Ступени времени. картина 15

                Лето  1952 года Саша с сестрой провел  в деревне, а осенью
                случилось непредвиденное – из-за того что он стал изучать
                английский язык вместо немецкого его и перевели в
                параллельный, почему-то поредевший 10А класс, где
                английский  преподавался с самого начала –

Нодар – Саша, давай ко мне (услышал Саша от Нодара, знакомого ему по шахматному кружку и сидящему в
        одиночестве на второй парте от учительского стола).

                Кроме Нодара по  шахматному кружку ему были знакомы и Миша
                с Гоги, а по баскетбольной секции  Гена с Володей. Всего в
                классе вместе с Сашей стало 19 человек, причем оказалось
                что  больше половины из них претендовали  на окончание
                школы с медалью   –

Саша – (Прокричав привет всему классу и сев за парту с Нодаром) Нодар, я  не всех ваших знаю, ты мне
       поясни кто есть кто.

Нодар – Через проход на третьей парте сидит Илья, он и знакомый тебе Миша – шахматист и гимнаст 
     являются отличниками с первого класса и претендуют на золотые медали. Но в отличие от Миши Илья
     на спорт времени  не тратит,  разве что  иногда играет в настольный теннис. Он даже когда в одной
     руке держит чашку с чаем, в другой держит учебник и читает его. Один из сидящих на первой парте
     перед нами, любимец нашей классной наставницы  - Реваз. Он тоже вытягивает на отличника, но не
     дотягивает ни до красноречия Ильи, ни до спортивных достижений Миши.

                Начинался урок и об остальных Нодар пообещал рассказать
                позже –

Саша – (Уже дома он признался матери)  Меня ждет жесткая конкуренция в почти не-знакомой среде, в
     прежнем классе на медаль могли претендовать от силы человек пять, а тут - десять. Правда правила
     русской грамматики я уже знаю наизусть, остается совершенствовать стиль изложения.

Анастасия – «Волк, думая попасть в овчарню, попал на псарню».

Саша – Истинно так, но на замене изучения иностранного  языка «глупый волк» все ж выиграл.

Анастасия – Блажен, кто верует.

Саша – Что ж, теперь буду усиленно готовиться к сочинениям.


                В самом начале 1953 года заболела пожилая  учительница 
                химии. Её стал замещать молодой и придирчивый педагог-
                мужчина. В итоге в классном журнале он выставил одну
                четверку, одну тройку и много двоек. Только у Саши стояли
                три пятерки, причем полученные подряд, то есть. его
                опрашивали на каждом уроке, проведенном молодым педагогом –

Учительница – Что это? (изумилась, вернувшаяся после болезни учительница, раскрыв журнал).

                Класс дружно зашумел, только Саша помалкивал, зная, что
                за этим может последовать –

Учительница – Будем наводить порядок. А ну-ка к доске! (жестом пригласила она Сашу).

                С азартом она гоняла его по материалу всех четырех
                уроков –

Учительница – С тобой все правильно. Я больше в этом году тебя спрашивать не буду. Похоже, ты надумал
              поступать на химический факультет?

                Сказала она, ставя в журнал четвертую пятерку –

Саша – Подумываю. А пока я обзавелся учебником И.Глинки, составленным для институтов.

Учительница – В таком случае, ты должен сделать доклад. Тему  для олимпиады на днях  подберем.

Саша – Вообще-то я заинтересовался вопросом катодной защиты корпусов судов.

Учительница – Что ж, прекрасно.Это тобой собранный усилитель использовали в избирательном участке,
      неправда ли? Вот и тема у тебя будет по электрохимии.

Саша – Усилитель я собрал вместе с Борей и Герой, ребятами из моего прежнего класса.

Учительница – А их на химию не потянуло?

Саша – Вроде пока нет, Боря хочет на физмат.

