помогут. Осенью очень остро ощущается эта несправедливость, особенно когда небо чистое, без облачка. Начинаешь тосковать по бессмертию и даже верить в него...
               
* * *
По телефону в редакцию древний старичок спрашивает у меня, почему в нашем городе исчезли воробьи? Ничего вразумительно я ответить не смогла. Тогда он сказал, что я не могу называться жителем нашего города, раз меня не волнуют такие проблемы, и бросил трубку. И, видимо, стал плохо ко мне относиться.
Пришло письмо в редакцию, где автор утверждает что 18 августа в  нашем  городе  будет  землетрясение  и  конкретно  на  какой  улице.  К счастью, я живу на другой улице!
Но тут меня взволновала судьба ближних. Позвонила в Институт физики земли. Обещали ответить в печати. Тогда, милостивый государь, я сообщу вам результат. Но если землетрясение захватит и мою улицу, тогда я ничего Вам не успею сообщить.
               
* * *
Ещё рак на горе не свистнет, как я Вам пришлю нечто этакое. Кстати, про раков: оказывается, к старости они становятся вегетарианцами. Жрут опавшие листья. Устрашающее орудие труда - клешни  - остаются без дела. Вот иллюстрация старости!
               
* * *
Любую работу надо сделать профессией, иначе она задушит своей бездуховностью. Или «Если НЕ можешь делать то, что тебе нравится, то пусть тебе нравится то, что ты делаешь» - золотое правило. Моя профессия секретаря-машинистки никогда не давила меня бездуховностью. Я свою профессию полюбила однажды и навсегда. А всё потому, что приёмная - великолепное место для изучения человека!

* * *
Кроме роскошной профессии машинистки у меня ничего за душой нет. А "корочка" даёт право называть себя «литераторшей». До Дома творчества мне уже не доехать, где можно было бы жить месяц в одиночку и с самой собою разговаривать.

* * *
Читая не помню кого, вдруг, как мне кажется, поняла смысл триединства Бога: Бог-отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой.
Если человека судит Бог-отец, то он рассматривает его как раба. Но и к рабу можно быть милосердным.
Если судит Христос, то он рассматривает человека как страдальца. Тут также имеет место милосердие.
А Бог-Дух Святой судит человека с точки зрения Духа. Здесь уместны только одобрение или порицание. Милосердие сюда неприменимо.
Господь скорее всего рассматривает человека одновременно с трёх сторон, то есть судит по трём категориям сразу.
А как Вы думаете, слово «сУдит» можно заменить на слово «любит»?

* * *
Молодые архитекторы предлагают великолепный проект:  построить родильный дом в виде яйца! Как Вы полагаете: яйцо должно стоять торчком или лежать на боку?

* * *
Кто же это сказал: «Идущий к самому себе рискует с самим собой и встретиться»?
            
* * *
Сэр! Гераклит говорил: «Бодрствуя, люди живут в одном общем мире: засыпая же, каждый уходит в свой собственный мир». Слышали ли Вы о таком гениальном человеке, как Збигнев Рыбчинский – режиссёре, нашем современнике? Он почти убеждён, что наступят времена и можно будет снимать на киноплёнку сны человека! Вот тогда-то я и узнаю, действительно ли я Вам снилась.


Рецензии
"День короток, как жизнь, а ночь, как жизнь, длинна..."
Читаю у Чижевского:
"Мне чужд и труден день, а ночь, как мир, длинна..."
У Чижевской лучше, чем у Чижевского получилось. На мой вкус, конечно.
Жму "зелёную". Я так всегда делаю, если нравится-)
С уважением,
Сергей

Сергей Гранов   30.08.2019 19:35     Заявить о нарушении
Вы уж мне мно-о-о-о-го зелёных нажимали!
Весьма признательна, Сергей :о)
Александр Леонидович, кроме всего прочего :о), писал космические стихи. Куда мне до него?! :о)

Вера Чижевская Августовна   31.08.2019 00:03   Заявить о нарушении
Это я отреагировал на Вашу переписку с другим рецензентом. А что касается поэтических строк, то Ваша всё же сильнее. Я так думаю-)

Сергей Гранов   31.08.2019 00:11   Заявить о нарушении
ПосмеЮКАЛАСЬ :о) Спасибо, что уточнили!
Иногда читатель восхищается, а "зелёненькую" не нажимает.
Ну тогда и восхищение его теряет вес.

Вера Чижевская Августовна   31.08.2019 18:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.