Лабиринт

ЛАБИРИНТ
Одноактовая пьеса в семи картинах

Действующие лица:

ОН — никому неизвестный мужчина 35-40 лет
ОНА — никому неизвестная женщина в очках, возраст произвольный, но в разумных пределах
БИЛЕТЁР

Действие происходит в коридорах лабиринта. Время действия — условно наше.


Сцена первая
ВХОД В ЛАБИРИНТ

За столиком сидит билетёр.  Мимо проходит ОН.

БИЛЕТЁР: - Посетите наш лабиринт! Тысяча коридоров, половина из которых ведёт в тупики, другая к выходу! Три тысячи поворотов и секретных проходов к верному направлению! Масса адреналина, хорор и чувство гордости за себя на выходе. Ну как, хотите?! Не сомневайтесь, чудесный аттракцион, не пожалеете.
ОН: - По-вашему я похож на ребёнка, которому нужны развлечения?
БИЛЕТЁР: - Не похожи, потому и приглашаю. Аттракцион совсем не детский и вряд ли  развлекательный. Тут, знаете ли, определённая отвага нужна.
ОН: - Прям уж отвага.
БИЛЕТЁР: - А как же! Забредёте, к примеру, в тупик, или забудете где шли. Будете голову ломать — был я тут, не был? А я вам, хе-хе, не Ариадна - путеводную нить не дам.
ОН: - Хорошая реклама. Скелетов внутри много?
БИЛЕТЁР: - Чьих?
ОН: - Тех, кто не выбрался.
БИЛЕТЁР: - Не знаю, может и есть парочка. Так пойдёте? С чувством юмора у вас, как я вижу, всё в порядке, в панику не впадете. 
ОН: - А выход отсюда точно есть?
БИЛЕТЁР: - А как же! Где-то там (машет рукой), с другой стороны.
ОН: - Ну, хорошо, предположим, я зайду, а потом внезапно заблужусь, служба спасения какая-нибудь функционирует?
БИЛЕТЁР: - Зачем? Мы работаем круглосуточно, рано или поздно выход обязательно найдётся. Не пропадёте. Тут ведь главное что?
ОН: - Что?
БИЛЕТЁР: - Найти выход из любого тупика! Са-мос-то-я-тель-но!
ОН: - А-аа... ну, да... Занятно. У меня, как-раз - по жизни полный тупик, и выход из него тоже... где-то там.
БИЛЕТЁР: - Так идите, не сомневайтесь! Нет ничего вернее, чем превратить проблему в аттракцион.
ОН: - Думаете? Ну, ладно. Давайте билет. Поглядим. Там есть какие-то правила, или ещё что-то? Техника безопасности какая-нибудь?
БИЛЕТЁР: - Техника простая: ищите выход и ничего не бойтесь.
ОН: - Я и так ничего не боюсь.
БИЛЕТЁР: - Что ж, тогда вам и карты в руки.

Протягивает билет. Поколебавшись, ОН берёт и заходит внутрь.




Сцена вторая
ЛАБИРИНТ ВНУТРИ

Он выходит на перекрёсток нескольких коридоров, осматривается.

ОН: - Эй, есть кто живой? (прислушивается, усмехается). Похоже, никого. Ну, может так и лучше. Делай, что хочешь, веди себя, как в голову придёт. Ни тебе начальников, ни друзей-предателей, ни баб... (заглядывает во все коридоры) Таак, уже интересно. Куда ж пойти? Может, посчитать, как в детстве? Чёрт! Ни одной считалки не помню.Как это там? Вышел месяц из тумана...

Трёет лоб и начинает произносить считалку, тыча пальцем в разные направления. Без конца сбивается, но откровенно радуется, когда вспоминает нужные слова.
В это время появляется ОНА. Она движется пританцовывая, с закрытыми глазами. ОН смотрит с изумлением, пытается посторониться, но ОНА делает неожиданное па и, конечно же, налетает на НЕГО. Вскрикивает, испуганно отбегает. ОН тоже пятится.

ОНА: - Простите.
ОН: - Ничего.
ОНА: - Я не ожидала, что тут... Думала нет никого.
ОН: - Ну да, я понимаю. Сам минуту назад радовался, что безлюдно и никаких условностей. В смысле - веди себя, как хочешь.
ОНА: - Просто я прочитала, что по лабиринту нужно передвигаться танцуя.
ОН: - Зачем?
ОНА: - Не знаю. Все говорят, здесь какой-то особый мир... Точнее - мир с особенным смыслом. Захотела проверить.
ОН: - Что ж тут особого?
ОНА: - Вот - танцую, пытаюсь понять.
ОН: - Ну, удачи!

