Москва, Москва

По окончании института, меня перевели в планово-экономический отдел (ПЭО) Омской областной конторы Госбанка. Обязанности почти сохранились прежние, немного добавили новых, это и интересно. Я никогда не отказывалась от работы. Мне шел двадцать пятый год. Только познавать новое. Начало положено. В отделе восемь человек, возраст самый разнообразный. Приняли меня очень тепло. Мой застенчивый характер не позволил мне быстро привыкнуть к новым обстоятельствам. Постепенно подружилась со старшими и получила много полезного не только по работе, но и жизненного опыта. Моя любовь к чтению не прерывалась. В обеденный перерыв я читала. Тридцать минут на обед (столовая отличная), остальное время – тридцать минут – чтение. Заметив мое страстное увлечение – приносили книги. И даже Зинаида Сергеевна, по возрасту, как моя мама, кроме художественной литературы, однажды доверила «самиздат», под грифом писателя «Алексей Толстой» - «Возмездие». В этом произведении описаны и порнография, и жестокая развязка. Речь шла о девушке-шпионке, обманувшая русского офицера – возмездие не миновало ее. Я не старалась точно запомнить или перепечатать себе. Просто помнила немного содержание, а держать у себя не хотела. Не люблю подобные произведения.
Очень меня поразила меня пожилая дама, Зоя Андреевна Козловская, испытывавшая ко мне особое внимание, заметив мои интересы. Бывая в отделе, всегда подходила ко мне и вела беседы на различные темы. Внешне выглядела странно. Седые маленькие косички, очки с толстыми стеклами, зеленый фирменный костюм (у финансовых и банковских работников ранее была форма). Ее костюм был так стар, что профсоюзный комитет с нашей помощью к празднику 8 марта подарили ей новый темно-синий. Зоя Андреевна преобразилась. Она бывшая актриса, поэтому у нее в свое время была прислуга и помогала ей следить за собой. Книга она мне тоже приносила, такие как «Четвертый позвонок» писателя Марти Ларни, «Война с саламандрами» писателя Карела Чапека и другие.
Как-то я задала ей вопрос:
- Можно ли влюбиться в сорок лет?
- Это зависит от объекта и вашего чувства, темперамента. Конечно можно!
С подсказки сослуживцев я попросила ее принести альбом с фотографиями: «Тебе точно не откажет».
Она принесла. Слушая романс «Нищая», так он мне напоминает Зою Андреевну.
Такие неописуемые прически, красивые наряды – платья, туфли, шляпы. Я была поражена. Запомнила одно фото молодого, очень красивого мужчины с надписью: «Моей любимой заиньке» и подпись. Детей у нее не было. Жила с братом, очень любили кошек, это была их жизнь. «При счастье есть поклонники, при горе – нету тех друзей». Можно много писать. Зоя Андреевна подарила мне красивую заколку для волос. В то время я носила косу, закалываемую на затылке. Украшения примеряла дома, но в люди стеснялась, экстравагантно, сохранила до сих пор.
Дни рождения каждого коллеги отмечали в отделе в обеденный перерыв.
После обеда из столовой приносили из столовой две бутылки «Жигулевского», пирожное, конфеты и чай.
Это символично, но подарки замечательные. В мой день рождения, двадцатипятилетие, подарили театральный бинокль – очень оригинальный, маленький, в футляре. В театр я ходила часто. Затем были подарки – мельхиоровые чайные ложечки в красивой упаковке, хрустальные рюмки и другое. И так каждому подбирали по интересам.
В коллективе работала женщина, Надежда Федоровна Смирнова, постарше меня лет на восемь, жила с мамой. Она мне много хорошего сделала. Ко мне относилась очень тепло, жалела, зная о моей неудавшейся личной жизни. Всячески пыталась помочь.
Однажды предложила мне:
- Поедем, Надежда, в Москву. Остановиться есть где. Кое-что знаю, покажу.
Согласие с удовольствием дано. Решили ехать через год, чтобы скопить денег на поездку.
Год пролетел быстро в работе, заботе, подготовке к поездке в Москву.
