Середина марта. Памяти Александры Яковлевны

  15 марта. Серый слякотный промозглый день. А мы сегодня поминаем мою бабушку, маму моей мамы.
Александру Яковлевну Тимонину (31.05.1902 Хвалынск -15.03.1961 Желтые Воды)
Прошло столько лет, сколько ей было в момент ухода...58 лет.
Она родом из Хвалынска, старинного Волжского городка.
Успешно закончила там гимназию.
И вместе с семьей поехали в 1918 году Иркутск.
Там закончила в 1923 г.Иркутский Университет, химический факультет*.
Стала преподавать химию,на кафедре. Была профессором химии. И так же преподавала химию в Горном РАБФАКЕ. В Иркутске вышла замуж за Перова Георгия Александровича(9.05.1898-10.02.1938. Счастье любви разбилось от ужасов НКВД. Дворянские благородные семьи Перовых, Репниных, Зарембо, Матусевичей были под постояным прицелом" враги народа"... 
В 30-е годы прошлого века бушевали сталинские репрессии. Это было трагично.

 Родила в 1926 г. дочь  Ларису (мою маму).
Мужа репрессировали, он был неоднократно по 58 ст. в заключении в Александровском централе как офицер царской армии, а потом расстрелян. Реабилитирован посмертно 12 апреля 1957 года Военным Трибуналом Забайкальского военного округа.
Потом вторично вышла замуж, за Кожевникова Николая Львовича (26.11.1893,Тверская губерния,Краснохолмский район -2.08.1982,Желтые Воды),преподавателя математики и агрономии Рабфака и сельхозяйственного техникума.

 Потеряла во младенчестве,одного за другим, двух сыновей. Один мальчик родился преждевременно,в 1938 году после случайного падения матери. Дожил до 11 месяцев. Второй родился хорошо,и крепенький, но в полтора года заболел воспалением лёгких. Спасти не удалось.

С мужем планировали уехать в Ленинград, где оставались родственники Кожевникова( его родной старший брат Анатолий и его сын Владимир, от первого брака),и его приглашали на хорошую работу.И поэтому решили сначала поехать,проведать родные Волжские  места и родственников Александры в Хвалынске. Вот и отправились  всей семьей в 1940 году в Хвалынск. В 1941 году,в конце мая,Александра должна была пройти курс радиотерапии в Ленинградском Государственном рентгенологическом, радиологическом и раковом институте.
По громкоговорителю прямо на улице Александра услышала : Началась война.
И Александре пришлось, не заходя домой(где останавливалась у родственников),лишь с маленькой сумочкой, с деньгами и документами она немедленно бросилась на жд вокзал и купив билет,села в поезд, вернулась в Хвалынск к своей семье.

Впоследствии все родные в Ленинграде погибли во время блокады. Брат и сын Кожевникова погибли на фронте.Это выяснила моя мама,будучи в Выборге в санатории, после войны,и приехав в Лениград... 

 Жили в Хвалынске на улице Коммунистической в доме Фрибусов (бывших хозяев,из немцев Поволжья).
Работала преподавателем химии в школе № 1, была классным руководителем в классе у моего будущего папы. Была и  режиссером школьного театра, ставила со школьниками спектакли. Ведь с детства была воспитана в любви к культуре,искусству,театру, не пропускала с родителями своими в детстве и юности ни одного представления! В Хвалынске пережили Великую Отечественную войну.
 В 1952 году всей семьей переехали в Желтые Воды, куда направили любимого зятя, молодого перспективного инженера-офицера на работу на ВостГок** по окончанию ВУЗа.**
Александра Яковлевна нам всем подарила урок силы воли и мужества:
 Никогда не сдаваться,ничего не бояться!
Верить в лучшее.
Жить,любить и радоваться,
не смотря на трудности и сложности,трагичность жизни.

   Много лет(24 года) она сражалась с тяжелым заболеванием,перенесла 8 онко операций в Саратове(хирург,Доктор медицины Елизавета Петровна Макарова), Москве и Ленинграде. Был зашит радий в груди.Несмотря на тяжелые испытания,всегда излучала любовь к близким! И не теряла веры в доброту,в людей, в лучшее. Николай Львович, любящий, верный и преданный добрейшей души человек, интеллигент до мозга костей,  был постоянно рядом ,заботясь о жене и семье.
Александра Яковлевна обожала детей. Няньчила своих внуков. Много занималась с Аликом (Александром), учила поэзии,любви и ответственности. Мне дарила много игрушек, всегда привозила из столицы кукол, зверюшек,красивые книжки-раскладушки ,кукольную посудку. Пела мне песни перед сном, именно, вот эту!!! И я ее запомнила!

 КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Слова Аполлона Майкова

Спи, дитя мое, усни!
В няньки сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер после трех ночей
Мчится к матери своей.

Ветра спрашивает мать:
"Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?"

"Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых, -
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!"

(1860)

Бабуся Шура называла меня ТЮШЕЧКОЙ-Натушечкой! 
И читала стихи, и я с ней выучила именно этот первое  стихотворение, в три годика: Валентины Звягиной :

"ПОРОСЕНОК

Ох, как сильно я устала!
Поросенка я купала.