                Как-то раз, зайдя на урок в класс, учительница спросила
                Сашу –

Учительница – Саша, ты материал нового урока, который я собираюсь объяснять, знаешь?
 
Саша – Да,  эту часть я уже прошел.

Учительница – А изложить вместо меня классу можешь? Я сегодня  что-то плохо се-бя чувствую, еле до
      школы добралась.
Саша – Могу, конечно, но будут ли слушать?

Учительница – Не беспокойся, даже вопросы задавать будут.

                Саша справился и с изложением  материала и с ответами на
                вопросы. По химии его больше не вызывали. Пятерка за 10-ый
                класс была обеспечена.
                В табеле оказалась одна четверка – русский письменный.
                Следующее  лето Саша и Инна провели недалеко от Тбилиси, в
                горном Манглиси. Однокомнатное помещение с маленькой открытой
                верандой  в одном из коттеджей поселения Александр получил  от
                месткома, он же на заводском автобусе привез их туда и через
                несколько дней сдал их на попечение подъехавшей Анастасии, а
                сам вернулся на работу –

Анастасия – Ну как устроились? Не голодали?

Инна –Тут есть рынок и на нем все можно купить и папа кое-что готовил, так что выжили.

Анастасия – А время как проводите? Есть сверстники?

Инна – Рядом на участке расположен корпус  молодежного дома отдыха и там два раза в неделю  показывают
      фильмы. Смотреть разрешают и нам, посторонним.  А Саша ещё часто там играет на площадке в
      волейбол, а как-то раз в роще долго качал в гамаке Женю.
Саша – Ну и что?

Инна – Ничего, просто очень долго и очень нежно.

Саша – Нежно? Может ты хотела чтобы я её перевернул?

Инна – Что ты, такую хрупкую и такую нежную! Нет, не хотела. Ей ведь ещё 11-ый класс заканчивать и
       поступать в педагогический институт.

Саша – Понятно! Ты хотела  чтоб я раскачивал тебя, не так ли?

Анастасия – А если и так, стоит ли из-за этого ссориться?

Саша – Да мы, вроде бы, и не ссоримся.

Анастасия – Но даже подкалывания тут неуместны.

Инна – Что ж, можно и воздержаться.

Анастасия – Ну раз так, значит у нас все хорошо. Отдыхаем, мирно дышим горным воздухом, собственно вас
       сюда для этого и привезли!

                В это время  Сашу позвали на игру в волейбол против
                команды учащихся летной школы  и он убежал, мать с
                дочерью продолжали разговор –

Анастасия – Мне интересно знать, что представляет из себя эта Женя, ты её хорошо знаешь?

Инна – Конечно нет, она ведь старше меня и даже старше Саши. У неё другой круг знакомств.  Моим
      подружкам обидно, что Саша на них не смотрит, а засматривается на Женю, но она и вправду милая и
      симпатичная, ничего не скажешь.

Анастасия – Твои подружки пока ещё дети, просто девчонки, а Женя постарше и  формы у нее вероятно уже
        начинают быть женскими. Да и как ты недавно отметила, она умеет преподнести себя нежной и
        хрупкой, что впечатляет. При возможности дай мне на неё взглянуть.

                Лето действительно прошло мирно и дети обрели кучу
                знакомств и множество фотографий.
                В наступившем учебном году Иван Яковлевич заменил
                практику частых диктантов на написание сочинений на
                разные темы.

Саша – Мама, вот я для домашнего сочинения написал стихотворение и вставил в сочинение, а Иван
      Яковлевич на него никак не отреагировал.Почему?

Анастасия – Ты мне вначале назови тему сочинения, а потом и стихотворение свое прочти. Может тогда я
       пойму педагога.

Саша – Тема такова – «Горький- публицист», но стихотворение только его маленькая часть:
 
         Работая над темой  «Горький- публицист» - видя Ваши знания и подготовку,
         Я думал о том, как марксист может превратить перо в винтовку.
         Вы свое слово в оружие выковали, чтобы им разить врага классового,
         Капиталистов мира вы разоблачали, как эксплуататоров масс его.

