Попутчики

Ничего на свете лучше нету
Чем бродить друзьям по белу свету…
...Наше счастье - жить такой судьбою...
«Бременские музыканты»

- Поехали?
- Поехали!!! Конечно! – пассажиры расселись по местам.
- Все на месте? – мест осталось всего два (не занятых).
«Да может быть уже не будем ждать этих двух глупых пассажирок? Куда они могли подеваться?» - наше нетерпение нарастает, – мы едем в Европу. Кто-то в Берлин, кто-то в Варшаву. А кто-то ещё дальше. Нет мочи ждать припозднившихся пассажиров.
- Нет, нет, подождём. Мы уже созванивались! – это водитель небольшого автобусика, набирает телефон. – Юля, Вы где? – Хорошо, а то уже собирались трогаться.  – Оксана? – бегите поскорее, ждать не будем!
В объявлении написано – средних размеров сумка, но… одна из пассажирок тащит огромный чемоданище, больше похожий на такой сундучище, или средних размеров железнодорожный контейнер, – водитель крякнул, но не сказал ни одного грубого слова, пытаясь уложить «сундук» в небольшой багажник микроавтобуса. Машина слегка присела на задние колёса. Эх! Доедем до границы?
- Не переживайте, граждане - пассажиры! Доедем! – это наш водитель. Лохматый, а может быть лучше «патлатый», с нечёсаными, копной развевающимися рыже-коричневыми волосами, – тогда я даже не мог предположить, что такой вот водитель сможет довезти нас хотя бы до Бреста. Про Варшаву, куда мне нужно было попасть обязательно, я уже даже не задумывался. Да и возраст «косматого» водителя как-то не очень внушал доверие – шестьдесят лет! Единственное, что меня успокоило (на рейтинги не успел взглянуть), так это спокойные голубые глаза, которые глядели умиротворенно, внимательно и пристально, как бы не замечая лишних, мешающих будущему движению деталей.
- Так, ещё одна пассажирка запаздывает! – мы все молчим, а ОН набирает снова цифры на телефоне. – Вон она, вон! – бежит, спешит из «М-закусочной» (как бы мы в наш нынешний быстрый век смогли без них справиться? Закусочная быстрого питания с известным логотипом почти у каждой станции метро. Буква «М» горит, светит, почти как полярная звезда).
- Вот, теперь полный комплект! – водитель сделал «перекличку» (а ведь это самое правильное, что может сделать грамотный человек – просто провести небольшой опрос. Ну да! – все ли на месте? Ведь мы не курицы, а грамотные люди; поэтому пытаемся цыплят считать именно осенью. Да разве в цыплятах дело? Люди едут в Европу, а водитель очень ответственный человек!).
Микроавтобус, наконец трогается. Нам ещё необходимо развернуться в сторону МКАД и дорога почти прямая, доехать бы побыстрее до нашей трассы №1! Но МКАД не очень торопится – это же Москва, будний день, хоть и семь часов утра, всего-то. Медленно, медленно, мы плетёмся в шестирядном потоке, никого не обгоняем. Скорость и настроение совсем минорное. Я жадно вглядываюсь в указатели, сколько же нам ещё плестись. 15 км, 11; 8; 5; о вот и «чистая вода» - просвет; наконец-то хорошо «поставленный» женский голос навигатора сообщает нам, что через двести пятьдесят метров поворот на минское шоссе.
«Ну слава тебе господи, вырвались, наконец-то из этого города, да как же он мне надоел своими пробками, проблемами, неустроенностью, жадностью, да ещё и засильем южных граждан, которые чувствуют себя в столице России уже не гостями, а полноценными хозяевами».
Рядом со мной, на заднем сиденье «транспортёра» уютно расположились две очень симпатичные молодые женщины, которые таким вот странным образом решили добраться до Испании. Испании? На попутном транспорте? – Ага! – из Берлина автобус до Барселоны. – И сколько же на автобусе из Берлина до Барселоны? По времени, пояснил я свой вопрос. – Двадцать четыре часа! – Сможете выдержать такое расстояние? – девушки непонимающе смотрят на меня, а глаза сами собой закрываются для сна (они сегодня утром приехали из Нижнего Новгорода, - это был их первый и самый маленький «бросок»). А я не собираюсь им мешать – не могу оторвать своего взгляда от пейзажа, мелькающего за окном: леса, леса, перелески, подмосковные деревушки, новые автомобильные развязки, поля и снова леса. «Грибов, наверное, уже полно, - думаю про себя, ну да ладно, в Варшаве загляну, проверю»; а автомобиль мерно покачивается, иногда подпрыгнет на неожиданной кочке, обгоняет грузовики, мчит нас в Европу. У меня веки тоже потихоньку начинают наливаться сонной тяжестью. Пытаюсь устроиться поудобнее на сиденье, подложив под голову куртку (ночью очень переживал, что не смогу проснуться в такую рань, поэтому почти не спал).