ОН уходит в коридор, из которого появилась ОНА.
ОНА смотрит ему вслед, потом снова закрывает глаза, разводит руки, готовясь к танцевальному шагу, но тут возвращается ОН.

ОН: - Простите...
ОНА (испуганно): - Да!
ОН: - Я так понял, вы про лабиринты кое-что знаете?
ОНА: - Совсем немного.
ОН: - Но вы же что-то читали.
ОНА: - Да. Правда, было это очень давно, мало что помню. Просто сегодня настроение такое... Шла мимо, увидела вывеску и решила проверить.
ОН: - И, как оно? В смысле, с танцами на самом деле лучше?
ОНА: - Я пока не поняла.
ОН: - Может, надо как-то вдвоём?
ОНА: - Это точно нет!
ОН: - А почему? Я вам не понравился, или принципиально хотите одна тут ходить?
ОНА: - Мужчина, за те пол секунды, что я вас видела, решить «понравился — не понравился» невозможно. И никаких принципов в отношении этого лабиринта у меня нет, я просто хожу и пытаюсь разобраться в сакральном смысле всего этого. Са-мос-то-я-тель-но!
ОН: - Класс! Мне это слово только что на входе сказали. И про смысл, кстати, тоже. Хотите, поделюсь?
ОНА (со вздохом): - Ну, поделитесь.
ОН: - Смысл в том, чтобы найти выход! Самостоятельно!
ОНА: - Отлично! Вот и ищите. Самостоятельно, если вы не поняли, означает в одиночестве.

Хочет уйти.

ОН: - Вам не страшно тут одной?
ОНА: - Нет.
ОН: - А мне что-то не по себе от пустоты. То есть, с одной стороны, конечно, хорошо, но как-то непривычно. Не знаете, там ещё люди есть? Вдруг кому-то тоже того... Я бы составил компанию.
ОНА: - Какие-то голоса я слышала, но кроме вас никого не встречала.
ОН: - А вы здесь давно?
ОНА: - Трудно сказать. Часов у меня нет, мобильный разрядился, но по ощущениям около часа.
ОН: - Ого! Я надеялся минут на двадцать. Ну, полчаса максимум...
ОНА: - Я вас разочарую, так быстро не получится.
ОН: - А вы на какое время рассчитываете?
ОНА: - Пока не выйду.

Решительно уходит.

ОН: - Хороший ответ. (Снова осматривается) Ау! Люди! Компания кому-нибудь нужна?! (Тихо, никто не отвечает) Ну и на фиг...

Пытается слегка приплясывать и уходит в противоположном направлении.


Сцена третья
НОВЫЕ ПОВОРОТЫ ЛАБИРИНТА

Никого нет, тихо, потом слышен вскрик, какое-то бормотание и появляется ОНА. По виду, страшно сердится и потирает лоб. Следом выходит ОН, бормоча извинения.

ОНА: - Снова вы! И ногу мне отдавили!
ОН: - Ну простите! Тоже пытался с танцами...
ОНА: - Не лабиринт, а деревня какая-то! Думала, побуду в уединении, подальше от людей, и вот, пожалуйста!
ОН: - Что поделать, планета у нас такая. Слышали, небось, устойчивое выражение: планета людей.
ОНА (потирая уже ногу): - Ну да, где люди, там и травмы... А вы что, филолог?
ОН: - С чего бы?
ОНА: - Фраза эта: «устойчивое выражение», очень подходит филологу.
ОН: - Я военнослужащий человек. Такое устойчивое выражение вам знакомо?
ОНА: - Слегка.
ОН: - Ваше счастье.
ОНА: - Почему? Мне всегда казалось, что военные — люди достойные.
ОН: - Когда как... (смотрит, как она трёт ногу) Слушайте, неужели так сильно отдавил? Всё трёте, трёте... Хотите вызвать у меня чувство стыда, или что? Так вот, не выйдет - налетел я на вас случайно и, знаете, будь моя воля, век бы с вами больше не встречался! Я может тоже хочу тут с сакральным смыслом наедине...
ОНА: - А что вы кричите? Как будто мне очень хотелось снова с вами встретиться. Чистая случайность!
ОН: - Так и не трите больше эту вашу ногу! А если так больно, давайте я вас ко входу отнесу, он тут, кажется, ещё недалеко.
ОНА: - Спасибо, не надо.

