Жизнь штука хорошая

«Добро пожаловать на наше увлекательное шоу «Новая жизнь»! Герой нашей сегодняшней программы обдолбался героина и покончил с собой, прыгнув с балкона лестничной клетки. Кто же наш гость? Что он хотел? И имело ли это смысл? Вот тема нашей сегодняшней передачи!» Попробуйте прочитать этот текст с креативной легкостью модных телеведущих. Именно так он звучит в спектакле «Пять-двадцать пять», поставленном на сцене ТЮЗа выпускным курсом ЕГТИ (мастеская В.В. Кокорина) – бодро, весело, энергично.

Звучит, можно сказать, жизнеутверждающе. Особенно, если учесть, что место действия этого ток-шоу – загробный мир, куда попадает главный герой спектакля, двадцатитрехлетний Коля (Евгений ВОЛОЦКИЙ) после «успешного» пикирования с девятиэтажки. Особенно, если учесть, что парочка весельчаков-ведущих не кто иные, как… Однако, послушаем, что они говорят о себе сами: «Я - Бог», «Я - Черт». И тут же: «Мы вернемся после рекламы. Оставайтесь с нами!». Компания Коляну на том свете подобралась явно занятная: в рекламных паузах Бог (Сергей МОНГИЛЕВ) в сером потертом пиджаке и растоптанных кроссовках, нервно сдувая с мокрого от напряжения лба светлую челку, по-мальчишески азартно режется в «Денди» или что-то, тому подобное, а импозантный Черт (Александр ТРЯСЦИН) в черном костюме, отставив в строну мизинец, помешивает ложечкой кофе, вид имея при этом самый что ни на есть эстетствующий.

Пожалуй, такой версии загробного мира свет еще не знал – ни тот, ни этот. Там, как и здесь, поводом для ток-шоу может стать что угодно – хотя бы даже смерть. Мол, а что вы хотели: что наверху, то и внизу и, соответственно, наоборот. Там, как и здесь, судьба героя решается голосованием зрителей, которых интересует не история судьбы человека, не душа его, не боль, а вкусненький, да поострее, сюжетец и сочные подробности. История Коли проста и банальна: «Родился, жил, умер», но вот «какова же истинная причина его смерти» и  «тварь ли он дрожащая или что-то там имеющий» - ответы на эти вопросы по ходу спектакля пытается отыскать для себя зритель не потусторонний, а реальный, сидящий в темноте малого зала ТЮЗа и состоящий процентов на восемьдесят из старшеклассников и вузовской молодежи.

История про нарка Колю, покончившего жизнь самоубийством и вернувшегося на один день в прошлое, чтобы вновь увидеть любимую девушку Таню…История про Таню (Алена ХАМИТОВА, Алена  БОНДАРЧУК, Наталья  УШАКОВА),  у которой «жизнь состоит из одних несостыковок» и которая, наркоманкой не будучи, тем не менее,  тоже делает этот шаг -  вниз, с крыши… История про Колю и Таню, так и не понявших для чего они жили, но после смерти обретших ту самую Вечность для двоих – история эта, рассказанная без лишних эффектов и ложной аффектации, несомненно находит отклик в сердцах «юных» зрителей. И прокладывают этот путь, может быть, главные ее достоинства - искренность и верно найденная постановщиком (Вячеслав ЯМБОР) и молодыми актерами «частота» звучания – именно они и вызывают резонанс.

Эффектное начало не оставляет сомнений, что главный действенный пласт будет разворачиваться здесь,  в потустороннем мире, что главный герой  - Коля в его новом качестве, т. е. Коля умерший, и что попытка возвращения к прошлому и remixa собственной жизни – лишь его временное состояние. Но вопреки логично ожидаемому возвращению сюжета и действия в так ярко заявленный вначале загробный мир, где и были поставлены главные вопросы Колей умершим, Богом и Чертом, данный пласт действия и эти герои остаются в стороне, уступая место сюжетам из прошлой Колиной жизни. Начинает разворачиваться  уже другая, лирическая тема – история Коли и Тани, существующая в прошлом. Сюжет спектакля воспринимается с определенными усилиями, чему способствует структура построения самой пьесы: два плана бытия главного героя (тот свет, этот), три ипостаси его существования (Коля умерший, с которого все начинается, Коля умерший, но вернувшийся на землю и  Коля, все еще живой и действующий в прошлом). Так который же Коля  главнее, какой пласт его существования для автора, режиссера,  а значит, и для зрителя важнее?