Непослушный и упрямый.
Он меня замучил прямо:
Только в воду окуну,
Он визжит: — Тону! Тону!


Чуть коснулась мылом глаз
Опрокинул на пол таз.
Мокрый, выскользнул из рук
И забрызгал все вокруг.


Разворчалась я с досады:
— Наказать такого надо!


Но наказывать не стала —
Он живет у нас так мало.


Он с порядком не знаком
И резиновый притом."

Особенно, ярко для меня было волшебное переживание, что бабуся Шура привезла мне большущего резинового розового поросёнка и купала меня с ним! Я ощущала его явно живым!
И помню плеск воды,горячий пар,ароматный запах земляничного  мыла, и звонкий звук резинового трения, губкой по резиновому надувному поросенку. Я громко смеялась. И в тоже время, плакала,не хотела попадания мыла в глаза, ведь очень щипало!

 В тот день,15 марта утром в доме стояла гнетущая тишина. Странно.Меня никто не будит. Я вскочила с кроватки и побежала в большую комнату, по привычке, к бабушке. Там молча стояли все взрослые. А мой брат Алик ( он на 7, 5 лет старше) сказал мне : " Тихо,бабуся уснула насовсем". Я не поняла, как это? Дедушка сказал. Она умерла. Я никак не могла этого понять.И когда все ушли в другую комнату, я подошла к бабушке.Странно,она лежит в постели в каком то ящике,оббитом синим бархатом. Руки сложены на груди. Бабушка мирно лежала, а на мои вопросы не отвечала. Лицо спокойное, доброе, умиротворенное. Любимые мною её прекрасные волосы всё также пушились кудряшками вокруг, как облачко или нимб. Я начала поправлять и гладить ей волосы.  Шептала : " Бабуся, я знаю. ты спишь. Я люблю тебя!" Засунула ей под подушку маленький кулёчек с семечками.Это вчера она для меня начистила, пошелушила в крошечный кулёчек свежих ароматных семечек, но сказала, можно скушать завтра.И вот,я отдала этот драгоценный для меня кулек ей. Никакого страху или ужаса я абсолютно не испытывала.
Потом меня одели и отправили к друзьям в дом напротив нашего,они так же жили на втором этаже, и в их окна были видны наши окна! Когда я была там,в семье наших друзей ,мама подружки достала нам две одинаковых коробочки.В них оказались фарфоровые комплекты крошечной посудки: чашечки,тарелочки,блюдца, сахарница, чайник, молочник , с мелкими цветочками. Это моя бабушка просила передать нам в подарок, привезла из Детского Мира , из Москвы!
А потом еще на Новый год мне передали родители припасенный для меня подарок- деревянные зеленые ярко расписанные саночки , как настоящие,но крошечные, для кукол. И куколку - Китаянку Таю. С черными шелковистыми косами,которые можно расчесывать.Туловище куколки было из ткани,гибкое.В нарядном светлом цветастом  платьице. А головка, лицо был керамическое, очень красивое, с яркими глазками, крошечным носиком и маленькими красными губками. Мне она тоже казалось живой!
 
   За окнами на улице грянул оркестр, известный прощальный марш. Пронзительно, громко звенели литавры,  ударные. Плакали навзрыд трубы.Мы подбежали к окну и увидели, как со двора вышло много людей, выехала грузовая машина . А впереди на улице стояли два автобуса. Все люди сели в автобусы и процессия уехала. На улице было холодно, мрачно, пасмурно, слякотно, много мокрого таявшего грязного месива - снега.
Мне часто снилось в детстве: знакомый стук в дверь, и на пороге - любимая бабушка Шура, с сумками, подарками, игрушками! И я радостно бросаюсь ей на шею! Я знала, ты обязательно вернёшься домой!

Помним. Любим. Благодарим.

*Иркутский государственный университет был основан 27 октября 1918 года Сибирским Временным правительством под названием «Восточно-Сибирский университет». Основатель университета и первый ректор — философ и педагог профессор М. М. Рубинштейн.
https://ru.wikipedia.org/wiki/

**(Восточный Горно Обогатительный Комбинат) — единственное на Украине (город Жёлтые Воды, Днепропетровская область) предприятие по добыче и переработке урановой руды, способное полностью обеспечить потребности атомной энергетики государства в природном уране. ВостГОК является крупнейшим на Украине производителем серной кислоты: технической и улучшенной.

В СССР ВостГОК входил в Министерство среднего машиностроения СССР и являлся одним из ведущих предприятий по поставкам урановой руды на объекты атомной промышленности. https://ru.wikipedia.org/wiki/-


Рецензии
Наташа, интересный рассказ, чудесные воспоминания. Я полюбила всю вашу семью, особенно бабушку.
57 лет! Такая короткая жизнь и такой богатый багаж любви, оставленный в душах близких!

Татьяна Тупик   15.03.2023 18:30     Заявить о нарушении
Милая Танечка! Благодарю! Для меня это тоже чудесно- познакомится с тобой, и радоваться общению и дружбе! Я ведь была так восхищена, что твоя мама училась в университете Иркутске, изучала химию. И у тебя тоже замечательные литературные произведения. Очень трогательно

Наталия Евгеньевна Васильева   24.03.2023 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.