Почему бьются лётчики высокой квалификации

   "Дохтор, Спирт пью только ЧИСТЫЙ медицинский, закусываю докторской колбасой... почему же здоровье всё хуже и хуже?"

     Рецензия на «Фантастическая версия гибели Тимура Апакидзе-доп» (Полковник Чечель)

    Василий Васильевич! Версиями о "фантастических катастрофах", не раскрывая истинных причин (типа ошибок в технике пилотирования), Вы вводите в заблуждение действующих и будущих летчиков или пилотов. А такие заблуждения в дальнейшем могут отразиться на них и привести уже к не "фантастическим" катастрофам. У меня значительно меньше летного опыта чем у Вас, в расследовании этих ЛП участия не принимал, в фантастику не верю, верю в закономерность, стараюсь сам анализировать и перепроверять источники. Вот некоторые мои выводы на то, что Вы написали (но если считать написанное Вами художественным произведением, то ничего против не имею).
 
1). Т.А. Апакидзе. http://osobgour.narod.ru/Apakidze.htm (Су-33 на скорости 140 км/ч в воздухе не держится).

2). Римантас Станкявичюс. На момент катастрофы имел общий налет чуть более 1000 часов. Пилотаж на средней высоте (которым все летчики-истребители владеют практически в совершенстве), в корне отличается от пилотажа на малой высоте и ни в какое сравнение не идет с пилотажем на предельно малой высоте, особенно на авиашоу. Когда бы он мог отработать пилотаж на предельно малой высоте (и для чего), если он занимался испытательной работой? Это должен показывать опытный пилотажник, а не испытатель.

3). И. Ткаченко. У "Витязей" боковые ведомые после роспуска ушли на пункт сбора (излучина реки) каждый на заданной высоте. Пара, после нескольких маневров тоже пошла на пункт сбора. И. Ткаченко по НЕПОНЯТНЫМ ПРИЧИНАМ перевел самолет в набор высоты (очевидно перепутал с одним из ведомых) и врезался в хвост другого ведомого, который шел в г.п. на заданной высоте на пункт сбора. А ведь подыми он (или его летчик в задней кабине) свой взгляд на 10 градусов выше оси самолета, то заметили бы. Называется это - осмотрительность, вернее не осмотрительность.

                http://www.youtube.com/watch?v=R2cx_kGXyGY

4). Гарольд Кузнецов. Где-то в высказываниях Вы его приравняли к героической личности. Если желаете, я элементарно докажу, что у Вас ложные представления о той катастрофе и этой личности.

Владимир Гуревский 

+ добавить замечания

   Владимир, Благо Дарю за умную рецензию. Начнём с того, откуда Андрей Сидерский мог знать и описать в книге детальное поведение самолёта Апакидзе при его катапультировании? Более того, Мастер ЧУ сказал: "Самолёт можно снять двумя способами - устроив отказ психики пилота, или сделав отказ управления самолёта". Мастер ЧУ выбрал второе и блестяще его осуществил так, чтобы лётчик не пострадал.

    Откуда Сидерский как автор книги узнал, что у Тимура был друг, причём настолько близкий друг, Лёша Власов, которого я тоже знал, что Апакидзе его готовил себе на замену как командира полка? И Власов погиб с аквалангом при очень туманных и не выясненных обстоятельствах. А Сидерский описал эпизод, как спасатели ищут тело лётчика, погибшего при погружении с аквалангом и нарушившим все меры безопасности, которые только можно было нарушить. (так оно и было) Но в лёгких Алексея не было ни грамма воды. Откуда Сидерский мог знать, что лётчик, друг Тимура Апакидзе просто утоп по непонятной причине? Что Вы на это скажете?

    Далее, Ваши рассуждения насчёт Станкявичуса логичны, я с ними согласен. А почему Тимур допустил падение скорости до 140км/час? Этого-то Вы не объясняете и не может объяснить никто, потому что шесть предыдущих полётов Апакидзе выполнил с филигранной точностью один в один. Об этом говорит нач. СБП п-к Хвеженко.

    Другое дело, что мне известен факт, который прошёл мимо ушей комиссии по расследованию - Тимур, несмотря на свою влётанность попросил у Ивана Федина, Ком. ав. ВМФ России, дать ему слетать ещё два полёта. Тимур нюхом старого волка чувствовал, что температуры воздуха стали под 30 градусов, а это значит, надо к ним привыкнуть, и самолёту, и ему. Но Федин не дал ему выполнить эти два полёта.

