Попытка разобраться

   Однажды нам сказали, что в наш приход приезжает известный проповедник Сергей Михайлович Масленников. – Я, конечно, сразу посмотрел в сети его материалы, и первое впечатление у меня создалось положительное. Это относительно молодой, благообразный проповедник, говорит убеждённо, чётко и ясно. Постоянно ссылается на Святых Отцов и на святителя Игнатия Брянчанинова. – В общем, мы пришли на лекции СММ (как называет его наш батюшка) в «наилучшем расположении». Он сразу подарил всем присутствующим свои книжки – видим – человек бескорыстный, не ради выгоды к нам приехал. И так послушали мы три его лекции по темам созданной им «Школы покаяния»*.

   Сказать, что лекции его полностью меня удовлетворили, не могу. Было ощущение убеждённости лектора и конструктивности, то есть конкретности его подхода. Казалось бы, человек дал нам, верующим, всё, что нужно для борьбы с грехами. Объяснил, что такое грехи, показал на схемах, как они действуют, наставил, как с ними бороться. Чего ещё и желать? Тем более что всё изложение было построено на Святоотеческом Предании и трудах святителя Игнатия Брянчанинова. Но у меня возникло после лекций какое-то чувство диссонанса между цитатами Святых Отцов и выводами самого СММ. Убеждённость лектора меня не убедила, я почувствовал, что мне требуется время для размышлений.

   О чём же я думал? – Пытаясь понять причины своей неудовлетворённости, я думал – а что же, собственно сделал СММ? – Основанием для его «Школы покаяния» является учение свт. Игнатия «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»,  об этом говорил и сам СММ. И это замечательно! Кроме того, Масленников, собрал высказывания древних Святых Отцов о грехах, всё это обобщил, распределил грехи по главным страстям и по степени тяжести и свёл их в таблицу. Получилось учебное пособие: «Дневник кающегося». Вроде бы, проделана большая и полезная работа, позволяющая всем верующим, без проволочек приступить к покаянию и исправлению своей жизни. «Наши цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи», как сказал известный исторический персонаж.

    Всё просто, ясно и чётко! Казалось бы – это исполнение мечты каждого верующего человека – узнать, наконец, как нужно исправить свою жизнь! Чётко можно определить свои грехи – самые страшные, потом – средней и малой тяжести. Вспоминай, плачь и кайся! – Надо сказать, положительный импульс от прочтения «Дневника кающегося» ощутил и я. – Задумался о своей жизни, стал вспоминать. Не так уж много нового вспомнил, но всё равно, это было полезно. Наверное, тем более полезно читать Масленникова тем, кто впервые ставит перед собой задачу покаяния! Ну, а дальше что? Напишет человек целый «талмудик» своих прегрешений, придёт на генеральную исповедь и … очистится? Чтобы так считать, надо уж совсем формально относиться к своей духовной жизни! –  Или, что-то я не понял в этой методике…

   В контексте этих размышлений мне пришёл в голову вопрос: А почему же сам святитель Игнатий не довёл до такого «завершения» своё Учение о грехах? Что ему помешало? Он что – хуже знал Святых Отцов древности? Может, ему времени на это не хватило? – Нет, думаю, не так всё просто! Ему и в голову это не пришло! – Потому, что мы живые люди в живом мире, где нет стандартных ситуаций.** И страсти и искушения выглядят в каждом жизненном случае по-разному, они не «формализуются»! И поэтому святитель Игнатий продолжал во всех своих сочинениях рассказывать о грехах и страстях человеческих на конкретных примерах, размышлял, терзался, страдал вместе с читателем! – Потому, что другого пути не дано! – Вера – это путь мучительного, постепенного духовного прозрения.

   Покаяние принципиально не сводимо к таблицам и схемам. – Последователи  СММ наверное, тут же мне ответят, что «Дневник кающегося» – это  только первая ступенька покаяния, главное начать, а дальше духовная борьба пойдет углубляться и развиваться дальше! Но эта первая ступенька, по-моему, несёт в себе большую опасность искушения неопытных людей гордыней и тщеславием, опасность привития фарисейства. Слишком уж эта ступенька «претенциозная», хорошо бы поскромнее ставить задачи! Наверное, искусительна эта ступенька и для наставников. Ведь им так хочется оценить результаты своей работы! – А тут появляется возможность сказать: «Генеральную исповедь прошло столько-то человек», или: «количество кающихся выросло на треть за такой-то период».
   
