Моста связующая нить

Глава из книги «Лиски. На огненной черте»

Много легенд в разное время появилось о лискинских железнодорожных мостах, но в рамках настоящей книги интересны лишь те, что связаны с взрывом  мостов и их восстановлением во время Великой Отечественной войны. Впрочем, некоторые считали, что мосты вообще не были разрушены.  И среди этой группы были не просто случайные люди, но и крупные военные начальники. Так, в своих воспоминаниях генерал армии М.И. Казаков  написал: «Противнику не удалось даже разрушить железную дорогу Лиски – Россошь – Кантемировка – Миллерово. Целым остался и железнодорожный мост в Лисках через реку Дон».  Казалось бы, кому как не начальнику штаба фронта (!) знать о состоянии железнодорожного моста, который имеет большое стратегическое значение для его войск, но… Простим Михаилу Ильичу эту его ошибку: воспоминания-то писались в шестидесятых годах, а после лихолетья 1942 года на воронежской земле были ещё два с лишним года тяжёлых, изнурительных, кровопролитных боёв. Просто не всё хорошо хранила память, а лишний раз проверить себя, обратившись к архивным на тот момент документам, может быть, не было времени, возможности или чего-то ещё. Да и в конце июня 1942 года отдавал приказ на взрыв лискинских мостов совсем другой человек – начальник штаба Юго-Западного фронта (Воронежский фронт был образован только 7 июля 1942 года).  Итак, кто-то считал, что железнодорожный мост в Лисках через реку Дон остался целым после шестиме-сячного противостояния по разным берегам реки двух враждующих армий – фашистской и советской.
А кто-то считал, что из-за известного русского разгильдяйства железнодорожный мост в Лисках не был заранее взорван, и его пришлось взрывать уже тогда, когда правый берег Дона был оккупирован немцами. Потому и сапёры – взрывники навечно остались в Лисках. Автору удалось найти газетную статью, после которой, возможно, и распространилась эта легенда. Статья, в которой рассказывалось о солдатской могиле на территории элеватора, написана лискинским краеведом, учителем истории Дмитрием Георгиевичем Дегтярёвым: «…Найден бывший командир подразделения, где воевали погибшие и похороненные в районе элеватора солдаты. …В.И. Мазай в годы войны был начальником технической разведки железнодорожного батальона. Он возложил на могилу букет живых цветов и рассказал о подвиге героев. В июле 1942 года фронт вплотную подошёл к Лискам. С высокого правого берега Дона врагу город и железнодорожный узел видны были как на ладони. Установленные на прямую наводку орудия и миномёты били беспрерывно. А положение складывалось всё тре-вожнее и тревожнее. Гитлеровцы, во что бы то ни стало, стремились прорваться через реку, завладеть мостами. И вот в начале июля командование железнодорожной бригады направляет в Лиски 12 минёров во главе с В.И. Мазаем. Перед ними ставится серьёзная боевая задача – в кратчайший срок заминировать железнодорожные мосты через Дон. Прибывшие минёры разместились в одном из складов элеватора. Днём, под прикрытием зенитчиков, они скрытно изучали подходы к мостам, составляли схемы закладки зарядов. С наступлением же темноты приступали к минированию. Но работать было очень тяжело. Немцы то и дело пускали ракеты, стреляли трассирующими пулями. Визг осколков, отскакивающих от мостовых балок, сопровождал действия отважных минёров. Они хорошо знали, что за ними уже начали охоту вражеские снайперы. Поэтому приходилось делать всё только лёжа, не поднимая головы. …Выполнение задания уже подходило к концу. Оставалось сделать совсем немного. Появились первые признаки раннего рассвета. Бойцы торопились. И внезапно в предутренней тишине прозвучали два выстрела. Первая пуля сразила наповал уже закончившего минирование ефрейтора П.Б. Карпова. А вторым был тяжело ранен в шею ефрейтор Б.П. Наумов. Товарищи сделали всё, чтобы вынести минёров из зоны обстрела снайперов. Но по дороге к месту расквартирования Наумов умер. Старший группы В.И. Мазай по рации доложил начальнику разведки бригады, что задание выполнено и что при этом погибли двое. Тут же приняли решение похоронить боевых друзей у элеватора… Пётр Борисович Карпов, Борис Петрович Наумов».  Надо добавить, что, похороненных на территории элеватора, бойцов в 2007 году торжественно перезахоронили  на Мелбугре у обелиска. На отдельной могиле имеется плита с надписью: «Здесь захоронены бойцы, павшие смертью храбрых в 1942 году, Карпов П.И. Наумов Б.И.».
Так это те самые минёры, что мост взорвали под носом у немцев? Что-то мешало автору положительно ответить на этот вопрос. Но ответ был найден очень скоро. Согласно информации 19 отдельной железнодорожной бригады от 29 сентября 1942 года, Карпов Борис Иванович, красноармеец, путеец, убит 14 сентября 1942 года, похоронен – Воронежская область, станция Лиски, элеватор, СЖД парк; Науменко Иван Васильевич, красноармеец, путеец, убит 13 сентября 1942 года от разрыва артиллерийского снаряда при обстреле противника, похоронен – Воронежская область, станция Лиски, элеватор, СЖД парк».  Фамилии погибших в документе и статье созвучны. За сорок лет командир мог и подзабыть имена – отчества своих погибших бойцов, но могила на территории элеватора только одна. Следовательно, речь идёт об одних и тех же людях. И, как следует из документа, погибли оба воина в сентябре 1942 года во время артил-лерийского обстрела противником. Таким образом, погибшие путейцы не имели никакого отношения к взрыву моста. Но почему же ветеран, приезжавший в восьмидесятых годах, сказал неправду? На этот вопрос уже никто не ответит. Но спасибо ему хотя бы за то, что могила бойцов перестала быть безымянной.
