Утраченное богатство

1995 год
Поутру я отправился на конный двор, чтобы выпросить у совхозного конюха свободную лошаденку.  Из валявшихся по зимним дорогам охапкам сена хотел набрать немного для подстилки домашним животным. В погожий январский день я выехал со двора на старом мерине, прихватив с собой двустволку. Сразу же на краю деревни увидел ворох соломы, видимо свалившийся с тракторной телеги. Кинул два навильника в сани для мягкости и тронулся дальше. Путь мой лежал прямиком на Сростки, где по осени я видел несколько скирд. От совхоза Светлоозерский  до родины Василия Макаровича Шукшина полевой дорогой на прямую выходило около восемнадцати километров. Изредка понукая мерина вожжами, я смотрел на попадавшиеся заячьи и лисьи следы. Отпечатков оказалось много, я радовался тому, что еще в наших краях не опустели полностью охотничьи угодья.  С грустью вспомнил свое детство…
Весной, когда растаявший снег заливал вешней водой поля, через нашу деревню косяками летели гуси. Гогоча, они шли низко над домами, словно приветствуя людей и радуясь долгожданному теплу. Позднее появлялись утки, которых в то время было великое множество. Буквально на каждой луже в полях и даже на дорогах сидели чирки, кряквы и свиязь. Мало кто увлекался охотой, но все же любители этого дела никогда не приходили без трофеев. Потом появлялись чибисы, облетая в полях лужи, они громко кричали «Чьи-вы, чьи-вы…».  Последние «путешественники» - кулики, самых различных видов:  кулик-сорока, веретенник, плавунчик и многие другие, названия которых я не помню. И только в конце мая одаривали своим присутствием перепела, даже в деревне слышались крики самцов, призывающих самочек для создания семьи.
Все это я вспомнил по дороге, петляющей вокруг молодого леса посаженного не так давно жителями деревни. Заехав на пригорок, достал бинокль и осмотрелся. До ближайшей копны оставалось пару километров. Среди поля виднелся след «Кировца», таскающего волоком скирды сена.
- По наезженной дороге конь пойдет намного легче, - подумал я и двинулся наперерез. Мерин по колено проваливался в снег, пришлось пустить его шагом.
Оставалось метров сто, как вдруг моему взору предстало стадо диких козлов, мчавшихся с бешеной скоростью по потаску.  Желая рассмотреть животных получше, я поднял бинокль. Впереди всех бежал крупный самец с большими рогами. Гордо и величаво он вел свое стадо, не оглядываясь назад. Не отставая от него, скачками преследовали вожака восемь особей светло-коричневого цвета.
- Наверное, это одна семья, - решил я и проводил их взглядом до полного исчезновения.         
- Какая же красота!  Как мне повезло увидеть воочию таких прекрасных животных. По всей видимости, пришли они со стороны Красногорска. Нынче в той стороне очень много снега, поэтому стадо решило уйти в другие доступные места, - размышлял я.
Накидав в сани соломы, я тронулся в путь до дому. В то время мой зять Володя жил в Сростках, мы часто общались по телефону. На следующий день он мне позвонил:
- Ты, Вань, на охоту не ходил?
- Нет.
- А у нас местные егеря на «Буранах»  в вашу сторону ездили. Вдвоем убили девять козлов. Не знаю, куда им столько мяса?
Я даже соскочил со стула:
- Как так? Я же только вчера видел их живыми. Такую красоту загубили и все ради наживы. Да чтобы у вас заворот кишок случился.
Я долго не мог успокоиться, даже ночью от волнения мучила бессонница. До сих пор отчетливо вижу перед собой гордое животное, старавшееся увести от беды свое потомство.
Отец мой всю жизнь проработал на тракторе, и я, будучи совсем мальчишкой, часто ездил с ним по полям. Он пахал землю, культивировал, сеял зерновые, а летом косил траву. Каких зверей и птиц я только не наблюдал. Лоси ходили по полям, кормясь всходами озимых культур, стояли у стогов сена, общипывая их своими толстыми нежными губами. Не один раз видел, как сохатый со своей подругой и маленьким теленком спокойно паслись у леса. В то время они не боялись людей и подпускали к себе довольно близко. Позже эти животные помешали органам власти. Началось безжалостное истребление, говорили, будто они вредят посевам и вытаптывают зерновые. Сейчас я понимаю, что сделано это было лишь с одной целью – целью наживы. Главные охранники природы совместно с органами внутренних дел безжалостно стали губить этих животных. Туши сдавали в Бийский мясокомбинат, получая за это барыши. Они добились своего результата, теперь в полях и