Пропавший поэт

ПРОПАВШИЙ ПОЭТ
Александр Апполонов


***
*******
*

Александру Апполонову


Что за блажь?! К чему страданья!
Думы про любовь и честь.
Не допито ведь в стакане,
И в бутылке ещё есть!

Брось печалиться, не надо
Душу на портянки рвать.
Есть у нас ещё отрада –
Торопись-ка наливать!

В этом мире всё избито,
А несчастий – их не счесть.
Но в стакане не допито,
И в бутылке ещё есть.

Так что нечего страдальца
Строить важно из себя.
Не высасывай из пальца
Строчки, душу теребя.

Пей скорей, вот путь к нирване,
Тосковать же – что за спесь!
Не допито ведь в стакане,
И в бутылке ещё есть!

Протрезвеешь – это хуже,
Хуже некуда тогда.
Ты ведь никому не нужен,
Гаснет лживая звезда.

Сердце сказками уж сыто,
И в душе – одна труха.
И в стакане всё допито,
И бутылка уж суха…

21.01.81.


Я посвятил это стихотворение человеку, которого никогда не видел и о котором почти ничего не знаю.
Когда я был студентом четвёртого курса факультета романо-германской филологии (1980 г.), к нам на факультет попал рукописный сборник его стихов. Его ли? В сборнике лежала справка о том, что некий Александр Апполонов является студентом то ли второго, то ли третьего (не помню) курса, кажется, пединститута. Сборник ходил по рукам, и однажды он попал ко мне. На нас, знавших тогда только официальную советскую поэзию, эти стихи произвели сильнейшее впечатление. Мой друг и одногруппник Шура Платонов, который тоже писал стихи, по прочтении этого сборника стихи писать перестал.
У меня сборник задержался, потому что я не только прочёл его, но и переписал.  А позже, через несколько лет, когда у меня появилась печатная машинка, сделал машинописный сборник в переплёте. Жаль, сгорел он на пожаре в 2006-м году. Наизусть помню два стихотворения.

1
На листочке в клеточку,
Взявши авторучку,
Нарисую девочку
С мальчиком под ручку.

Девочка – в косыночке,
Мальчик – без убора
На моей картиночке
Встали у забора.

На заборе – рожа,
А под нею строчки:
Таня + Серёжа…
Дальше только точки.

Всем оно знакомое
Данное сложение,
Ведь любовь законное,
Вечное движение.

2
Хоронили бабушку.
Отпевать покойницу
Пригласили батюшку,
Первого пропойцу.

Прочитал молитву,
Длинную и грустную.
Осушил поллитру,
Закусил капустою.

Что ж ты, пьяный батюшка,
Нос, как свечка, светится…
До свиданья, бабушка!
На том свете встретимся…

Остальное – отрывочно:
*
Лампочки грушами
Светят с потолка.
Снова всё разрушено,
На душе – тоска…
*
Как это пошло,
Как это глупо –
Бутылка водки,
Тарелка супа.
Сидим унылые
Под «Oh! Darling!».
Совсем не пили –
Чуть-чуть поддали…
…………………….
Теперь под водку
Не ем я супа,
Ведь это пошло,
К тому же – глупо.
*
Дождь идёт. Водосточными трубами
Плачут дома.
Отчего мы бываем грубыми?
Ты не знаешь сама…
*
Лягу мордою на стол,
Подремлю на лекции.
Я теперь ужасно зол
На закон инерции.
По инерции живу,
Чтоб ей было пусто,
По инерции жую
Кислую капусту…
*
Солнце греет кое-как,
Хуже батареи.
А я блоху держу в руках
И дыханьем грею.
Ей ведь тоже нужен быт –
Теплота, забота.
На досуге джаз и бит,
И лёгкая работа.
Осень! Чтоб тебя доской
По башке кто стукнул!
Ишь, пришла, с дождём, с тоской
И зелёной скукой…
*
Была там поэма про бичей с таким рефреном:

Первый бич
Иван Кузьмич
Издаёт призывный клич,
Стаканы с дрожью приближаются друг к другу.
Сначала звон, потом хлопок,
И спичек полный коробок
Пошёл по кругу…

И ещё две строчки:

Прощай, товарищ органистка!
Моя гражданская жена…

Пожалуй, всё, что удалось вспомнить.
Стихи Апполонова, несомненно, оказали на меня влияние. Я увидел красоту короткой строки, красоту неточной рифмы, и ещё много чего. Он как будто раздвинул мои горизонты, указал путь из маленькой комнатки в просторный зал, за которым, конечно же, есть помещение ещё больших размеров, и, кто знает, может быть, где-то дальше есть простор – без стен и крыши. Не важно, есть или нет, важно ощущение этого, которое мне дали стихи Александра Апполонова.
Все эти годы я надеялся, что он как-то проявится – но, увы. Если кто-то знает его, знает, как сложилась его жизнь, знает его стихи – отзовитесь!..

06.01.18.


Рецензии