А вот вопросы остались. Вопросы, вопросы… К прежним, на которые ещё не получены ответы, добавляются новые. Что же делали воины – путейцы в сентябре 1942 года в Лисках? Причём, отдельный восстановительный железнодорожный батальон. Но… всё по порядку. Автор обещает позже вернуться к этому вопросу. А пока необходимо выяснить, кто и когда взорвал лискинские мосты.
Из книги генерал-полковника технических войск П.А. Кабанова  удалось, наконец-то, узнать, как это было: «В конце июня к нам в управление приехал из Москвы генерал Н.А. Просвиров.  В день его приезда меня вызвал к себе бригадный комиссар А. И. Кириченко.  На приём к Алексею Илларионовичу пошли вместе с Просвировым... В это время меня очень тревожила судьба лискинских мостов через Дон. Их два – на Лихую и на Валуйки. Мосты большие, двухпутные. Разрушать их было до слёз жалко, но и оставлять целыми нельзя. Гитлеровцы получили бы «зелёную улицу» на восток. Я доложил А.И. Кириченко, что мною дано распоряжение командиру 19-й бригады заминировать мосты. Но кто даст распоряжение на их взрыв?
Выслушав меня, Алексей Илларионович снял телефонную трубку и попросил начальника штаба фронта. После короткого разговора с генералом Баграмяном  он сказал мне:
–   Лискинские мосты должны быть разрушены! Но только тогда, когда немцы появятся на правом берегу Дона.
Итак, приказ на разрушение получен, момент взрыва должны определить сами в зависимости от боевой обстановки. Надо действовать. Вызвал к себе командира 52-го восстановительно-путейского батальона 27-й бригады майора Н.С. Крутеня и приказал ему немедленно направить в Лиски подрывников с взрывчаткой для разрушения мостов. Подрывники должны прибыть в распоряжение командира 55-й эксплуатационной роты капитана М.Т. Ванчурова.
Руководить взрывом прибыл В.В. Полотев.  Команда подрывников 55-й роты подвесила заряды, смонтировала проводку взрывной электросети. Капитан М.Т. Ванчуров занял место на своём наблюдательном пункте в 200-300 метрах от мостов. Минёры ждут сигнала. И вот на противоположной стороне реки появились немецкие мотоциклисты. Ясно – разведка. Сейчас появятся танки. Полотев дал сигнал на взрыв. Земля вздрогнула от страшного взрыва. Фермы моста рухнули в воду.
…Линия фронта в районе Лисок стабилизировалась. В эти дни в Лиски прибыл корпусной комиссар Л.З. Мехлис.  Мы знали крутой нрав этого человека. Он не терпел ни малейших возражений. Поэтому каждый старался быть от него подальше.
Осматривая позиции, Мехлис увидел взорванные лискинские мосты, возмутился. Вызвал полковника Ткачёва  и мрачно спросил:
– Для чего вы разрушили мосты, если немцы остановились на правом берегу Дона?
Ткачёв спокойно ответил:
– Потому немцы и остановились на правом берегу, что у них перед носом мы взорвали мосты.
Мехлис ничего не сказал, взмахом руки отпустил Ткачёва и больше никому этого вопроса не задавал».
Бесспорно, теперь можно точно указать дату взрыва лискинских мостов – 6 июля 1942 года. Именно в этот день были оккупированы территории Залуженского и Лисянского сельсоветов, и немецкие мотоциклисты появились на правом берегу Дона.
Итак, лискинские мосты взорвали минёры 19-й отдельной железнодорожной бригады 6 июля 1942 года. Автором было обещано дать ответ на вопрос – что делали воины – путейцы 31-го отдельного восстановительного железнодорожного батальона  этой бригады в сентябре 1942 года в Лисках. Ответ нашёлся в архивных документах. Как оказалось, воины – железнодорожники 19-й бригады не уходили из Лисок, а всё время, вплоть до января 1943 года, выполняли здесь различные работы. Часть из них можно перечислить.
Ещё 3 июля 1942 года Ставкой было приказано эвакуировать из покидаемых районов всё железнодорожное имущество и составы, сельхозмашины и ценное фаб-рично-заводское оборудование. 
19-я бригада в июле 1942 года демонтировала и отправляла в тыл снятые вторые железнодорожные пути линий Валуйки – Лиски, Придача – Лиски, Лиски – Таловая, Таловая – Новохопёрск. Выполняя ответственные задания правительства по эвакуации вторых путей и ценного фабрично-заводского оборудования В.Е. Кельх,  мобилизовал весь личный состав 19-й бригады на выполнение этих заданий, добившись перевыполнения норм отдельными подразделениями в два и три раза.
