Перечитаем Бунина
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.Заболоцкий.
Бунинский рассказ "Красавица", написанный 28 сентября 1940 года, входит в цикл рассказов "Темные аллеи".По утверждению самого писателя, это рассказы о любви, о ее темных и чаще всего мрачных жестоких "аллеях". Сборник создавался в Париже в 1937- 1944 годах, во время второй мировой войны, Бунин в то время писал:"Живу, конечно, очень и очень плохо: одиночество, голод, холод и страшная бедность." Единственное, что спасало писателя -это работа.И, как результат, цикл "Темные аллеи"(название взято из стихотворения Н.Огарева "Обыкновенная повесть")- высшее достижение писателя, его любимое детище,"энциклопедия любви".
Общепризнано, что проза И.А.Бунина- явление уникальное в русской литературе. Рассказы этого писателя,непревзойденного мастера русского слова, внешне простые и лаконичные, порой даже скупые на изобразительно- выразительные средства, предельно насыщены поэтической мыслью и отличаются глубиной и силой чувства. Магическое воздействие Бунина также общеизвестно: хочется читать и перечитывать его произведения, ибо "густая"(по словам А.П.Чехова) проза воспринимается не сразу: одно недочитанное или непонятое слово- и потеря смысла! Не случайно современник Бунина В.Ф.Ходасевич говорил, что "...путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию".
Итак, рассказ "Красавица".
Это рассказ о любви и ненависти,о трагедии мальчика, потерявшего любимую мать и испытавшего на себе предательство отца,рассказ о горе ребенка, ставшего никому не нужным...
Сюжет этого маленького бунинского шедевра далеко не оригинален: отец женится на молодой красавице, а она, мачеха, возненавидела семилетнего мальчика...
Как и во многих произведениях Бунина,название рассказа неоднозначно: герой первым браком женат был на красавице, да и вторая жена тоже "красавица"- думается, автор в который раз хочет говорить со своим читателем не только о любви и ненависти, но и о красоте. И мы, вместе с Буниным, который раз решаем для себя:"Что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде?" (Н.Заболоцкий)И действительно ли, "красота спасет мир"?(Ф.Достоевский).
Повествование ведется от третьего лица-внешне беспристрастно, оценки даются скупые,но достаточно глубокие и выразительные, и нарисованная писателем картина не может оставить человека равнодушным к горю бедного ребенка.
Образ одного из героев, чиновника, отца мальчика,создается авторской характеристикой и портретом.Эпитеты"худой, высокий","пожилой", "молчалив", "скромен" дают нейтральную характеристику герою, но есть детали, позволяющие выявить авторское отношение.Так 1.Чиновник "чахоточного сложения" свидетельствует о том, что перед нами человек болезненный,физически слабый,словно он смертельно болен чахоткой. 2.Отец"носил очки цвета йода". К чему такая предметная деталь?Какого же цвета очки?И не черные, и не темно- вишневые: не свидетельство ли его отстраненности от реально мира? Что это: страх перед жизнью, стремление спрятаться от нее, не видеть истинных вещей?Вдумаемся:йод- обезвреживает, дезинфицирует раны,убивает бактерии, и- как бы защищает слабого, безвольного героя от грязного и жестокого мира...3.Чиновник"говорил несколько сипло","срывался в фистулу"- как бы фальшивил, произносил неприятные звуки (Фистула- то же, что фальцет в пении: очень высокий звук голоса, требующего особого исполнительского приема. Думается, это своеобразный намек писателя на то, что герою нужны особые усилия воли или характера,чтобы его действия не были фальшивыми, притворными( а ведь он притворялся, что сына не замечает!)
И, конечно же, в создании образа чиновника, отца мальчика, огромную роль играет не только авторская характеристика и портрет, но и звуковая организация текста! Не случайно Бунин подчеркивал, что главное для него- "найти звук"! И этот "звук" найден в самом начале рассказа!Тревожная эмоциональная тональность, передающая неблагоприятную зловещую атмосферу, чувствуется читателем с первых строк!Бунин прибегает к приему аллитерации шипящих и свистящих звуков- а это вызывает неприязнь к персонажу:"Чиновник,вдовец, пожилой,женился на красавице, на дочери воинского начальника".
Здесь важна каждая художественная деталь, каждое слово! К примеру, он "от страха" перед красавицей женой притворяется, что забыл сына.
И еще кажется интересным то, что автор лишает своего героя слова.Ни одной реплики! Он все время молчит!Не потому ли, что чиновник -"маленький человек", забитый, униженный, привыкший к подчинению?! Невольно вспоминаются герои Гоголя и Чехова("Шинель", "Тонкий и толстый", Смерть чиновника" и др.)