Делает шаг, морщится.

ОН: - Больно?
ОНА: - Терпимо, не беспокойтесь.
ОН: - Может, я всё же посмотрю, вдруг сломал что-то.
ОНА: - Уже проходит. Похожу немного, совсем пройдет.

Делает ещё шаг, останавливается и вдруг начинает тихо смеяться.

ОН: - А это вы почему? Что смешного случилось?
ОНА: - Я скажу, но только вы ничего такого не подумайте... Ситуация у нас, как в кино, или в пьесе какой-нибудь, где мужчина и женщина сначала ругаются и не знают, как друг от друга скорей избавиться, а потом у них отношения развиваются, развиваются и, совсем по-дурацки, возникает... ну, как бы, любовь. Я это вспомнила, и так смешно стало... Ужасная банальщина, правда?!
ОН: - Действительно, смешно. Только сильно не надейтесь. Как раз перед тем, как зайти сюда, я думал о том, что все бабы — уж простите — ещё те стервы, и любить их, самая большая глупость, какую только может совершить мужчина. И это, кстати, тоже банальщина, тысячи раз сказанная, как до меня, так и после.
ОНА: - Что значит, не надейтесь! На что?! Я сразу сказала ничего такого не думать и всего лишь хотела пошутить! Безотносительно! Имея в виду только ситуацию! И вдруг какое-то солдафонское хамство!
ОН: - Увы, мадам, хамство входит в число моих достоинств. А также безразличие к чужим надеждам и неумение жить. Плюс к этому слабая воля, занудство, предательство собственного призвания... Во пафос, да?! Могу и дальше продолжить, там ещё пунктов сорок. Хотите?
ОНА (после паузы, во время которой смотрит на НЕГО с сочувствием): - Вы, наверное, с женой разводитесь?
ОН: - Уже развёлся.
ОНА (про себя): - Банальщина...
ОН (услышав): - Кому как. Когда всё это с тобой, кажется всё так ново, свежо, оригинально!
ОНА: - Я знаю.
ОН: - Тоже разводились?
ОНА: - Не хочу об этом говорить.
ОН: - Ради бога... Нога прошла?
ОНА: - Не болит. Но, знаете, ужасно есть захотелось. В той стороне, откуда вы пришли, киоска с едой не было?
ОН: - А тут разве есть такие?
ОНА: - Один мне попался, но тогда я есть совсем не хотела, а сейчас... просто ужас какой-то!
ОН: - Так, давайте поищем. Я бы тоже съел чего-нибудь.
ОНА: - Давайте.

Оба поворачиваются, чтобы идти, и она снова смеётся. На стене, прямо перед ними, оказывается указатель с надписью «Буфет».

ОНА: - Прямо судьба.
ОН: - Да, как по заказу. Хотя, чему удивляться? Особый мир. Может там и пивко найдётся...

Уходят.

Сцена третья
НОВЫЕ ПОВОРОТЫ ЛАБИРИНТА

ОН и ОНА удобно расположились на перекрёстке прямо на полу. Вокруг коробочки из-под гамбургеров, бутылки с водой, фантики от конфет. Оба чему-то смеются.

