Дед Панас
- Правда. А ты откуда узнал?
- Тетя Наташа вчера на лавочке рассказала. Сказала, что если я буду хорошо учиться, то тоже могу стать миллионером.
Тётя Наташа с дядей Лёней жили в соседнем доме на улице Белинского. Их сын Колька пять лет назад учил Славу ездить на самодельном мопеде, что закончилось падением на бетонку и разбитым виском у мальчика. Соседи покупали шкуры нутрий у отчима и шили из них шапки и шубы на продажу.
- Ты об этом сейчас не думай. Рано тебе ещё. Много будешь знать, - скоро состаришься…Подрастёшь, - сам всё поймёшь. Мой папа говорил, что деньги не торопятся к тому, кто о них думает… их ещё никто никогда не догонял, - уставшим голосом ответила мама.
- Мам, а как он стал миллионером? – не унимался мальчик, - Наташа говорила, что он народный врач. Почему же он тогда на работу не ходит?
- Я, честно говоря, не знаю, как становятся миллионерами. Твой дедушка дружил с ним. Рассказывал, что Опанасий Кондратьич лечит травами и что к нему со всего Союза приезжают пациенты… Устала я за сегодня… Спи давай…Спокойной ночи. Сладких снов.
Мальчик не мог заснуть. Он долго ворочался в кровати и размышлял над словами мамы, соседки Наташи, над тем, чему учили в школе, и что он видел в жизни. Он знал, что его мама-продавец получала сто двадцать рублей в месяц, а отчим – сто пятьдесят на заводе, ещё двадцать пять рублей приходили алименты от папы. Родители постоянно крутились, чтобы прокормить и одеть его, Виту и Валю. Куры, свиньи, козы, овчарки, своя картошка с помидорами-огурцами в огороде, домашние консервации, охрана парников летом, сдача времянки квартирантам, деликатесы из маминого магазина для нужных людей. Денег всегда не хватало, и даже телевизор, паласом и радиолой «Вега» семья купила в рассрочку в магазине «Орбита».
Как можно стать миллионером? - грезил мальчик. Отчим обещал маме, что следующим летом он купит овчарку в Венгрии – внучку чемпиона Мира, и говорил, что от неё щенков можно будет продавать по тысячи за суку и по полторы за кобеля и что они, наконец, заживут, как люди. Но опять же, до миллиона это так далеко. А всё же интересно, зачем ему миллион и как он тратит деньги? Ну, купил он два соседних с домом участка, но туда почти не ходит и даже траву там никто не косит. Наверное, у него много золота, - думал мальчик. - Но зачем золото и что с ним делать? – Вспомнился раджа из мультфильма «Золотая антилопа» и в этих фантазиях Слава заснул.
Он редко встречал именитого соседа с улицы Короленко, хотя их дворы граничили заборами. Дед Панас не ходил в магазин, не играл в перед домом в домино и карты. За свой счёт он поставил трёхметровый штакетник. И лишь взобравшись на крышу времянки, спрятавшись в листве соседских абрикос, мальчик видел, как работает садовник на грядках, как водитель моет новенькую кремовую «Волгу», полирует диски и оленя на капоте, как домработница развешивает бельё. «Странно, а чем же занимается миллионер?» - размышлял мальчик, - «наверное, скучно быть богачом. Деньги есть, а вот потратить их не можешь и постоянно боишься, чтобы тебя не обокрали. Вон, даже дом под охрану в милицию поставил…».
- Деньги – не главное! Материальное – вторично! – талдычила на уроках учительница истории! – Скоро мы придём к такой форме собственности, где от каждого по способностям, - каждому по потребностям. Сейчас мы живём в той стадии, когда каждому платится по труду. Отличница Света Шудра как-то не выдержала и спросила: «Когда же это наступит?», на что Иветта Константиновна неубедительно ответила: «через три-четыре пятилетки»…
Он всматривался в её полное лицо, обрамленное фиолетовыми волосами, серые водянистые глаза, прикрытые крупными линзами роговых очков, и размышлял, насколько она верит в те заветы, которым учит. Ему хотелось спросить, как можно стать миллионером, но он знал, что это рассмешит её и больше пятёрок по истории ему не видать. Если бы она знала, то, наверное, не сидела над их тетрадками и контурными картами допоздна. Интересно, а что станет с миллионом его соседа? И зачем тогда будут нужны продавцы, если ничего не нужно будет продавать?
Время шло. Слава иногда «вспоминал» о деде Панасе. В июне в его саду созревала черешня, в июле – малина на заброшенных участках, затем – абрикосы, и в августе – груши. Всё это росло и на шести сотках родителей, но у соседа фрукты-ягоды были заметно вкуснее.
Слава открыл для себя аксиому, что самые сочные абрикосы растут на верхушках и что под вечер они вкуснее, чем с утра. Он проворно карабкался по крыше двухэтажной времянки, где намётанным глазом выбирал перезревшие крупные плоды, погружаясь губами в их тёплую солнечную мякоть.
- Ну как, Слава, абрикосы? Вкусные?
- Да! – машинально ответил мальчик.
- А меня не угостишь? – спросил скрипучий голос.
Он испугался, так как никогда не разговаривал с дедом Панасом, и немного удивился, так как не думал, что сосед знает его имя. Внизу, опираясь на палочку, одетый не по погоде в ватник, стоял хозяин дома. Он посмотрел в его грустные глаза, и ему стало жалко беспомощного старичка.
- А сами чего не собираете свои абрикосы? – немного растерявшись, спросил мальчик.
- Не залезть мне уже давно ни на дерево, ни на лестницу, да и абрикос мне уже давно редко хочется.
Как можно не хотеть абрикос, мальчик не знал и нарвал ему самых вкусных плодов с верхушек. С тех пор он перестал лазить в сад к соседу и думать о миллионере.
Свидетельство о публикации №218031500110