Первенство первенству рознь

О том, что по количеству сброшенных на город в годы войны бомб Мурманск уступает лишь Сталинграду, редкий из обращающихся к теме военного Мурманска авторов забывает упомянуть. И хотя это не совсем так, есть и другие подсчеты, но если при этом делается ссылка на передовицу газеты «Известия» от 7 декабря 1944 года, где впервые эта информация была приведена, то к авторам никаких претензий.
Мы намеренно начали нашу заметку с известного статистического утверждения конца войны. Обещаем небольшую подборку цифр из этого же ряда и в конце материала. И это притом, что к рассказу нашему они, казалось бы, прямого отношения не имеют. Казалось бы, но «намеренно» здесь уместно.
То, что Вторая Мировая война началась 1 сентября 1939 года агрессией Германии против Польши, а Великобритания объявила Германии войну 3 сентября –  знают почти все. Но очень и очень многие до сих пор в неведение, что Советский Союз вступил в эту войну 17 сентября 1939 года на стороне гитлеровской Германии. И уж совсем малоизвестной строчкой в хронике Второй Мировой выглядит упоминание Мурманска, как первого советского города, принявшего в этой войне активное участие.

4 сентября на все немецкие суда в Атлантике был передан из штаба главнокомандующего военно-морскими силами Германии гросс-адмирала Редера условный сигнал «АО-13», означавший: «Следовать в Мурманск, придерживаясь как можно более северного курса». С инициативой предоставить немецким судам, находящимся в плавании, право на заход в северные порты СССР выступило советское правительство. «В Мурманске они смогут укрыться на некоторое время от англичан, а затем, воспользовавшись плохой погодой и надвигающейся полярной ночью, прорваться вдоль норвежского побережья в Германию» - резюмировал Берлину позицию своего руководства советский военно-морской атташе в Германии Воронцов.
Гитлера очень обрадовало такое неожиданное предложение Москвы. Не будь его и десятки немецких судов стали бы легкой добычей английских военных кораблей, оперативно блокировавших подходы к Германии со стороны Ла-Манша и Северного моря.
Англичанам оставалось лишь с досадой развести руками. Такого от русских они не ожидали. Особенно их огорчила история с «Бременом». Самый крупный лайнер Третьего рейха водоизмещением в 50 тысяч тонн ушел буквально из-под носа. В день начала войны лайнер, не взяв на борт ни одного пассажира, покинул Нью-Йоркский порт и бесследно исчез. Скорости самому быстроходному пассажирскому судну мира было не занимать и, прокравшись вдоль кромки паковых льдов, через неделю он бросил якорь на мурманском рейде.
«Бремен» стал одним из 36 германских судов, нашедших осенью 1939 года укрытие в Кольском заливе. Среди них были такие известные на весь мир пассажирские лайнеры, как «Нью-Йорк», «Швабен», «Штутгарт», «Кордильера», «Сан-Луи», множество лесовозов, танкеров и скоростных рефрижераторов.
Москва распорядилась, и всем немецким морякам в Мурманске был оказан радушный прием. В мурманском интерклубе не смолкая играли аккордеоны, звучали воинственные немецкие песни. Для увеселения гостей из Ленинграда прибыл ансамбль русской народной песни и пляски.
Экипажам всех немецких судов было разрешено сходить на берег, опечатанную было фото и киноаппаратуру, вернули владельцам. Под предлогом заботы о многочисленных соотечественниках в Мурманск зачастили сотрудники германского посольства в Москве.
Не обошлось и без крупного международного скандала, едва не приведшего к разрыву дипломатических отношений между СССР и США: моряки немецкого рейдера «Дойчланд» привели в Мурманск, захваченный ими американский рефрижератор «Сити оф Флинт». Конфликт улаживался на самом высоком государственном уровне. Судно пришлось американцам с извинениями вернуть.

Для справки: Из 2830 зданий, имевшихся в Мурманске до войны, уцелели 990. Были разрушены или сгорели - три четверти всего городского жилого фонда и 437 производственных и служебных зданий.

И вместо постскриптума - заключительная строчка из незаконченного романа Николая Островского «Рожденные бурей» - слова Андрия Птахи: «А зубы мне правильно выбили, чтоб знал с кем плясать!»


Рецензии