Пустая Орбита
Здесь не будет традиционного перечисления доказательств, полностью опровергающих подобное унылое утверждение; благо они, в огромном количестве давно расписаны и легко находятся на просторах интернета. Этот текст посвящен именно обозначению того фактора — КАКИМ образом астронавты НАСА там оказались.
Давно уже подмечено, что идеологическое и техническое противостояние восточного и западного блоков, НАТО/ОВД, СССР/США — как странно бы это не звучало, имело и свои плюсы. Выражались они в том, что гонка вооружений, в своем стремлении создать совершенные образцы для уничтожения вражеских солдат, в гипотетической Третьей мировой войне — попутно породила целый ряд технических открытий (хотя, наверное, вернее было бы выразится — форсировала их). Технически — разрабатывать новое оружие, занятие, мягко говоря, крайне непростое; и требующее неимоверной концентрации научно-интеллектуальных сил того государства, вставшего на путь подобного противостояния. Та же советская космическая программа, шла рука об руку с программой военной. В плане военного противостояния с Западом, СССР находился куда в более невыгодном стратегическом положении. Фактически вся территория Союза была окружена базами ВВС США, на которых располагалось неисчислимое количество тяжелых бомбардировщиков — носителей ядерного оружия (речь о 50-х годах). Обратная ситуация для Москвы выглядела неблагоприятно. Несмотря на первый ядерный взрыв, произведенный еще в 1949 году — и скорое появление собственных ядерных бомб; доставка последних, в случае наступления судного дня, на территорию США была крайне затруднительна. Тяжелые стратегические бомбардировщики к тому моменту имелись и у СССР — но, в отличии от аналогичных машин США, им предстоял бы долгий, тяжелый и очень опасный путь. Насколько я знаю, по оценкам тогдашнего советского Генштаба — при неблагоприятном прогнозе считалось, что 70-80% процентов этих самолетов не смогут достигнуть точек назначения; будучи уничтоженными воздушными и наземными средствами ПВО. Выход был найден в виде массовой разработки и производства баллистических, межконтинентальных ракет. Одним словом — космическая программа Союза представляла собой совмещение «приятного с полезным». Причем приоритет, при разработке ракет, во многом отдавался именно военной составляющей — заставляя немало страдать Королева и прочих именитых советских конструкторов; которые несознательно грезили о космосе, а не о том как жахнуть своим летающим детищем по Манхэттену.
И таких примеров можно было бы привести еще множество (например, та же гонка вооружений дала огромный толчок эволюции послевоенной бытовой электроники).
Собственно; как люди впервые оказались в космосе и как, впервые, полетели на Луну.
Постоянно встающий вопрос — почему НАСА в период 1969-1972 году совершило шесть удачных высадок астронавтов на спутник Земли (первоначально их должно было быть семь; то, что полеты на небесное светило продолжались целых три года — для многих, сегодня, вообще, открытие) а после человеческая нога на поверхность Луны более не ступала; имеет более чем простое объяснение. Примерно из той же серии можно было бы задать вопрос, почему существовала советская лунная программа, предусматривавшая высадку на Луну советских астронавтов — но в таком своем виде, она так и не была реализована. И в данном случае, объясняется это просто.
Если уж называть вещи своими именами — абсолютному большинству политиков, вне зависимости от того, к какому государству они принадлежат, и какую идеологию исповедует их страна — на науку, в общепринятом смысле, плевать. Научная составляющая выходит на первый план лишь в тех случаях, когда речь идет о техническом превосходстве над вероятным противником; и, что еще более важно — превосходстве идеологическом. Сразу после окончания Второй мировой войны, дружба между СССР и США резко закончилась — и две сверхдержавы начали отчаянно готовить планы по уничтожению друг друга. В 50-е, в один из самых острых периодов Холодной войны, вообще никто не сомневался; война холодная, скорее всего, очень скоро станет более чем горячей; обозначались даже примерные сроки — примерно через 10-15 лет, после разгрома гитлеровской Германии. Именно в этот период, было решено, попутно померятся научно-техническим превосходством в космической сфере. Ни о каком сотрудничестве в этом деле, тогда, понятно даже речи быть не могло — и, что потрясающе, это и сыграло свою положительную роль.
