В сетях аптечной мафии

                «В рекламе должна быть правда, но не вся!»
                Основной закон рекламы



       Ежедневно сталкиваясь с рекламой на улице, на телевизионном экране, по радио, в средствах печати, в интернете, мало кто осознаёт, что он находится в зоне действия особого социального института,  который принято определять термином «индустрия рекламы».
       Цель этой всепроникающей индустрии чрезвычайно проста — потенциальный покупатель. Предложив ему товар, от него взамен можно получить прибыль.
       Реклама — двигатель торговли. Не отрицая того, что реклама способствует экономическому росту,  предпринимательской активности и повышению уровня жизни, следует отметить её пороки с юридической и этической точек зрения .
       В отношении последнего типичен один из нравственных аспектов, связанных с рекламой лекарственных препаратов и других товаров фармацевтического рынка. Речь идёт об активной эксплуатации человеческого инстинкта самосохранения в целях управления вниманием и формирования позитивных ассоциаций с рекламируемым фармацевтическим продуктом.


       ЭТА  АЛЧНАЯ  АПТЕЧНАЯ  МАФИЯ

       За избавление от болезни человек отдаст всё на свете. Но далеко не каждый из нас представляет, как глубоко запускает руку в наш карман аптечная мафия при помощи незатейливых рекламных трюков.
       В частности, аптекари не прочь поиграть с нешуточными ценами на медицинские препараты и изделия медицинской техники, прикрывая их в рекламе расслабляющими формулировками. Скажем, цены лекарств в сотни и тысячи рублей могут быть поименованы ласкающими слух определениями: доступные, низкие, демократичные, приемлемые, комфортные, привлекательные,  без переплат, выгодные, бережные, отличные, в два раза дешевле аналога… Что никак не делает заоблачные цены экономными для вашего кошелька.

       Подстать этим хитромудрым определениям цен и плутовские добавки к названиям ординарных аптек: «Бережная аптека», «Социальная аптека», «Аптека Экона», «Фармакопейка», «Аптека от склада», «Аптека отличных цен», аптека «Надежда», «Планета здоровья», «Добрый лекарь», «Мелодия здоровья», «Фармэконом»,  «Домашняя аптека» и даже  аптека «Живика».  Просто аптеку практически невозможно найти.
       Так лукавые аптекари всеми способами заманивают доверчивого покупателя в свои дорогостоящие закрома.
       Для вовлечения в кабалу наивному покупателю аптеки зачастую выдают добротные с виду Карты (даже с магнитной полосой) участника неких программ фирмы, обещая возможность скидок и бонусов. И в обмен на них навязывают маловостребованные препараты и предметы гигиенического обихода,  потребности в которых у покупателя не существует. Но, как говорится, на халяву и уксус сладкий. И аптеке капает дополнительная прибыль.


       РЕКЛАМНЫЕ  СЛОГАНЫ

       Значительное количество людей безоговорочно верит обещаниям рекламы о лёгком и безболезненном исцелении от своих хворей и болячек.
       Лаконичная фраза, отражающая суть рекламного сообщения о лекарстве — слоган, привлекает внимание большого числа людей и по пути в аптеку легко запоминается даже склеротиками. Тем более, что за вечер у телевизора, вам это будут вдалбливать десятки раз.
       Тугаллакс*  – деликатный подход к деликатным проблемам.
       Одновин-комплекс* побеждает сразу четыре симптома простуды!
       Муролакс* – мягко и в нужный момент.
       Витаминов много, Пусрадин* – один.
       С грибком бороться научил – Кимодерил*!
       Кресил* добавит печени сил!
       Острую боль побеждать – Кегсалгин-25*!
       И сухой и влажный кашель с Нергалином* нам не страшен!
       Хоп-хоп – Соплестоп*!
       АЧЧ* – нет причины кашлять.
       Изжога достала – момент для Агстала*!
       Молочницы причину лечи Мамифицином*!
       С Хрюлаком-форте* кишечнику комфортно!
       Если каждый день никак – принимайте…  Вот именно!