8 июля 1942 года капитан Клеткин  прибыл на станцию Лиски, оставленную к тому времени гражданскими работниками. На Лискинском узле и на участке Лиски – Придача было брошено 2900 вагонов ценного имущества и подвижного состава. Клеткин взял на себя руководство эксплуатацией и обеспечил вывозку подвижного состава и грузов, что составило около 4800 вагонов. Вся эта работа протекала в условиях налётов вражеской авиации и систематических обстрелов противником артиллерийским, миномётным и пулемётным огнём станции Лиски. 16 июля 1942 года, находясь на станции Лиски во время сильного артиллерийского обстрела северного парка, на путях которого гражданской паровозной бригадой был брошен поезд, Клеткин сел на паровоз и лично вывел его на соседнюю станцию.
15 августа 1942 года диспетчерская группа штаба 19-й железнодорожной бригады, руководившая вывозкой пристанционных складов, многочисленных и ценных бесхозных грузов на станции Лиски, получила боевое задание – вывезти, во что бы то ни стало, все вагоны с грузами, находящиеся на пристани реки Дон. Задача усложнялась тем, что в тот момент противоположный берег реки уже находился в руках противника, который хорошо просматривал и простреливал, вплоть до огня из автоматов, весь район пристани. Руководство этой операцией было возложено на младшего воентехника С.И. Дмитриева , добровольно предложившего поручить ему руководство вывозкой. Тщательно взвесив всё и разработав план действий, умело расставив силы и средства, Дмитриев блестяще справился с боевой задачей. 1-му взводу 131-го отдельного мостового железнодорожного батальона  была поручена эвакуация вагонов с пристани реки Дон у станции Лиски. Несмотря на принятые тщательные меры маскировки, противник всё же заметил движение на пристани и открыл огонь. Личным при-мером стойкости и мужества Дмитриев не позволил врагу сорвать работы. В течение целого ряда дней Дмитриев руководил работами по вывозке вагонов с грузом в полном смысле из-под самого носа врага. Ни губительный огонь противника, ни трудности работы по эвакуации грузов с пристани, усложнявшиеся необходимостью частого восстановления станционных путей, повреждавшихся падавшими снарядами, не смогли помешать советским людям  выполнить, возложенную на них, боевую задачу.   131-й батальон вывез 125 вагонов из-под огня противника и спас ценные грузы, проявив при этом хладнокровие, мужество и отвагу.   
14-й отдельный мостовой железнодорожный батальон под руководством  В.А. Масютина,  военинженера 3-го ранга, в сложной боевой обстановке восстановил икорецкий мост, разрушенный при неоднократных налётах авиации противника. 
В условиях непрерывных налётов вражеской авиации, пренебрегая опасностью, майор И.А. Рыбаков  лично руководил работой по вывозу железнодорожного подвижного состава и ценных грузов с железнодорожного участка, оставляемого нашими частями при отходе. На станции Лиски под пулемётным и миномётным обстрелом противника Рыбаков умелой организацией работы станции обеспечил вывоз в тыл большого количества подвижного состава, зерна и других ценных грузов. При эксплуатации бригадой головного железнодорожного участка Бобров – Лиски – Придача с 1 октября 1942 года по 15 января 1943 года Рыбаков умелой организацией работы обеспечил бесперебойную работу – движения поездов, чем способствовал своевременному подвозу частей Красной Армии и снабжение их боевой техникой и боеприпасами. 
Но чем же конкретно занимались воины – путейцы 31-го отдельного восстано-вительного железнодорожного батальона 19-й бригады, находившиеся в Лисках?
Батальон, которым командовал, награждённый орденом Красной Звезды, майор Васильев,  заслужено считался лучшим в бригаде.  Он всё время находился в Лисках, выполняя боевую задачу по охране и обороне моста через реку Дон. С этой задачей батальон справился с честью. Коварный враг не раз пытался подорвать береговые устои моста, открывая яростный огонь. Особенно ожесточённый артиллерийский, ружейный и пулемётный обстрел противник вёл во время наступления Красной Армии в районе Воронежа (июль – август 1942 года). Бойцы, руководимые Васильевым, всеми средствами обрушивались на врага и не дали ему взорвать устои моста. Васильев, находясь среди бойцов, лично руководил заградительным огнём личного состава.  Кроме того, батальон под артиллерийскими и миномётными обстрелами  занимался восстановительными работами при разрушении авиацией противника железнодорожного пути на участке Лиски – Воронеж. 
Теперь становится понятно, чем занимались воины – путейцы на территории элеватора – грузили и вывозили зерно, восстанавливали после бомбёжек вражеской авиации и артиллерийско-миномётных обстрелов противника участки железнодорожных путей.
Да и лискинские мосты требовали к себе внимания. «Левый мост ростовского направления с двухпутными пролётными строениями, длиной 158 погонных метров был взорван полностью. Пролётные строения разрушены и сброшены с опор в русло реки. Правый двухпутный мост валуйского направления был взорван частично. Из двенадцати много решётчатых пролётных строений целыми остались пять. Подорванными оказались два пролётных строения в шестом пролёте, одно – в пятом, по два в четвёртом и третьем. Уцелели многие промежуточные опоры. Это позволяло быстро восстановить мост и открыть по нему движение поездов».
