Дневник Святого Праведного Иоанна Кронштадтского

Том 1-й.Глава А.(Отрывок 2)
Мысли при чтении Книги Бытия

Перевод с русского: Тодис Константинос (17.12.2017)

Гл.11. Какими детьми представляются в Библии люди после потопа – какие детские обо всем понятия и суждения! Вот они хотят по прежним примерам, допотопным, построить себе град. Но если Бог опять пошлет потоп на землю (они не поверили Ему, что такого потопа более не будет), думали они, то и жизнь и труды их опять будут в крайней опасности. Не могли они представить себе, что Бог всемогущ и вездесущ, что если Он захочет наказать человека, то ему нигде не укрыться от карающей Его десницы, – и вот для обеспечения безопасности своей жизни и своих трудов при построении города они решаются на детское предприятие: строят в заложенном городе столп, да какой? – такой, который бы касался небес, который бы на выспренних верхах своих спас всех их от потопления, потому что одни из них видели, а другие слышали от очевидцев, что вода потопная покрывала самые высокие горы. Дети так дети и есть. Так птица, устроившая себе гнездо на нижних ветвях дерева, переносит гнездо свое на верх дерева, если люди или животные беспокоят ее там и угрожают убить ее и будущих птенцов ее, как бы думая укрыться в верхних частях дерева от преследователей и надеясь, что туда никто не в состоянии проникнуть. Так худо, несовершенно понимали они Бога. Так мало они знали, что такое земля и что небо. Думали они, что земля есть пласт огромный, неподвижный, а небом считали они лазурь небесную, предполагая, что она есть твердый вогнутый покров, над которым живет Бог. Так паук домовой, сделавший себе жилище внизу комнаты, пускает сеть вверх – к потолку, где думает остаться в безопасности. Но этот, по крайней мере, достигает своей цели, так как потолок, как твердая плоскость, в самом деле существует и не очень далек от полу. А люди, начавшие созидать столп! Они никогда не достигли бы своей цели, потому что твердой плоскости вверху нет. Надобно было остановить безумное и дерзкое предприятие – и Бог смешал языки их...

Не может быть не страшно, когда Сам Творец всего хочет говорить с дебело-духовною тварию. Потому-то нападе страх на Аврама, при чем последовало к нему слово Господа. В словах Господа виден Начальник и Судия всех народов, Творец земли и времени. Как бы в Свое оправдание, почему Он не теперь дает Авраму в наследие землю Ханаанскую, говорит, что грехи Аморреев еще не переполнились в настоящее время, что между ними еще есть остаток добра, за которое Я буду еще терпеть их неправды. Какое правосудие, чуждое всякого пристрастия! Он и награждает как Отец, и наказывает как Отец! В угоду Авраму, другу Своему, не истребил народов грешных и не дал ему их земли в наследие!..

О достолюбезная патриархальность! Как ты мила в своей простоте! О Боже всемогущий и праведный! Каким нежно любящим Отцом являлся Ты избранному рабу Твоему Аврааму, так что не таил от него дел Своего всемогущества и благости; но и каким грозным Судиею был Ты для ожесточенных и нераскаянных грешников, между которыми не было людей праведных – Твоего святого семени, ради коих Ты милуешь целые города и царства и даже весь мир, так как семя свято стояние его [Ис. 6,13]. Благочестием стоят города и царства...


Рецензии