Гоголь оптом и в розницу
режиссер Николай Коляда. 2007 г.
Гоголь в «Коляда-Театре» уже был. Великолепный «Ревизор» показал, что Гоголь в этих стенах родной, что автора здесь понимают сутью, нутром, подсознанием, всем существом. Николай Коляда и Николай Гоголь живут на этих подмостках в тесном соавторстве, в плотном сотрудничестве – Гоголь в трактовке Коляды становится как бы дважды Гоголем и немножко Колядой. Поэтому, совершенно закономерно появление спектакля «Женитьба», где бюст великого русского писателя Гоголя возвышается на резном буфете, затмевая бюстики и статуэтки прочих классиков, массовкой ютящихся на полу.
Помимо Гоголя в спектакле звучит целый хор писательских голосов - близкие к тексту цитаты в исполнении горничной Дуняшки (Т. Зимина). Открывается всё, конечно же, самим Николаем Васильивичем: «Над кем смеетесь?» И, уже от Николая Владимировича: «самовар, водка, Пушкин - на здоровье-е!» А в качестве резюме некрасовское: «Придет пора… народ… Белинского и Гоголя с базара понесет!». В этой фразе угадывается некий важный смысл, и дальнейшее действие подтверждает догадку – она для спектакля концептуальна.
Сразу же, с экспозиции, Коляда задает происходящему пародийный тон: уж очень все напоминает стихийную рекламу русской национальной культуры. Берите, мол, люди добрые, у нас этого добра навалом - и пушкины с гоголями, и духовность, и верность – чего изволите? Словом, винегрет из символов русской культуры, заправленный пронзительной несерьезностью.
Но чувствуется в этой заправке и другой привкус – того самого гоголевского «над кем смеетесь», потому как до боли узнаваем весь этот карнавал, слишком четко в этом гоголевско-колядовском зеркале отражается наше общество, ставшее непростительно поверхностным. Коляда, вслед за Гоголем, сквозь смех, но от этого не менее жестко, дает понять – культуры подлинной, внутренней у нас нет! Есть просто символы-понятия, настолько уже замусоленные, что уже что Пушкин, что самовар стоят где-то в одном ряду. Мы, русские, говорит Коляда, как будто носим на себе, как крышку от самовара, этот лейбл: «русский человек», а значит - «духовный» и вынуждены этому соответствовать. Мы держим свою национальную культуру где-то на поверхности – авось пригодится, мы уже привыкли ей спекулировать, оттого, что есть на нее спрос.
Художественный мир спектакля – мир поверхностности и формализма, и сама женитьба предстает здесь как соблюдение определенной формальности, следование форме при полном отсутствии смысла и содержания. Для Подколесина женитьба – это действительно совершенно невероятное событие, он не понимает, зачем это надо. А потому что нет в этой, по базарному суматошной, кадрили главного - любви. «Настоящая», говорит Коляда, она бывает только в сюжетах про заморские пляжи и вводит пантомиму Дуняшки и Степана, иллюстрирующую как заканчивается та любовь, которая наша, русская, а не с пляжа Сансет-бич. Эта сцена настолько иная, неожиданная по ритму, пластической выразительности, языку и драматизму, что становится понятным, что это – словно некое предзнание Подколесина, внезапное понимание им сути предстоящей женитьбы.
Подколесин Олега Ягодина, этот безвольный тряпичный паяц в розовых шелковых штанах, это даже «не сатира над человеком», потому что его как человека не существует вообще. Следуя закону мимикрии, он стал подобен своей среде обитания – это лишь пустая безжизненная форма. Ягодин как никто умеет играть вот такую внутреннюю пустоту, он просто транслирует ее через себя, становясь вдруг настолько эфемерно-бестелесным и прозрачным, как папиросная бумага, что возникают сомнения в его физическом существовании. Тема пустоты - это его тема, тема актера Олега Ягодина, который в художественном мире театра Николая Коляды воплощает черты героя нашего времени, потерявшего свою внутреннюю идентификацию и остро воспринимающего свое вынуждаемое миром небытие.
Подколесин, совершает свой первый и единственный выбор, но этот герой слишком безжизненен, чтобы выпрыгнуть в окно. Он, словно в подтверждение своей бестелесности и фантомности, буквально просачивается сквозь пол, растворяясь, распадаясь на «молекулы воздуха». Вспоминается цветаевское: «сквозь-пол-человек, прошел-человек». Коляда и Ягодин выбрали своему Подколесину – не быть. Сюда же работает и метафора: женитьба равно кровать равно могила. Подколесин заупокойной свечкой оплавляется в эту могилу, умирая для формалистского мира кочкаревых. Был человек, и нет человека. А вернее, как не было человека, так и нет человека, так и не стал этот недочеловек Подколесин «настоящим» человеком на этом «базаре житейской суеты».
И тишина последней сцены спектакля - это тишина уже другого, несуетного мира. И только Дуняшка, сметая остатки нежного пуха, бормочет гоголевско-колядовское: «Куда несешься ты, Птица-тройка? Доедет ли это колесо до Казани?». У Николая Васильивича Русь, как известно, не отвечает. А колесо до Казани так и не доедет, потому что мы, по мысли уже Николая Владимировича – формально живущее общество мертвых душ.
Да, Гоголь в «Коляда-Театре» уже был. И спектакль «Женитьба» вышит режиссером Колядой теми же нитками по той же режиссерской канве, но зеркало отзеркаливает, смех превращается в само-смех, а ирония Николая Коляды над всеми нами и всем миром вдруг оборачивается самоиронией художника, живущего в этом же мире и вынужденного творить в ситуации базара, прилавок которого незаметно для всех нас стал той самой кафедрой, с которой «Белинского и Гоголя» давно уж понесли.
Свидетельство о публикации №218031501604