Путешествие по Пермскому краю, Ледяная пещера

    (на фото: гроты пещеры.)

       С утра - пораньше мы втроём (Лидия Михайловна, Николай и я,) уже под перестук колёс электрички, ехали на юго-восток от Перми, где в загадочной Ледяной горе существует Ледяная пещера, крупнейшая в Предуралье. Только разведанных и оборудованных для туристов  подземных ходов более 5000 метров. И гора, и пещера в ней расположена на берегу реки Сылва, что в переводе с местного значит - талая вода, рядом с городом Кунгуром. Поэтому и называется она Кунгурская ледяная пещера.
    Однако мы вышли  на  полустанке, возле села Филиповское, и сразу стали спускаться к реке. Я не знала, куда мы идём, но вопросов не задавала. Всё стало ясно, как только мы оказались на причале.
   Возле него, покачиваясь на волне стоял небольшой катер, а в нём сидел Сергей с отцом. Увидев нас, оба выскочили  на причал. Только теперь я поняла, почему Николай так придирчиво наблюдал мои сборы дома, и ту экипировку, которую я брала с собой.
   Наш дальнейший путь будет водный, но первым делом мы отправляемся в пещеру. Правда, отправлялась теперь я с ребятами, а родители отправились по делам, обещая нас забрать на обратном пути....

    Берег Сылвы возле Кунгурской пещеры образует ровную площадку-террасу, на которой разместились здания экскурсионной базы и стационара Уральского научного центра Академии наук РФ. Между зданиями расположен вход в пещеру, в виде бетонированного тоннеля.
   Желающих попасть в пещеру было много, поэтому мы купили билеты и отправились гулять. Ребята одновременно предложили прогуляться по Ледяной горе, заодно пообещали показать кастровые провалы. Эти бездонные круглые дырки в горе на меня произвели удручающее впечатление, особенно после того, как Сергей предупредил меня, чтобы я не подходила близко к краю, потому как никто не знает, когда этой дыре "захочется стать шире". Когда подтаивающие воды потихоньку размывают  тело горы, приходит час "х", и весь грунт с растущим  на горе лесом, аккуратненькой такой круглой дырой обрушивается в "тартарары", и даже макушек высоких деревьев не заметишь на уровне такой дыры. То есть глубочайшая могила в таком случае обеспечена. Ну, а, поскольку я не мечтала стать приведением Ледяной горы, то предложила всем убраться на более  устойчивую почву.

     Мы возвращаемся ко входу в пещеру и через некоторое время всей группой экскурсантов вваливаемся в тоннель. С грохотом за нами закрывается входная дверь. Гулкое эхо прокатывается по 40-метровому бетонированному тоннелю, из тёмного жерла которого идёт ледяное дыхание горы.
    Экскурсовод включает электричество и мы начинаем свой  путь. Тоннель обрывается внезапно. Перед нами пустота с оледенелым полом и ступенчатым потолком, покрытым белым, необычайно крупным инеем.
    В лучах прожектора вспыхивают и переливаются разноцветные огоньки. Это - знаменитый Бриллиантовый грот! С потолка свешиваются нежные гирлянды ледяных кристаллов, и малейшее движение воздуха заставляет их колебаться.
   От тепла людей, ледяные цветы начинают осыпаться. Со всех сторон доносится шорох разбивающихся в пыль изящных украшений.
   Поэтому экскурсовод не оставляет на долгое время группу на одном месте, и электричество выключается за нами, как только мы ушли из того пространства и включается впереди нас.
   Мы идём когда по скользкой глиняной тропе, когда по  каменным ступеням, когда по бетонной дорожке с ограждением, а по сторонам видим в разноцветной подсветке то гроты, то залы, то озёра, а то высокие осыпи 80 метров высотой, с которых когда-то скатились брёвна-стволы растущего на горе леса и шишки, что говорило о том, что раньше на Ледяной горе рос сосновый лес, а теперь растёт берёзовый. Когда я видела раз за разом в огромных залах пещеры такие же огромные осыпи с дырами над ними, я понимала, куда вели те кастровые провалы на поверхности горы...
  Вот в стороне от тропы выстроились ледяные столбы-сталагмиты. Они порой похожи на скульптуры из белоснежного мрамора. Каждый год они приобретают новые формы, не похожие на прежние.
   В течение зимы, просочившаяся вода с растворённым в ней гипсом, замерзает в пещере в виде длинных сосулек - сталактитов, которые висят и летом. Надо отметить что температура внутри пещеры зимой 4,5 градуса мороза, а летом все -5 мороза.
   Прозрачные ледяные струи искрятся в лучах прожектора очень красиво.
   Каменные ступени ведут вверх, в грот, высотой в 20 метров. Тут уже не так холодно.  Экскурсовод предлагает всем остановиться и помолчать. Гаснет свет...
Далеко от входа в пещеру, на глубине 70 метров от поверхности горы, особенно остро ощущается безмолвие подземного лабиринта, погруженного в вечную тьму.
  Мы молчим и думаем каждый о своём. Мне же приходит на память Том Сойер Марка Твена, когда он вместе с Мэри заблудился в пещере. Марк Твен так живо всё это описал, что у меня появились подозрения на то, что и сам он проблуждал в подземном мире.

