Мастер и Маргарита, обзор произведения

Вне всякого сомнения величайший роман русского мистического жанра двадцатого столетия. Роман, выстраданный автором, и во многом автобиографичный. Михаил Афанасьевич писал его с 1927 по 1940 год и свет это гениальное произведение мировой литературы увидело только в 1966 году, частично опубликованный в журнале. И наконец издан был уже полностью в 1989 году, когда железные тиски цензуры начали ослабевать, а общественно-политический строй, так изящно высмеянный в романе подошел к своему закату.

Главная смысловая парадигма романа по нашему мнению, это понятие и восстановление справедливости и абсурд во всех его проявлениях. Москва приблизительно 1935 года. Совершенно тоталитарное общество. Уничтожается любое инакомыслие, любое нежелание шагать в ногу под марши государственной идеологии наказывается жестоко и бескомпромиссно. Страной правит диктатор и клика его прихлебателей. Кругом царит грубая сила, хамство, невежество, подлость и подхалимство. На бога надежды уже нет никакой, варвары захватившие власть разрушили или поотбирали храмы, поубивали или разогнали верующих, служителей церкви, причём совершенно безнаказанно для себя, пируя на костях павшей религии. Роман как сказано выше довольно автобиографичен, и автор переносит на страницы своего произведения ассоциации его взаимоотношения как с властями так и с литературным сообществом. Как известно, в конце двадцатых начале тридцатых годов у Булгакова были трудности, его пьесы не хотел ставить ни один театр, их запрещали, произведения не печатали, и он уже подумывал об эмиграции. В романе же Мастер, написавший талантливое произведение, затравлен за инакомыслие, сломлен, арестован и подвергнувшийся пыткам, попал в конце концов в психушку, а хулители, критиканы, бездарные подхалимы и лизоблюды режима вольготно живут в просторных квартирах, получают дачи, как «наиболее талантливые из нас», пируют в ресторанах и считают что «право имеют». Тоталитарное, но настолько же и лицемерное общество пронизывает коррупция. Председатель домоуправления «брал, не скрою, но брал нашими. Скажем так все воры в домоуправлении». Лицемерие также явственно проявляется и в дальнейшем, когда все столкнувшиеся с необъяснимыми для себя вещами начинают поминать бога, крестится, атеисты носятся по городу с иконками. И наконец подлость, дошедшая до того, что некоторые готовы ради подвала чуть просторнее своего написать на человека донос и клевету.

И вот в этом ареале тоталитарного мракобесия появляется нечто более сильное чем спецотряды НКВД , и это силы тьмы, во главе с самим Воландом - сатаной. Почему именно он? Потому что не смирение несет он, но возмездие. Само смирение превратилось в лицемерие, и это лицемерие и есть причина несправедливостей и того ада, которое творится в обществе. Создается впечатление, что сам Всевышний послал свою темную ипостась, чтобы он смерчем прошелся по Москве, сея страх, ужас и возмездие. На самом деле господин Воланд, профессор чёрной магии, приехал в Москву совершенно ненадолго, из простого развлечения, посмотреть на горожан и провести ежегодный бал. Словно нож сквозь масло, силы тьмы прорезают всевозможные препоны по дорогам к своим целям, легко и непринуждённо убирая со своего пути всех, кто хоть как-то может им помешать, творя при этом иногда совершенно жуткие, но заслуженные вещи. Кому-то отрезают голову ( и пьют из неё кровь в последствии), кого-то отправляют прямиком в психушку, кого-то «забрасывают путем гипноза» в Ялту, кого-то и вовсе откровенно «мочат в сортире», да так, что шапка улетает в дырку с нечистотами, а кого-то черти забирают, оставляя один только костюм, который самостоятельно ставит резолюции. Тысячи платятся позором, подловленные на жадности , жажде наживы и ожидании халявы. Лицемерные скрепы трещат по швам при виде халявных червонцев, а также платьев, духов и шмоток фирмы «поганого Фагота». Очень символично в этой связи жертвенное убийство бывшего барона, аристократа белой кости, а ныне наушника и шпиона Майгеля, которого Азазелло расстреливает в упор и кровь которого пьёт сам хозяин бала, отдавая потом чашу из головы главного редактора хозяйке бала. Показательны фигуры неудачливых визитеров, один из которых имея просторное жильё в Киеве, приезжает «вступить в наследство», и которого спускают с лестницы, и второй, крохобор, скряга и ханжа, пришедший разбираться из-за ста девяти рублей, имея в пяти сберкассах двести семьдесят тысяч, не имея впрочем при этом какой-либо способности распоряжаться этими деньгами. Автор мало кого щадит, - вся верхушка Варьете где происходит сеанс «чёрной магии» исчезает, полная недееспособность целого коллектива зрелищной комиссии, после посещения клетчатого гостя. Бегающие как угорелые нелепые чекисты с пеной у рта, пытающиеся безрезультатно оказать хоть какое-то противодействие, арестовывающие всех подряд без разбору, кроме этого не умеющие больше ничего, показаны также с максимальной долей иронии и сатиры, какая только была возможна в отношении этих структур.

