Мудрость, мужественность и справедливость Эроса

Наступил черед Агатона. «Кажется мне, что прежде говорящие не бога ублажали, а людей, ради тех благ, которые подарил им бог. Но каков же тот, кто одарил их благами никто не сказал.  Правильный способ для любой похвалы скрыт в слове  каков тот, о ком идет речь и виновником чего он является.  По этому, сперва следует сказать о том, каков Эрос, а после о его деяниях.
Эрос блаженнеее всех блаженных богов, существо самое прекрасное и самое доброе.  О красоте его можно сказать, что он юнейший между богами, стремительно убегающий от старости, которая, как известно очень быстра и гораздо быстрее чем ожидается приходит к нам. Старость Эросу ненавистна, он и близко к ней не подходит, всегда общаясь с молодыми, ибо справедлива старинная пословица, что подобное всегда устремляется к подобному. Соглашаясь с Федром во многом, я не согласен в том, будто Эрос старше Кроноса и Япета и говорю, что он младший меж богами и всегда молод. Древние же деяния богов следует приписать Ананке (необходимости), а не Эросу, так как если бы в те времена был Эрос, то не случилось бы ни оскопления, ни уз, ни насилия, ни многого другого. По воцарении Эроса над богами воцарились мир и любовь. Итак, он юн и нежен, а нежность бога описана в словах поэта Омира, называющий Анту нежной богиней и так говорящего о ней:
«Нежны стопы ее, не касается ими она праха земного и по главам человеческим ходит»
Она ходит не по твердому, а по мягкому. Так же и Эрос ходит не по земле и даже не по головам, которые не столь мягки, а по самому мягкому, что есть в существах. Ведь он утверждает свое пребывание в нравах и душах богов и людей.  Но не в каждой душе он находится,  встречая душу жестокую  удаляется, а в мягкой обитает. К чему бы не прикасался Эрос и ногами и всем, это мягчайшее из мягких. Он в высшей степени юн, нежен и гибок, так как иначе не смог бы войти во всякую душу, что бы скрыться в ней, ни выйти из нее, если бы она была жестка. Важным доказательством этой соразмерности и гибкости есть благообразие, которое является особым качеством Эроса. Безобразие и Эрос всегда враждебны друг другу. О красоте лика этого бога свидетельствует то, что он пребывает в цветах, что не цветет или отцвело, будь то тело или душа или что то другое, он не находится, он входит и остается только в цветущем и благовонном месте.
О красоте его можно говорить достаточно долго, но теперь надобно говорить о добродетели Эроса.
Самое важное, это то, что Эрос не обижает и обила не существует для него, ни от богов, ни в отношении к богу, ни от человека, ни в отношении к человеку. Если Эрос что либо терпит, то не от насилия. Так как насилие не может прикоснуться к Эросу.  К другим он так же не проявлял насилия, так как всякий открывается для него охотно. Эрос справедлив и рассудителен, ведь как известно, рассудительность господствует над удовольствиями и страстями, но нет ни одного удовольствия, которое было бы могущественнее Эроса. Побеждая удовольствия и страсти, Эрос особенно рассудителен. А если говорить о мужестве, то ему не может простоять и Арес, так как не Арес владеет Эросом, а Эрос, сын Афродиты, как сказано, владеет Аресом.
Владеющий же могущественнее того, кем он владеет.  Но владея тем, кто мужественнее прочих, он должен быть самым мужественным из всех.
Итак, о справедливости, мужественности и рассудительности бога сказано, остается сказать о его мудрости.
Бог столь мудрый поэт, что и других делает поэтами, ибо всякий,  каким бы ни был по происхождению, непременно становится поэтом, как только его коснется Эрос.
И это доказательство, что Эрос добрый поэт.   Известно, что во всех видах музыкального творчества,  если кто то не имеет чего либо или не знает, то и не может дать другому или научить этому другого.
К тому же, смеет ли кто утверждать, что творение всех живых существ не является делом мудрости Эроса, которую он рождает и возвращает в них?
Если же говорить о искусствах, то  разве не знаем мы, что тот, кому этот бог был учителем, обрел известность  и славу, а тот, кого не коснулся, остался во мраке?
Даже искусство стрельбы, врачевания и вещания Апполон проявил под руководством Эроса, так как был его учеником. Под его руководством музы явили музыку, а Гефест, кузнечное дело. Афина ткацкое мастерство, а Зевс познал искусство управления богами и людьми. Оттого то и устроились дела богов, что между ними был Эрос, бог прекрасного, так как на безобразное он не влияет.
До Эроса, с богами случалось много ужасного, это происходило от владычества Ананки. А когда родился бог, от любви к прекрасному произошли все блага для людей и богов.  И думается мне, что Эрос был первым прекраснейшим и добрейшим существом, а уже потом, он  послужил причиной того же и в других.  «Он творит между людьми мир, спокойствие на море, успокоение ветров, на ложе сон заботам.» Он удаляет нас от одиночества и сближает друг с другом, собирает собрания, подобно нашему и бывает вождем на праздниках, хорах и во время жертвоприношений.
Он вожделенен не имеющим его и верен тем, кто с ним соприкоснулся.  Одаряет кротостью и изгоняет дикость, с любовью дарит благоволение. Он милостив к добрым, доступен мудрым, любезен богам. Он отец роскоши и неги, удовольствий, прелестей, влечений и желаний. В разговорах товарищ и правитель, защитник и добрый хранитель. Он украшение всех богов и людей, прекраснейший и добрейший вождь, к которому должен прибегать каждый, кто постиг ту прекрасную песнь, которую он поет, услаждая души богов и людей.
Платон, диалог "Пир". Выдержки.


Рецензии