Путешествие по Подкаменной Тунгуске. Часть 5
Суломай находится в месте богатом рыбой, богатство это местные обитатели реализуют, при каждой возможности разменивая рыбу на спиртное и устраивая «праздник каждый день». Что более всего удивило меня, когда мне довелось побывать в этом населенном пункте, так это отсутствие поленниц. Тамошние обитатели в массе своей пребывают в состоянии сингулярности, живут в «здесь и сейчас», не заморачиваясь простроением стратегий, как бы в безвременьи. Просыпаясь, они обнаруживают, что оказывается на дворе зима и надо бы протопить печь, тогда они берут бензопилы и веревки, идут в лес, спиливают дерево, режут его на части, и на веревках волокут к домам, там пилят, рубят, стапливают, и, решив таким образом проблему на сегодня, успокаиваются. На следующий день цикл повторяется. Да, в самом поселке попилено все до чего можно достать бензопилой, поэтому заброшенные постройки стоят, подобно атлантам, что «держат небо на тоненьких ногах», как то в песне поется.
Собак аборигены то ли не кормят вовсе, то ли держат в таком черном теле, что те рады и картофельной кожуре, с увлечением выгрызая ее изо льда на дорогах, в местах, куда были вылиты помои. Одна из таких собак дорвалась до наших запасов и сожрала ящик окорочков, в результате чего мы оказались на недельном посту.
Все жители Суломая носят одну, на наш слух, фамилию Тыгановы, но это на наш слух, в кетском языке, как я понял, есть неуловимая для нас разница в звуке «Ы» и, как мне объяснял местный житель, в поселке живут люди двух разных фамилий, звучало это так: «Тыгановы и Тыгановы», я разницы не уловил, как ни пытался, но с собеседником согласился.
В Суломай меня как-то раз занесло по тогдашней работе, во льду замерзла баржа с оборудованием, которое нужно было спасти, вытащивши на берег. Соответственно, была сформирована спасательная бич-команда «орлов и львов», как выразился наш начальник, в которой и довелось участвовать автору сих скромных заметок.
С начальством то ли мне так не везет по жизни, то ли это и впрямь некое системное явление, как то описано мной в http://samlib.ru/h/hohlow_s_o/durdur.shtml , но и сама ситуация, - когда отправили баржу, и тут вдруг бац, внезапно случилась зима и она вмерзла, идиотична, и то, что отправивши нас, начальство про свой отряд спасителей забыло, и мы, сделав всю работу в несколько дней, проторчали там чуть ли не месяц, - все это уже тогда начало подводить меня к догадкам, - до поры еще смутным, - что миром управляют кретины. Ну да ладно, не о том речь.
Таскать тонны груза руками желания не было, и наша бригада-ух починила сломанный трактор, им все и повывезли. Закончив дела, пошли на ужин и скромные вечерние развлечения в виде преферанса, - услышав, что местные завели починенный нами трактор мы решили, что они собираются на нем повозить дрова или еще чего полезного совершить. Они же, оказывается принялись «гонять» на нем, кататься по единственной улице поселка взад-вперед. Утром трактор был нами найден в, на этот раз уже безвозвратно, убитом состоянии.
После того как собака уничтожила наш мясной запас, нам пришлось перейти на самообеспечение, тем более что работа была сделана и свободное время имелось. Взялись за рыбную ловлю. Возвращаясь вечером с одним из коллег из похода вниз, мы заметили вдали еще одного из наших лежащим на льду. Идти было далеко и все время, пока мы шли, он так и лежал на льду. Мы уж забеспокоились. Температура была под минус сорок, не самая комфортная для солнечных ванн. Оказалось, что коллега, занимаясь ловлей рыбы, решил заглянуть в прорубь. Лег на пузо и посмотрел, но до этого только что счерпал оттуда шугу и потому на льду была вода. Рыболов был обладателем густой бороды «а-ля граф Толстой» и оная мгновенно примерзла. Ножа у него с собой не было, и он оказался в ледяном плену. Бороду мы откололи, и ее обладатель нес ее в руках вместе с глыбой льда, а потом вытаивал у печки…
От Суломая рукой подать до устья Подкаменной, километров шестьдесят, там на устье стоит поселок с одноименным названием – Подкаменная Тунгуска. Напротив через Енисей – поселок Бор. Это большой поселок где-то тысячи в три населения, расположен он на песчаной почве, очень красивый лес вокруг, - потому и название «Бор». Еще чем точно запомнится он попавшему туда человеку так это высоким обрывистым берегом с крутыми лестницами.
Собственно, Бор к реке Подкаменной Тунгуске отношения не имеет и она в его жизни не играет никакой роли, кроме разве что названия аэропорта, который называется «Подкаменная Тунгуска», если, конечно, в новое время не переименовали.
В Советские времена Бор не был обозначен на картах, зато там была обозначена соседняя Подкаменная Тунгуска, которая на порядок его меньше. Бор был засекречен, непонятно правда зачем, полагаю, что так, порядка для. Состоит Бор из множества маленьких поселков, которые изрядно отдалены друг от друга, и из-за своей растянутости поселок производит ощущение малолюдности. Бор – это уже цивилизованное место, он связан с внешним миром Енисеем, по которому ходят корабли, т. е. здесь последние необжитые места заканчиваются.
Свидетельство о публикации №218031500062