О русском китайце, армянине и азербайджанце-часть7

Продолжение
Ион Жани
«О русском «китайце», армянине и азербайджанце из СССР»

Начало:
http://www.proza.ru/2018/03/12/1161
http://www.proza.ru/2018/03/13/1784
http://www.proza.ru/2018/03/14/823
http://www.proza.ru/2018/03/14/1111
http://www.proza.ru/2018/03/14/1771
http://www.proza.ru/2018/03/14/1994

Продолжение

ЧАСТЬ 7



НАМИК АЛИЕВ
Так, вот слушайте....



КОНЕЦ ЧАСТИ 6


Продолжение следует…


ЧАСТЬ 7

31. НАТ. ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА. ЭДЕМ ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ. ДЕНЬ
ОТ АВТОРА, ГОСПОДЬ БОГ, ЕВА, АДАМ, КАИН, АВЕЛЬ

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
Адам познал Еву, жену свою, и она зачала, и родила Каина, и сказала Ева.

ЕВА
Приобрела я человека от Господа.

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
И еще родила брата его, Авеля.
И был Авель пастухом овец, а Каин был земледельцем.
Спустя некоторое время Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.
И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.
 И сказал Господь Бог Каину.

ГОСПОДЬ БОГ
(Каину)
Почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?
А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
И сказал Каин Авелю, брату своему.

КАИН
(Авелю)
Пойдем в поле.

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
И сказал Господь Бог Каину.

ГОСПОДЬ БОГ
(КАИНУ)
Где Авель, брат твой?

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
Он сказал:

КАИН
(ГОСПОДУ БОГУ)
Не знаю. Разве я сторож брату моему?

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
И сказал Господь.

ГОСПОДЬ БОГ
(КАИНУ)
Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя;
Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
И сказал Каин Господу Богу.

КАИН
(ГОСПОДУ БОГУ)
Наказание мое больше, нежели снести можно.
Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь и буду изгнанником и скитальцем на земле;
И всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
И сказал ему Господь Бог.

ГОСПОДЬ БОГ
(КАИНУ)
За то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро.

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
И сделал Господь Бог Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
(продолжает)
И пошел Каин от лица Господнего, и поселился в земле Нод, на восток от Эдема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха.
И построил он город, и назвал город по имени сына своего – Енох.
У Еноха родился Ирад, Ирад родил Мехиаеля, Мехиаель родил Мафусала, Мафусал родил Ламеха.
И взял Ламех себе две жены. Имя одной – Ада, и имя второй – Цилла.
Ада родила Иавала. Он отец живущих в шатрах со стадами.
Имя брата его Иувал. Он отец всех играющих на гуслях и свирели.
Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа.
И сестра Тувалкаина Ноема.
И сказал Ламех женам своим.

ЛАМЕХ
Ада и Цилла! Послушайте голоса моего, жены Ламеховы!
Внимайте словам моим.
Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне. Если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха – в семьдесят раз всемеро....

32. НАТ. ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ. ЗЕМЛЯ НОД. ДЕНЬ

ОТ АВТОРА, ГОСПОДЬ БОГ, КАИН, ЖЕНА КАИНА, СЫН КАИНА -ЕНОХ, СЫН ЕНОХА- ИРАД, ДОЧЬ КАИНА, ВНУК КАИНА СЫН ИРАДА- МЕХИАЕЛЬ, ПРАВНУК КАИНА СЫН МЕХИАБЕЛЯ-МАФУСАЛ, ПРАПРАВНУК КАИНА СЫН МАФУСАЛА-ЛАМЕХ, ЖЕНА ЛЕМЕХА - АДА, ВТОРАЯ ЖЕНА ЛЕМЕХА - ЦИЛЛА, СЫН АДЫ- ИАВАЛ -ОТЕЦ ЖИВУЩИХ В ШАТРАХ СО СТАДАМИ, ВТОРОЙ СЫН АДЫ- ИВУАЛ- ОТЕЦ ВСЕХ ИГРАЮЩИХ НА ГУСЛЯХ И СВИРЕЛИ, СЫН ЦИЛЛЫ -ТУВАЛКАИН БЫЛ КОВАЧОМ ВСЕХ ОРУДИЙ ИЗ МЕДИ И ЖЕЛЕЗА, ДОЧЬ ЦИЛЛЫ- НОЕМА, ВНУЧКА -  КАИНА - ЦИЛА,