                Если враг не сдается, его уничтожают –
                Эти слова произнесены Вами,
                Эти слова Ваши показывают,
                Что с классовыми врагами
                Надо действовать беспощадно,
                Ибо враг не пощадит нас,
                И эту вашу мысль хорошо понимает
                Советский рабоче-крестьянский класс.

Анастасия –  Как мне кажется, есть много причин чтобы проигнорировать этот «шедевр», сделать вид, что
       его и не существует.

Саша – Настолько оно несовершенное и жалкое?

Анастасия – Да ведь используемая тобой горьковская фраза сама какая-то человеконенавистническая. 
       Ведь родилась она в ходе гражданской войны, когда по разным сторонам баррикад оказались
       соплеменники,жители России. Почему не переубедить, не перевоспитать, не дать осмыслить новые
       идеи, а сразу же уничтожить?  Ведь, в конце концов, на сторону революции перешло немало дворян,
       а некоторые с самого начала и были с революционерами, а тут сразу же – уничтожить. Мне просто
       неприятно, что мой сын поддерживает вопли орущей толпы «Ату их, бей, уничтожай». При таких
       лозунгах ты вовсе мог не появиться на свет, твоих предков могли уничтожить. Каким ужасам вас
       учат, просто диву даешься.

Саша – Мне и самому, при чтении Шолохова или Фурмановского «Мятежа», становилось не по себе, когда
      свои же убивали своих. Ты считаешь, что и Ивана Яковлевича обуревают те же чувства и мысли?

Анастасия – Очень может быть, он ведь человек интеллигентный, а может быть и родовитый.

Саша – Может быть он эти агит-строки за мои и не принял?

Анастасия – Вполне возможно, если он низко ставит современных поэтов и думает, что эту муру ты выписал
       из какого-нибудь журнала. Ну вот свои мысли на этот счет я тебе высказала. И хватит об этом.

                Для совершенствования лексики и приобретения навыков
                критики литературных произведений, а может быть и ещё с
                какими-то другими целями, одноклассники Саши стали
                посещать публичную библиотеку и выискивать там
                интересные критические статьи и даже отдельные удачные
                выражения.

Нодар – Саша и Шура, я обратил внимание, что вон те девочки, сидящие через проход от нас, все время на
       нас поглядывают и перешептываются.

Саша – И ты хочешь им это запретить?

Шура – По-моему, Нодар считает, что кто-то из нас им интересен.

Саша – Ну так пойди и спроси. Мне, например, некогда. Скоро уходить.


                Уже выйдя из библиотеки и идя по проспекту Руставели,
                ребята заметили,что рассматривавшие их девушки в количестве
                трех штук идут за ними. На первой же троллейбусной
                остановке Саша и Нодар сели в троллейбус и уехали, а Шура
                должен был продолжать идти по проспекту.
                На следующий день в школе –

Шура – Саша, ты вчера не сказал, что был знаком с одной из вчерашних девиц?

Саша – Ну если ты о Миле, то о ней я только и знал как её зовут и мог догадываться, что она, должно
     быть, учится в 10 или 11 классе. Она летом отдыхала  в Манглиси, в молодежном доме отдыха. Но я
     за все лето не перекинулся с ней и словом. Поэтому её знакомым я никак не могу себя назвать.

Шура – Но она живо интересовалась тобой.

Саша – В Манглиси интереса ко мне она не проявляла.

Шура – Она сказала, что ты родственник их математички.

Саша – Теперь понимаю, чем я мог вызвать её интерес - она учится в школе, где преподает  Татьяна
       Даниловна,сестра моей бабушки. Вот и все.

Шура –  Могу я ей передать эти сведения?

Саша – А почему бы и нет, раз вы увидитесь.

