Шарик

             Самый большой друг и самый большой враг человека - его воображение.               
             Артуро Граф



  Мальчика звали Василием. Сильное, русское имя, - так говорил папа мальчика, когда был доволен его поведением. Правда это было достаточно нечасто, ну в смысле поведения. Мальчик не был хулиганом в привычном смысле этого слова. Нет, он был послушный, добрый мальчик но, - неисправимый лгун, - как сказала про него Марина Павловна - воспитательница с детского сада, - представляете? Он у вас постоянно врёт.
 
  И когда это происходило - отец сурово смотрел на своего сына и говорил, что Вася скорее не имя а диагноз и уходил во двор покурить. Что означало слово диагноз Василий не знал, но подозревал что ни чего хорошего. Когда отец начинал говорить про это непонятное то мама мальчика очень сильно огорчалась и заявляла что есть в кого, а потом обнимала мальчика своими теплыми руками, целовала в лоб и говорила что вовсе он не диагноз, а её маленький Василёк, а папа просто шутит.

  Мама мальчика была права, её сын не тянул на Василия и уж тем более на непонятный, загадочный диагноз. Потому что этому белокурому, круглолицему и курносому существу с васильковыми же глазами было всего-навсего  шесть лет от роду. Конечно для взрослого человека это срок не очень и большой но Васильку почему-то казалось что он уже прожил просто огромадную жизнь и очень многое повидал. Поэтому, будучи удрученный жизненным опытом он бывало важно прохаживался по своей улице с красивым названием Берёзовая, задумчивым взглядом обводя дома и улыбающихся соседей, степенно здоровался с ними, строго поглядывал на собак которые имели неосторожность тявкнуть на него, грозил им пальцем, особенно это касалось Диксона, собаки деда Петровича. Петрович, который всегда сидел на завалинке многозначительно качал головой по этому поводу, пускал дым из папироски и говорил что Василий большим человеком будет, - эвона какой серьезный, - все кто слышал Петровича кивали соглашаясь и прятали улыбку.

  Так они и жили. Пока не случилось как сказал папа, - знаковое событие, - к этому событию вся семья уже очень давно готовилась. Васильку были закуплены все необходимые вещи, проведены инструктажи и проверка амуниции, на Василия был водружен рюкзак с книжками, тетрадками и всякими разными пишущими принадлежностями. А потом папа взял его за одну руку, мама за другую и они пошли по дороге и скоро влились в поток таких же как они мам, пап и детей. И уже там, на дороге какой-то мальчик поведал Васильку что они теперь первоклашки, а зовут его Вовкой. Этот Вовка оказался вполне таким нормальным мальчишкой, почти на пол головы ниже Василька с копной непослушных рыжих волос и совершенно конопатой физиономией.

  Василек сразу понял что они теперь друзья и выложил свою самую секретную тайну про белку которая живет в дереве у них во дворе. У Вовки чуть глаза из орбит не вылезли.
- Взаправдашная белка?
- Да, - подтвердил Василёк, - и хвост у неё ещё пушистый.
- Нифига себе, а покажещь?
- Покажу.

  Много нового принесла школа в жизнь Василька. Новые дела, знакомства, знания. Теперь уже дед Петрович не пускал дым из попироски когда мимо проходил Василек, а наоборот разгонял дым рукой и встав с завалинки подходил к калитке и здоровался с ним за руку, как с равным. И даже пёс Диксон больше не тявкал а серьёзно смотрел на Василия и помахивал своим собачьим хвостом.

  А когда Вовка в классе рассказал про белку то на Василька попросту обрушилась слава. Как сказал папа, - наступил его звёздный час. Правда пришлось весь класс вести домой и почти час выманивать белку, но всё обошлось успешно. Белка была осмотрена, самым тщательным образом изучена и сфотографирована.
- А что она кушает? - интересовались девчонки, - а есть ли у неё бельчата?
  Васильку пришлось объяснять что кушает она орешки и грибы, которые растут в лесу, прямо за забором ихнего участка и на зиму у неё целый запас в дупле и ещё её часто угощают его родители ну и он конечно всякими вкусняшками. Девчонки восторжено хлопали в ладоши и с обожанием смотрели на Василька. Про бельчат вопрос оставался открыт, но мальчик обещал в самое ближайшее время разобраться и рассказать что да как. Тем более что было подозрение что  белка вовсе не белка а белк, как заявил очкастый Андрюшка,- и бельчат у него быть не может. "Вечно лезет, куда его не просят". 