Гитлеровцы отлично это понимали и прилагали большие усилия, чтобы взорвать уцелевшие конструкции. С июля по октябрь 1942 года мосты охранял и оборонял 31-й отдельный восстановительный железнодорожный батальон. С ноября «прикрывала лискинские мосты рота капитана А. В. Борзова из 14-го мостового батальона 19-й железнодорожной бригады. Рота занимала оборону за насыпью на левом берегу Дона. Все попытки немцев подорвать уцелевшие конструкции были отбиты. Однажды в засаде находилась группа старшего сержанта Н.К. Лежина. На рассвете бойцы заметили ползущую к мосту группу немецких минёров. За собой гитлеровцы тащили взрывчатку. Лежин решил подпустить фашистов поближе и уничтожить их. Когда гитлеровцы приблизились, по команде старшего сержанта ударил станковый пулемёт ефрейтора Караева. Застигнутые врасплох, немцы заметались на льду. Рядовые Шабунин, Буков, Шульненко и Чернов забросали фашистов гранатами, а затем бросились на врага врукопашную. Ни один гитлеровец не ушёл. Так была отражена очередная попытка врага разрушить уцелевшие конструкции моста.
Командование 19-й бригады в конце декабря 1942 года проверило состояние промежуточных опор (быков) и береговых устоев лискинского моста. Первыми в разведку пошли бойцы 14-го мостового батальона под командованием военного инженера 3-го ранга И.А. Багрова. С ними отправился и воентехник 2-го ранга Ю.В. Галкин. Вьюжной зимней ночью разведчики, не замеченные врагом, подобрались к мосту, осмотрели его и благополучно возвратились.
Вскоре армейские разведчики сообщили нам, что фашисты роют под устоями моста котлованы и закладывают взрывчатку. Проверить полученную информацию мы поручили воентехнику 2-го ранга Галкину. Вместе с ним пошли сержанты Алешкевич и Весёлый, ефрейтор Разумовский, рядовые Петраш и Марков. Данные армейской разведки подтвердились. Но помешать гитлеровцам мы не успели. Утром 3 января 1943 года фашисты взорвали правобережную часть моста».   
13 января 1943 года фашисты сделали ещё одну попытку полностью уничтожить мост, но майор В.П. Золотов  сумел правильно расположить огневые средства, ведя меткий огонь по огневым точкам и блиндажам противника, не давший ему возможности произвести дальнейшее разрушение быков моста. 
Армии Воронежского фронта с 13 по 27 января 1943 года провели операцию, получившую название Острогожско-Россошанской, в ходе которой была полностью очищена от немцев магистраль Лиски – Кантемировка. Перед железнодорожниками Военный совет Воронежского фронта поставил две главные задачи. Во-первых, восстановить мост через Дон у станции Лиски и, во-вторых, ввести в строй участки дороги от Лисок на Валуйки и на Россошь. Вот и пришло время восстанавливать мосты.
Надо сказать, что ещё 28 июля 1942 года (через три недели после взрыва!)  военный инженер 3-го ранга Б.П. Васильев    получил задание – произвести тщательную техническую разведку трёх железнодорожных мостов через реку Дон в районе станции Лиски. Для выполнения задания требовалось лично побывать на мостах и зафиксировать все детали разрушения. Сложность задачи заключалась в том, что разведку требовалось произвести обязательно в условиях  достаточной видимости, т.е. в период, когда противник, занимающий противоположный берег и  имеющий часовых у береговых устоев на правом берегу реки Дон, имел возможность отлично наблюдать и простреливать все три моста. Васильев, тщательно маскируясь и обманывая противника, разведал указанные мосты и произвёл необходимые зарисовки разрушений и измерения. Дважды на лодке переплывал на занятый противником берег и, не смотря на огонь со стороны противника, выполнил задание и благополучно возвратился. 
Военинженер 3-го ранга А.А. Кушлянский,  имел задание по технической разведке моста, которое выполнил в ночь с 30 на 31 июля 1942 года. На правом берегу реки Дон у берегового устоя находились посты и пулемётные точки противника, которые систематически вели ружейно-пулемётный огонь по подступам к мосту. Несмотря на опасную обстановку, Кушлянский с двумя бойцами  переплыл Дон и произвёл тщательную разведку моста, по данным которой составлен проект восстановления моста. Военинженер Кушлянский руководил проектными работами, подготовкой техники и материалов, нужных для восстановления моста. В период восстановления моста с 17 января по 3 февраля 1943 года, несмотря на усталость, сутками находился на месте восстановительных работ, руководил всем ходом восстановительных работ.
14 января 1943 года была произведена последняя техническая разведка береговых устоев моста со стороны противника, что дало возможность уточнить проект восстановления моста.
И снова обращаемся в книге  генерала П.А. Кабанова: «Действительно, подго-товку к восстановлению лискинских мостов и прилегавших к ним участков дороги мы начали уже в ноябре. Технические архивы управлений железных дорог нам представили необходимую документацию, согласно которой инженеры рассчитали, сколько нам потребуется различных материалов, готовых конструкций и оборудования, транспортных средств подвоза. Проекты восстановления больших мостов мы составляли в нескольких вариантах. Это был наш первый опыт разработки перспективного плана. Конечно, было очень трудно предположить, в какой степени враг разрушит то или иное сооружение, каким он оставит нам тот или иной участок дорог. Жизнь потом подтвердила наши основные предположения, хотя не обошлось без ошибок. План мы рассматривали как основу для организации деятельности железнодорожных частей в ходе будущего наступления. Поэтому старались охватить в нём все стороны их боевой жизни. Командиры бригад по нашему плану сформировали постоянные отряды технической разведки, обеспечили их транспортом, инструментом, оружием. Инженеры батальонов готовили людей на специальных учебных полигонах скоростным методам восстановления искусственных сооружений. Копровые команды учились быстро забивать сваи, плотники – вязать деревянные рамы и узлы. Ведь наша будущая основная задача: прокладывать путь вслед за наступающими войсками.