Нодар  – О чем это Шурик так взволнованно беседовал с тобой? Он сказал тебе, что подошел с расспросами
       к вчерашним девочкам?

Саша – Он огорчился, что я не признал знакомой одну из них – высокую блондинку, о которой я только и
       знал как её зовут и ничего больше.

Нодар  – Но между вами все в порядке?

Саша – У меня ни к нему, ни к Миле никаких претензий, пусть встречаются, если хотят. Но в Манглиси,
       насколько я заметил, вокруг неё вращалась более изысканная публика.

Нодар  – Считаешь, что наш Шурик ей не пара?

Саша – Просто я слышал, что её папа какая-то «шишка». Когда  по окончанию срока отдыха за Милой отец
      прислал маленький автобус, то выяснилось, что всем, кому она обещала, мест в автобусе не хватит,
      а они в расчете на бесплатную поездку денег на проезд не сохранили.

Нодар  – И что Мила?

Саша – Она отправила в город заполненный приятелями автобус, а сама с несколькими из них осталась, в
       надежде, что папа их вызволит.

Нодар  – И папа?

Саша – Не подкачал, а куда ему было деваться?

                В ближайшее же посещение дома Татьяны Даниловны и её семьи,
                Саша узнал, что буквально через день там становится известно 
                не только какую отметку и по какому предмету он получил, но и
                любое, связанное с ним школьное событие. Об этом Татьяне
                Даниловне рассказывала Мила,которую она считала приятельницей
                Саши.
               
Саша – Татьяна Даниловна, да эту Милу я только случайно в библиотеке видел месяц назад.

Татьяна Даниловна – Да не стесняйся, девочка хорошая, хорошая, неглупая, но несколько угловатая.

                Переубедить Татьяну Даниловну было бы очень трудно и Саша не
                стал этого делать, поэтому ему пришлось при каждом визите к
                Татьяне  Даниловне выслушивать информацию об успехах Милы по
                математике –

Саша – (Как-то дома вечером) Мама, ты знаешь – оказывается у Ивана Яковлевича переписаны в личную
      тетрадь два моих домашних сочинения.

Анастасия – Но откуда ты  это можешь знать, вряд ли Иван Яковлевич об этом докладывает ученикам.

Саша – Мне об этом сказал Алеша, который дружит с Игорем В., внуком Ивана Яковлевича.

Анастасия – Ну и верь этому Игорю, если хочешь, хотя и вправду, какой смысл ему или Алеше это
      выдумывать? Выходит ты поднял свой уровень. Может и правда станешь медалистом.

Саша – Вероятно стану.

Анастасия – «Не кажи гоп, пока не перепрыгнешь». Знаешь, я вчера встретила Люсю Ивановну, она говорит,
       что ты давно к ним не заходил.

Саша – Действительно, но так много времени уходит на библиотеку, а  ещё два раза в неделю теперь
       волейбольная секция, вместо баскетбольной, но, конечно же, на днях к ним забегу.

Анастасия – И с кем же там больше дружишь – с Игорем Б. или его родителями?

Саша – И с Игорем, и с его родителями, и даже с его дядей Гарушем, который слывет нелюдимым, но со
       мной время от времени беседует.

Анастасия – И чем же ты заслужил такое внимание интеллектуальных,  солидных людей? Мне трудно понять.
 
Саша – Может какие-то интересные зачатки они во мне увидели.

Анастасия – Зачатки говоришь? И когда же они раскроются?

Саша – Ну это для кого как. Некоторые видят дальше, чем другие.

Анастасия – Не дерзи, я тебя знаю лучше всех.

Саша – Вот отец считает, что мне по плечу стать доктором  технических наук, профессором.

Анастасия – Дай-то Бог, но я думаю, тебе стоит пойти учиться на режиссера.

Саша – Ещё в начале  прошлого учебного года у нас в школе появилось объявление о том, что на базе
      нашей 5-ой и 6-ой женской железнодорожных школ открывается драматический кружок.