  Так проходили дни, когда в заботах, когда в радости, или в грусти. Это и есть жизнь, - объяснял Василек Вовке.
- А знаешь, говорил Вовка, сшибая прутиком головки одуванчиков на обочине дороги, - может ты и прав.
 Потом мальчишки шли на пустырь, где в большой луже от талого снега стояли две огромные цистерны из под саляры. Залезали на верх по ржавым ступеням и представляли себя капитанами большого океанского корабля в секретном походе в тылу врага.

- С лева по курсу вижу вражеский корабль! - кричал Вовка.
- Огонь из всех орудий! - давал команду Василёк.
И в соседнюю цистерну летели заранее заготовленные снаряды-камни и глухо бухали по пустому железу.
- Цель уничтожена! - ликовали моряки. - Так держать!
- Полный вперед! огонь!...
- Палундра! Свистать всех на верх!
  Это уже пираты пошли на абордаж. Затопали ботинки по ступеням соседней цистерны, пошли в ход абордажные сабли-палки, и крючья из проволоки. Всё, полная победа, над поверженным кораблём поднят пиратский флаг из вырванного тетрадного листа, весёлый Роджер скалится над перекрещенными костями.
  Иногда бывало прибегал Маркелыч - кочегар из кочегарки что неподалёку, и поорав на друзей, что мол не'хрена им тут делать, уходил восвояси, оглядываясь и покручивая пальцем у виска.
  Так и пришла весна.

  А потом наконец случилось чудо. Интересно есть ли какие нибудь специальные дни для чуда? Или оно происходит в любое время когда захочет? Васильку казалось что чудо само по себе никогда не произойдёт. В чудо надо верить, звать его, лелеять саму мысль о чуде. И тогда оно явится, прорвав все преграды. Василёк верил в чудо, Вовка тоже верил, но Василёк больше, поэтому он его и увидел первым. Очень трудно было узнать его и не пройти мимо, но он справился.

  Это был шарик, простой стальной шарик, видимо от подшипника, такой не большой, может сантиметра два в поперечнике, такой весь блестящий, идеально ровный, гладкий, совершенный. Он лежал в пыли покрытый прошлогодней травой, и сразу его было не увидеть, но он ЗВАЛ и мальчик услышал.

  Василек подошел к тому месту где блеснула яркая искорка и нагнувшись накрыл ладонью шарик.
- Всё, попался, теперь ты мой. - и шарик отзывчиво блеснул в ладони.
Вовка серьёзно посмотрел на товарища и протянул ладонь.
- Покажи.
Василек аккуратно взял щарик двумя пальцами и положил на протянутую ладонь.
- Смотри осторожно, не испугай его, а то убежит.
- Понятно.

  Друзья долго стояли сталкиваясь лбами и смотрели на шарик, гладили его, перекатывали в руках, любовались его завораживающим, гипнотическим блеском. Василёк оторвал взгляд от шарика и посмотрел в глаза товарищу.
- Смотри, - он взял шарик, сжал его в кулачке, а потом раскрыл его и тихо шепнул, - лети!
  Шарик как буд-то слегка задумался, впитывая слово. А потом медленно поднялся над лодонью Василька и повис в воздухе, весело поблёскивая.
- УУУх-тыыы... - Вовка аж подпрыгнул от восторга. - Как это? Это как так получилось? А дай я тоже! А можно мне?
- Только не испугай его, он очень боится.
- А чего он боится? Вовка взял шарик и подкинул его вверх.
- Не кидай, с ним говорить надо.
- ААА.

  Василёк с Вовкой долго играли с шариком. Он мог летать, мог катиться по ровной поверхности в любую сторону, куда скажешь. И ешё он мог рассказывать истории, так, чуть слышно, образами которые появлялись в голове у Василька. С Вовкой почему-то он не разговаривал. Это наверное потому что Василек его первый увидел и услышал.

