Это было давно

Новосаратовская колония, так называлась она раньше, там до ВОВ жили немцы. Деревня Новосаратовка, так зовётся она сейчас, и с 194-ых годов там немцев уже нет...

Сообщение с Ленинградом было только по воде, по Неве, колёсными пароходами: Гоголь, Крылов, Пушкин и др. названия пароходиков, которые ходили от Невского лесопарка до пристани Станционная, перед бульваром Красных Зорь, что уже на левом берегу Невы.

На работу и с работы, утром и вечером, пароходики шли переполненные народом, едущим на работу и с работы. Шли пароходики не спеша, шлёпая колёсами по воде, а на нижних палубах мужики работяги весь длительный путь резались в секу.

У пароходов были две промежуточные пристани в Новосаратовке, верхняя, что у школы, и нижняя, недалеко от нонешнего Вантового моста.

По сухому, вдоль правого берега Невы, только от 5-ой ГЭС (Уткина заводь) ходил автобус до Володарского моста и по мосту на левый берег Невы. Там, где сейчас Весёлый посёлок был...Весёлый посёлок и был, только вместо домов там были колхозные поля. Нас, школьников Новосаратовской школы, осенью возили туда помогать убирать корнеплоды.

Как только навигация на Неве закрывалась, добираться до работы в Ленинград приходилось либо пешком, а это от 3-х до 6-ти километров вдоль берега Невы по булыжной разбитой дороге, либо на лодке частного перевозчика через Неву, за денежку, в том числе и во время ледохода.

А как только чуть окрепнет лёд, народ сразу же прокладывал через Неву тропы по льду, помечая их вешками, чтобы не ступить мимо. Тонули, бывало, но шли... в Рыбацкое, а в Рыбацком уже и трамвай номер 7, и автобус номер 4 в сторону Володарского моста Ленинграда.

Дома в немецкой Новосаратовской колонии были в большинстве двухэтажные, деревянные, чёрного цвета, мрачные. Отопление -
печное, вода - с Невы, по крутым лесенкам на берегу. Для забора воды из Невы делались мостки, а зимой воду брали из проруби.

А мне, беззаботному 16-ти летнему, та жизнь в Новосаратовке нравилась: и зимой, и летом. Про сейчас..., я это бы не сказал.


Рецензии