Сожжены «Дом литераторов» и валютный магазин, эти два заведения похоже вызывали у автора особое отвращение и не зря. «Зреющие ананасы» гниют уже полным ходом, неспособные произвести на свет ни одного самостоятельного произведения, пишущие «чудовищные»(как Бездомный) и «никчемные» (как Рюхин) стихи, и другие «творцы», сочиняющие произведения с не менее лестными эпитетами, полностью зашоренные в своем творчестве, воспевающие нелепую политическую систему, и с открытым в подобострастии ртом , ловящие каждый взгляд, жест и вздох власть имущих. Что касается валютного магазина, то это просто верх лицемерия и абсурда в обществе, где за хранение и имение этой самой валюты сажают всерьез и надолго, но раз такой магазин имеется, то все же кто-то в нем что-то покупает и этот кто-то уж точно не рабочий класс, а те же власть имеющие и это еще один намек автора на несправедливость системы, провозглашающей равенство и братство. И наконец вполне прилично показан гениальный врач альтернативной психиатрии Стравинский, который восстанавливает всех попавших к нему, лечит души этих больных, поющих без остановки хором, коррупционеров из домоуправления, поэтов атеистов и самого Мастера, который также как и все вышеперечисленные стал заложником жестокой и порочной системы.

Продолжая дальше наши размышления, можно сделать выводы, что автор открывает и разворачивает всю гниль, всю порочность, лицемерие и подлость тогдашнего общества. Всю абсурдность, нелепость и смехотворность законов, устоев, поступков и мыслей. И показывает сцены справедливого возмездия над всеми эти лицемерными апологетами тоталитаризма, диктатуры, насилия и попрания прав человека, над теми, кто погряз в своём невежестве и тянет в трясину мракобесия все общество. Но словами Воланда автор делает снисхождение людям в общей массе: «Что ж, они люди как люди, ну легкомысленны, ну любят деньги , но всегда так было. И милосердие иногда стучится в их сердца. Квартирный вопрос только из испортил». Но при всей своей глупости и нелепости это общество держится под строжайшим контролем диктатуры партийных лидеров и чиновников. И именно такая фигура как Воланд , нужна автору чтобы во первых вскрыть все пороки, а потом и нанести удар. Воланд, фигура в романе, по власти несопоставимая даже с самим тогдашнем диктатором. Есть мнения, что якобы автор делает ассоциацию этого персонажа со Сталиным. По нашему скромному мнению, это ошибочно. Воланд благороден, аристократичен, имеет импозантность и обаяние, заставляющее восхищаться порой этой фигурой. Диктатор хотя и имеет некоторые признаки внешнего сходства с вышеописанными качествами, на самом же деле подл, мелочен, завистлив и болезненно обидчив. Даже физическое описание идёт не в пользу коротышки, Воланд высок, имеет в своей внешности элементы шарма, что создаёт неповторимую харизму его персонажа, и даёт чётко понять отличия его от сравнения его с кем-либо из живущих тогда. Он заехал всего лишь на три дня, но провернул за эти три дня столько, что потом полгода ходили легенды и слухи, проводились расследования и строились версии.

Также хочется заметить, что структурно «Мастер и Маргарита» роман в романе, и между этими двумя повествовании весь роман соткана нить параллелей, которые связывают воедино смысловые конструкции, и дополняют друг друга красками эмоций. Так с Иешуа Га-Ноцри идет параллель с Мастером, Иешуа также пострадал за свои убеждения, отправленный на смертную казнь за неосторожные и смело высказанные слова, мудрец, не знающий страха и не умеющий малодушно лгать. И Левий Матвей, параллель с Маргаритой и отчасти с Иваном Поныревым-Бездомным. Переживания Левия Матвея можно сравнить с переживаниями Маргариты, которая оставила в роковую ночь Мастера, она сама же себя сравнивает с ним, коря себя за малодушие. Описания чувств этих двух персонажей, Маргариты и Матвея, взаимно дополняют друг друга в произведении, и приобретают общность в ипостаси переживаний человека, который не успел помочь своему близкому или любимому в час трудностей и беды. Иван же Бездомный, как и бывший сборщик податей, резко меняет свою жизненную концепцию после встречи с Мастером, бывший агитационный поэт называет своего нового знакомого учителем (как и Левий Матвей признает себя учеником Иешуа), бросает писать чудовищные по его собственным словам стихи, а становится впоследствии ученым, профессором, человеком интеллигентным и изучающим мир.

Заканчивая эти измышления, облаченные в письменную форму мы задаем риторические вопросы и делаем некоторые выводы, и не можем не затронуть сторону абсурда, который также является одним из главных смыслов великого произведения. Кто если не сам сатана должен прийти и принести справедливость, несмотря на всю абсурдность этой ситуации? Люди тысячелетия ждали Иисуса, а пришел сатана. Абсурд? Да! Но абсурд, заключающийся в том, что люди настолько оскотинились, что только сатана может что-то кардинально изменить, совершая благо, возвращая каждому по вере его, да по делам его. Абсурд и справедливость, вот два ключевых смысла этого бессмертного романа. И переплетение двух этих смыслов создает поистине оригинальную, завораживающую, влюбляющую в себя, а где-то и непостижимую картину романа гениального Михаила Афанасьевича Булгакова – «Мастер и Маргарита»

В настоящее время прошло не так уж много времени по историческим меркам. Возможно тот, кто читает эту рецензию уже провел какие-то параллели романа с настоящим временем, возможно эти параллели есть, а возможно и нет, ибо только тебе читатель решать сие. Но можем сказать точно и с большой уверенностью, скажем даже больше – совершенно точно известно, что когда абсурд начинает вновь зашкаливать за все рамки возможного, когда несправедливость бьет все рекорды, когда неравенство в следствии нечестности становится слишком уж явной, когда сила, наглость и хамство становятся общественной парадигмой, а трусость, которая в романе называется самым тяжким грехом становится массовой, и определяет молчание тех, кто мог бы что-то исправить, то тогда темному властелину пора снова навестить ближайший город с ежегодным весенним балом и с сеансом черной магии, с последующим великолепным, всеобъемлющим и восстанавливающим справедливость разоблачением.


Рецензии