Оформили отпуск в июле. Касса взаимопомощи выдала нам ссуду в размере по окладу сроком на год без уплаты процентов.
Билеты на руках. Мы  на вокзале. Солнечный, теплый день. Провожают родные и друзья с шутками и весельем, дают заказы и наказы. И вот мы поехали. Обе полки нижние в плацкартном вагоне. Удобно устроились, наслаждаемся мелькающими перелесками, вокзалами, деревеньками.
Быстро пролетели почти трое суток. Провизии у нас много. Я обратила внимание на солдатиков из соседнего купе. Показалось, что они голодные, так как не едят ничего. Как же не помочь, если есть возможность? Обратилась к Надежде:
- Ты старшая, и тебе удобнее предложить угощение.
Она так и сделала. Ребята отказались, поблагодарив, объяснили, что их по талонам кормят в ресторане.А мы копченую колбасу повезли в Москву.
Подъезжая к Москве, зазвучал Гимн Советского Союза. Это очень торжественно и радостно.
Прибыли на Казанский вокзал. Меня так удивило множество людей, спешивших туда-сюда, что закружилась голова. Надежда улыбалась, глядя на меня. А уезжать с Ярославского вокзала в Болшево, там наша остановка. Благополучно отыскали свою электричку и через один час мы на месте.
Квартирка маленькая, хозяева Яков и Глаша – очень гостеприимные. Мы привели себя в порядок и отдыхали дома после посещения магазина.
Рано утром на второй день собираемся в Москву, и Яша с нами, с желанием все показать. Надежда его отговаривает:
- Мы сами все знаем и найдем.
А мне шепчет:
- Это ты ему понравилась, он и привязывается к нам.
Я – не надо его с нами, мы вдвоем.
Прибыв в центр, первое дело – посетить Мавзолей, а уже тянулась длинная очередь.
Отдав дань памяти В.И. Ленину, побывав на могиле И.В.Сталина, мы вышли на Красную Площадь и направились к киоску, очень обыкновенному с окошечком.
В этом киоске мы купили билеты на все, что нас тогда интересовало: «Большой Театр», спектакль «Царская невеста!», Третьяковская галерея, Оружейная палата, Зеленый театр и в кинотеатр «Россия». В этот же день посетили Третьяковскую галерею. Меня очень поразила понравившаяся картина Иванова «Явление Христа народу» и Иван Грозный убивает своего сына. В галерее мы были заняты просмотром картин почти до вечера.
На второй день посетили ВДНХ (выставку достижений народного хозяйства). При входе увидела свое изображение в телевизоре – необычно. Осмотр выставки продлился целый день с перерывом на обед.
 По рассказам моя бабушка – Мария Григорьевна, свинарка, дважды участвовала в выставке с поросятами за высокие достижения в труде.
В Оружейной палате много интересного осталось в памяти. Меня поразили подарки от заморских правителей – украшения на сбруе для лошадей, сверкающие настоящими бриллиантами и другими драгоценными камнями. Позолоченная карета, ботфорты Петра I, платья Екатерины II, много расписной посуды. Особенно удивил подарок Наполеона Александру III, царю России в знак победы над французской армией, набор посуды, украшенный росписями на античные темы. На каждом предмете не было двух одинаковых росписей.
Особенно тщательно мы готовились к посещению Большого Театра на спектакль «Царская невеста». Несмотря на то, что у нас был четвертый ярус балкона, но с первого ряда яруса все было отлично видно и слышно. Осталось великолепное впечатление. Тем более, что к опере и классической музыке я не равнодушна.
Много ездили в метро. Побывали на Ленинских горах, набережной Москвы-реки. Не обошлось без посещений магазинов – надо выполнять заказы. Особо отмечаю доброжелательность москвичей. На задаваемые вопросы всегда получала добрые, вразумительные ответы.
Работа в Госбанке продолжалась. Однажды Зинаида Сергеевна побеседовала со мной на тему поменять работу. А я то думала, что и на пенсию уйду из Госбанка. Она сказала:
- У тебя есть способности на большее, а в банк ты всегда успеешь.