Рядом со мной кто-то зашевелился – это моя милая соседка, - молодая женщина, я бы лучше сказал девушка, попыталась поменять неудобную позу, развернувшись ко мне лицом. Правильный и красивый овал лица, чуть, почти что незаметно курносый носик, высокий лоб и чувственные губы. Я загляделся на это зрелище, тем более что мог так смотреть на красивую молодую женщину, не смущая ни её, ни остальных попутчиков, большинство из которых тоже спали или дремали. И только водитель не обращал никакого внимания на пассажиров, зорко наблюдая за дорогой, иногда прислушиваясь к женскому голосу в навигаторе.
Периодически я вглядывался в дорожные знаки, которые пробегали с поразительной быстротой. Все чаще поглядывал на запястье – уже почти пять часов проехали, но попросить водителя остановиться на «перекур» совести как-то не хватало; да и ладно, когда-то же остановимся? Ну вот и остановились – почти на границе с Белоруссией. – Сколько до границы? – Семьдесят два километра? – Ого! –мне показалось, что мы опережаем время нашего предполагаемого прибытия в Варшаву, да ещё очень даже прилично.
На этой остановке на заправке, мы, пассажиры, следующие каждый своим маршрутом, незаметно сами для себя стали знакомиться друг с другом. Кто-то за сигаретой, кто-то за барной стойкой с кофе-автоматом, а кто-то просто решил прогуляться в небольшой компании своего соседа (соседки). И никто нас не подгонял, не торопил. Хочешь покурить? – да ради бога! – Пообщаться или сходить в туалет? – тоже никаких вопросов. Ни у водителя, ни у остальных пассажиров. И это мне показалось очень хорошим знаком, хотя с некоторым беспокойством я всё же иногда поглядывал в сторону нашего «транспорта». А мои милые соседки так открыто улыбались мне при встрече глазами, что я будто бы почувствовал некую сопричастность со всеми теми, кто ехал вместе со мной в небольшое путешествие в пространство. Пространство это было вполне определенной целью – Европа. Я в Варшаву, кто-то в Берлин, а кто-то ещё дальше – аж в далёкую Испанию. Разговоров в машине почти не возникало, только «патлатый» водитель периодически что-то поучительно вещал, но я, с заднего сиденья его почти не слушал, подрёмывая рядышком с прелестными дамами, стараясь выбрать позу для дрёмы поудобней.
На границе – призрачной границе с Белоруссией мы все немного встряхнулись, протёрли глаза и дружно стали наблюдать живописные пейзажи, проплывающие за окнами. Вроде бы внешне ничего не изменилось: поля, поля, скошенные хлеба, скирды, болотца, речушки, перелески. А мы мчимся в Европу, и думается мне, на сколько же хватит водителю сил добраться хотя бы до границы с Европой. Возраст всё же не детский. Но ни усталости, ни других каких-либо симптомов пока не замечаю (сам предложил себя в качестве замены в случае усталости «кормчего»). Но пока об этом даже перестал думать – общаюсь со своими милыми соседками, а те в свою очередь выразили неподдельный интерес прочитать на экране монитора мой незаконченный и (естественно) пока ещё не опубликованный роман. Это мои первые читатели, реакцию которых я могу проверить сразу же по прочтению (да и во время этого процесса). Сам я прихватил с собой (да и не помню случая, чтобы рядом со мной не было книги) роман польского писателя – путешественника, читаю, изредка поглядываю за моими соседками; иногда мне хочется в голос захохотать – так забавно наблюдать за их мимикой, шевелящимися губами, внимательными глазами, которые прочитывают мой не такой уже и маленький пересказ недавних событий. Тут я не выдержал, схватил свой «навороченный» телефон с мощной камерой и попросил их не обращать на меня никакого внимания во время прочтения. А они даже бровью не повели – так захватило их чтение. «Ну что же, - это ещё лучше», - я сделал один единственный снимок. Уникальный! Хочется сохранить его до того времени, когда в печати появятся опубликованными мои «вчерашние» записи. Нет-нет, а иногда я поглядываю в сторону читающих попутчиков (прошу прощение – попутчиц).