Сюжет, сложно развивающийся во времени (как сценически, так и хронологически) раскрывается с помощью простого, но достаточно емкого для данной зрительской категории театрального языка. Выигранный Колей суперприз – возможность на один день оказаться в прошлом – тут же реализуется всевышними силами все тех же телеведущих  Бога и Черта с помощью плавной трансформации ток-шоу в реалити: «Пятое мая? Сейчас сделаем! Так, вот здесь приглушите, пожалуйста!» - лукаво и обаятельно улыбаясь, обращается Бог к предполагаемому где-то вверху то ли осветителю, то ли каким другим небесным силам. «Да, и вот этот, будьте добры! Отличненько!», а Черт тем временем хладнокровно выплескивает прямо Коляну в физиономию пару стаканчиков воды – там внизу дождливо.

В сцене разговора с Таней он (Коля) так и сидит,  весь мокрый, а на Танин раскрытый зонт все тот же демонический персонаж медленно брызжет весенним  дождичком. Вода барабанит по зонту и стекает на Танины колени, и этого достаточно, чтобы вызвать в памяти такой вот дождливый  и грустный день: мокрую лавочку у подъезда и парня, вдруг посреди несусветных бредней признающегося в любви… Для воссоздания в воображении этой картины огромного жизненного опыта не требуется, как и для постижения смысла сцены в общаге, где курение травки Колей, хрюкающим от смеха Толстым (Леша  МАНЦЫГИН), и уходящим в нирвану Пандусом (Руслан  ГЕРАСИМОВ) подается через перекатывание друг дружке детского пластмассового паровозика по зеленому общажному покрывалу  - и лаконично, и доходчиво. А большего и не надо.  Разговоры же про грехи разные, про бога с чертом на «философское осмысление действительности» и не претендуют: ну, понятно, -  обкурились ребятки. И все  ненавязчиво,  все в комическом ключе. Но, оказалось, как раз в такой-то форме и цепляет. Оказалось – задумывается и о боге с чертом то  самое пресловутое поколение NEXT, и о смысле жизни, и  о понятии греха, изменившем с течением времени свою суть.

 Важным в звучании этой истории  становится не то, что главный герой наркоман – кого этим нынче удивишь – а то, отчего случаются эти самые психические состояния, ведущие к суициду. Нет, Коля не «тварь дрожащая» - позиции автора,   режиссера и участников спектакля совпадают, он – обычный парень, и в данном случае не важно, почему и как он стал нарком, -  не это в фокусе.  Спектакль (и изначально  пьеса) отражает определенное состояние сознания, возникающее все чаще у молодых - словно в противовес той нарочитой поверхностности креативно-глянцевого восприятия, транслирующейся с экранов,  и расхожих жизненных формул, легко укладывающихся в рекламные слоганы.

Главный же ответ на вопрос – а стоило ли, а имело ли смысл делать этот шаг вниз  – в финале дается одним из самых комичных персонажей – Толстым. «Жизнь – штука хорошая!»  - неторопливо, затягиваясь сигареткой, с простодушным видом философствующего мужичка изрекает он, стоя на краю той  самой крыши, откуда только что сиганул его друг Коля. А как же явные преимущества Вечной любви? Ведь именно этого достигли Коля и Таня, бросившись вниз, ведь теперь у них есть эти две счастливые даты  - пятое мая и двадцать пятое октября, растворенные в Вечности…Ведь теперь-то им хорошо, а там на земле - сплошняком  депрессняк и несостыковки ?...Так что, несмотря на доходчиво изложенную в финале авторскую мысль, вопрос – а стоило ли  - остается открытым. И неслучайно, что ни Бог, ни Черт не дают готового решения:  «за» или «против» голосует каждый сидящий в зале зритель для себя сам.


Рецензии