Подарок напоследок
Но бывает так, что фантомы прошлого самовольно выползают из закоулков памяти и громоздят в сознании неприглядные картины, отравляя настроение. Говорят, что избавиться от подобных сюжетов можно посредством изложения их на бумаге. Что ж, попытаемся…
В биографии многих артистов есть не мало славных страниц, связанных с новогодней елочной кампанией. Зайчики и снежинки, медведи и ежики, и, конечно, Дед Мороз со Снегурочкой – вот тот заветный список звездных ролей, дающих возможность нашей актерской братии пополнить скромный семейный бюджет.
Общаясь с детворой, сам заражаешься ее непосредственностью и верой в новогодние чудеса. А уж, будучи главной фигурой празднества – Дедом Морозом,-- приятно осознавать особую значимость и необходимость. На вопрос окружающих, чувствуется ли мной приближение Нового Года, я неизменно мог отвечать: «Еще как!» Предвижу недоумение читателя: «А что же во всем этом неприятного?» Пока ничего… Скорей, наоборот. Но… терпение, дорогой друг, и все узнаешь!
Дед Мороз, как водится, должен был организовать хоровод вокруг елки, прослушать стихи про самого себя и про зиму, зажечь огоньки на лесной красавице и раздать подарки. После чего, пожелав всем счастья и здоровья в наступающем году, следовало величественно удалиться. В тот достопамятный день, казалось, все шло по обычному сценарию, и после традиционного прощания я уже предвкушал, как, разоблачившись, смогу насладиться заслуженным отдыхом в отведенной мне комнатке перед следующим представлением. Но не тут-то было…
Оказывается, чадолюбивые родители возжелали, чтобы их дети запечатлелись на фото с Дедом Морозом и унесли с собой на память незабвенный образ белобородого чародея. Разумеется, я не мог им отказать в этой любезности. По отмашке маэстро с объективом «доступ к телу» Деда Мороза был открыт, и фотосессия началась. Казалось, что карапузам, громоздящимся на моих коленях, не будет конца. По западно-европейским меркам борцов с педофилией мне уже давно светил срок. В одной связке со мной по этапу пошел бы и фотограф: он (при моей пассивной статике) довольно активно выстраивал кадры с несовершеннолетними. Между тем драгоценные минуты, отведенные на отдых, и без того кратковременный, таяли на глазах. Когда экзекуция закончилась, мне захотелось, подобно героине из «Оптимистической трагедии», спросить: «Кто еще хочет комиссарского тела?». Но это было бы выпадением из образа. И мой вопрос прозвучал по-иному: «Есть ли еще желающие сняться с Дедушкой Морозом?» Получив к своему удовольствию отрицательный ответ, я поспешил удалиться восвояси.
Хотелось быстрее избавиться от жаркой шубы и синтетической бороды и на какое-то время просто расслабиться. Увы… уединение артиста длилось недолго. С грохотом распахнулась дверь, и с визгом: «Где этот слинявший Дед Мороз, не обслуживший моего ребенка?», в гримерку ворвалась женщина. И хотя от вышеупомянутого сказочного образа на мне остались только расписные бурки, отпираться было бесполезно. Нарумяненные щеки и красный нос выдавали во мне недавнего любимца детворы. То, что незваная гостья застала меня в одном нижнем белье, ее нисколько не смутило. Очевидно, она была из тех, кто привык открывать ногой любую дверь и зубами вырывать требуемое.
После того, как первый шок от внезапного вторжения прошел, я смог повнимательнее разглядеть нападавшую. Упакована мадам была весьма недешево и с большой претензией на изящество, что не мешало ей при этом оставаться агрессивной хабалкой. И тут, увидев в зеркалах размноженное отражение своей наготы, я почему-то вспомнил картину Эдуарда Мане «Завтрак на траве». И хотя нынешний сюжет был далек от идиллии, воспетой французским импрессионистом, в облачении фигурантов проступала некая аналогия, что вызвало мою невольную улыбку. «Он еще и зубы скалит», -- провизжала обладательница заграничных шмоток. Смысл ее возмущенной тирады сводился к тому, что я – зажравшийся халтурщик, слупивший со всех родителей кучу денег и не желавший их отрабатывать. Вот тебе раз! А мне-то казалось, что позируя на камеру с чадами на коленях, я оказываю собравшимся бескорыстную любезность.
А за спиной разбушевавшейся мегеры маячил и подавал какие-то знаки вертлявый фотограф. Видимо, он призывал не ерепениться, обещая щедро вознаградить за моральный ущерб. И тут до меня дошло: трансформация роли и выпадение из образа уже давно произошли, причем помимо моей воли. Из всемогущего сказочного героя я превратился в продажную девку, которая получила задаток , а обслужить очередного клиента не удосужилась. Скользкие же обязанности сутенера самовольно присвоил расторопный фотограф. Под двойным прессингом последнего и «строгой» заказчицы ничего не оставалось, как «втиснуться» в ставший мне ненавистным костюм.
По мере возвращения в образ Деда Мороза во мне вскипала ярость и нарастала решимость действий. Хотелось как-то воздать за несправедливо нанесенную обиду и попранную честь. Одетая в рукавицу десница непроизвольно сжимала серебристый посох с рубиновым набалдашником. Видимо, уподобившись Иоанну Грозному, я предполагал использовать его как самый последний и веский аргумент в предстоящей нелицеприятной беседе с зарвавшимся сыном, то бишь с фотографом-сутенером. И хотя он не слишком походил на писателя Гаршина, послужившего моделью художнику Репину для его знаменитой картины, меня это не смутило, и я мысленно утвердил его на роль несчастного царевича. Лицо, скрытое седым париком и бородой, ничем не выдавало моих истинных намерений. Ну а взгляд, который я собирался наполнить ненавистью и презрением и адресовать скандальной мамаше, обнаружился бы только при распечатке и фотоувеличении. Но от всего этого пришлось отказаться, как только ко мне подвели ребенка. Слава Богу, он не был посвящен во взрослые разборки и смотрел на Деда Мороза с восторгом и обожанием. Детеныш так трогательно прижимал к груди подарок, полученный накануне из моих рук, что ни о какой мести не могло быть и речи. Ангельский облик ребенка настолько не вязался с разнузданным поведением мамаши, что позволяло усомниться в правдивости пословицы, утверждающей, что от осинки не растут апельсинки.
Но не только это удержало меня от справедливого возмездия, просто не хотелось ни при каких обстоятельствах терять человеческий облик, да и честь профессии была поставлена на карту. Так что снимок получился отменный, хоть бери его на обложку журнала. Стоит ли говорить, что обещаний своих прохвост фотограф не сдержал.
Рассказ опубликован в журнале "Театральный мир"№12 декабрь 2015
Свидетельство о публикации №218031502140