Проекты восстановления лискинских мостов разработали инженеры нашего управления под руководством главного инженера управления Г. И. Зингоренко и инженера Г. Ф. Иволгина.
В конце ноября наш перспективный план вступил в действие.
Через несколько дней войска нашего фронта перешли в наступление и очистили от врага район Лисок. Прежде чем приступить к восстановлению моста, нужно было его разминировать. Подходы к мосту фашисты буквально нашпиговали минами разных систем. И вся эта начинка – в несколько слоёв, в обледенелом снегу. «Слоёный пирог» –  назвали её наши минёры. Тысячи мин извлекли они из этого «пирога».
Как только я получил сообщение об освобождении района Лисок, немедленно вместе с главным инженером управления Г. И. Зингоренко выехал на рекогносцировку. На берегу Дона нас уже ожидали назначенный начальником строительства мостов полковник А. Н. Ткачёв, его заместитель полковник И. М. Шаповалов, главный инженер строительства инженер-майор А. К. Соколов. Предварительно мы решили восстанавливать мост валуйского направления из уцелевших пролётных строений под один путь. Возводить двухпутный мост ростовского хода у нас не было ни сил, ни времени. Здесь мы наметили лишь расчистить от обломков русло реки для пропуска весенних вод. С таким расчётом и был разработан проект восстановления моста. Он позволял пропускать эшелоны на Ростов и Валуйки. Чтобы ещё раз проверить правильность принятого решения, мы все вместе осмотрели оба мостовых перехода, установили степень и характер их разрушения… Познакомившись с обстановкой на месте, Г. И. Зингоренко внёс некоторые изменения в первоначальный проект восстановления моста. Одновременно мы разработали детальный план организации строительства и график его выполнения. Этот документ доложили Народному комиссару путей сообщения А. В. Хрулёву и Военному совету Воронежского фронта. На восстановление моста нам дали 20 суток. Итак, 17 января закончив разминирование моста, мы в тот же день приступили к его восстановлению.
Работы были развёрнуты широким фронтом. Одновременно выполнялось не-сколько операций, на разных участках, с охватом почти всех основных элементов сооружения. При этом, конечно, строго соблюдалась последовательность операций. Часть сил, к примеру, исправляла повреждённые опоры. Солдаты разбирали разрушенную кладку и выравнивали поверхность. В это же время плотники готовили на берегу деревянные надстройки, которые затем ставили на приведённые в порядок опоры.
Ремонт, усиление и перекатка пролётных строений – самые ответственные и сложные операции. Ведь нужно было уцелевшие трёхсоттонные пролётные строения переставить на место взорванных. А для этого стальные махины требовалось передвинуть на десятки метров, вдоль и поперёк оси моста. Но и это не всё. Каждое пролётное строение нуждалось в определённом способе перестановки и ремонта. В одном пролёте требовалось только исправление портальной панели. В соседнем пролёте нужно было около 40 погонных метров пролётного строения поднять и подвести под него деревянную опору. В крайнем пролёте промежуток расстоянием в 19,5 погонных метров перекрыли пакетом из двутавровых балок.
Специалистов по металлическим конструкциям в составе нашего управления не было. Мы обратились за помощью в Главное управление. На второй день к нам прибыл начальник ГУВВР генерал В.А. Головко и большой специалист по металлическим конструкциям Н.А. Алексин. Ему и было поручено руководить ремонтом и передвижкой пролётных строений. В распоряжение Николая Александровича мы выделили 1-ю и 2-ю роты 14-го мостового батальона. 1-й ротой командовал капитан В.А. Борзов, а 2-й – капитан С.В. Доронин. Роте Доронина Алексин поручил построить верхние накаточные пути для двух пролётов, установить лебёдки и полиспасты, с помощью которых потом была произведена передвижка пролётных строений.
Строительство остро нуждалось в металле определённых сортов, которого на месте не оказалось. Пришлось доставлять его из Москвы. Этим вопросом занимался заместитель начальника железнодорожных войск по тылу полковник Н.Г. Десяткин. В его распоряжении имелась специальная автомобильная колонна. С первого же дня строительства и до последнего она курсировала между Москвой и Лисками.
Не меньшие трудности представляла собой доставка строевого леса. Заготовили мы его… в лесу, возле станции Хреновая. От Лисок до лесосеки 70 километров. Занималась доставкой леса 3-я рота 14-го мостового батальона. Командовал ротой капитан В.П. Воронин. Человек молодой, энергичный, находчивый.
Самой сложной операцией оказалась вывозка леса с лесосеки на станцию. Без-дорожье, снег выше пояса, транспорта мало. Ни единого трактора, две полуторатонных и одна трёхтонная автомашины, 15 лошадей. Вот и все средства подвоза. Воронин обратился за помощью к местным жителям. Несколько сот советских людей с радостью вызвались нам помочь. Вооружили их верёвками и тросами и привели в лес. Волоком по снеговой дороге за несколько дней весь заготовленный лес был переброшен к станции и погружен в вагоны.