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
Собрав всклокоченных детей, одетых в шкуры,
Сквозь бурю и грозу, косматый и понурый,
Брел Каин, трепеща пред гневом Иеговы.
Когда спустилась ночь на скалы и на рвы,
Остановился он над пропастью у края.
Жена и сыновья, без сил, изнемогая,
Сказали:

КАИН
Ляжем здесь на землю и уснем.

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
Он не уснул: сидел и думал об одном.
Вдруг, голову подняв, раскрытое широко
Он в небе гробовом, во тьме, увидел око,
Что зорко на него глядело между скал.

КАИН
Мы мало отошли,

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
— он, задрожав, сказал.
И, растолкав детей, подняв жену седую,
Он вновь пустился в путь сквозь темноту ночную.
Бежал он тридцать дней и столько же ночей,
Без сна, без отдыха, гоня жену, детей,
Не смея посмотреть назад, дрожа от шума,
Таясь и крадучись. И вот пред ним угрюмо
Простерся океан.

33. НАТ. ДРЕВНИЙ МИР. У ОКЕАНА. ДЕНЬ

ОТ АВТОРА, КАИН, ЖЕНА КАИНА, СЫН КАИНА, ДОЧЬ КАИНА, ВНУК КАИНА, ВНУЧКА КАИНА

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
Промолвил Каин:

КАИН
Тут Мы остановимся; тут мы найдем приют, Здесь край земли; ничьей мы здесь не встретим мести.

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
Присев, он увидал опять, на том же месте,
Все тот же зоркий глаз в суровых небесах.
И черным трепетом в него ударил страх.

КАИН
О! Спрячьте же меня!

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
 — он завопил. И дети
Глядят отец дрожит, как зверь, попавший в сети.
Он крикнул Иавелю, отцу племен степных,
Что меж песков живут в палатках шерстяных:

КАИН
(ЯВЕЛЮ - ИАВАЛУ)
Здесь, с этой стороны, меня прикрой палаткой!

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
И дети облекли его стеною шаткой,
Прижав ее концы камнями и свинцом.

ВНУЧКА ЦИЛЛА
Теперь исчезло все?

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
 склонясь к нему лицом,
Спросила Цилла.

КАИН
(ЦИЛЕ)
Нет!

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
— ответил он сурово
Прекрасной внучке. —

КАИН
Нет! Меня он мучит снова!

34. НАТ. ДРЕВНИЙ МИР. В ГОРОДЕ. ДЕНЬ

КАИН, ЖЕНА КАИНА, СЫН КАИНА, ДОЧЬ КАИНА, ВНУК КАИНА, ВНУЧКА КАИНАН, ИАВУАЛ-ЮВАЛ, ОТЕЦ ПЛЕМЕН, ЖИВУЩИХ В ГОРОДАХ, ПРИДУМАВШИХ ИГРУ НА ГУСЛЯХ И РОЖКАХ,

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
Иувал, отец племен, живущих в городах, придумавших игру на гуслях и рожках, сказал:

ИАВАЛ-ЮВАЛ
Я за стеной его укрыть сумею.


ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
И стену медную воздвигли, и за нею
Лег Каин и сказал:

КАИН
Он все-таки глядит!

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
Сказал сын Еаноха

СЫН ЕНОХ
Тогда возьмемся за гранит,
И город выстроим в кольце высоких башен,
Чтоб всех отпугивал, чтоб черен был и страшен,
Построим цитадель, закрыв навеки вход.