Порекомендовала во вновь создавшуюся организацию – строительно-монтажное управление №1 Треста «Союзсибгаз» Министерства газовой промышленности СССР экономистом. Зарплата выше, через год сдают жилой дом. Я некоторое время колебалась, но однажды работница Госбанка, которую я как следует и не знала, только имя Тоня, вселила в меня такую уверенность и надежду, что я приняла решение  - переходить. Сделала правильно. Потеряла только  обладание высокой информацией, знания экономики области. Но вскоре все наверсталось.
На второй год работы мы с приятельницей поехали по путевке в Хосту, район Сочи. Отлично отдохнули. А в конце года получила двухкомнатную квартиру. Жизнь налаживалась. Через два года перевели на должность старшего экономиста, зарплата и премии выше. Немного поработав в этой должности, назначили начальником планового отдела. Я сомневалась, письменного согласия не давала, но все таким приказом была назначена и приступила к исполнению этих обязанностей. В этой должности проработала 10 лет. На производственной деятельности останавливаться не буду. Было все: и поощрения, и взыскания. Это жизнь. Но интереснее, чем в Госбанке, хотя управляющий Госбанком Иван Ильич меня не отпускал, обещал квартиру, но зарплата тоже не последнее дело. Тем более брак распался, и я дочь воспитывала одна.
Мне часто предлагали ехать в город Москву на курсы повышения квалификации, я отказывалась. Дочь не с кем оставить, пока не подрастет.
Вот пришел приказ из Москвы: вызывают начальников плановых отделов сроком на три дня. Из Омска должны ехать я и старший экономист из треста Валентина Ивановна. Мы летели на самолет. Остановились и ночевали в подвале «Главгаза». Там все предусмотрено для ночлега, не гостиница, но все же.
Утром объявили, что совещание в городе Твери (Калинине), и мы поехали на электричке во главе с главным руководителем проведения мероприятия. Совещание прошло за два часа, и мы возвратились в город Москву. Времени было много до вылета домой, правда, прошел дождь и немного подмораживало. Валентина Ивановна провела меня в магазин посуды, где я приобрела чайный фаянсовый сервиз, расцветки бледно-голубой с серым, для души. В китайском чайном магазине тоже купили необычный чай в красивых упаковках. Приобрели апельсинов килограммов по четыре и в аэропорт. Скоро вылет. А дождь с изморозью не прекращался. Мы в самолете. Уже должны вылететь, но из-за обледенения крыльев и фюзеляжа самолета вылет откладывается.
Подойдет машина, обдувает теплым воздухом, вроде все в порядке, но только отъедет, все снова покрывается тоненькой коркой льда.
Командир корабля предупредил:
- Не выходите из самолета, вдруг будет команда вылет, никого ждать не буду!
Мы сидели тихонько, обедали апельсинами и терпеливо ждали. Один пассажир не выдержал и ушел. Без него улетели, только вещички остались. Самолет поднялся над облаками, ярко светило солнце до самого прилета в Омск. Так закончилась командировка.
Через год получила приказ отправиться в город Москву на курсы повышения квалификации. Лететь одной. Я переживала, как я доберусь по указанному адресу до улицы Бутлерова.
Апрель. У нас в Сибири еще лежал снег. Долетела благополучно до аэропорта Внуково, затем добралась до линии метро «Юго-Западная», пересела на «Беляевскую». Правильно говорят: «Язык до Киева доведет!» От конечной еще нужно ехать на автобусе остановки четыре. Я на месте. Дом многоэтажный, принадлежит Министерству газовой промышленности СССР. Здесь расположен деканат института повышения квалификации, общежитие и столовая. Нас приехало десять человек, в том числе из нашего Треста – четверо. В комнате поместили по три человека. Со мной вместе из Барнаула Мария, из Саратова – Валентина. Первый день занятий тревожно. Я просила, чтобы меня не избирали старостой. Но все таки избрали. Хлопоты невеликие, но чувствуешь ответственность. Мы, кроме прослушивания лекций, должны были подготовить работу по материалам своего предприятия на тему: «Новая система планирования и экономического стимулирования». Я готовила серьезно, на это ушло пятнадцать дней. Заняты были вечера и выходные дни.
