Макбет с Владиславом Сулимским корону мне, корону!
Опера Верди, 3 февраля, Латвийская Национальная опера
Скажу сразу, пели великолепно! Оркестр порадовал и вызвал большое уважение тем, как играл. Дирижер (Мартинс Озолиньш) был явным создателем этого чуда и заслуживал восхищения! И зал на поклонах после спектакля красноречиво выражал это в овациях, продолжительных и громких!
Поездку в Ригу в оперный театр на "Макбета", где "великого и ужасного" властолюбца исполнял Владислав Сулимский, планировала уже давно. Мне нравится бывать в разных театрах, слушать игру их оркестра, пение не только любимого баритона, но и их солистов, смотреть постановки других режиссеров и сценографов. Интересно, познавательно и поучительно!
А ещё я заметила, что голос знакомого певца по-разному звучит в разных залах. И в некоторых - особенно выразительно и красиво. Это зависит и от их размеров, и от акустических особенностей. Вот зал Латвийской Национальной оперы один из наиболее удачных в этом отношении. Средних размеров, по современным меркам, в нем немного драпировок, ковров и другого поглощающего звук материала, хорошие отражающие поверхности облицовки ярусов и бельэтажа без лишних об'емнех деталей, где звук "запутывается", не слишком большая видимая глубина сцены. Голос певца здесь звучит как-то очень естественно, словно он поет совсем рядом и не тратит на это особых усилий. И это сильный, красивый звук.
Необычно, я бы сказала, празднично и заинтересованно играл оркестр, дирижер, словно следил за каждым вздохом солистов, так ладно сливались с музыкой арии, речетативы, дуэты, квартеты и другие ансамбли с хором и без. Удивительно приятное ощущение! И очень эмоционально исполнялась музыка, но ее громкость соразмерялась с голосами певцов, которые в операх главные, оркестр им помогает, а не наоборот. А солисты были прекрасные, голоса мощные, полетные. В результате я поняла, что в партиях многих героев оперы, включая самого Макбета, гораздо больше выразительных номеров, чем я привыкла думать. А у леди Макбет - меньше... А фразировка, акценты в ариях, особенно у леди Макбет, меняли рисунок мелодий, их эмоциональную направленность, смысловое наполнение. Интересно теперь сравнить впечатления от рижского исполнения оперы со спектаклем в Мариинке, но с этим придется подождать пару месяцев. Может быть Владислав Сулимский вновь споет Макбета в родном театре ближе к лету.
А пока - о самом спектакле.
Макбет Владислава Сулимского был прекрасен, как всегда. Мощные арии, речетативы, монологи, дуэты. Магический баритон заставлял затихать всех на сцене и обращаться в слух публику в зале. Настоящее вокальное пиршество для гурманов! Отточенная драматическая сторона роли, в которой все время появляется что-то новое, создавала атмосферу напряжённого ожидания неизбежного. И хотя, по воле режиссера, далеко не все было логично в действиях Макбета, и полководцу, а потом королю Макбета, приходилось вести себя, как слегка тронутому киллеру на пенсии, впечатления от превосходного исполнения роли это не испортило. Был и подарок слушателям от Владислава Сулимского - вставной ля-бемоль в финальной арии "Pieta, rispetto, onore!" Именно, "ONORE" (честь), а не "Amore"(любовь), как поют обычно. Это одна из исполняемых версий, так пел Пласидо Доминго, об этом варианте говорил Риккардо Мути. Словом, прекрасный Макбет, щедрый вокально и драматически.
Интересной была и леди Макбет Татьяны Мельниченко. Напористая, резкая, требовательная, глядя на нее трудно поверить, что Макбет сотворил все ужасы и бесконечные убийства из любви к ней. Здесь, скорее из страха. Сильное сопрано певицы, с немного глуховатым низами, позволяло создать образ властной женщины, которая не то что в горящую избу войдёт и коня остановит, но и страну повиноваться заставит! Интересно прозвучали ее парные арии в первом и втором действиях, сначала спокойно или торжественно, а повторно - со злобой и яростью. Особые музыкальные нюансы исполнения по-новому рисовали привычный образ "вдохновительницы всех совершенных убийств" .
Банко Романа Полисадова поразил мощным басом, а Макдуфа Андриса Людвигса звучным красивым тенором. Хорошими голосами обладали и другие солисты, что всегда бесценно в операх Верди. Ведь там имеет значение каждый голос в общем ансамбле исполнителей! Хор (хор Домского собора) тоже неплохо справился со своей задачей.
Интересно, что большинство музыкантов и певцов весьма молоды, что радует. И атмосфера в театре очень приятная. Здесь ещё витает дух прежнего подхода к театру, к опере. Публика нарядная, женщины в вечерних платьях, с украшениями. Настроение приподнятое. Словом, праздник!
О постановке и режиссуре напишу отдельно. Но если в двух словах, то все, что видишь на сцене, логическому об'яснению не поддается. В программке в кратком содержании написано про королей, Шотландию, 11 век, про пиры, благородных гостей, а на сцене странные личности, посиделки на облезлой кухне в аварийном доме странной четы Макбетов с каким-то полубомжом по имени Дункан, которого они убивают по непонятной причине, может за ящик с короной. Эту корону и водружает себе на голову невесть зачем Макбет, когда поёт финальную арию, сокрушаясь, что его будут лишь проклинать после кончины, и радуясь, что предсказания не сбываются. Немотивированные убийства продолжаются весь спектакль, возможно, супруги стали маньяками-убийцами, потому что "мочат" всех направо и налево. А кругом вертятся странные личности, то ли выпивохи, то ли гуляки, то ли ожившие мертвецы-вурдалаки. Они пьют и скандалят в какой-то сомнительной забегаловке, куда Банко приходит зачем-то с маленьким сыном. За что борются все эти люди, которым кроме выпивки, вроде, и делить нечего, не ясно. В такой режиссуре происходящее напоминает гротескный театр абсурда, состоящий из штампов и непонятных действий в стиле компьютерной игры. На авансцене стоит большой экран, похожий на плазменный телевизор, на которой время от времени показывают падение метеоритов разной величины, вплоть до катастрофической, которые то вздымают клубы пыли, то превращают окружающее в серо-кровавое зарево от точного попадания мощного разрушительного заряда. Про взаимосвязь этих картинок с людьми, существующими на сцене, даже догадаться невозможно. Никакое воображение не поможет. Я и не утруждала себя лишними размышлениями. Просто наслаждалась прекрасным пением в удивительном зале Латвийской Национальной оперы!
Свидетельство о публикации №218031500200