ОНА: - И, что же было потом?
ОН: - А потом эта тётка накатала командиру телегу на нас - дескать, чуть не убили собачку и всё такое. А командиру куда деваться? Бумажка есть — надо реагировать! Велел  помощнику по воспитательной разобраться, а тот нас вызвал, построил на плацу и распорядился погонять перед нами собачку.
ОНА: - Ту же самую?!
ОН: - Нет, зачем? Та у тётки, а нам другую подогнали — дворняжку, которая у столовой всё время тёрлась и по плацу бегала. Раз прямо перед проверяющим во время смотра выскочила и давай лаять... Вся часть угорала. Так что её на плац приманить - раз плюнуть, у неё там, можно сказать, охотничьи угодья. В смысле, есть где побегать. И вот, она перед нами бегает, а замполит смотрит: пнём, не пнём? Мы, ясное дело, не шевелимся, только ржём потихоньку, а собачка, как по заказу, туда-сюда, туда-сюда...
ОНА: - И чем закончилось?
ОН: - Полным, безоговорочным оправданием! А тётке отписали, что все мы примерно наказаны.
ОНА: - Врать нехорошо.
ОН: - А где враньё? Пять минут позора перед всей частью наказание вполне себе.
ОНА: - Да, весёлая у вас была молодость.
ОН: - Вы так говорите, словно сами жили в монастыре.
ОНА: - Нет, конечно же, нет. Но я была отличницей и считала, что хорошие оценки в жизни самое главное.
ОН: - Ааа, это знакомо.
ОНА: - Тоже хорошо учились?
ОН: - Боже сохрани! Но про хорошие оценки в меня вбивали долго и упорно.
ОНА: - И, что?
ОН: - Стал военным.
ОНА: - Там оценки не нужны?
ОН: - Почему же, нужны, и далеко не те, к которым я привык. Оценки, к сожалению, везде нужны. Или мы сами себя к этому приучили? Но они не главное. Нет.
ОНА: - А что главное?
ОН: - Ооо! Знал бы прикуп... Знаете, меня всегда ужасно бесил вопрос о смысле жизни. Ну кому какое дело?! Живёшь себе, и живи! Дали тебе десять заповедей, и достаточно! Пользуйся. Но нет! Все мы люди, все человеки, и живём строго против заповедей, во всяком случае, всегда против одной, ибо кумиров себе творим и творим. А ведь всё должно из собственной башки идти! Особенно самооценка.
ОНА: - Нет, с этим не получится. И воспитание, и оценка начинаются от родителей, потом учителя, друзья, просто знакомые... Их всё больше и больше, и от каждого приходит что-то новое, что добавляется к прежнему, и весь этот груз давит и давит. В основном на самооценку. Хотя, может что-то и даёт. Не знаю... Мы, как биллиардные шары. Всякое общение - столкновение, смена траектории, и, хочешь не хочешь, движение по жизни. Жили бы в вакууме, оставались на месте. Но, как вы правильно заметили, вокруг планета людей.
ОН: - А где люди, там и травмы. Я запомнил.
ОНА: - И травмы — да. Мы просто не умеем по-другому, без столкновений. И, честно говоря, на другое шанса у нас просто нет. Первый толчок дают родители, хотим мы того, или нет, и это всё определяет.
ОН: - Что ж, тогда тупик.
ОНА: - А почему вы про кумиров сказали? Изо всех заповедей только эту... У вас есть такой? В смысле, кто-то влияет на ваши поступки, или.., не знаю, ограничивает их, корректирует?
ОН: - Устав!

Оба смеются.

ОН: - А у вас?
ОНА: - Кто угодно. Я ужасно зависима от чужого мнения. Порой настолько, что приношу сама себе вред.
ОН: - Не верю.
ОНА: - И всё-таки это так. Стараюсь контактировать с этим миром по его правилам, а  получается зависимость, и вообще, стадное чувство какое-то появляется. Пытаюсь по-своему - все говорят: странная.
ОН: - А кто вы по профессии?
ОНА: - Никто.
ОН: - Как это?!
ОНА: - Да вот так. Знаете поговорку: «Если ты учёный, то не женщина, а если женщина, то какой из тебя учёный»?
ОН: - Так вы учёный.
ОНА: - Хотелось бы быть женщиной.
ОН: - И в какой области?
ОНА: - Во всех.
ОН: - Нет, я про учёного. В какой области? Физика? Математика?
ОНА: - Биология.
ОН (без особого энтузиазма): - Ааа... Интересно, наверное?
ОНА: - Кому как... Знаете, нам бы надо уже идти. В лабиринте время меняется, мы могли просидеть тут всего мгновение, а могли и несколько дней.
ОН: - В таком случае, я уже уволен, или разжалован.
ОНА: - А у меня отпуск.

Оба встают, смотрят на пустые коробочки и обёртки.

ОНА: - Надо бы это всё убрать.
ОН (озираясь): - Куда? Ни мусорки, ни коврика.
ОНА: - А коврик вам зачем?
ОН: - Под него затолкать.
ОНА: - Нет уж. Сложим в пакет и заберём.
ОН: - И что? Я с ним буду, как дурак, таскаться?
ОНА: - Ладно, я возьму.
ОН: - Зачем? Поставьте вон у стены, наверняка тут есть уборщики. Или боитесь, что кто-то здесь когда-нибудь пройдёт и о нас плохо подумает?
ОНА: - Не боюсь, но и не хочу этого.