На заправке, на белорусской стороне мы снова сделали небольшую остановку, а я решил перекусить чего – нибудь в кафешке. Ничего не обнаружив из съедобного, кроме сосисок на гриле (он оказался холодным, как в прочем, и сами сосиски), решил рискнуть, заказал… И почти сутки я очень жалел о том своём недальновидном поступке – через полчаса у меня в животе пошла «термоядерная» реакция. Мало того, что само «блюдо» - сосиска с хлебом была отвратительна на вкус, несмотря на то, что все приправы, которые только можно было попросить, мне выдали. Но это меня не спасло – живот раздувался, словно я скоро должен родить. Останавливать машину мне было совестно, поэтому приходилось сжав зубы, сидеть и терпеть. Ещё меня в другой раз удивило, что, когда я задал совсем простой вопрос кассиру – буфетчице о том, какой курс белорусского рубля по отношению к российскому, она с таким пренебрежением ответила мне, что даже понятия не имеет (кто бы в это поверил). В Белоруссии, я считаю, что на заправках, кроме кофе, ни в коем случае нельзя покупать себе никакой еды (там даже гриль отключают, может быть электричество экономят, а может быть народ уже знает, что этого нельзя есть ни в коем случае, поэтому и не имеет смысла держать решетку горячей)…
Как мы проехали Минск, я даже не понял (видимо проспал), только увидел промелькнувший знак – указатель, вещающий, что мы уже в Брестской области, и до города нам осталось не больше восьмидесяти километров. Сердце радостно-радостно забилось. Всегда так случается, что чем ближе к границе, с учащенными ударами всё сложнее совладать. И не только из – за того, что немного боязно (а вдруг чего не так?), но, скажу вам честно - каждый раз пересекая границу, я ощущал себя совсем по - другому. Казалось, что даже воздух здесь по – новому пахнет, совсем не так, как в России, не так, как в Белоруссии. И даже природа и строения, которые проплывают за окнами машины ли, поезда ли, совсем не похожи ни на российские, ни на белорусские – опрятные, ухоженные, все в цветах, в зелени;  то же и с полями.
Дорога от Смоленска и почти до Бреста погодой своей совсем не радовала – тёмные облака, нет-нет закапает небо, заплачет; унылые пейзажи, пробегающие за окнами. А мы, попутчики, словно на маленькой посудинке среди разбушевавшейся стихии, в тепле, уютно расположившись на мягких сиденьях микроавтобуса, иногда тесно прижавшись друг к другу, разговариваем, общаемся, с некоторой тревогой оглядывая небо над нами и унылые пейзажи за окнами…
Но, приближаясь к границе, солнце несколько раз выглянуло из – за туч (хороший знак), дождик прекратился, настроение пассажиров заметно улучшилось, кое где послышались радостные возгласы и впереди мы все увидели совершенно сухое дорожное полотно, во многих местах серьёзно выщербленное – машина подпрыгивала так, словно мы ехали в глубинке России, а не приближались к западной границе. Эх, быстрее, что ли добраться нам до Европы, сил уже трястись не было никаких – книжка в моих руках прыгала так, что невозможно было прочитать ни одной фразы. Мои соседки, в который раз проснувшись, снова попросили меня достать ноутбук, дочитать повесть. А я разве против? – пожалуйста! Читайте себе на здоровье. Но компьютер в их руках подпрыгивал также, как и моя раскрытая книга… но их, странным образом это почти не останавливало. Неужели так захватило?..
Вот он и Брест! Я будто бы возвратился назад, во времена своей молодости и Советского Союза. Словно и не прошло больше двадцати пяти лет со времени его «кончины». Такие же «характерные» дома и постройки, будто бы жизнь здесь остановила своё течение. Проспекты, люди, автомобили, и мне не верилось, что машина времени не перенесла меня в то, далёкое прошлое… 
Скоро граница. Наша последняя остановка около торгового центра, где можно расправить плечи, сделать небольшую гимнастику, заглянуть в туалет, выкурить по сигарете – другой. Мы никуда не торопимся потому, что за десять часов нам удалось преодолеть расстояние почти в тысячу километров; осталось мне до Варшавы совсем чуть – что-то около двухсот километров. Ах, да, ещё бы границу проехать, да без задержек… и вот тогда - то… Что тогда? Наверное, мы все, едущие, следующие в Европу по разным делам, а кто – то просто отдохнуть, подышать иноземным воздухом, вздохнём с некоторым облегчением. Здесь, на последней перед границей остановке мы, пассажиры – попутчики уже «основательно» (всё же вместе преодолели почти тысячу километров) ещё раз «знакомимся», угощаем друг друга сигаретами, расспрашиваем о ближайших и дальних планах друг друга, обмениваемся контактами. Ведь скоро (кто знает, как скоро) мы расстанемся, чтобы уже вряд ли когда - нибудь встретиться.