   Собственно, попытка формализовать покаяние и исправление душ, направить духовность в рациональное русло явилась главной «болезнью» ветхозаветной веры. Эта болезнь породила ветхозаветное законничество и фарисейство. Страшный результат нам известен! – Законники и фарисеи дошли в своей гордыне до того, что отвергли и осудили Мессию, Сына Божьего. – Говоря об этом страшном уроке, я конечно, далёк от мысли, что приезжавший к нам проповедник является еретиком и сознательным носителем зла. – Нет, думаю, что он искренне ставит перед нами благие и спасительные задачи. Но взялся он за это дело без должной подготовки и достаточного рассуждения. И поэтому перенёс рациональные методы технических дисциплин в тонкую и неадекватную рационализму духовную сферу.

   Прошло некоторое время, и я ознакомился с некоторыми новыми материалами СММ полемического характера. И тут оправдались мои наихудшие опасения. Сергей Михайлович воспринял отрицательные оценки архипастырями своей просветительской деятельности и возникшие, вследствие этого, препоны для своей Школы Покаяния, как нападки на Православие, как несправедливость и гонение на истинную веру. – А зря! – Горячность ему сейчас только вредит. И не только ему, но и ученикам его школы. – Проще всего в этой ситуации обидеться, зациклиться на своей «принципиальной» позиции и встать в позу «мученика за веру». Это типичная реакция «младостарца»***. Гораздо сложнее ему сейчас отстраниться и увидеть себя, как бы, со стороны. Это то, что нужно ему, для того, чтобы увидеть допущенные ошибки и скорректировать свою деятельность в спасительном духе.


*Вот что можно прочитать о нём на его странице: Сергей Михайлович Масленников родился в 1961 г.  в городе Чайковский. В 1983 году закончил электротехнический факультет УЭМИИТ. В 1994 году принял Крещение. С 1999 по 2002 гг. трудился в Екатеринбургской епархии.  С 2002  по 2010 гг. — старший преподаватель «Школы покаяния»  при Храме в честь  Владимирской иконы Божией Матери на Семи ключах г. Екатеринбурга.  В настоящее время продолжает работу над составлением книг из серий «Страсти — болезни души» и  «Христианские  добродетели»,  читает лекции на тему «Аскетика для мирян».

** Жизненные ситуации далеко не всегда поддаются однозначной оценке. Например, попить на ночь мятного чая с мёдом – это иногда, не чревоугодие, а лечебная процедура.

***Вот какую оценку дал этому явлению Патиарх Алексий Второй в 2000 году: «Даже некоторые клирики нашей Церкви, сохраняя на словах преданность своему Священноначалию, ведут себя как раскольники, претендуя на роль неких «старцев». Критикуя Священноначалие, они, в отличие от духоносных отцов прошлого и настоящего, критикой пытаются привлечь к себе внимание и таким образом создать себе авторитет. Как правило, непременным и единственным условием спасения они объявляют полнейшее подчинение себе тех, кто прибегает к их руководству, превращая их в неких роботов, не могущих без благословения такого «старца» совершить любое дело, каким бы незначительным оно ни было. Человек, таким образом, лишается той благодатной свободы воли, которая ему дарована Богом. Для подтверждения своей правоты они неправомочно используют ссылки на творения святых отцов, профанируя их великое делание и извращая само понятие старчества».

Игнатий Брянчанинов: «…душепагубное актёрство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований, да ведуют, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании — послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть…»

P.S. Уже после написания этой заметочки, я обнаружил, что по теме Школы покаяния существует обширная и аргументированная полемика в сети. Например: https://vk.com/topic-26379742_28300456 . Но, поскольку совпадающего с моим мнения я не нашёл, то решил, всё-таки, опубликовать свою заметку.

   
Март 2018.


Рецензии