Глава 1

(запись 02.01.2009)

   Когда я родилась, в городе Тбилиси стояла редкая августовская жара. Было + 45 градусов в тени. Часы показывали 13.00 часов по местному времени (на час раньше, чем в Москве). Я была маленькая и жёлтая, весом 2 кг 800 г. Мама посмотрела на меня и сказала: - Фу, какая некрасивая, как лягушка. А бабушка Надя - папина мама, на неё рассердилась и сказала, что я нормальная девочка. Я у неё была первой внучкой, а ей уже было 55 лет. Дело в том, что во время родов у мамы случился разлив желчи, что отразилось и на мне. Но прошёл один месяц, я поправилась на 1 кг и побелела. И стала очень даже славненькой.
   Но прежде, чем родилась я, родились мои бабушки, дедушки, а потом и мама с папой. Генеалогическое древо я составить полностью не смогу, но о своих предках напишу всё, что мне известно и что вспомню.
   По папиной линии я знаю очень мало. Его отец - Пётр Лактионов, т.е. мой дед, был мастером на ткацкой фабрике, а умер до моего рождения. После него бабушка была замужем второй раз за Николаем Ивановичем, который тоже работал на ткацкой фабрике и тоже умер до моего рождения.
   Бабушка Надя - Надежда Васильевна Сташевская, родилась 30 сентября 1892 года. Её мама была полячкой, а отец - русским. Бабушка родилась в Ставропольском крае, в какой-то станице - не помню. У неё было 4 сестры и один брат. Все сёстры вышли замуж за азербайджанцев и жили в Баку и азербайджанских деревнях. У всех было много детей - по 4, по 5. Так что в Азербайджане у меня полно родственников, но я никого не знаю. Моя мама кое-кого ещё знала, а я - нет. Бабушка родилась в бедной крестьянской семье, а как вышла замуж за русского и как из Ставропольского края переехала в Тбилиси, я не знаю. Так что бабушка была наполовину полячкой, наполовину русской. Она получала маленькую пенсию и занималась мелким бизнесом. Тогда это считалось спекуляцией. Она торговала чачей - фруктовой водкой, которую, видимо, сама и изготавливала. У неё был маленький домик, состоящий из одной комнаты с печкой буржуйкой, кухня-веранда, где была кушетка, стол, буфет, швейная машинка ножная, кабинетная и два венских стула. Кухня-веранда была разделена на две неравные части. Меньшая часть была узкая и длинная, как коридор. Там помещалось только два кухонных стола со шкафчиками и табуретка, на которой стояла керосинка. И прямо из пола торчала труба длиной примерно 1 м, которая заканчивалась краном. Это был так называемый водопровод. Отопления не было. Окна веранды выходили на малюсенький дворик шириной примерно 1,5 метра и длиной 3 метра. Дворик был огорожен высоким деревянным сплошным забором с калиткой, которая на ночь запиралась на щеколду. Одну треть дворика занимал маленький сарайчик, в котором хранились дрова. Там же висела связка лука, лоханка оцинкованная, в которой купали меня, и всякая утварь. Я помню, что у бабушки был сначала не электрический утюг, а чугунный, который нагревался углями. Туалет был через дорогу на улице. Таких домиков на бабушкиной стороне было ещё два, но у третьего из них был ещё садик, там росли какие-то плодовые деревья. Помню шелковицу. Ягоды падали на землю и получались чернильные пятна на асфальте. Бабушка жила в переулке. На другой стороне переулка стоял настоящий домик с фундаментом и просторнее бабушкиного раза в три, а рядом стоял дом барачного типа и там жили несколько семей. Переулок выходил на улицу Орджоникидзе. И эти все домики находились в большом дворе, образованном из 2-х 5-ти этажных домов, расположенных буквой Г.
   Вот в этом бабушкином домике я прожила первый год жизни.

на снимке: Тбилиси


Рецензии