Мы двигаемся в сторону «центрального» КПП, пропускного пункта под названием «Брест – Тересполь», но издалека видим огромную очередь, которой не видно ни конца ни краю.
- Эх, мы здесь долго простоим, - сокрушается наш водитель. – Пожалуй, попробуем через другой переход пробраться. Не так далеко, всего то шестьдесят километров на север, но надеюсь, там нас долго не задержат.
Большинство из нас полагаются на него. Некоторые из пассажиров предлагают попробовать через ближайший – 45 километров, на что поступает резонный ответ: - народ наш не дурак, но ленивый. Шестьдесят километров крюк давать не будет, поедет именно к ближнему переходу, так что, уверен, там, через «Песчатку» мы проскочим мигом. А здесь, - он показал на хвост очереди, которая протянулась почти на полкилометра, - до утра стоять.
- Нет, нет, до утра не хотим стоять, поехали, где быстрее, - мы уже все поняли, что этот опытный водитель знает то, чего пока не знаем мы.
- Ну тогда в путь! – уже смеркалось, но бодрый голос навигатора указывал нам дорогу. Конечно, мы все немного нервничали, никому не хотелось простоять всю ночь на границе, но сейчас мы приободрились, рассматривая последние пейзажи приграничной полосы, освещаемые фарами микроавтобуса.
Вот, наконец то и граница – словно люминесцентная, новогодними гирляндами освещенная дорога. Это наш погранично – таможенный переход. Несколько автомобилей медленно продвигаются в сторону Европы. Медленно, медленно, но мы всё же приближаемся к контрольно – пропускному пункту. Пока к «нашему», то есть белорусскому. Здесь то как раз всё достаточно быстро, паспорта, - получите, а потом снова какая - то непонятная заминка. Что там?
- А -а, поляки не торопятся, - это наши ребята в зелёных беретах флегматично посматривают в сторону польской стороны. – Не хотят работать!
Наше нетерпение уже достигло предела: - скорей бы, скорей! Пока есть время, заглянули в «Duty Free» – магазин беспошлинной торговли. Так, кто – то просто поинтересоваться ценами, а у кого – то сигареты закончились, надо запас пополнить…
Ну вот, кажется совсем скоро, – мы уже встали в очередь, приближаясь к будкам польских пограничников и таможенников. Ой как медленно - наш водитель, продвинув свой авто на метр – другой, ложится головой на руль – засыпает. Ещё два метра вперёд – снова голова упала на руки. Я перемещаюсь на переднее сиденье, чтобы в случае чего заменить нашего неутомимого рулевого. Ещё несколько метров. Снова встали. Да так и выспаться возможно было, если бы я сразу сел на его место, а не дёргал его каждый раз через пять – десять минут…
Наш «звездный» час! – наконец – то мы встали прямо напротив желанной будки - домика, из которого неторопливо вышла молодая женщина в форме, собрала все наши паспорта, так же неторопливо удалилась. А мы слоняемся, выйдя из микроавтобуса; около него. Покурить очень хочется, но… не рекомендуется (почему – не понятно. Вон же и урны с мусором рядом). Ладно, потерпим ещё немного, а там уже… Ох! Там то уже мы оторвемся по – полной (и коньячок в запасе, и стаканы пластиковые одноразовые припасены. Да и закусок разных набрали в магазине беспошлинной торговли). Да быстрей бы вы уже шевелились, вы, неторопливые таможенники с пограничниками. Хотим в Европу! Очень сильно, кто – то больше полутора тысяч километров проделал, устали все. Смотрю на водителя – а он таким бодрячком, – видимо немного выспался за время наших коротких «перебежек» и остановок. Показывает таможеннику багажник, сумки – чемоданы только попросили открыть, не рылись, не копались в них; тоже хороший знак. Тут уже попросили по очереди подойти к окошечку, приложить пальчики к сканеру. Ну всё! Получите! Получите! Получите! – свободны, граждане. Езжайте кто куда пожелает. Кто в Германию, кто в Польшу, а кто – то на самый край Европы – в Испанию.
