Варвара Корякина. Полузабытые герои северных земел

Варвара Корякина
ПОЛУЗАБЫТЫЕ ГЕРОИ СЕВЕРНЫХ ЗЕМЕЛЬ
Статья

История эвенков хранит в себе столько загадок и тайн, что разгадывать их предстоит еще не одному поколению людей. Хитросплетения реальных событий, человеческих судеб и политических коллизий древних цивилизаций легли в основу легенд о Северной Земле и Северном Человеке.
Как пишут исследователи-тунгусоведы, летописцы Поднебесной подробно рассказывают о народе, живущем в «снежной суровой стране» в конусообразных жилищах (чумах), как о прекрасных охотниках и смелых воинах, которых не удалось покорить ни одному отряду обученных императорских воинов. Но самое главное, в этих древних хрониках рассказывается о сушенях - ловких «следопытах верхом на оленях», о народе, который одомашнил дикого оленя, и тот «дает им молоко и возит на санях».
В более поздних хрониках прослеживается путь развития прямых потомков сушеней - чжурчженей (уэней, уэньков), объединенных в одну империю, которая в начале VI века получила наименование Золотой империи чжурчженей, в которую входили свободные племена уэней, уэньков. Не отсюда ли название эвенов и эвенков?
Как гласят легенды седой старины, Золотая империя, соперничающая с Поднебесной (Китаем), постоянно отражающая нападения предков монголов-киданей, охватывала территорию современной Кореи, побережье Охотского моря, Забайкалье и северные территории. И, самое главное, жители говорили на едином, тунгусо-маньчжурском языке, у них была письменность и культурные центры. Добрая половина географических названий России имеет тунгусские корни,  лексически происходит именно с тунгусского наречия.
Золотая империя почти одновременно с Киевской Русью пала под копытами конницы Великого Чингисхана. Но ей не удалось, подобно Руси, возродиться - были стерты с лица земли все города, уничтожены литературные памятники, даже надписи на городских стелах и могильных плитах были сколоты. Так говорят многие легенды канувших в небытие веков.

Эвенки навсегда потеряли свою прародину, но это не означает, что этот народ - без прошлого: устное поэтическое творчество сохранило предания о былом величии и память о могучих богатырях – сонингах, о доблестных воинах былых времен и о великих тунгусских предводителях.

Легенда о великом Хайланче

Предания орочонов-эвенков, живущих в Китае, рассказывают об эвенкийском национальном герое, генерале китайской армии, выдающемся военачальнике эпохи династии Цин (XVIII в.).
Как гласят хроники былых времен, Хайланча родился в китайском Приамурье (провинция Хэйлунцзян). Является одним из самых известных военачальников китайской истории. Генерал Хайланча, возглавлял войска, основу которого составляли конные тунгусы, защищавшие интересы Империи при императоре Хун Ли. Более 40 лет воины Хайланчи сражались с одними из лучших воинов истории – ойратами Джунгарского ханства, затем на севере Сычуани в местности Цзинчуань, на Тайване. Хайланча принимал участие в непальской военной кампании и успешно противостоял известным своим воинским искусством гуркхам.
С тысячей сородичей Хайланча в 1793 г. дошел до Катманду. Подвиги тунгусского воинства под его предводительством являются наследием истории Китая. Воинская слава и отвага Хайланчи была воспета в тибетском фольклоре. Память о Хайланче жива в среде эвенков Китая – в г. Хайлар (Внутренняя Монголия КНР) на центральной площади установлен памятник Хайланче.

Князь Гантиму;р

О поистине великом князе Гантимуре среди эвенков сохранилось
много преданий.
Гантимур (по эвенкийски Геен Тумур - железный лук) - «тунгусский князь», родоначальник многочисленного российского княжеского рода Гантимуровых,  в первой половине XVIII века славившегося по всей Сибири своим могуществом и богатством.
Гантимур - одна из самых ярких исторических личностей тунгусов. Он принадлежал к Дуликагирскому роду и был уроженцем тех мест, где позже был основан Нерчинск. Гантимур был родственником китайского императора, имея четвёртый по значимости в империи чин цзолина. Он занимал видное место в Китае и пользовался милостью богдыхана. Такие сведения сохранились в легендах эвенков.
 Впервые о Гантимуре упоминается в отписках служилых людей от 1649 г.
В 1654 г. Гантимур разграбил Нерчинский острог П. Бекетова и ушёл в Китай на реку Ган (приток Аргуни). Коренные земли Гантимура располагались на реке Нонни (приток Сунгари), откуда его вытеснили маньчжуры. В 1667 он был послан китайским императором уничтожить  Камарский острог на Амуре. Но он пошёл к Нерчинску и с 40 родовыми старшинами перешел под подданство России. В 1685 он был крещён в Нерчинске под именем Петра. По грамоте царей Ивана V и Петра I Алексеевичей в 1686 году пожалован княжеским достоинством и записан в дворяне по московскому списку.
Князь Гантимур, судя по отзывам современников, был выдающимся человеком. О нем сохранилась день молва: «Муж великой, храброй, будто исполин, 9 жон у него, а детей больше 30-ти, все вооружены, опричь дщерей, а племя ево соберетца больши трехсот человек, все вооружены в куяках с копьями».
Главе русского посольства в Китае голландцу Избранту Идесу довелось видеть в 1693 г. в Нерчинске сына Гантимура - Павла Петровича Гантимурова. По его словам, сын, будучи, как и отец, главой конных тунгусов, мог собрать в течение суток 3 тысяч воинов, «хорошо экипированных, с добрыми конями и исправными луками», причем всего какая-то полусотня тунгусов могла противостоять четырем сотням монгольских татар.

Таковы легенды о героях ушедших в небытие веков. В древние времена тунгусы славились отвагой, гордым нравом, воинским искусством. Много тайн хранят до сих пор потомки тех славных тунгусских родов.
О былом величии этого загадочного и удивительного народа свидетельствует многое. У эвенков, расселившихся от берегов Тихого океана до Ледовитого,  до наших дней сохранились единые герои устных народных произведений. Поражают единые своды высоконравственных законов предков, которые были пронесены через века и дошли до далеких потомков в виде устных житейских наставлений «Иты».
Некоторые из этих древнейших заповедей не помешало бы и нам, современным людям, запомнить и соблюдать:
• Все, что даруется тебе небом, не жалей для людей
• Иди только по следу достойного человека
• Не бойся трудностей, без них не проживешь
• Добро из себя выпускай, а зло в себе подавляй
• Не ищи вину невиновному – это тяжкий грех
• Не радуйся плохому, даже если тебе от него польза
• Свои прихоти во вред другим не баюкай
• Не забывай, что грехи приходят незримо
• Помни, что доброе слово вечно…


Рецензии