  Вот ещё очередной грот с говорящим названием "Органные трубы". В этом гроте сразу несколько осыпей с отверстиями над ними. Проникающие по ним поверхностные воды образуют в  зале постоянный дождь. В пещере известны 40 открытых (Зияющих на поверхности Ледяной горы) "труб" и 93 "трубы" заполненные обломками. Но сквозь них тоже просачивается вода.
   В огромном гроте "Дружбы народов" от восточной стены, плавно изгибаясь, тянется невысокий каменный барьер, которые ограждает котловину, заполненную водой... Это - Большое пещерное озеро. В нем можно плавать на надувной лодке. На дне, сквозь прозрачную воду виднеются почерневшие брёвна. Считают, что это остатки плотов, на которых смелые исследователи преодолевали водную стихию. В Кунгурской пещере насчитывается свыше 60-ти водоёмов.
    Мы проходим грот Длинный, который ещё называют гротом тысячи озёр. Вдоль его стен на протяжении 200 метров тянется цепь больших и малых водоёмов, разделённых каменными грядами. Наконец через пару поворотов и гротов мы попадаем в просторную галерею и начинаем подниматься вверх.  Пройдя сотню последних метров, мы оказываемся на площадке перед дверьми...
   Открывается одна дверь, вторая, и нам на лицо  падает дневной свет!

                Боже, как я устала...
    Мы вышли через другой вход. Здесь на склоне Ледяной горы, в месте выхода тоннеля устроена удобная площадка с перилами, а к реке спускается металлическая лестница.
   Там внизу, наш катерок ждёт нас, уставших и голодных.
Лидия Михайловна расспрашивает меня о впечатлениях, но видя, что я после такой прогулки совсем никакая, обнимает меня и весело говорит. "Ничего, мы сейчас уже на базе будем, а там уже баня готова. Сразу всю усталость  как рукой снимет!"

     Честно признаться, я только вошла в баню и без сил села на лавку. Внутри было несколько молодых женщин и девушек. Пришла и Лидия Михайловна. Они меня , как куклу, вертели и так и этак. Раздели, напарили, отходили веничками в своё удовольствие, а потом, схватив меня за обе руки, с криком и смехом всей гурьбой вывалились из бани и попрыгали в Сылву голышом!

    Потом  ели горячую уху, овощи, пили чай с кипреем и зверобоем. Но всё равно, говорить ни о чём не хотелось, и я первая ушла спать в дощатый домик на песчаном пляже.
   Что день грядущий нам готовит...


Рецензии