У меня, кажется, ни на минуту не выходило из головы число 20. Срок жёсткий, чтобы уложиться в него, каждый день должен использоваться с максимальным эффектом. На основе общего календарного графика восстановления мы разработали графики выполнения основных операций для каждого подразделения и строго следили за ходом работы. В эти дни я часто бывал на строительной площадке. Сооружение одевалось в леса, энергично стучали копры, урчали лебёдки, неумолчно тараторили пневматические молотки. Работа у наших людей спорилась. В подразделении развернулось социалистическое соревнование. За быстрейшее выполнение графика работ соревновались рота с ротой, взвод с взводом, отделение с отделением. Каждый солдат знал своё задание, свой маневр. Это было большим успехом политработников 19-й бригады и начальника политотдела бригады полковника В.В. Полотева. Владимир Владимирович Полотев отличался завидной работоспособностью. Он успевал за день побывать и на лискинском мосту и на других участках, где работала бригада. Состояние политической работы в частях этого соединения ни меня, ни моего заместителя М. Б. Яхновича никогда не беспокоило. Мы знали, что там, где Полотев, порядок обеспечен, солдаты и офицеры подготовлены к выполнению любого задания. Вот и сейчас он умело организовал политическое обеспечение стройки. В перерывах Владимир Владимирович и политработники беседовали с солдатами. В подразделениях организовали выпуск боевых листков. На видных местах появились лозунги, которые призывали к самоотверженному труду, к досрочному выполнению боевого задания партии и правительства. Подлинными вожаками на стройке были коммунисты. Они встали на самые тяжёлые и опасные участки. Одним из таких участков была перекатка пролётных строений. Операция эта производилась на специальных перекаточных опорах. На опоры были уложены специальные накаточные пути. По ним с помощью лебёдок и передвигали фермы. Передвигали медленно, осторожно. Инженер Алексин стоял на возвышении и командовал:
– Вперёд! Тише! Стой!..
С реки дул леденящий ветер, но никто из работающих его не замечал. Самоотверженно работали на лебёдках и домкратах солдаты Сорокин, Марченко, Игнатов, Чемоданов. Вместе с ними трудились комбат майор В.В. Бобриков …и командир роты капитан М.С. Липатов. Как всегда, неожиданно раздался сигнал боевой тревоги. Заговорили зенитные пушки. Я задрал голову кверху и увидел почти над мостом немецкие самолёты. Засвистели, заухали бомбы.
Самолёты сделали второй заход на мост, но вести прицельное бомбометание им мешали зенитки. Я окинул взглядом фронт работ. Все солдаты и командиры были на своих местах. Никто не побежал в укрытие. Даже верхолазы продолжали работать на фермах моста. Подошедший ко мне Полотев радостно покачивал головой.
– С такими людьми, Павел Алексеевич, досрочно восстановим мост!
– Несомненно! – согласился я. – Попробуем даже график пересчитать. Есть возможность два дня сэкономить.
– Не предполагал я, когда взрывал эти мосты, что так скоро придётся их восстанавливать!
– Многое мы в этой войне не предполагали. Кто думал, что немцы дойдут до Волги.
Подошли к пятой опоре, смотрим, солдаты притащили на своих плечах рельс, подвесили его к основанию фермы и начали вручную таранить кладку. А где же пневматические молотки? В это время на лесах показалась коренастая фигура полковника И.М. Шаповалова. Он ловко спрыгнул со стремянки и подбежал к нам.
– Товарищ генерал, отказал компрессор, – доложил Иосиф Миронович, – да и молотки не слушаются. Не хотят на холоде работать.
Мороз будто проверял надёжность наших машин и механизмов. В этот день отказали также и гидродомкраты. Остановилась подъёмка пролётных строений. Под угрозой срыва оказался график работ. И тогда за дело взялись наши бригадные умельцы. Домкратчики Сорокин и Марченко дали слово к вечеру исправить свои механизмы. Командиры решили им не мешать. Никто в мастерскую не заходил. Все терпеливо ждали результатов. Солдаты разобрали гидродомкраты, что-то заменили, подточили, примерили. И вот ко мне прибежал радостный Алексин. Ещё издали он доложил:
– Пошли!
Сорокин и Марченко изменили конструкцию клапанов у насосов, и домкраты заработали. Затем они взялись за топливные насосы трофейных дизельных копров. Все мы очень волновались за солдат. Справятся ли? Ведь техника незнакомая. Иосиф Миронович Шаповалов успокаивал:
– Мои умельцы сделают, они, как Левша, могут блоху подковать, а копры оживить им ничего не стоит!
Я поинтересовался, что делают солдаты с насосами.
– Эмпирическим путём подбирают морозоустойчивый состав горючего.
– Думаете, этого достаточно?
– Вполне. Слышите, как подопытный копер уже чихает. Скоро заработает!
К утру копровщикам удалось подобрать нужную смесь горючего, и копры дружно застучали. Моё уважение к И. М. Шаповалову и его умельцам ещё более окрепло. Люди, верные своему слову, преданные делу и талантливые изобретатели.
