Бал-маскарад поразительная красота мелодий!
Опера Верди, Новая сцена Мариинского театра, 15 марта 2018 года
Ренато - Кирилл Жаровин, Амелия - Ирина Чурилова, Ульрика - Екатерина Крапивина, Ричард - Нажмиддин Мавлянов, Оскар - Анна Бондарь, Самуэль – Илья Банник, Том – Михаил Колелишвили.
Бывают оперные спектакли, в которых привлекает прежде всего музыка, и его главным героем становится композитор. Недавний «Бал-маскарад» (15 марта) и стал для меня таким спектаклем, где царил гений Верди! Музыка поражала не только красотой и разнообразием феноменальных мелодий, но и ее современным строем и звучанием. В ней, наряду с привычными лирическими, драматическими и даже трагическими музыкальными монологами, дуэтами, квинтетами и другими знаменитыми вердиевскими ансамблями, слышались прекрасные итальянские песни, веселые опереточные арии и комические куплеты, – стилистика, определившая впоследствии несравненное очарование будущих хитов легкого жанра! Сразу вспоминался и Кальман, и Штраус, и Легар, и даже Дунаевский! (Я ещё в «Сицилийской вечерне» заметила эту особенность вердиевской музыки в «жениховской» арии Арриго в последнем действии, настолько у нее «задорный» опереточный строй! Почти Мистер Икс из кальмановской оперетты «Принцесса цирка»!).
А музыка в опере «Бал-маскарад» совершенно роскошная! Когда в нее погружаешься, то можно не обращать особого внимания на мелкие погрешности в целом хорошего вокального исполнения оперы, странную местами фразировку, временами необъяснимые темпы. Тогда не напрягает некоторая «деревянность» и холодность голосов ведущих мужских персонажей (а в этом спектакле именно их вокальная драматургия держит зрителя в напряжении), периодическая неаккуратность и резкость верхов у главной героини, отсутствие необходимых звучных низов у прорицательницы-негритянки Ульрики, несоответствие камерного звучания голоса исполнительницы легкомысленного пажа Оскара огромным размерам зала новой сцены Мариинки. И радует деликатность оркестра под управлением Михаила Синькевича по отношению к певцам и их мастерское исполнение музыки. Веселят нестрашные, но опасные заговорщики Самуэль и Том (Илья Банник и Михаил Колелишвили), лихо распевающие свои разудалые куплеты со знаменитыми «Ха-ха-ха-ха, ха-ха-хахаха!». Не оставляет равнодушным и жизнерадостный очаровательный мальчик-паж Оскар (Анна Бондарь), очень музыкально и лукаво поющий, но, к сожалению, с недостаточным блеском, свои виртуозные арии (по замыслу Верди Оскара должна исполнять «блистательное колоратурное сопрано». Пока в театре мне не довелось такое услышать, только на записи спектакля Метрополитен-опера). Меня даже почти не расстроил жесткий, однозначно суровый Ренато (Кирилл Жаровин), ушедшая на второй план Амелия (Ирина Чурилова), а также не очень убедительный в своей любви Ричард (Нажмиддин Мавлянов). Но в итоге, в целом спектакль оставил очень приятное впечатление: достойное пение, красивая неоклассическая постановка, хорошая уважительная к автору режиссура Андрея Кончаловского, и музыка, музыка, музыка! Даже несоответствие словам либретто костюма Ричарда на балу – главный секрет, который выболтал в преступной беспечности паж: «Черный плащ с розовым бантом на груди», не имеет особого значения (на Ричарде был оливково-зеленый камзол). Всё-таки Верди есть Верди! Великий и неповторимый! И слушать его не переслушать! Никогда не надоедает! Но так хотелось бы услышать эту удивительно прекрасную оперу в полном блеске вокального исполнения. В конце концов, для Мариинского театра, с его вызывающим восхищение богатым вердиевским репертуаром, опера «Бал-маскарад» в хорошей, соответствующей эпохе, режиссуре, можно считать, говоря рыночным языком, одним из уникальных коммерческих предложений. И при должном исполнении и продвижении, это, наряду с другими выдающимися спектаклями, и в дальнейшем будет поддерживать репутацию Мариинского театра как самого успешного и плодотворно работающего музыкального театра России!
http://www.proza.ru/2017/11/05/1749
http://www.proza.ru/2017/02/20/208
#Мария_Козлова@blist_spb
Свидетельство о публикации №218031701068