  Оказалось что он из далёкого космоса и они искали жизнь на других планетах. Шариков было много, но попав на землю они потеряли друг друга, а он оказался в плену. Пролетая над большими зданиями он увидел множество таких же как он шариков в огромной коробке и спустился к ним. Но тут всё изменилось и его куда-то понесло, по каким-то трубам, лентам. Его, вместе с другими заставили работать деталью в большой машине, и он потерял почти всю свою силу.

  Многие годы он крутился на какой-то металлической оси с такими же как он шариками. Он не раз предлагал им совершить побег, сломать деталь и освободиться, но другие шарики не понимали его, ведь они были созданы для такой жизни. Правда потом Машина сломалась сама и деталь выкинули. Прошло много лет пока ему удалось покинуть свою тюрьму. И теперь ему очень страшно что его снова поймают и посадят в какой нибудь подшипник. И он очень просил не показывать его никому, и тогда может к нему вернутся силы и он возвратится домой.
 
  Трудно сказать было ли всё поведанное правдой, быть может всё это был плод детского воображения, не реализованных фантазий, желанием обладания чудесной тайной, кто знает. Но факт оставался фактом, шарик был волшебным, он повиновался словам и даже мыслям. Василёк мог одним дуновением мысли забросить его за самые облака и вернуть обратно себе в ладонь, поиграть с собакой или даже разогнать птичью стаю. Вовку шарик слушался хуже и иногда это была причина для ссоры.

- Ну почему он тебя так хорошо понимает а меня нет? Можно подумать ты лучше меня, - обижался Вовка, - между прочим мы вместе его нашли, скажи ему.
Высилёк горестно качал головой.
- Не могу, - говорил он, - честно глядя в глаза другу, - просто он говорит что я его сильнее люблю.
- Ах так! - закипал Вовка, - ну и фиг с вами, - ну и целуйтесь со своим шариком! Подумаешь! Да я если захочу, да я сто таких шариков найду.
 И он уходил... Но всегда возвращался. Но было понятно, что дружба ребят дала трещину. 


  Очень трудно обладать тайной, волшебной тайной. А папа говорил что если тайну знают двое, то считай все знают. Вовка разболтал про шарик.
Когда Василёк пришел в школу утром к нему подошёл очкастый Андрюшка и потребовал предьявить волшебный шарик, иначе весь класс будет считать Василька вруном. В толпе однокласников Василёк увидел Вовку, который прятался за спины ребят.
- Зачем ты рассказал? - обида жгучими слезами душила Василька, - ты же знаешь что это тайна, он сейчас испугается и пропадёт.

  Весь класс громко засмеялся.
- Ну конечно, пропадёт, - хохотал очкарик Андрюшка, - тем более если его и не было никогда.
 Вперёд вышла отличница Наташка.
- Ребята, - она обратилась ко всем. - Давайте-ка по порядку. -
И она показала пальцем на Вовку.
- Вова, выйди пожалуйста к нам. - Мальчишка потупив взгляд вышел вперёд и встал рядом с Васильком.
- И так, - продолжила Наташка, - ты уверяешь что у Василька есть шарик который может летать и слушается мыслей? Облечающий перст указал на Василька.

  Вовка не поднимая взгляда несколько раз кивнул головой и промычал,   - Угу.
Наташка вплотную подошла к Васильку и протянув ладонь потребовала.
- Покажи.
Василёк упрямо замотал головой, - у меня его с собой нет, я его дома забыл.
- Врёт, - буркнул Вовка.
Наташка обвела взглядом толпу однокласников и указала пальцем на Славку-футболиста и драчуна Сашку. - Ты и ты, держите ему руки.
Мальчишки схватили Василька за руки и так держали, пока Наташка лазила по его карманам. - Так, посмотрим, посмотрим, что здесь у нас. Ага...