Анастасия – Ты об этом мне не говорил.

Саша – Может и не говорил, но пойти  пошел. Человек, взявшийся вести кружок за-явил, что намеревается
      с нами поставить «Мертвые души» Н.В.Гоголя и почему-то решил мне предложил роль Ноздрева. Против
      Ноздрева я ничего не имел, но когда он предложил мне, городскому тбилисскому жителю, никогда
      даже не видевшему вблизи лыжи, изобразить, как я их снимаю перед входом в дом, я понял, что этот
      непрофессиональный,невнимательный тип не сможет ничему путному нас обучить.

Анастасия – И ты, человек робкий, опозорившись - ведь ты не смог сыграть сценку - больше там не
           появлялся. А ведь разглядеть Ноздрева в  тебе, стеснительном  и  неуверенном в себе
           мальчике, мог только гений.

Саша – Или сумасшедший?

Анастасия – Иногда это сочетается в одном человеке.
   
Саша – И я, опозоренный гением перед сверстниками и сверстницами,  желающими научиться не быть самими
      собой, больше там не появлялся.

Анастасия – И кто потерял на этом, кто выиграл?

Саша – Это трудный  философский вопрос: если он гениально увидел во мне  Ноздрева, то потерял  и он, и
     я. Если из меня Ноздрев не получился  бы, то выиграл и он, и я. Но сосредоточимся на мне – уйдя,
     я снова стал недосягаем для глупых требований чудака, возомнившего себя ясновидцем и
     прорицателем.

Анастасия – Эк, как ты его. Но мне нравится, как ты начинаешь свободно рассуждать.

Саша –Я бы тут использовал слово – логично, а не свободно.

Анастасия – Ну это кто как видит. Конечно на твое решение подспудно могло повлиять и то, что тебе
      нужно иметь и для гонки за медалью, и на волейбольную секцию, и на библиотеку, а тут изучение
      роли Ноздрева – шулера и проходимца – трудный психологически для тебя образ.

Саша – Может быть и так, но я не жалею.

                Несмотря на загруженность, Саша нашел время отметить
                стихотворением  полученную Котиком двойку по математике –

Саша –           Котик Шламов, всем известный, всеми признанный поэт
                Получил сегодня двойку! что? не верите? Ах, нет!
                Ну а я не согрешу,
                Коль всю правду расскажу.
                Математику не любит Котик наш, зачем ему
                Тангенсы и котангенсы, не нужны они Коту.         
                Любит он созвучье рифмы, сочинять стихи он смел,
                А тангенсы, котангенсы, он усвоить не успел.
                Когда вызвали, ответил, что решить он сумел математику,
                Конечно, не лентяй он и сидел целый вечер за работой,
                Рифму к рифме подбирал – про Бориса сочинял
                Но зачем стихов маранье, если не готов урок,
                Не к чему тогда старанье бедных Котика мозгов.
                Мой совет – сперва уроки, а потом уже стихи
                И тогда твои успехи будут всюду высоки!

                На перемене Котик нашел Сашу –

Котик – Признавайся - это ты сочинил и подсунул?

Саша – С чего это ты взял?

Котик – Больше некому.

Саша -  Спасибо за высокую оценку.

Котик – Я не хвалить тебя пришел, а ругать.

Саша – А ругать меня за что? Единственный экземпляр моего шедевра у тебя в руках. Если уничтожишь, так он и погибнет неизвестный и непризнанный.