   Далее, Анатолий Квочюр не согласился с мнением официальной комиссии и написал собственный вывод. А точнее всех о причинах гибели Тимура сказал Виктор Георгиевич Пугачёв. Вы считаете себя более компетентным чем лётчики-испытатели Квочур и Пугачёв, сами не летая на этом самолёте?

   Вы точно назвали только непосредственную причину катастрофы СУ-33, но до раскрытия главной и способствующих причин Вам ещё ох как далеко...

   Что касается Гарольда Кузнецова, который до последней секунды падения самолёта вёл радиообмен и рассказывал, какие он предпринимает действия по выводу ТУ-104 из
штопора, то эти данные я взял с интернета и не могу ручаться за их подлинность.
 В то время я отлетал на ТУ-16 14 лет, и знаю историю создания этого самолёта, а также его гражданского аналога. А тогда ни сам Туполев, ни его аэродинамики, ни тем более лётчики не могли объяснить серию загадочных катастроф из-за сваливания этих самолётов в штопор при полёте на больших высотах. Всё прояснилось позже и прежде всего благодаря таким лётчикам как Гарольд Кузнецов.

    А это цитата с форума: "Первое, отвечу сначала Фланкеру - мне книгу "Бураном сожжённые" подарила вдова лётчика-испытателя Александра Щукина (из первого набора волчьей стаи) Галина Щукина. Мы, сидя в кафешке в Москве много говорили о лётной работе, о порядках, которые сложились в Жуковском после того как программу "Буран" зарезали, и вообще о лётной работе. И я всё время ощущал незримый вопрос, висящий в воздухе - почему погиб её муж? Ведь СУ-26 им давно освоен?

    Почему погиб Тимур Апакидзе? И я стоя у горящих обломков СУ-33, никак не мог поверить в случившееся. Почему погиб полковник Ткаченко - ведущий "Русских Витязей"? Ежу понятно, что ответы на эти вопросы мы никогда не найдём, но представьте себе, хотя я давно на дембеле, но эти вопросы меня волнуют. И я стараюсь хотя бы приблизиться к пониманию - почему разбиваются высококлассные лётчики, которые не должны погибнуть в данных обстоятельствах, потому что подобные полёты до этого они выполняли десятки раз???
 
   Т.е. , Владимир, Ваши мысли очень интересны и важны, но они не объясняют ГЛАВНОГО - почему тот же Ткаченко сделал этот убийственный маневр, ведь до этого он десятки раз выполнял его правильно? Что это, просто лётчик уже устал и наступило такое явление как привыкание к чувству опасности? - чего так боятся американцы, поэтому в их пилотажной группе на Ф-18 "Голубые ангелы" пилоты служат  2-3 года, потом их меняют. Казалось бы все хотят жить и никто специально убиться не хочет, и тем не менее это произошло с пилотом высочайшей квалификации !!! ПОЧЕМУ???
   
 Мне теперь кажется, что без мистики или провидения это не объяснишь, почему я и назвал эту ветку "Везучий лётчик". А кто-то привёл в пример слова Фёдора Конюхова, точно уже не помню, но смысл - не дразните ВЕЗЕНИЕ за хвост и не упоминайте о нём всуе - оно может быстро кончиться. Может именно это у Ткаченко произошло? Поскольку Вы, Владимир, ни в какую мистику не верите и почти на все вопросы имеете готовый ответ, в отношении Ткаченко выскажу следующее соображение - "Русские Витязи" до этого трагического полёта выступали успешно, (случай в Камрани я не беру). Они сотни раз демонстрировали пилотаж в плотном строю, затем распускались и снова собирались в группы. На подсознании у всех пилотов отложилась Успешность этого момента, и это могло быть причиной потери нормальной лётной настороженности именно на этом этапе полёта. Я не утверждаю, что так было на 100%, но это могло быть одной из возможных причин маневра полковника Ткаченко, или почему им не хватило осмотрительности. (Мнение моё и я не утверждаю, что оно правильное).
   
   В тоже время у меня более чем 25-летний опыт полётов строями днём и ночью, и я на своей шкуре прочувствовал не раз, что самые опасные моменты таких полётов - это когда по разным причинам (солнце, отвлечение внимания в кабину и пр.) теряешь ведущего, а потом пытаешься его найти, чтобы снова занять своё место в строю. Или же, группа произвела роспуск, а потом снова пытается собраться в кучу. Достаточно вспомнить столкновение пары МИГ-29 Тресвятский - Бесчастнов, когда пилоты на долю секунды потеряли визуальный контакт друг с другом, и это сразу привело к грустно-радостному финалу. Или столкновение АН-70 с АН-72 на фирме Антонова, или страшную катастрофу в Итальянской пилотажной группе на малой высоте, когда один борт пересекал курс основной группы слева направо под 90 градусов.