35.НАТ. ДРЕВНИЙ МИР. В ГРОЗНОМ ГОРОДЕ. ДЕНЬ

ОТ АВТОРА, КАИН, ЖЕНА КАИНА, СЫН КАИНА, ДОЧЬ КАИНА, ВНУК КАИНА, ЦИЛА ВНУЧКА КАИНА, ТУВАЛКАИН

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
Отец всех кузнецов, сам Тувалкаин, — тот
Построил грозный град, чудовищный, громадный.
Пока работал он, другие братья жадно
Ловили всех, кого родил Енос иль Сиф,
И отпускали их живыми, ослепив;
И стрелы по ночам пускали в купол звездный.
И город стал похож на город адской бездны:
Взамен степных шатров сложен гранитный склеп,
И глыбы связаны кольцом железных скреп;
От тени черных стен ночь залегла в просторы;
Строй башен поднялся, огромных, точно горы;
И надпись выбили: «Для Бога вход закрыт».
Когда закончили крепленье глыб и плит,
Был Каин помещен средь келии гранитной,
Но дик был вид его.

36. ИНТ. ДРЕВНИЙ МИР. КАМЕННАЯ КЕЛЬЯ В ГРОЗНОМ ГОРОДЕ. ДЕНЬ
КАИН, ЖЕНА КАИНА, СЫН КАИНА, ДОЧЬ КАИНА, ВНУК КАИНА, ЦИЛА ВНУЧКА КАИНА, ТУВАЛКАИН

ДОЧЬ КАИНА
Исчез ли ненасытный
Тот глаз?

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
— спросила дочь, припав к его ногам.
И Каин отвечал:

КАИН
Нет, он все время там!

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
Потом он стал кричать:

КАИН
Копайте подземелье!
Укрыться я хочу навек в подземной келье!
Незримым стать для всех и видеть только мрак!

37. ИНТ. ДРЕВНИЙ МИР. ЯМА. ДЕНЬ

КАИН, ПОТОМКИ КАИНА, ОТ АВТОРА

ОТ АВТОРА (ГОЛОС НАМИКА)
И яму вырыли, и Каин подал знак,
Что рад он, и его в провал спустили темный.
Когда ж простерся он, косматый и огромный,
И каменный затвор над входом загремел, —
Глаз был в могиле той и на него глядел….

38. ИНТ. 26 АВГУСТА 2017 ГОДА. ГОРОД САРАТОВ. ПРИГОРОДНЫЙ РЕСТОРАН. VIP ЗАЛ НА ОДИН СТОЛ. ВЕЧЕР

НАМИК АЛИЕВ, РАМИЗ (22 ГОДА)-СЫН НАМИКА АЛИЕВА, СИМОН ПЕТРОСЯН, МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА

За столом в отдельном помещении ресторана сидят за накрытым столом Симон, Намик, Мовсес и Рамиз. Саша, понимая ситуацию, ушёл с помощниками Намика Алиева. Очень тихо играет музыка. Освещение не сильное. Горят свечи. Стол накрыт по всем канонам кавказского гостеприимства с элементами европейской сервировки. На столе разные бутылки с разными напитками.

МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА
(задумчиво, под впечатлением)
Однако, история. Вот как Бог наказал братоубийцу Каина?

РАМИЗ (22 ГОДА)-СЫН НАМИКА АЛИЕВА
(задумчиво, под впечатлением)
И это был первый случай братоубийства?

СИМОН ПЕТРОСЯН
Да, сынки, это был первый случай братоубийства, о котором должны помнить все. А поучительной для всех нас она может быть ещё и по той причине, что побуждающим поводом для такого страшного греха стала примитивная зависть по отношению к брату, за благосклонность к нему Бога. И учтите, это без какого-либо стороннего вмешательства. Наверное, и сегодня есть кто способен на подобное Каину братоубийство. Однако, в современном мире разжигание взаимной неприязни между народами, как правило, происходит не без умысла неких не признающих Совесть недоброжелателей человечества, которые руководствуются девизом- разделяй и властвуй. Вот они и, время от времени, натравливают народы друг на друга, а сами смотрят и насмехаются над ними, то есть, над нами.