                А в начале марта 1953 года скончался великий вождь
                советского народа  И.В.Сталин. Все были просто
                потрясены и напуганы – что-то теперь будет? Вождя с
                помпой похоронили, и соратники распределили
                руководящие посты между собой. Жизнь продолжалась, но
                чувствовалась какая-то неопределенность.
                Между тем наступил 1953/54 - выпускной для Сашиного
                11А класса учебный год. Саша забросил все спортивные
                мероприятия и был занят только учебой, теперь за
                сочинения он у Ивана Яковлевича получал пятерки. В
                конце декабря для 11А, по-видимому, по инициативе
                нового директора школы, неожиданно устроили
                полугодовую контрольную работу по русскому
                письменному -

Иван Яковлевич – Слава такому классу – у нас 10 пятерок и только три тройки, и это несмотря на полную
        неожиданность для всех нас. Я чрезвычайно доволен и горд!

                Ура! Ура! Ура! - прогремел весь класс. - А почему 10Б
                не писал полугодовую?(вопрос повис в воздухе) – ответа
                ни у кого не было.

Саша – (Вечером дома Саша обращается к матери )  Мама, сегодня, как только прозвенел звонок на первый
    наш урок, наш класс завели в зал, где уже были расставлены столы и нам неожиданно предложили
    писать полугодовую контрольную работу по русской литературе. Было предложено на выбор несколько
    тем.

Анастасия – Перепугались и запутались?

Саша – Наш класс блестяще справился – целых 10 пятерок. Я, конечно, писал свободную тему.

Анастасия – Молодцы, а как справился твой старый класс? Как Боря, Гера?


Саша – А они почему-то не писали.

Анастасия – Странно, а как в других школах?

Саша – Надо будет расспросить ребят.


                На другой день Саша заглянул к Игорю Б. Правда самого Игоря не
                застал, но тетя Люся сказала –

Люся Ивановна – Никакой контрольной,  да ещё неожиданной, у Игоря в школе не проводили.

                Как выяснилось ни в одной из школ Тбилиси такой неожиданной
                проверки, ни по одному из предметов не проводилось –

Люся Ив. – Саша, если не секрет, куда ты будешь поступать?

Саша – Не скажу, потому что не решил. Мама советует стать режиссером, а папа - инженером.

Люся Ив. – То есть каждый из родителей советует то, что ему ближе. У нас папа советует стать
       инженером-мостовиком, как он сам. И даже обещает в дальнейшем помочь ему сделать диссертацию,
       но Игорь ни в какую.
 
Саша – По-прежнему хочет стать историком?

Люся Ив. – Проблема в том, что на историческом факультете нашего университета русских групп нет, а
        отпускать  его в Москву, в общежитие, боимся, ведь он такой неприспособленный. Родственников у
        нас там нет, а снимать для него комнату мы просто финансово не в силе.  Не знаем, что и
        делать.

Саша – Да и мне в Москве придется жить в общежитии, что меня просто пугает. У моей тетушки с мужем
       лишь одна комната в общей квартире.

                Но предстояло ещё учиться полгода, а затем и выпускные экзамены
                сдавать и сдавать на пятерки -

                А в школе произошло пренеприятнейшее событие. Игорю Л. влепили
                четверку по поведению за то, что от имени всего  11Б класса
                выразил протест против замены у них педагога по русскому языку
                и литературе в последний год обучения –

Боря – Да меня в тот день просто не было в школе, иначе от имени класса поручили бы  выступить  мне, и
       теперь я как бы виноват перед Игорем Л.

Саша – Да ты конечно не виноват, но как настроен класс? Продолжится ли протест?

Боря – Да все как-то напуганы и жалеют, что протестовали, в конце концов, не так уж плоха та дама, что
       пришла заменять Ивана Яковлевича. Но этот гад – новый директор - просто придавил весь
       педагогический коллектив, решение несправедливо и все это понимают. Видно эта дама - его
       протеже или даже кого-нибудь из большого начальства и он выслуживается.

Саша – Но может четверка будет только в одной четверти, а в аттестате  будет пятерка?

Гера – Не похоже, уж больно он большой гад, этот новый наш директор. Но Игоря Л. мы подбадриваем этим
       рассуждением. А он молодец –  не хнычет.