Собирает мусор в пакет, в котором была еда. ОН наблюдает, потом поднимает пару бумажек, отдаёт ей.

ОНА (после паузы): - Вы в какую сторону дальше пойдёте?
ОН: - Мне всё равно. Выбирайте.
ОНА (указывая на один из проходов): - Я пойду туда, а вам остаются этот коридор, или этот.
ОН: - Мы что, не вместе?
ОНА: - Думаю, да.
ОН: - А почему? Мы хорошо сидели, общались. Могли бы и дальше коротать путь за беседой. Или я вам всё-таки не нравлюсь?
ОНА: - Я об этом не думала... Наверное нравитесь. Поэтому и не стоит идти вместе. Это будет отвлекать.
ОН: - Не бойтесь, любви между нами я не допущу. Как только что-то такое в вас почую, сразу пущу в ход все свои достоинства. Вас что вернее отпугнёт — хамство, безразличие, или занудство?

ОНА отрицательно качает головой и уходит, унося мусор. ОН делает, было, шаг за ней, но останавливается. Некоторое время раздумывает, глядя на два оставшихся прохода и, выбрав один, тоже уходит.


Сцена четвёртая
ОДИН ИЗ КОРИДОРОВ ЛАБИРИНТА

Сначала никого нет, только слышно, отдалённо, музыку и голоса. Потом, уже ближе, голоса более чёткие, которые перекрывает ЕГО голос: «Всё, всё, девочки, было очень весело и приятно, но самостоятельно, это значит в одиночестве!»

ОН (появляется из-за поворота и кричит кому-то сзади): - Человек после развода, как воин в броне! Неуязвим!


Он явно доволен. Делает несколько танцевальных па, потом шутливо раскланивается и тут вдруг слышит ЕЁ голос: «Пустите, я туда совсем не хочу! Мне в другую сторону... Да пустите же!»

ОН: - Эй, эй там!

Убегает и возвращается, таща Её за руку за собой.
Она сердита и раздражена, поправляет съехавшие на бок очки.

ОН: - Что, и вас в хоровод пытались затащить?
ОНА: - Стадное чувство в людях неистребимо!
ОН: - А я с ними поплясал немного. Знаете, правда, бодрит. Похоже, они те же книжки читали, что и вы.
ОНА: - Ерунда! От этих танцев только устаёшь.
ОН: - Ну, отдохните, успокойтесь, тут, вроде, тихо. А вид у вас и правда, какой-то замученный. (замечает мешок у неё в руках). Это что, всё тот же мусор?

ОНА кивает.

ОН: - Может, бросите, наконец?
ОНА: -  Я найду урну. В конце концов, это наш мусор и нам следует его убрать.
ОН: - Можете высыпать прямо здесь мою половину. Мне совершенно наплевать, что об этом кто-то там потом подумает.
ОНА: - Я донесу... У выхода наверняка есть урна, там всё и оставлю.
ОН: - А вы на самом деле странная. Хотите быть женщиной, так и поступайте, как все остальные.
ОНА: - А как поступают все остальные?
ОН: - Облегчают жизнь любыми средствами. Благо у женщин их от природы предостаточно.
ОНА: - Кто ж вам такое сказал?
ОН: - Научил жизненный опыт.
ОНА: - Похоже, странный тут только ваш опыт. Я, наоборот, всегда считала, что жизнь себе облегчают мужчины, и у них для этого миллион оправданий.
ОН: - Вам просто не повезло — не те встречались.
ОНА (максимально выразительно): - Вот с этим не поспоришь.
ОН: - А я вам не мужчина. В том смысле, что не тот, которого встречаешь для жизни. Мы просто в лабиринте, как попутчики в транспорте. Никто никому ничем не обязан. И мусор мой вы носить тоже не обязаны.
ОНА: - Я его не по обязанности ношу.
ОН: - Так бросьте!
ОНА: - Не могу.
ОН: - Вот я и говорю: странная.
ОНА: - Значит, вам повезло.
ОН: - В смысле?
ОНА: - Вы-то меня ничем не удивили, такой же, как все.
ОН: - Ааа, ну да... Как я понял, опять расходимся?
ОНА: - Да, пожалуй. Немного отдохну и пойду туда (указывает направление)
ОН: - Так, может, я подожду пока вы отдохнёте, чтобы никто на вас опять не напал и не потащил туда, (указывает противоположное направление), потому что я собираюсь идти в этом направлении.
ОНА: - Как хотите.