   Что касается Апакидзе, не надо забывать, сколько было примет или знаков, что не надо ему лететь в этот день, начиная от предсказания батюшки и его просьбы, чтобы лётчик перед полётом зашёл к нему для совершения молитвенного обряда, и кончая психологическим состоянием, в котором Тимур приехал на аэродром. Кто забыл, напоминаю, что сначала сломалась машина, которая должна была везьти лётчиков на полёты, долго не могли найти ей замену, а когда нашли водитель-матросик просто чудом не сбил женщину, переходящую улицу в положенном месте.

   Мечислав Савицкий, ехавший с Тимуром, говорит, что он никогда ранее не видел своего командира таким, вышедшим из себя, и чтобы он так матом орал на матроса. Кто в этом не видит ничего особенного, приведу собственный пример. Будучи командиром полка я поехал на служебное совещание в Остров-3 к генералу Сонину, бывшему тогда начальником всего гарнизона, с новым водителем, которого мне дали на замену старому, ушедшему на дембель. Был конец ноября. Ночью шёл дождь, а к утру подморозило и возник гололёд.

   Я не водитель, у меня права только на трактор есть, колёсный и гусеничный, но даже мне было ясно, что мы превышаем скорость. Я бойцу дважды намекнул: "Рустем, я не тороплюсь". А за километр, где шоссе делает поворот вправо под 90 градусов, уже открытым текстом сказал: "Скорость велика!" А матрос мне в ответ: "Командир, я чувствую дорогу". И что же итоге, подъезжаем к повороту на скорости 40 км/час, начинаем поворачивать, и мой уазик начинает нести боком на дуб, под которым парень с девушкой целовались взасос.

   Причём парень стоял спиной, а лицо девушки было обращено к нам, и видно, что она просто млеет от счастья. Из чего я сразу понял, что ей кричать бесполезно, у неё оргазм. И у меня в груди возник страшный безмолвный крик к парню: "ОБЕРНИСЬ".

   Он не повернулся, зато на крик среагировала девушка. Когда моей машине до дуба оставалось скользить метра три, она открыла глаза. Лицо исказил ужас, и в последнюю долю секунды она успела отпрыгнуть сама и выдернуть парня. А мы тут же боком чувствительно ударились о ствол крепкого дуба, и замерли как будто так и надо. Я выскочил из машины, пожал обоим руки. Парню наказал: "Береги её - она спасла тебе жизнь", но своего водилу я поливал матом всю дорогу. А весь час совещания у генерала Сонина меня типало. Я просто физически видел, как бампер нашего уазика давит с хрустом кости ног девушки и парня.

   Вы думаете мой водитель из Казахстана Рустем сделал для себя какие-то выводы? Фигушки. Ровно через два дня, отпустив личный состав по домам после предварительной подготовки к полётам, я решил пойти в штаб, до которого от столовой 1,5 км, поработать, а чтобы дать голове просвежиться, пошёл пешком. Водителю же сказал: "Езжай к штабу, жди меня там". Этот орёл возле матросской столовой посадил ещё двух своих корешей, которым тоже нужно было на ту сторону, и начал демонстрировать, какой он крутой водитель. А уже выпал снежок. В итоге превысил скорость так, что машина перевернулась на крышу через капот. В общем, снял я его с должности. 

   А генерал Сонин погиб по вине шофёра, когда ехал на служебной машине по шоссе Остров-Псков, встречать своего сменщика, которому он должен был сдать должность командира дивизии РВСН. Вот такая печальная судьба у нас получилась, малята. И всё это я веду разговор к тому, что генерал, Герой России, Тимур Апакидзе приехал на аэродром совсем не в том состоянии, в котором должен находиться психологически лётчик перед таким ответственным полётом. И хотя "умники от авиации" могут сказать: "Да Тимур не такой, на него такие "мелочи" не влияют, напомню постулат: "КАТАСТРОФЫ В АВИАЦИИ ПРОИСХОДЯТ ТОГДА, КОГДА ПРОИСХОДИТ СЛУЧАЙНОЕ НАЛОЖЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ НЕСЛУЧАЙНЫХ ПРИЧИН-ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ !!!" Одна причина, взятая отдельно, не может привезьти к катастрофе, но случайно складываясь вместе, они ведут к летальному исходу. И не забывайте, помимо всего Апакидзе ещё пришлось перебежать на резервный самолёт с заправкой на две тонны керосина больше.