- Отпустите! - вырывался Василёк, пытаясь пнуть ногой обидчиков, - гады, вы не понимаете, да я вас сейчас!
- Отпустите его, - милостивым голоском пропела Наташка, - вот оно наше чудо расчудесное, - в руке у неё поблёскивал шарик. - И так, господин волшебник, мы ждём чуда. Толпа учеников вновь громко засмеялась.
- Ну давай, волшебник!
- У волшебника Сулеймана всё по честному без обмана!
- Давай, давай, дурачков нашёл?
Слёзы застилали глаза Василька, но он нашёл в себе силы подойти к Наташке.
- Дай.
Наташка с торжественным видом вручила шарик Васильку.
 - Ну, мы ждём.

  Мальчик смотрел на шарик и слушал.
- Знаете что он мне сказал? - взгляд заплаканных глаз повернулся к бывшему другу. Что он бы всё простил... Всё, кроме предательства.
- Вовка замахал руками, - я никого не предавал, я просто рассказал ребятам правду.
- Василёк перевёл взгляд на однокласников, он долго смотрел на них, вглядывался в эти ухмыляющиеся лица-физиономии, как он мог дружить с ними, вместе играть, фантазировать, шутить, показывать им белку.

  Вдруг шарик в зажатой ладони стал нагреваться, да так сильно что его уже не возможно было удержать и не всилах больше терпеть этот жар Васелёк выпустил его.
  Зависнув на несколько секунд над ладонью мальчика он постепенно превратился в раскалённый до бела шар, на который было больно смотреть, на столько он был ярким, и ещё от него шли волны смертельной угрозы. В классе как бы сразу стало темно и тихо, весь свет и звук принадлежал теперь ослепительному, пышущему жаром шару. Он медленно подплыл по воздуху к Вовке и остановился в полуметре от его лица.

- Он сказал, - ледяным голосом проговорил Василёк, - в чудеса надо верить, а не хвастаться ими.
Вовка сильно побледнел и затрясся как осиновый листок на ветру.
- Я, я, я только... - лопотал он заикаясь, но язык его не слушался.
- Молчи!
 Василёк повернулся к Наташке и к ней же медленно поплыл огненный шар, освещая испуганные лица ребят и потрескивая от ярких искр электрических разрядов. По дороге он поджёг волосы на голове у Андрюшки очкарика, запахло палёным, но тот этого как бы и не заметил, стоял с открытым ртом и не мигая смотрел на этот летучий ужас. Его голова дымилась, стекла очков запотели от жара, он начал громко икать и как-то странно подергиваться всем телом.

- Не надо, не надо! Прошу! - Заверещала Наташка, пятясь и закрывая лицо руками, - я больше не буду! Пожалуйста!
- А тебе он сказал, - зловещим голосом продолжал Василёк, - что не знал, что девчонки могут быть такими отвратительными.
  Тут у Наташки подогнулись коленки и она бухнулась на пол плача навзрыд.
- Простиии, меняяя! - выла Наташка, размазывая слюни, - простиии!
- Он не может вас простить, он просто улетает, - тихо проговорил Василёк и голос его дрогнул.
  Огненный шар постепенно превратился в блестящий стальной шарик от подшипника и со стуком упал на пол, подпрыгнул несколько раз и замер на холодном камне.
- Вернись, - шептал Василёк, - вернись прошу тебя... пожалуйста.
Но шарик молчал.

  Случай с шаровой молнией в школе потряс всех жителей посёлка, потом ещё долго ходили разговоры о том, что ребятам сильно повезло, тем кто был в классе, ведь могло закончиться всё очень плохо. Родители Василька в тот день сразу приехали за сыном и забрали его с занятий домой, он несколько дней не мог разговаривать, только задумчиво смотрел в небо из окна своей комнаты и шевелил губами.

 Убирая  его комнату, мама нашла возле кровати какой-то ржавый металлический шарик, ну и выбросила его конечно. Потом они долго сидели с сыном возле окна и разговаривали. Василёк ей всё рассказал и наверное она ему поверила, только потом обняла покрепче, поцеловала в лоб и прошептала о том какой он всё-таки, Василёк - выдумщик и мечтатель.

 Так наверное всё и было.


 

 


   

 


Рецензии