       ИГРА  РЕКЛАМЫ  НА  ЖАДНОСТИ  ПОКУПАТЕЛЯ

       Существует множество приёмов воздействия на расчётливость и прижимистость бережливых потребителей лекарственных средств.
       Один из них – разложить заболевание на симптомы и предложить могущественное лекарство, целебные действия которого побеждают каждый из них. Чем больше симптомов — тем привлекательнее таблетки:
       ¬ два кашля – два решения
       - двойная помощь при насморке
       - двойная сила при простуде
       - забота о печени с удвоенной силой
       - с тройным действием от изжоги
       - тройная защита печени
       - побеждает сразу четыре симптома простуды
       - выполняет пять действий против кашля

       И вот уже появились таблетки от шести симптомов болезни. Кто больше?!
 
       Какая удача, полагает обдутый покупатель: за те же деньги избавиться сразу от шести навязчивых симптомов! Теперь не нужно покупать отдельные лекарства по каждому симптому (как тот рекламный чудик: дайте мне сопливытерин, вирусопобедин, болеутолин…). И обрадованный больной спешит за этими многосимптомными лекарствами, хотя задача любого препарата заключается именно в исцелении от заболевания, вместе с которым сами по себе отпадут эти зловредные симптомы.

       Ещё один способ охмурения покупателя – разложить рекламируемый препарат на составные части и сообщить, что он состоит из трёх-пяти-шести компонентов. Вроде бы, чем их больше, тем шире диапазон воздействия. Но ведь лечит не препарат в целом, а активное вещество, которое содержится в нём. А себестоимость такого вещества может составлять всего 5% от реальной стоимости лекарства.** Часто высокая цена заключает в себе бренд, рекламу и упаковку. За счёт потребителя, разумеется.
       Если препарат не относится к жизненно необходимым по утверждённому списку, то цену на него государство не контролирует. Поэтому и цены в аптеках значительно отличаются. Например, аспирин можно купить как за 50 рублей, так и за 250. Цены на парацетамол варьируются от 5 до 450 рублей. А амброксол, реальная стоимость которого составляет 18 рублей, продаётся в аптеках за 350 рублей.**
 
 
       СТАВКА  РЕКЛАМЫ  НА  ПРОСТОТУ,  ПЕРЕХОДЯЩУЮ  В  ИДИОТИЮ

       Средствами компьютерной анимации на ТВ потенциального покупателя лекарств знакомят с анатомией человеческого тела, чтобы он своими глазами убедился, как просто и эффективно работают таблетки и микстуры,  втюхиваемые создателями рекламы.

       Эти мультики не имеют никакого отношения к анатомии человека и к сложнейшей схеме фармакологического действия лекарственных форм на заболевание .
 
       Например, головной мозг человека в воображении мультипликатора представляет космическую паутину из каких-то узелков и нитей, где таблетка безошибочно отыскивает и ликвидирует причину головной боли в нужном узелке, обозначенном  красным цветом.
       Микстура и таблетки от кашля после проглатывания напрямую попадают в лёгкие и изгоняют из них миленькое зелёненькое существо с печальными глазками как у Чебурашки.
       Всегда пустой желудок в виде прозрачной реторты из химического кабинета как-то обволакивается таблеткой при лечении от болезни.
       А ещё оказывается, что при изжоге в желудке полыхает пламя и тогда там бегают белые пожарнички из таблеток и заливают пылающий огонь белой эмульсией из шланга.
       Недостаточно анатомически подкованный телезритель узнаёт, что его кишечник устроен в точном соответствии с трёхколенным полотенцесушителем в ванной комнате. Он всегда пустой, но в нём неизменно и одновременно сосуществуют изжога, вздутие, диарея и запор.
       Печень состоит из шестигранных долек наподобие пчелиных сот, в опустевшие от болезни шестиграннички которых высаживаются проросшие зёрна, похожие на кукурузные.
       В носу расположена красная бархотка с лежащими на ней омерзительного вида колючими шарообразными зелёными вирусами.
       Элементарно проходя насквозь через эпидермис, дерму, жировую клетчатку и мышечную ткань, целебная мазь немедля поступает к больному позвоночнику или суставу, как на это ей указано стрелками художника-аниматора. Хворый тотчас выздоравливает, распрямляется, радуется жизни и продолжает ловить разбежавшихся по огороду кроликов.
       Грузовым автомобилем каким-то чудом управляет болезный мужчина-водитель, сердце которого (как мы видим в мультипликации), реально болтается на одной лишь аорте, а всё остальное оторвано. И только частые заезды в аптеку за таблетками оживляют это осердие.


       ОХМУРЕНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЯ  ИЛИ  ЛАПША  НА  УШИ 

       Биологически активные добавки в печати и на радио рекламируются наравне с лекарственными препаратами, хотя таковыми они не признаются. При этом всячески маскируется сущность БАДов. О том, что они не являются лекарством на радио сообщается скороговоркой, не воспринимаемой на слух, либо  непомерно вытянутым в высоту нечитаемым серым шрифтом в печатных изданиях: БАД. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ. Телевидение в таких случаях рекомендует посоветоваться со специалистом.

       Почтовые ящики забиты миллионными тиражами рекламных газет «Здоровье для Вас», «Здоровье в каждый дом», «Вестник здоровья», «Фитодоктор», «Народный Знахарь» и т.п.
       Газетные названия рекламируемых капель, бальзамов, сиропов, эликсиров и мазей говорят больному сами за себя о том, что конкретно они лечат: окотон, бальзам кардио, биоздрав, слухотон, сустатон, варикотон, эндотон, алкотон. У иных производителей БАДов встречаются другие окончания в названиях, но предназначение понятно каждому без пояснений: окапин, эректовит, ухонорм, диабетнорм, кардиплюс, фитокальцин, алкоблокатор.
       В красочных описаниях биоактивных комплексов перечисляют десятки различных целебных ингредиентов, содержащих как широко известные, так и заманчиво-экзотические травы и растения. Здесь же приводится колоритный рассказ о проявлениях и жутких последствиях вашей болезни, если вы, не дай-то Бог, не начнёте пропивать (прокапывать, промазывать) предлагаемый животворный препарат.
       Для пущей убедительности на четырёх полноформатных полосах газеты врезаны цветные фотопортреты неких светлан сергеевн и владимиров петровичей и отзывы этих бывших безнадёжных больных, поздоровевших вслед за употреблением животворных БАД бальзамов, эликсиров, сиропов и мазей.
       После такой мощной исцелительно-идеологической обработки, да с вашими-то болезнями – прямая дорога за покупкой чудо-здравов, чудо-витов и чудо-тонов!

       Но прежде, чем отправиться с пачкой денег на объявленную выставку-продажу, всё же обратите внимание на обширные перечни благих результатов, которые сулят рекламодатели БАДов. Здесь вас должны насторожить обещания от продавца: активизируют, нормализуют, предотвращают, предупреждают, налаживают, способствуют, повышают, препятствуют, улучшают, усиливают, оказывают.
       То есть, ни одна из этих характеристик не свидетельствует о непосредственном воздействии БАДа на ваше заболевание. Как-то всё вокруг, да около.
       К тому же, ни один их этих показателей не поддается объективному контролю или инструментальному доказательству.

       Стоит ли выкладывать несколько тысяч рублей за гипотетический курс лечения, состоящий не менее чем из трёх-шести пузырьков с неизвестной тёмной жидкостью БАДа?  Как говорится, воля ваша.


       ФАЛЬШИВКИ  И  ДЖЕНЕРИКИ

       По данным Росздравнадзора, доля поддельных лекарств на фармацевтическом рынке России составляет около одного процента. А по данным полиции, каждая десятая таблетка является фальшивкой.** Малорезультативное действие приобретённых в аптеке препаратов зачастую формирует у потребителя точку зрения, что именно он и попадал в эту десятку.
       В течение года из российских аптек изымается свыше двух миллионов упаковок фальсификата**, что является каплей в море.
       Принимая фальшивые препараты, люди подрывают здоровье и причиняют себе серьёзный ущерб.
       Не от хорошей жизни многие больные, опасаясь приёма бесполезных, а то и вредных для здоровья широко разрекламированных медикаментов, и по сей день обращаются по газетным объявлениям к так называемым потомственным целительницам, ведуньям и знахаркам, как когда-то тянулись к «чудодейственным» ТV сеансам Анатолия Кашпировского,  «заряженным» по радио мазям и кремам Алана Чумака, а ещё раньше к жесткой системе оздоровления «русского йога» Порфирия Иванова и к знаменитой уринотерапии. 