лесах не увидишь даже следов лося или марала. От голода звери приходили из предгорья Алтая в низины в надежде выжить и сохранить потомство. Орудовали, конечно, и браконьеры, но самый большой урон шел от егерей. С их разрешения  уничтожали животных, им было неважно, кто перед ними стоит, лосиха или теленок. Многие и сейчас с гордостью вспоминают свои подвиги: «Да я в те времена двадцать семь лосей завалил». Они считают себя героями и стучат кулаком в грудь. Ну и что? Ты стал богатым? Или на всю жизнь наелся мяса? Нет! Ты участвовал в полном истреблении животных, которых называли лосями. Больше не услышишь  рев сохатого, и внуки никогда не увидят  бегущего по полю лося. Нет их больше в наших местах и это заслуга людей, живущих среди нас. Невелик подвиг и не нужно особой отваги для того, чтобы застрелить беззащитное животное.  Да, если ты считаешь себя настоящим мужиком, иди в тайгу и убей медведя. Выйди со зверем один на один, а там уж как судьба повернет. Вот тогда ты вправе собой гордиться. Еще в далекой юности я встретил на Бийском автовокзале восемнадцатилетнего парня – алтайца. На его лице через всю щеку проходил глубокий шрам. Разговорились. Он поведал мне, что в их роду есть негласный закон – в шестнадцать лет мальчишка должен обязательно сходить на медведя с ножом. Вот он и сходил, правда, немного пострадал. Это настоящие мужчины, несмотря на возраст. Несомненно, они вызывают особое уважение, им есть, что в будущем рассказать своим детям. Это действительно равный поединок, а не тот, что с карабином и автоматом, где несколько человек делают из зверя решето.
Истребили в наших краях лис и зайцев. В былое время косоглазые бегали по огородам сельчан, находящихся на краю деревни. В полях всегда можно было встретить русака, лес предпочитал беляк. Охотники почти никогда не возвращались без добычи. Сейчас не увидишь зайцев, их просто выбили. Не найдешь даже следов, они исчезли.
Года четыре назад я решил побродить по полям, благо только что выпал свежий снег. Надев широкие лыжи и взяв ружье, я направился к месту, где осталась нескошенная трава. От деревни отошел километра три, как вдруг услышал рев двигателей. В бинокль увидел, что четыре снегохода на равном друг от друга расстоянии прочесывают снежное поле. Проехав одно, они переехали на другое. Если и был там заяц, то у него не оставалось никаких шансов выжить. Это настоящие истребители всего живого, они просто задавили бы несчастного косого. Посмотрев на этих чудо-охотников, я развернулся и пошел назад. Чувствовал себя ненужным, куда мне тягаться на лыжах против этих монстров на супертехнике. Теперь я могу с уверенностью сказать, зайца и лису мы будем видеть только в мультфильмах.
На открытие осенней охоты я приехал заранее. В районе деревни Малая Курья есть хорошие места с протоками и заводями. Установил палатку, разжег на берегу костер. Охота открывалась с утра, но уже с вечера на противоположной стороне Бии началась пальба. На двух квадроциклах подъехала пьяная молодежь и взялась стрелять по бутылкам. Сидевшая неподалеку стая уток от грохота ружей поднялась в небо и серединой реки ушла куда-то вниз. Рано утром в полной темноте я услышал рев моторных лодок. Пролетев вверх по течению, почти сразу они начали стрелять. В кого палили - до сих пор для меня остается загадкой. Когда рассвело, я увидел перепуганную одиночку, взмывшую в небеса. Больше уток в этот день не наблюдалось. Но стрельба продолжалась, палили со всех стволов по стае ворон, по одинокой цапле, кружившей над водой. Дичь, напуганная канонадой,  наверное, улетела в поля, теперь она предпочитает отсиживаться там, куда не доберутся охотники. Вот так бесславно закончилась моя охота в день открытия сезона.
На сегодняшний день я больше думаю о грибной охоте, где можно спокойно отдохнуть душой и телом, а не растрачивать нервы, глядя на беспредельщиков с ружьями в руках. Поля, принадлежавшие Светлоозерску, на многие годы отдали в аренду Малоенисейской птицефабрике. Только в прошлом году эти земли несколько раз травили ядохимикатами. Появившиеся куропатки сразу ушли. А что ждет оставшихся в живых зайцев, лис и тетеревов?  Вот так в целях наживы предприниматели уничтожают флору и фауну нашей родной земли. 


Рецензии
Истинная правда! Человек живёт по пословице - после нас хоть потоп. И ведь добьётся, что так и будет!

Людмила Козлова Кузнецова   15.03.2018 15:52     Заявить о нарушении