Боря – Педагог по грузинскому языку, который все время ругал Игоря Л. за то, что он не подтягивается
       по предмету, теперь заявил, что выставит ему  в любом случае пятерку.

                Но жизнь продолжалась, Игорь вновь стал ходить в школу  и
                получать пятерки по всем предметам, даже по грузинскому
                языку.
                Перед самыми экзаменами, Люся Ивановна обратилась к Саше –

Люся Ив.- Саша, хочу попросить тебя, чтоб ты готовился к выпускным экзаменам вместе с моим сыном. Ты
       здорово поработал последний год и я уверена, что ты практически готов к экзаменам хоть в сию
       минуту.
Саша – Но ведь Игорь отличник, причем все годы был отличником.

Люся Ив.- Последний год он стал каким-то  недисциплинированным, расхлябанным что ли, пропускал
       занятия,  и ты можешь его подтянуть.

Саша – Но ведь мы в разных школах и расписания экзаменов у нас не совпадут. Нам придется  готовиться
       сразу по двум предметам.

Люся Ив.- Разве ты не сможешь?

Саша – Я-то смогу, а Игорь сможет ли если у него большие отставания, и главное захочет?

Люся Ив.- Ну, это моя забота, ты-то согласен?

Саша – Ну раз надо, значит так тому и быть.

Люся Ив.- Причем необходимость готовиться  сразу по двум предметам вам даже может и понравиться, так 
       как даст возможность разнообразить нагрузку – полтора часа один предмет, полтора часа другой.

                И они ко всем выпускным  экзаменам готовились вдвоем.
                Все экзамены были сданы на отлично, но золотую медаль
                получил только Игорь. Сашин директор школы рядом  с
                пятеркой, которую ему выставила комиссия,  от себя лично
                выставил  четверку,объяснив это тем, что в Сашином
                сочинении «В чем счастье советского человека» якобы была
                политическая ошибка. Там упоминалось Московское
                восстание  без пояснения того, что оно происходило в
                ходе революции 1905 года.

Саша – На самом деле я только привел фразу одного из героев  советской литературы «Я не на  всякую
       Россию согласен…», произнесенную им во время Московского восстания, как утверждал автор той
       повести.

                Больше всех из Сашиных родственников развитием событий
                вокруг  Сашиного сочинения, из-за которого он лишался
                золотой медали, оказался озабочен его дядя по отцовской
                линии – Серго –

Серго – Это несправедливо, это нельзя так оставить, надо жаловаться.

                И он бросился по инстанциям защищать племянника. И,
                естественно, ничего по сути не добился, если не считать
                того, что сочинение Саши ему все-таки почитать позволили
                –

Серго – Да, - говорили мне - вы правы логически, в работе нет подмены понятия «революция» на понятие
       «восстание»; вы правы юридически - поставленную комиссией оценку мнение директора не в силах
        изменить,но все уже оформлено и ваш племянник получит серебряную медаль, которая по сути, в
        правах на поступление в вуз приравнена к золотой – в обоих случаях абитуриент проходит по
        собеседованию, не сдавая экзаменов.

                На одну четверку больше в аттестате, чем разрешается для
                получения серебряной медали оказалось у Андрея, из
                Сашиного старого 11Б класса, и он два дня пролежал дома,
                упершись носом в стенку. Саша эти дни сидел рядом с ним,
                подбадривал и утешал.

Саша – Да, я понимаю, что тебе очень обидно, что тебя подводило то, что ты при волнении заикаешься, но
      тебе не следует волноваться – экзамены в ТБИИЖТ фактически все проводятся в письменной форме,а
      твои знания всегда при тебе.

                На третий день Андрей был в форме.
                В 11А классе золотые медали помимо Ильи и Миши получили
                несколько неожиданно Гоги и Гена, первый из которых не
                совсем свободно владел русским языком, а второй не был
                настолько собран и усидчив, чтобы претендовать на золотую
                медаль.


Рецензии