Не доезжая до последнего шлагбаума, я первым не выдерживаю – издаю трубный звук ликования. Ура! Ура! Ура! – меня поддерживает весь наш небольшой коллектив попутчиков. Я думаю, что польские пограничники на несколько секунд не просто так задержали нам открытие последнего «препятствия». Видимо их немного озадачили звуки, явно и громко слышимые из остановившегося микроавтобуса с подмосковными номерами. Открыли! И эхо «УРА» звучало ещё на протяжении как минимум километра от последней нашей остановки.
Ну улыбнитесь же вместе со мной! – Я пытался передать вам, дорогие мои читатели настроение нашего небольшого коллектива, сплоченного дорогой, беседами, переживаниями; и мы все снова вместе, едем уже по Европе. В пластиковые стаканчики булькается что – то ароматное, темно – янтарного цвета. Мне тоже хочется присоединиться к празднующим нашу общую долгожданную, хоть и небольшую победу, но… я смотрю на водителя. Спрашиваю, нужна ли моя помощь. Нет? - Ты точно уверен? (мы все уже на «ты»). – Уверен. Абсолютно. – Но ведь двести с лишком километров до Варшавы! Сдюжишь? – Думаю да. – Тогда я могу выпить коньячка немного? – Конечно! Пей на здоровье – мы уже в Европе! Праздновать, так праздновать!.. И я бы с вами, но надо же быть хоть кому - то трезвым…
Вот это уже дорога по Европе. Не с плясками, только с песнями. Хочется и потанцевать – попрыгать, но не тот транспорт, - не особо разгуляешься. Мы, попутчики, рассказываем друг другу анекдоты, разные забавные истории, поём песни, перебивая друг друга, вспоминаем разные смешные истории. Едем по Польше. По тёмной дороге, выхватывающей из придорожных кустов и зарослей небольшие группы переходящих дорогу кабанов, зайца, за ним бегущую лисицу. Водитель резко нажимает на тормоз. А мы смеёмся, уткнувшись в перед стоящее сиденье…
Заблудились! – водитель обернулся назад. Поглядывает в мою сторону. Что я могу сказать на это? – прошлую сим карту (польскую) где – то потерял, раздал бы интернет. А так словно в потёмках, - остановились около какой – то заправочной станции. Город не город, деревня не деревня. На окраине населённого пункта. Вышли прогуляться – проветриться. В микроавтобусе осталась самая «стойкая» пассажирка с немецким паспортом. Она и до того была не очень приветливой и словоохотливой. А я загляделся на небо, ясное, чистое; с таким количеством звёзд, которых не увидишь в огромных мегаполисах. Подозвал нашего водителя, показал ему звёзды. – Туда наш путь! Видишь? – Вижу. Понял. Спасибо! – Дотянешь до Варшавы? – Конечно, спасибо за помощь…
Наш «поезд» почти на ощупь движется правой стороной Вислы. Дорога узкая, скверная, темная, мы уже не веселимся. Кто – то положил голову на плечо своего соседа (соседки), кто – то откровенно храпит, кто – то ещё пытается побороть дрёму (я, наблюдая, как постепенно оседает на руль голова нашего водителя). – Поменяемся местами? – Нет, нет. Дотяну до Варшавы. Там посмотрим. – Уверен? – Почти! – Да ещё же почти пятьдесят километров! – Дотяну! – А я снова проваливаюсь в беспокойный сон, вздрагивая при резком торможении. – Прекрасная, новая скоростная окружная дорога, а часы показывают третий час ночи. Дождались бы меня мои родственники. Вот, узнаю знакомые места – промелькнул указатель «Варшава». Почти за ним снизу слева показались огни теплоэлектроцентрали. Вот он мой ориентир. Даже пешком смогу добраться…
- Я переехал Вислу! – не спишь?
- Подожди на автобусной остановке, сейчас подъеду, - родной голос мне ответил, спросонья. Скоро. Жди…
Наш патлатый рулевой, замечательный водитель и собеседник притормаживает на автобусном «островке». Два часа ночи и пятнадцать минут. По Варшавскому времени (как и обещалось на сайте). Знатный водитель и прекрасный человек (музыкант, поэт, собеседник). Вытаскивает мою сумку из багажника. А мне хочется попрощаться со всеми моими попутчиками, – с кем – то рукопожатием, а с кем – то невинным поцелуем.
А может быть свидимся?
Ну это уже как Бог пошлёт…
Виталий Кузнецов Варшава 15 сентября 2017 года


Рецензии