Наконец,авторская характеристика персонажа завершается выводом:"неинтересен во всех отношениях"! Но почему же именно за него, неинтересного чиновника, замуж выходит "красавица"?!Ответа у Бунина нет: душа человеческая остается непознанной, неразгаданной!
И все же главным в рассказе является она- "красавица"!Приемы создания ее образа - те же :и предметная детализация текста, и портрет, и авторская характеристика...1.Дочь военного начальника"молоденькая".Кажется, совсем юная, беззащитная!Но это только первое впечатление!2.Бунин вдруг забывает об эпитетах- полных прилагательных, вносящих оттенок постоянства, и использует краткие прилагательные и причастия,которые придают тексту оттенок категоричности и приближаются по своему значению к глаголам, передающим действия: "невелика,отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому".3."взгляд имела зоркий"- эпитет употреблен в переносном значении: пристальный, проницательный; зоркий взгляд обычно у хищников-орла, ястреба.4.Отсутствие каких- либо красочных описаний героини, свидетельствующих о ее, например,нежности, доброте,заставляет задуматься: а действительно ли она красавица?
Бунин- величайший мастер в изображении женской души.Раскрывая психологию женщины,писатель частенько дает яркую речевую характеристику своим героям, и читатель узнает историю жизни,характер,нравственную позицию... В этом же рассказе писатель наделил прямой речью только ее, и это не случайно.Героиня- хозяйка,дочь начальника,властвует над всеми! "Это безобразие!Он весь бархат на диване изотрет!-говорит она о бедном ребенке.- Стелите ему, Настя,на полу, на том тюфячке,который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре."Бархат,покрывающий мебель,для хозяйственной барыни дороже спокойствия и благополучия ребенка!"Это безобразие!"- начальственное определение проступка мальчика и -как результат ее воли- "пусть спит на полу". И вся эта фраза- обращение к горничной Насте на "вы" -стереотип воспитания, культуры и поведения бездушной и черствой женщины, не способной на ласку, не умеющей любить, дарить людям радость.
Ясно, что в названии рассказа-авторская ирония!Бунин вновь и вновь заставляет нас подумать над тем, что такое красота и какая красота нужна людям. Он всегда стремился разгадать тайну женского очарования,"тайну красоты",что так магически действует на мужчину, всецело подчиняя себе его разум, лишая его воли,толкая на роковые поступки.А читатель вправе делать выводы сам- чему отдаст свое предпочтение- красоте души, богатству внутреннего мира или внешней красоте.
И, наконец,третий герой рассказа, противопоставленный предателю отцу и злой мачехе-семилетний мальчик, "живой, ласковый" от природы. Именно таким воспитала его родная мать-вот кого ,действительно, следует назвать "красавицей"!
Конфликт ребенка с мачехой начинается сразу же после свадьбы, когда его переводят из "отцовской спальни на диванчик в гостиную", а потом на пол, где он спит, между диваном и кадкой с пальмой.Психологическое состояние ребенка передано глаголами:"стал бояться", "затаился","сбивал простыню и одеяло".Он больше не видит вокруг себя живых людей, сделался "как бы несуществующим".Все, что ему остается, это воспоминание о покойной маме, которой он беспредельно предан.Он читает единственную книжку с картинками, купленную еще при жизни мамы, рисуя домики,смотрит в окно.Создавая образ мальчика, Бунин предметно детализирует текст: преобладают существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами:"уголок", "картинки"...Все это свидетельствует об отношении автора к герою.Доминирующая художественная деталь-круглое одиночество-то замкнутое пространство,в котором он вынужден находиться -уголок гостиной(комнаты для гостей, ибо дома у него своего нет, и он рисует домики, потому как ему не хватает настоящего дома, где он был бы родным, а не чужим!). Мальчик смотрит в окна- где -то там другой мир, к которому он тянется, и, безусловно, этот мир кажется ему добрее и привлекательней (открытое пространство), как и книжка(культурологическое пространство), которую он постоянно читает, потому как она напоминает о радостном прошлом, когда еще была жива мама.Свое "добришко" он"прилежно убирает", прячет в "мамин сундучок".Что еще его радует, так это кадка с пальмой- единственное напоминание о том, что за пределами его вечной тюрьмы(замкнутого пространства) что -то радует, растет и цветет...
Финал бунинского рассказа вызывает нестерпимую боль!Невольно думаешь о том, как сложится судьба этого несчастного ребенка.Озлобится ли он на весь белый свет, станет жестоким и бессердечным или сохранит в себе живой огонек светлых чувств, переданных ему родной матерью- первой и настоящей красавицей?!И хочется верить, что живой огонек не угаснет и подлинная красота, как утверждал в свое время Ф.М.Достоевский, "спасет мир".
Свидетельство о публикации №218031500978
Мария Королева-Чугрова 15.03.2018 13:12 Заявить о нарушении
Галина Ведрицкая 11.04.2019 10:20 Заявить о нарушении