Садится возле стены, максимально от него отвернувшись. ОН тоже садится. Некоторое время слышна только отдалённая музыка, чей-то смех и громкие выкрики. Потом всё стихает.

ОН: - Расскажите мне о лабиринте.
ОНА: - А что тут рассказывать? Вот, всё на виду.
ОН: - Но ведь был кто-то первый, кто придумал эти переходы и тупики. Он же не просто так это придумал?
ОНА: - Говорят, лабиринт отражение жизни, где время и пространство замкнуты в спираль.
ОН: - Аа, это в смысле, новый виток, и всё такое?
ОНА: - Наверное. Я и сама толком не знаю. Версий про лабиринты очень много, даже и не помню какая о чём. Вроде бы, самый древний из известных лабиринтов, находился в Египте, и был построен под озером.
ОН: - Это как? Как метро, что ли?
ОНА: - Не знаю. Может, и не под озером. Читала, что он был какой-то очень уж огромный, считался одним из чудес света, и жили в нём гигантские крокодилы.
ОН: - А тот лабиринт, который с Минотавром?
ОНА: - Ну, про этот все знают.

ОН хмыкает.

ОНА: - Хотите сказать, вы не знаете?
ОН: - Ну-уу, так-сяк... На уровне названия. Минотавр, вроде, чудище какое-то?
ОНА: - Внебрачный сын Посейдона и жены Критского царя.
ОН: - М-да, ничего не меняется, и тогда бабы были не лучше нынешних.
ОНА: - Что бедная женщина могла против бога... (После паузы) Вы только представьте, какой ужас она должна была пережить, увидев своего ребёнка с нормальным, человеческим тельцем, ручками, ножками, но с бычьей головой!
ОН: - А муж на это что сказал?
ОНА: - Велел построить лабиринт и спрятал там и позор, и уродство.
ОН: - Лучше бы убил.
ОНА (задумчиво): - Иногда я тоже так думаю. А ещё думаю, любила ли она его?
ОН: - Кто кого?
ОНА: - Жена царя любила ли Минотавра? Больных, или чем-то обделённых детей всегда любят  сильнее. Минотавр вырос большим и сильным, значит, о нём заботились. Может, она его навещала, жалела, чем-то вкусненьким кормила...
ОН (в тон ей): - К человечинке приучила... Это ведь ему пароходами девиц свозили?
ОНА: - Самых прекрасных юношей и девушек. А пароходов тогда не было. И не факт, что Минотавр их ел.
ОН: - Ну, убивал, какая разница... Боюсь, матушка его разбаловала.
ОНА: - Может, злым его сделал отчим, который спрятал в лабиринте и стыдился... А если бы он его полюбил и признал, что тогда? Не было бы чудовища!
ОН: - Вряд ли. Нашелся бы кто-то другой - затравил бы насмешками, или ещё чем-нибудь довёл.
ОНА (не слушая): - А может Минотавр просто символ? То есть, будь ты бог, или царь, или вообще кто-то, но зло, порождённое тобой, всегда потребует для уничтожения самое прекрасное, даже если это зло спрятать! Кстати, тот лабиринт по устройству был самым простым, но сделан так, что каждый поворот заставлял сомневаться в правильности выбора.
ОН: - Как это так можно сделать?
ОНА: - Возможно, заключив внутрь страх.
ОН: - Да, мудрёно... Но про лабиринты мало что проясняет. Страх, он и в Африке страх, хоть в лабиринте, хоть в тоннеле.
ОНА: - А знаете, кто построил лабиринт для Минотавра? Дедал. Отец Икара - того мальчика, который подлетел слишком близко к Солнцу и сгорел.
ОН: - Да, про этого что-то слышал.
ОНА: - А всю историю знаете? Дедал так хотел, чтобы его сын был самым талантливым, самым красивым и выдающимся, что убил другого мальчика, который в чём-то Икара превосходил! Это я к вопросу о самооценке, которую навязали родители. Одного, от стыда, упрятали под землю, где он отводил душу, уничтожая всё, что было лучше его, а другим слишком гордились, но тоже уничтожили то, что было лучше. А потом подарили фальшивые крылья, на которых Икар и сгорел, хотя отец просил его не залетать высоко. Но, как не залетать, если ради твоего превосходства убили?!