       ПРЯМАЯ  ЛИНИЯ  С  ПРЕЗИДЕНТОМ

       Необузданная реклама и рост стоимости лекарств привели к невиданному росту аптечных сетей.
       В нашем 640-тысячном городе насчитывается свыше 290 аптечных точек. По аптеке на каждые две тысячи жителей (при нормативе 15 тысяч жителей на одну аптеку для населённых пунктов от 500 до 1000 тыс. жителей**). Почти на окраине областного центра существует небольшой оживлённый микрорайон, где в радиусе 600 метров можно насчитать 15 аптек. Там даже есть жилая панельная пятиэтажка, на первом этаже которой обосновались сразу три аптеки.   
       Число крупных поставщиков лекарственных средств и других товаров фармацевтического рынка Российской Федерации составляет более 130 фирм.** Но рядовому клиенту аптеки вряд ли доступна информация о существовании в России гигантских аптечных картелей, о закулисных сделках слияния-поглощения фармацевтических подразделений, о миллиардных сверхприбылях производителей и дистрибьюторов медикаментов.
       По данным DSM Group, за 2017 год через аптечную сеть было реализовано 5 065,8 млн. упаковок лекарств на сумму 940,7 млрд. рублей в розничных ценах. Это на 6,5% выше, чем в 2016 году в стоимостном выражении и на 3,5% выше в натуральном выражении.** То есть прирост цен составил почти в два раза больше числа проданных упаковок!
       DSM Group предполагает, что положительная динамика в упаковках в 2017 году свидетельствует об улучшении покупательской способности населения и о снижении влияния финансово-экономических факторов на фармацевтический рынок.** Что в переводе на образный язык одного из героев «Особенностей национальной охоты» для населения означает: захочешь жить – и не так раскорячишься!
       Отсюда следует, чья-то невидимая потребителю императивная рука не предполагает снижать беспредельные цены на лекарственные препараты и другие средства фармакологии.
       И хотя наступательные планы бизнесменов фармацевтических компаний сегодня у всех на виду, правительство не находит решения этой наболевшей проблемы, довольствуясь невнятными обещаниями. 

       Об этих наблюдениях я намеревался доложить президенту на предшествовавшей прямой линии. Предполагалась телефонная передача обращения: об обуздании аппетитов фарминдустрии, о наведении порядка с беспрецедентным ростом цен на медикаменты, о прекращении агрессивной рекламы лекарств по всем каналам средств массовой информации, об ограничении безмерного размножения аптек.
       Ведь нашли же решимость убрать с улиц и с телеэкранов разнузданную рекламу пива (помните, каждые двадцать минут: кто побежит за «Клинским»?), а в магазинах спрятать соблазнительные пачки сигарет в непроницаемые для взора шкафы. Да и потребление этой дури во многих зонах ограничили соответствующими законодательными мерами.
 
       Но, как я не стремился к лаконичности формулировок своего обращения к президенту, получилась предоставленная здесь статья.
 
       Ну что ж, значит всё ещё впереди. До правительства эта статья, разумеется, не дойдёт. Надеюсь, что удастся сжать её до приемлемых размеров и, если иного случая не представится, передать своё обращение на следующей прямой линии новому президенту, которого мы выберем в этом месяце.


       Условные обозначения:
         * - все названия изменены
       ** - интернет-информация
 

       Александр Соханский
           15 марта 2018 г.


Рецензии
Здравствуйте Александр Соханский.
Покуда Людям,Нужны Деньги ;
Отъём Их , Будет Процветать.

Нервозный   21.06.2022 13:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.