НАМИК АЛИЕВ
Да, брат мой, ты всё верно сказал.
Только, почему мудрецы наших народов, которые всегда призывали нас жить по совести, уважать старших и чтить наши, в общем-то, совершенно, одинаковые традиции, молчат и более того, вообще, стараются избежать разговоров о каком-либо упоминании о совести? Нет, наверное, остались ещё такие, но, что-то, как говорится, гласа их совершенно не слышно. Более того, современные чудики стараются всячески очернить всё то светлое, что было в нашей жизни при СССР. Доходит до того, что очерняются имена и осуждается со стороны ура патриотов само упоминание о тех великих мыслителях наших народов, которые доброжелательно взаимно воспевали наши славные исторические страницы.

СИМОН ПЕТРОСЯН
С ума сойти, дошли до того, что мы буквально грызёмся по поводу принадлежности блюд, музыки, песен, танцев и т. д. , и т. д. . Да, конечно, существуют у нас, какие-то, различия. А разве в природе можно встретить два одинаковых существа? Даже двух одинаковых неодушевлённых предметов не существует. Что говорить о людях. Каждый человек индивидуален, каждая семья индивидуальна, и, соответственно, каждый народ индивидуален. И с этим ничего не поделаешь. Видимо Создателю было угодно подобное мироздание. Да, народы, подобно, каждому из людей, имеют различия.
Каждый представитель того или иного народа вправе гордиться своей национальной принадлежностью. Но, это вовсе не означает, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Это только в воображении не очень здоровых и, убегающих от совести, людей одни народы могут быть лучше других. Посему будет верно разделить людей на тех, кто живёт по совести и на тех, кто, подобно Каину, приговорён судьбой убегать от совести. А как мы убедились на примере Каина, даже замурованная могила не спасает от угрызения совести. И мне хочется верить, что наши народы, нравственные основы которых зиждутся на стремление к совестливости и, я бы сказал, справедливости, в недалёком будущем смогут наконец-то встряхнуться от этого кошмара, в которую, уже не важно, по какой причине и, с чьих злых умыслов, мы сами себя загнали.

НАМИК АЛИЕВ
(немного в шутку)
Брат. Ты это сказал просто великолепно. Я всегда знал, что наступит день, когда не только армяне, но и азербайджанцы увидят в тебя просто хорошего человека.

Обстановка немного разряжается, молодые тоже улыбаются. Устанавливается пауза. Намик в некоторой задумчивости.

НАМИК АЛИЕВ
Знаешь, Симон, я хотел бы ещё сказать.
Хочу, признаться в том, что не только тебе выпала участь жить с угнетающим угрызением совести по поводу гибели моего родного деда. Я прекрасно представляю, что творится в твоей душе. Говорят, Бог отпускает каждому столько испытаний, сколько он может вынести. Однако, случается, что легчает на душе, когда человек находит в себе силы вслух поведать о своих угрызениях совести с кем-либо. Наверное, отсюда и исходит сама суть исповеди, к которой призывают мудрецы.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Что-то ты заинтриговал нас брат. Уверяю тебя, будь уверен, что отныне никакая исповедь и никто не смогут принудить меня перестать называть тебя братом. Так, что говори смело.

НАМИК АЛИЕВ
(с большой грустью, с поникшей головой)
Да. Я прекрасно знал ваше село Атерк. После того, как наши оставили Нарештар, в августе 1993 года я узнал о приказе нашего командования занять Атерк. Тогда я незамедлительно прибыл в Гюлистан, откуда и должно было начаться наступление. Можно сказать, что успел вовремя. Не буду долго рассказывать о дискуссиях с моими однополчанами по поводу обращения с гражданским населением селений, на которые планировалось наступление.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Да, я помню эти дни. К сожалению, тогда я был в Ереване.

НАМИК АЛИЕВ
В силу разных причин и событий, происходящих тогда в Азербайджане, мы несли большие потери. У вас тогда успехов было больше. Тем не менее, тогда эту операцию удалось организовать без утечек информации, внезапно. Так вот, так как мы наступали с севера, с гор, откуда никак не могли нас ожидать, мы предполагали, что гражданское население непременно будет покидать село. Мы прекрасно знали, что село Атерк самое большое, в Карабахе. Также знали, что там находилось много беженцев из Шаумяновского района.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Да, тогда многие шаумянцы оставались в Атерке, наивно полагая, что оно самое безопасное село в Карабахе.