ОН: - Жизненно... Я тут тоже одну историю вспомнил. Может, не в тему, но вспомнилось чего-то... Короче, у нас в части срочником служил парень из какой-то захудалой деревни. Корявый, страсть! Весь, как квадрат. Смотрел исподлобья, бухтел, дичился. Его даже старослужащие особо не трогали. Хотя, дедовщины у нас не было, но, сами знаете, в коллективе всегда найдут кого погнобить, а его даже не интересно было. Он по жизни, как тот Минотавр - ни то, ни сё... А потом как-то заступил этот Минотавр дневальным в клуб, а там сценку для концерта репетировали, и, то ли не пришёл у них там кто-то, то ли ещё что, но, короче, понадобился срочно человек, чтобы по ходу дела вышел, цветы кому-то подарил и чего-то там сказал. Его и позвали. А я в это время в зале сидел - я пою хорошо, всегда в концертах с гитарой... Так вот, сижу и наблюдаю, выходит этот квадрат на сцену, ему там наша библиотекарша мило всё объясняет и, хоть по глазам вижу - особой веры в то, что он понял, нет - говорит с ним ласково, как с таким, который с пол пинка всё поймёт. Ну, думаю, эта канитель надолго! А он за занавеску на сцене зашёл, да как выйдет оттуда с букетом этим! Ни прибавить, ни убавить - герой-любовник! У библиотекарши челюсть, аж вот тут, все другие тоже обалдевшие, а он знай себе текст говорит, да без запинки, да прям так, как надо!
ОНА: - И что, стал потом артистом?
ОН: - Нет, сержантом. Я после того концерта в отпуск ушёл, а вернулся - смотрю, он уже в лычках... Но речь не о том. Или о том... Не знаю. Но вспомнился он что-то. Там ведь самооценка была ниже плинтуса, а вот — нате вам! Он, думаю, от чувства ответственности к жизни проснулся. Раньше, что? Ходил себе и ходил, ни то, ни сё. Его даже в наряды ставили туда, где только убраться, а тут с добрым словом подошли...
ОНА: - И без пистолета.
ОН (смеётся): - Ну, да... Помню, я его и не узнал, когда приехал. Идёт такой, стройный, широкоплечий. Он у нас потом отличник и боевой, и строевой, и всем бочкам затычка. Жаль, не знаю, что там с ним дальше стало, но уверен - всё хорошо. В лице у него что-то такое появилось...
ОНА: - Зазнался?
ОН: - Нет, то-то и оно! Если б зазнался — тут понятно, это сплошь да рядом. А у него... как бы это сказать? На него положиться стало можно. Если брался что-то делать — делал, моё почтение. Вы бы как это назвали?
ОНА: - Достоинство, наверное?
ОН: - Наверное... Чёрт его знает, как с людьми нужно? Этот вот взял и раскрылся, а других, и в самом деле, куда не целуй, везде задница.
ОНА: - А вы службу любите?
ОН (подумав): - Удобно. Приказали — сделал, не приказали — и не надо. Хотя, если в смысле родину защищать, то да... Но, дали бы выбрать, я б лучше пел.
ОНА: - А как же родина?
ОН (после паузы): - Вы когда-нибудь представляли себе Землю в космосе?
ОНА: - Ну, бывало такое.
ОН: - А себя на этом шарике представляли? Скажем, идёте вы вечером по улице, снежок падает, фонари горят, и вдруг мыслью так, вжжжик, и в космос! И странно, правда? Маленький такой шарик. Чуть дальше отлети и шиш увидишь, а на нём бегают, толкаются, дерутся, бомбы какие-то взрывают... Вот и думаешь тогда — не дрались бы, может, и лучше было бы петь, плясать, цветочки рассматривать. И про лабиринты, может, знали бы сами по себе — весь этот сакральный смысл, и не петляли бы тут в неведении.

ОНА молчит. Зажмуривается на какое-то время, потом вдруг встаёт, хватает мешок с мусором.

ОН: - Вы чего?
ОНА: - Знаете, как-то жутковато стало. Я представила, и теперь, наверное, пойду. С вами, правда, очень было хорошо говорить, но я сюда пришла и совершенно ничего не сделала из того зачем... Вы меня простите, ладно?
ОН (слегка удивлённый): - Да пожалуйста.
ОНА (немного помедлив): - Ну, всё...