…Мост оживал на глазах. Это беспокоило гитлеровцев. От бомбёжек мелкими группами самолётов они перешли к массированным налётам. Теперь я приказал укрываться всем безоговорочно. В первых числах февраля только я подъехал к строительной площадке, как зазвенел вагонный буфер – сигнал воздушной тревоги. Люди побежали в укрытие. Спустились в щель и мы с Зингоренко. Наблюдаем. Вот показалась большая группа вражеских самолётов. Затем она разделилась. Часть стервятников сделала большой круг над зенитной батареей, перестроилась в боевой порядок и вереницей пошла на цель. Неистовствовали зенитки, визжали бомбы, от взрывов дрожала земля. Отбомбившись, самолёты один за другим взмывали в небо. Мы увидели, как к зенитчикам побежали с сумками через плечо медицинские сёстры и санитары с носилками. Среди них я увидел и полкового врача майора М.К. Барановича. Он возглавлял медицинскую службу на стройке. Больных в те дни было мало, медпункт пустовал. Баранович знал, что офицеры штаба полка сильно перегружены. Поэтому он попросил командира части некоторые обязанности возложить на него. Вскоре Баранович по-новому организовал транспортировку материалов от строительной площадки непосредственно к рабочим местам, что повысило производительность грузовых автомашин и тракторов. Барановичу поручили увязывать действия поста ВНОС с работой передвижной электростанции. При налётах вражеской авиации он обеспечивал своевременное включение и выключение на стройке электросвета.
Батареей противовоздушной обороны моста командовал молодой отважный лейтенант Леонид Иванович Зиновьев. Батарея имела четыре счетверённые зенитно-пулемётные установки и шесть трофейных автоматических пушек системы «Эрли-кон». Немецкие лётчики на себе почувствовали меткость огня наших зенитчиков. Не раз им приходилось улетать обратно, не сбросив на цель ни единой бомбы. Очевидно, сегодня обозлённые неудачами гитлеровцы решили отыграться на зенитчиках. Но батарея не дрогнула. Пушки и пулемёты не умолкали ни на минуту. Но вот звено стервятников на бреющем полёте вышло на огневые позиции зенитчиков. Батарея скрылась в клубах дыма и снеговой пыли. Орудия и пулемёты умолкли. Этим воспользовалась вторая группа немецких самолётов и ринулась на мост. Снова застонала земля. Нырнул под лёд трактор, огонь охватил компрессор.
Вдруг среди разрывов бомб на льду реки появилась грузовая машина. Из кабины выскочил шофер в комбинезоне и побежал к мосту. Через несколько минут он вернулся с раненым на спине. Уложив его в кузов, шофер снова побежал к мосту и принёс второго раненого. На помощь храбрецу бросились санитары и солдаты. Они начали подносить раненых и укладывать их в машину. Когда все пострадавшие были подобраны, водитель сел за руль, и машина помчалась в сторону полевого госпиталя.
Позже я узнал фамилию отважного водителя. Это был рядовой Леонид Меже-ницков...
В тот же день немцы подвергли ожесточённой бомбардировке и станцию Лиски. Там действовали рота эксплуатации и несколько подразделений 9-го путевого батальона 19-й железнодорожной бригады, а также местные железнодорожники. Спасательными работами на станции руководил начальник отдела вещевого снабжения 15-го железнодорожного полка капитан В.А. Такчевский. Солдаты отцепляли от составов горящие вагоны с боеприпасами и цистерны с бензином. Маневровым паровозом выводили неповреждённые группы вагонов в безопасные зоны.
Все попытки врага сорвать восстановление моста с помощью массированных бомбёжек успеха не имели. Мост был восстановлен за 18 суток, на два дня раньше срока. Экзамен на зрелость был выдержан нами с честью. Мы доказали на деле, что способны не только ставить заграждения, разрушать, но и восстанавливать большие искусственные сооружения. Около 80 солдат и офицеров были награждены правительством орденами и медалями.
Возрождение лискинского моста было только частью наших работ. Одновре-менно мы восстанавливали участки пути Лиски – Валуйки, Купянск – Белгород и Лиски – Кантемировка, строили разрушенные мосты через реки Оскол у Купянска и Северский Донец у Белгорода. Особенно сильно были разрушены магистрали, проходившие по территории, временно оккупированной врагом. Почти полностью было выведено из строя верхнее строение пути на линиях от Лисок до Острогожска и от Лисок до Евдакова. Вместе с нашими подразделениями и отрядами спецформирований НКПС над восстановлением этих участков трудились местные железнодорожники и население. Руководили работами мой заместитель директор-полковник В.С. Дмитриев, начальник отдела пути управления директор-полковник П.И. Кротенко и один из самых опытнейших железнодорожников нашего фронта главный инженер 19-й бригады инженер-подполковник П.К. Кулешов. Умелый организатор, он отлично справлялся со своими обязанностями».  «Участок от Лисок до Евдаково восстанавливали воины 31-го путевого батальона майора Б. М. Васильева, энергичного, находчивого командира. Когда для укладки путей стало не хватать шпал и рельсов, комбат приказал разбирать заброшенные, редко используемые тупики, ветки и станционные пути. Подвозили готовый материал к месту работ местные колхозники на дровнях, запряженных буйволами и коровами, по паре в каждую упряжку. Солдаты назвали этот вид транспорта «Му-2». Когда уложили первые перегоны, рельсы и шпалы начали подавать на платформах. Сделавшие свое полезное дело «Му-2» ушли «в отставку».
Много пришлось потрудиться и батальонам майора И. В. Сытника и К. А. Степанова. И здесь больше всего хлопот доставляли поиски и заготовка материалов. Солдаты разбирали подъездные пути, тупики, второстепенные ветки. Из взорванных рельсов вырубали 3–4-метровые здоровые куски, так называемые рубки. В походных кузницах ковали костыли, болты, гайки и даже накладки. Реставрировали старые крестовины. Каждый метр пути доставался с боем. Перегоны один за другим вступали в строй…».
