Взгляд на медицину сегодня. Часть1

Ещё, учась в последних классах школы я тяготел к медицине, и в общем-то, собирался в медицинский институт. Но жизнь часто меняет приоритеты. Не получился медицинский, зато получился радиотехнический. Но тяготение к медицине осталось: в одном из ленинградских ВУЗов был радио медицинский факультет. Туда-то я и намеривался перейти где-нибудь после третьего курса. Не получилось. Было сложно. Закончил этот. Женился, родили двух детей. Дети росли, болели. Ведь, не без этого.

Пришлось купить книгу известного тогда американского врача- педиатра. Бенджамина Спока «Ребёнок и уход за ним».  Потом покупал другие книги, читал, изучал, сравнивал. О себе с женой пока не думали. Мы были молоды, здоровы и жизнерадостны. Дети ходили в ясли, потом в детский сад, и, естественно, болели. Те лекарства – той поры, те врачи – той поры существенно отличались от сегодняшних. Но что интересно? Врачи – педиатры были тогда очень внимательны к маленьким пациентам. Они не только слушали их фонедоскопом, они тщательно выстукивали их грудные клетки, определяли границы печени и многое другое. Этим малышам не дашь пить барий и делать потом рентген. Они были универсалами. А набор лекарств в аптеках был мизерным и никаких заграничных лекарств ещё не было.
Во мне закладывалось их отношение к больным детям, их методы, их подход, и их назначения. При этом, часто их назначения совпадали с некоторыми народными средствами. Всё это укладывалось в память, заставляя нас уже самих принимать решения в некоторых случаях. Не было ещё выражений ОРВИ, ОРЗ и тому подобных. Слово грипп употребляли, но не давали ему немыслимых названий через латинский алфавит, или через названия стран, откуда он произошёл, или даже от названия животных (свиной грипп), откуда он тоже, якобы произошёл. Всего этого не было. Было в ходу слово «катаральный». Оно подходило и к катару верхних дыхательных путей, и к катаральной ангине, и, даже – к катару желудка. Никто не знал из простых людей, что вмещали в себя эти слова, но они – простые люди народными средствами часто помогали себе сами.
Гомеопатическая медицина ещё не имела права на существования, но была. Тихо, шёпотом назвали адреса врачей-гомеопатов, и люди к ним шли, но уже за деньги. А в официальной медицине ещё никаких денег не было! Были в больницах в достатке медицинские сёстры и нянечки. Но самое главное, хочу отметить: врачи- педиатры были хорошей школы. Руки, фонедоскоп и интуиция были их основными инструментами.
Не было УЗИ, тем более МРТ, и ещё множество другой аппаратуры, но как-то жили, как-то лечили, как-то делали операции.
Нужно сказать, что врачи того времени больше уделяли внимания человеку в целом, а не только отдельному органу. Узкие специалисты были ещё редкостью и не всей номенклатуры. Они подходили к человеку значительно «ближе», чем подходят сейчас эти самые узкие специалисты. Они ещё не забыли целостность всего организма, как единой системы. 
У меня был в медицинском институте в Волгограде знакомый кардиолог. Я подрабатывал там на кафедре фармакологии, и там мы с ним случайно познакомились. Он был профессором – заведующим кафедрой кардиологии. Но он не только читал лекции будущим медикам, он работал тогда и в больнице. Это был человек необычайной силы воли. У него была вырезана половина кишечника, и он всегда испытывал сильные боли. Но, входя в аудиторию, поднимаясь на кафедру, он не начинал лекции без свежего анекдота или какой-нибудь шутки. Студенты весело смеялись, а он, претерпевая боль, начинал лекцию. Воцарялась тишина.
Я несколько забежал вперёд, но хочу сказать, что наши дети выросли нормальными крепкими и здоровыми. Я вернусь к профессору в следующей главе.
15 марта 2018 год.


Рецензии