Спешка, в желании обогнать друг друга, была такой — что это стало золотым временем для всех, кто грезил о космосе, не говоря уж о тех ученых, кто имел самое прямое отношение к реализации данных планов. Деньги, по обе стороны океана, лились рекой; научно-техническая база? Да сколько угодно! Ресурсы — в неограниченном количестве; только оставьте советы/американцев с носом — и покажите, какая держава самая предродовая в мире.
Полет Гагарина, к слову, действительно был сопряжен с чудовищным риском. И это еще слабо сказано. Москва была в курсе, что американцы отправят своего космонавта в космос буквально со дня на день (Алан Шепард, первый гражданин США оказавшийся в космосе, полетит туда менее чем через месяц после полета Юрия Гагарина; собственно 12 апреля/5 мая 1961 года). Допустить такого было нельзя. Королев был мрачен неимоверно — но не возражал, ибо со всей ясностью понимал, что это бесполезно. Гагарину лететь — а Королеву на земле гадать, вернется ли тот вообще на земную твердь живым. Во время полета «Восток-1» Сергей Павлович, с искаженным гримасой лицом, держался за угробленное в сталинских лагерях сердце, горстями пил таблетки (собственно, именно космическая гонка его, в итоге, и сведет в могилу — Королев умрет в 60-ти летнем возрасте, спустя пять лет после полета Гагарина).
В Вашингтоне, только что избранный президент Кеннеди, со всей ирландской горячностью, очень недобро смотрел на собственный генералитет, ответственный за реализацию космической программы США. Собственно, именно в апреле 1961 года, где-то в Овальном кабинете было впервые обозначено «скоро я объявлю о том, что мы первые высадимся на Луну и сделаем это до конца этого десятилетия. После этих слов, дороги назад уже не будет.»
После этого НАСА конечно запускала своих космонавтов на орбиту — но с этого момента, первоочередным стал именно пилотируемый полет на Луну. В течении следующих лет, база для этого была накоплена настолько огромная — что, в результате, это вылилось в три экспедиционных года по освоению лунной поверхности, настолько разогнались. И «разогнались» - здесь самое верное определение.
Удачная реализация американской лунной программы — убило реализацию аналогичной программы СССР. Пилотируемый полет намечался — но советская политическая верхушка мгновенно к нему остыла, как только американцы оказались на земном спутнике первыми. Пропал идеологический запал; какой смысл? Чтобы «ученые черви» удовлетворили свои амбиции и получили удовлетворение? Обойдутся. Конечно, от освоения космоса никто не отказывался — но СССР ограничились транспортировкой на Луну автоматических исследовательских аппаратов. Денег на полет человека было решено не давать.
А знаете что было бы, если бы никакой «космической гонки» в истории не было? Скорее всего, первый человек в космос полетел бы лет на десять позже — а пилотируемый полет на Луну состоялся бы где-то в 90-е (и это при том, что это еще большой вопрос, состоялся ли бы он до сих пор вообще). Как только американцы обошли СССР в реализации Лунной программы — космическое соревнование резко пошла на спад. Теоретически — далее должен был быть реализован полет на Марс, но обе стороны откровенно устали; да и денег, политическим воротилам, уже было откровенно жалко. Техническая возможность осуществить полет на красную планету, было возможно еще в 70-80 годы, но как известно, этого не сделано до сих пор. В те же времена, возможной датой полета называлось 2010-2015 годы; сейчас гипотетический срок сдвинулся уже на 2030-35 года; а скорее всего, если такой полет и состоится, это произойдет после 2050 года. При том, что фактически такой замысел можно осуществить уже сейчас — но со стороны тех, кто держит в руках ресурсы для его воплощения, традиционно следует вопрос; какая в нем необходимость? Ну, можно — а зачем (да еще и тратить на это чудовищное количество денег)?
Обобщенно говоря — нога человека на Луну более не ступала ровно по той же причине. Отпала необходимость; мерятся длинной ракет стало неинтересно и бессмысленно. Сейчас, насколько вы знаете, ведутся разговоры о возможной новой экспедиции на Луну; сроки называются вновь обобщенные и все уже традиционно сводится к «ну, наверное, надо». Это еще ничего — хуже когда на передний план вылезает уродливая политическая ангажированность, вроде обещаний Дмитрия Олеговича Рогозина построить на Луне постоянно действующие космические базы к 2030 году.
Свидетельство о публикации №218031501089