НАМИК АЛИЕВ
Вот и мы так и предполагали, что на том направлении Вы нас ждать не будете. Нам не сложно было также представить, что будет твориться, когда сразу более тысячи пожилых людей, женщин и детей вынуждены будут в спешке оставлять свои дома. Тогда, в нашем штабе мне и ещё некоторым командирам пришлось приложить не мало усилий, чтобы убедить остальных не проявлять излишней жестокости к гражданскому населению.
Дело в том, что, к тому времени мы уже располагали крупнокалиберным оружием, в основном миномётами. Да и танки у нас участвовали в наступлении. Собственно, когда мы заняли село, плато реки Тертер, на которой к тому времени скопилось население всего села, было как на ладони. Соблазн у некоторых наших горячих голов тогда был очень большой направить мины в гущу народа. Однако, нам удалось вовремя остудить горячий пыл этих вояк.

СИМОН ПЕТРОСЯН
Признаться, до сегодняшнего дня Атеркцы с недоумением вспоминают тот злосчастный день. Люди признаются, что, если бы тогда на них были направлены мины и снаряды от орудий, жертв было бы очень много. Многие думают, что им просто повезло. Правда не повезло тем, кто остался в селе. Там осталось 17 человек, в основном немощных и упёртых дедушек и бабушек, те, кто не хотели оставить свой родной кровь. Те, кто готовы были умереть у себя дома. Впрочем, именно так и случилось. Они все были убиты.

Установилась пауза. Каждый думает о своём.

НАМИК АЛИЕВ
Конечно многим тогда повезло, потому, что нам еле удалось некоторых наших кровожадных вояк удержать от соблазна пострелять по беззащитным людям. Что касается тех, кто оставался в селе? Мы прекрасно осознавали, что таковые непременно должны были быть.
Очень старались, чтобы наши не проявляли жестокости к ним. Однако, к великому своему стыду, должен признать, что нам этого не удалось. Сложно объяснить, откуда порой в молодых людях возникает такая безжалостность к беззащитным людям? Видимо, это требует особого исследования. Впрочем, нам самим не раз приходилось убеждаться в том, что у человека с автоматом, на войне совсем непредсказуемое психическое состояние.

МОВСЕС (20 ЛЕТ) - СЫН СИМОНА ПЕТРОСЯНА
(тихо, с грустью)
Тогда в нашем селе погибли обе мои прабабушки, бабушки папы. Я их не видел, но знаю, как они были дороги для папы?

СИМОН ПЕТРОСЯН
Никогда не прощу себе того, почему я их вовремя не вывез из села. Сколько у меня было возможностей сделать это? Просто, тогда мы, командиры, на своём личном примере старались успокоить людей, не сеять панику. Если бы я тогда вывез свою родню, это могло бы провоцировать других на то, чтобы оставить село. А этого допустить было никак нельзя. Тогда, защитникам села пришлось бы совсем тяжело. Мы тогда думали, что снизилась бы мотивация у наших ребят. А так, мы защищали своих родных и свои дома. Ну, это сложные вещи.

Вновь устанавливается пауза.

НАМИК АЛИЕВ
Меня более всего беспокоили твои родные.
Я же многих, что многих, практически всех, знал лично. Мне же не раз приходилось гостить у тебя в Атерке? Конечно, в первую очередь беспокоило то, что станет с Айкануш-биби и Арус-биби. ..


КОНЕЦ 7 ЧАСТИ

Продолжение следует …


Рецензии
Очень хорошо написано. Полезные мысли и слова.
Мусульманам давно внушали, что убить неверного подвиг.
Замахнулся должен рубить.
Поздравляю с большой удачей.

Григорий Аванесов   04.07.2018 20:01     Заявить о нарушении
Благодарю!

Ион Жани   04.07.2018 20:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.