Кроме занятий у нас была культурная программа. Посетили «Бородинскую панораму» автора Рубо. Один раз были в театре Советской армии и в зале Кремлевского Дворца съездов – концерт Красноярского ансамбля танца под управлением Годенко. В антракте на эскалаторе поднялись в буфет. Угостились по бокалу шампанского и бутербродами с красной икрой и красной рыбой. Отведали по вкусному пирожному.
Однажды, при возвращении в общежитие, со мной заговорил мужчина, по моему определению – армянин. Мы поговорили немножко и разошлись. Он ничего не сказал. Была пятница. А в субботу мы ехали на экскурсию в город Суздаль. Ехать долго на автобусе. Особенно интересного в Суздале не запомнилось. Посмотрели кельи монахов, в которых они жили раньше. Показали помещение, чуть больше кельи, в котором содержался пленный немецкий фельдмаршал Паулюс. Побывали в храме, службы не было. Пообедали и домой. Пока добрались до своего жилья – стемнело. А мне подруга объявила:
- Тебя искал молодой человек с билетами в Большой театр.
Но … увы … это не повторилось. Видимо кому-то повезло, больше, чем мне.
После занятий забегали в магазины, покупали что хотели, исходя из финансовых возможностей.
Подошло окончание занятий. Предстоял экзамен и зачет о выполненной работе, оба оценены на «отлично». Выдано удостоверение.
В знак благодарности мы устроили чаепитие. Мне, как старосте группы, пришлось похлопотать. Собрала деньги, пригласила двух девушек, и мы организовали. Купили цветы, руководителю занятий, начальнику планового отдела Объединения «Главгаз» Галине Николаевне. Торт, конфеты, чай. Поблагодарили, распрощались. Купив гостинцы, я была дома 29 апреля.
Так закончилась третья встреча с городом Москва. Позже пришло благодарственное письмо на имя начальника СМУ-1 с предложением премировать за отличную учебу и общественную работу.
Конец рабочей недели. Звонок из планового отдела треста:
- Надежда, зайди к нам, как приедешь.
- Хорошо, зайду.
Пришла, говорю:
- Вопросов не задавайте, заданий не давайте.
- Нет! У нас приятное задание. Из Главка Москвы приехал Иван Васильевич Захаров. Мы пригласили его в кафе «Юность». Стол заказан, все оплачено. Идем человек восемь. Приглашаем тебя. Только ты можешь его увлечь. А нам нужно увеличение фонда зарплаты.
- Нет, не хочу.
Начали упрашивать, а я этого не люблю. Подумала и сказала:
- Хорошо, иду с условием, что я замужем.
Хотя жила вдвоем с дочерью.
В восемь часов отправились в кафе. У меня появился подъем настроения, энергии. Этот Иван Васильевич годился мне в отцы, и мне не до романов. Как говорят, в кафе я была «в ударе». Произносила тосты, сыпала шутки, остроумие. Думаю, цель была достигнута.
Пора домой, уже около десяти вечера. Я засобиралась, а меня отговаривают.
- Да я не могу, у меня кран подтекает, нужно слесаря вызывать.
- А что, твой Саша не может исправить?
- Какой Саша?
- Ну, муж.
- А он человек умственного труда, в кранах не разбирается.
Хохот!!! И всем пора. Пошли. Иван Васильевич предложил подышать свежим воздухом, немного походили. Он:
- Вы мне понравились. Я хотел бы перевести в город Москву. Только не сразу, а через город Тулу. Годик там придется поработать, а потом легче перевести.
Я поблагодарила. Он обещал написать, я попросила писать на адрес Людмилы, подруги. Письмо одно было, приехать с материалами по социалистическому соревнованию за квартал. Я желанием не горела и нашла отговорку.
Вообще не было желания переезжать в Москву. Меня все устраивало в Омске. Работа, квартира, друзья. Свое обещание добавить фонд зарплаты он выполнил. Вечер не прошел попусту. В Москве приходилось часто бывать, но в основном, с пересадками: в аэропортах, на вокзале, но без достопримечательностей.
 


Рецензии