Почему-то считается, что лискинский мост в феврале 1943 года восстановили железнодорожники станции Лиски. Других вариантов даже не допускается. Автор специально не стал упоминать о мифах и легендах, рассказывающих о восстановлении лискинского моста во время войны. Их немало. И живучесть легенд подтверждает книга, изданная в канун 70-летия победы в Великой Отечественной войне: «Вернувшиеся из эвакуации железнодорожники принялись восстанавливать разрушенное хозяйство. Работа шла круглосуточно. В начале февраля 1943 года был восстановлен железнодорожный мост, возобновилось железнодорожное движение через Дон на западном и южном направлениях…».
Никто не спорит, что лискинскими железнодорожниками во время Великой Отечественной войны сделано немало. Им заслуженно поставлен памятник при въезде в город. Но и забывать того, что сделали воины – железнодорожники, мы не имеем права. Да разве могли бы гражданские железнодорожники, не имеющие таких резервов и средств, что были у железнодорожных войск, восстановить свой мост! Теперь, когда из архивных документов и мемуаров генерала П.А. Кабанова полностью проявилась картина восстановления моста, даже в мельчайших деталях, автор полагает, что никто больше не усомнится в том, кто в действительности восстанавливал мост тогда, в морозные дни января 1943 года. В тяжелейших условиях (большая высота, крепкий мороз, пронизывающий до костей, ледяной ветер), когда не выдерживала техника, и только «железные» люди железных дорог упорно и настойчиво делали свою работу. Они знали, фронту очень нужен этот мост, и они обязательно его восстановят, причём, восстановят досрочно. Так и получилось – 3 февраля 1943 года (на два дня раньше срока) железнодорожный мост у станции Лиски Юго-Восточной железной дороги был восстановлен! Слава, низкий поклон и вечная память воинам – железнодорожникам Воронежского фронта!
Спустя семьдесят с лишним лет собрать фотографии всех, кто принимал участие в восстановлении лискинского моста, практически невозможно, но вот найти снимки тех, кто руководил работами по восстановлению, оказалось вполне по силам. Вот они, люди, чьими техническими знаниями, практическими умениями и огромным желанием помочь фронту, стране, Родине был восстановлен железнодорожный мост через реку Дон у станции Лиски.
 
Герой Социалистического Труда гене-рал-полковник технических войск Па-вел Алексеевич Кабанов, прослужив-ший в Советских Вооруженных Силах более пятидесяти лет.

Генерал-лейтенант технических войск Никон Андреевич Просвиров, заме-ститель начальника Главного управ-ления военно-восстановительных ра-бот Народного комиссариата путей сообщения – начальник Управления железнодорожных войск.
Полковник Александр Николаевич Ткачёв, командир 19-й отдельной же-лезнодорожной бригады, организовал разведку разрушений моста, составле-ние проекта и  восстановительные работы. Собственными силами и сред-ствами в течение 9 суток производил восстановительные работы. 

 
Военинженер 3-го ранга Аркадий Иванович Соколов, помощник коман-дира по технической части 4-го от-дельного запасного мостового желез-нодорожного полка.
Борис Михайлович Васильев, коман-дир 31 отдельного восстановительного батальона 19 отдельной железнодорожной бригады.
Клеткин Михаил Константинович, инженер - эксплуатационник 19-й отдельной железнодорожной бригады.
 
Военинженер 2-го ранга Кулешов Пётр Клементьевич, помощник ко-мандира по технической части 19-й отдельной железнодорожной бригады, с оперативной группой инженерно-технических работников прибыл для восстановления лискинского моста через р. Дон 16 января 1943 года, сра-зу же по освобождению моста от про-тивника приступили к его восстанов-лению. Сутками находясь на строи-тельстве, на месте решал все техниче-ские вопросы, принимая смелые ре-шения, обеспечивающие восстановле-ние моста. По завершению основных восстановительных работ на мосту Кулешов лично возглавлял работу по восстановлению железнодорожного участка Лиски – Пухово, Лиски – Острогожск и продуманной организа-цией труда обеспечил своевременное их восстановление. 
Подполковник Полотев Владимир Владимирович, заместитель команди-ра 19-й отдельной железнодорожной бригады по политчасти, в начале ян-варя 1943 года, когда противник угро-жал захвату моста через р. Дон и пы-тался его окончательно уничтожить, лично организовал вывод команд на оборону моста, занятие боевых рубе-жей и  первоначальную оборону под-ходов к мосту. В период освобожде-ния моста от врага провёл большую работу по подтягиванию частей и спецформирований, восстановитель-ных материалов к местам восстанов-ления моста. Возглавив оперативную группу бригады, выехал на участок Лиски – Валуйки – Уразов, организо-вал на этом направлении восстанови-тельные работы, что ускорило введе-ние в эксплуатацию Валуйского направления. 

Борис Валерианович Бобриков, воен-техник 1 ранга, командир плотнично-монтажного батальона 4 отдельного запасного мостового железнодорож-ного полка работал на восстановлении моста, руководил своим батальоном и вместе с тем работал начальником участка № 2 по восстановлению шестого пролёта моста. Умелой организацией и расстановкой личного состава подразделений и правильным тех-ническим руководством добился до-срочного выполнения задания, как на своём участке работы, так и всеми подразделениями батальона.


Рецензии