    Ежу понятно, что тайну, почему разбились эти замечательные лётчики мы никогда
 до конца не узнаем, но долг живых - как можно ближе приблизиться к разгадке причин, приведших к такому печальному финалу.

А за рецензию ещё раз спасибо - она заставляет думать...

С уважением, полковник Чечель.

    П.С. Рецензия на «Почему бьются лётчики высокой квалификации» (Полковник Чечель)

      Как говаривал один из киногероев сверхпопулярного ТВ сериала:"ясность-одна из форм полного тумана, Штирлиц. "Так как Вашему многОопытному в прочитанном рецензенту все и давно ясно, можно добавить еще-Его Величество Случай, или ФАРТ. Но Фарт только приложение к Мастерству. Без мастерства фарт только предупреждение свыше. И не более 1-2 раза для непонятливых. И по кр.мере катастрофы с Т.Апакидзе и И.Ткаченко произошли в праздничные дни.

Виталийл   

    Полковник Чечель 21 марта 2018 года

     Владимир, добавлю, я просто уже забыл аэродинамику ТУ-16, поэтому так мало написал про Гарольда Кузнецова и сразу с Вами согласился. А вот про Апакидзе или того же Ткаченко Вы сделали убедительные выводы про непосредственные причины этих авиационных происшествий, но не до конца изложили ГЛАВНЫЕ, а без этого трудно сформулировать профилактические мероприятия, что делать, чтобы лётчики-асы не сталкивались в воздухе по своей вине?

С уважением, ВВЧ

П.С. Владимир Гуревский 26 марта 2018 года

      И еще к катастрофе Ткаченко. Они прилетели с Кубинки в Жуковский и должны были улететь после сбора обратно в Кубинку. В других же выступлениях, где показ был на аэродроме взлета, они естественно после роспуска заходили на посадку. Какой у них был "опыт" повторного сбора после роспуска не знаю.
Возможно после столкновения самолет Ткаченко был полностью управляемый и была возможность совершить посадку, то я этим не интересовался.
     Насчет веры пример. Ученые доказали, что если больной не верит в лечебные свойства таблеток, то они ему не помогут и наоборот, если очень верит, а ему подсовывали нейтральные таблетки, то происходило чудо и он выздоравливал. Так что все зависит от силы веры.
                Владимир Гуревский 27 марта 2018 года

Полковник Чечель 26 марта 2018 года

    Полностью с этим с Вами согласен. А насчёт Игоря Валентиновича Ткаченко добавлю. Он в пилотажной группе прослужил 14 лет, из них 7 в должности к-ра полка. Представляете сколько дифирамбов ему приходилось выслушивать на банкетах после каждого успешного выступления пилотажной группы? А сколько забот по решению вопросов, не связанных непосредственно с этим последним его полётом, висело на его командирских плечах? И понять это в полной мере может только тот, кто сам прошёл через должность командира полка, начальника авиационного гарнизона и выше. Даже в открытой печати проскакивала информация, сколько сил, здоровья и нервов Игорю Валентиновичу пришлось тратить на продление ресурса летающих СУ-27, обновление парка пилотажной группы и прочие хозяйственные вопросы, которые вкупе никак не способствуют сосредоточенности лётчика во время очередной лётной смены.

    Я думаю - это всё вместе и привело к потере нормальной лётной настороженности и ошибке сразу двух лётчиков, которые должны были увидеть впереди летящий самолёт, но, увы, не увидели...(Мнение моё и не обязательно, что правильное)

    Во всяком случае, ещё раз напомню постулат авиационной науки: "Лётное происшествие происходит, как правило, при СЛУЧАЙНОМ совпадении нескольких НЕСЛУЧАЙНЫХ ПРИЧИН." Вот из этого и надо исходить при расследовании любого авиационного инциндента, тем более, если произошла катастрофа с участием руководящего лётного состава.


Рецензии
Василий Васильевич, очень интересная, даже мне земному червю, ваше описание воздушных авиационных катастроф, а тем более для спецов и лётчиков.
Одну маленькую ремарку, к вашему правилу, и поверьте не ради красного словца и не с бодуна, а с собственного опыта, скажу, что случайностей негде и некогда не бывает, это лишь обывательский жаргон, а в жизни всё закономерно и лишь согласен с тем, что бывает совпадение/наложение нескольких НЕСЛУЧАЙНЫХ ПРИЧИН.
С уважением, Николай С.

Николай Скороход   14.01.2024 14:34     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.