Уходит. Он сидит какое-то время в изумлении, потом пожимает плечами, встаёт и уходит в противоположном направлении.
Снова звучит музыка, снова слышны голоса и смех.


Сцена пятая
НОВЫЙ ПОВОРОТ ЛАБИРИНТА УКРАШЕН ШАРИКАМИ, ПОДСВЕЧЕН ЦВЕТНЫМИ ПРОЖЕКТОРАМИ

Всё тот же шум, как будто толпа где-то веселится и что-то празднует. Потом из-за поворота выходит ОНА.
Идёт нетвёрдо, чему-то смеётся, в одной руке мешок с мусором, в другой стаканчик, из которого ОНА делает пару глотков, потом морщится и заталкивает стаканчик в мусорный мешок.
За этим занятием её застаёт ОН, который появляется с противоположной стороны с таким видом, словно совершенно потерял ориентиры.

ОН: - О! Батюшки, да это вы, что ли?!
ОНА (покачнувшись): - Ой!
ОН: - Не ой, это я опять... (Принюхивается) Вы что, в праздник угодили?
ОНА: - Это было ужасно!
ОН: - Судя по запаху, да. Что за дрянь вы там пили?
ОНА: - Не знаю, я не специалист. (Снова покачивается, опирается на него) А давайте потанцуем.
ОН: - О, чёрт, да вам совсем плохо. А я-то надеялся дорогу спросить.
ОНА: - Не выйдет, я её тоже не знаю... ха-ха, да и зачем? Планетка маленькая, тесная... лучше никуда не ходить, а то там все толкаются... Давайте танцевать! Или нет, вы пойте, а я тут сама как-нибудь...
ОН: - Как-нибудь... Вы, между прочим, бросили меня в разгар увлекательной беседы, чтобы пойти выполнять свою программу максимум.
ОНА: - Это какую?
ОН: - Мне откуда знать? Я вам и про молодость, и про мысли сокровенные, а вы мне ничего не рассказывали. Только про Минотавра своего.
ОНА: - Он не мой, он критский... А, знаете, у них там крокодил на верёвочках, (машет рукой в ту сторону, откуда пришла).
ОН: - Живой?
ОНА: - Чучело. И они его совсем не боятся.
ОН: - Молодцы... Вас отвести обратно?
ОНА: - Нет! Там все друг друга любят.
ОН: - В каком смысле?
ОНА: - Ну... так.., так.., так...

Говоря, берёт его за руку, прижимает ладонь к своей щеке, смотрит в глаза, обнимает другой рукой за шею, (мешок с мусором при этом падает), тянется поцеловать, но, в последний момент, отворачивается и морщится так же, как и тогда, когда отпила из стаканчика.

ОНА: - Нет, нельзя... Знаете, я не могу понять, почему вы мне всё время встречаетесь? Это какое-то искушение... Или наказание. Мне нельзя с людьми, никак нельзя! Я быстро устаю от любых отношений, и вас обязательно стану... нет, не ненавидеть, это слишком. Я стану на вас раздражаться. На всё! На то, как вы разговариваете, на эти ваши простецкие манеры, на ботинки грязные... Помните, «Москва слезам не верит»? У них там с этого любовь началась, но это ведь неправильно, нечестно! Невозможно полюбить грязные ботинки, если они уже вызвали в тебе неприязнь!
ОН: - Вам бы поспать.
ОНА: - Ага! Щас. Вот тут вот, на земле, разлягусь, и вытирайте об меня ноги, кто хочет!
ОН: - Вы об меня только что вытерли, почему бы и кому-то другому не сделать то же.
ОНА: - Хам и солдафон.
ОН: - Ботаник и дура.
ОНА: - А я не обиделась.
ОН: - А я обиделся.
ОНА: - На дураков же не обижаются. И на правду тоже. Вот вы не знаете, а право услышать правду о себе от кого-то другого ещё надо заслужить!
ОН: - Я не хам и не солдафон.
ОНА: - А это и не было правдой. Правда в грязных ботинках, и она не про вас...

Поднимает мешок, идёт к проходу, из которого ОН вышел.

ОН: - Куда вы?
ОНА: - Дальше за правдой.
ОН: - Не советую туда ходить - за поворотом, тупик.
ОНА: - А за тупиком новый поворот... Вы, кстати, на тот праздник тоже не ходите. Хотя... Я вашего тупика не боюсь, так почему бы и вам не пройти по тому пастбищу любви, ха-ха... Только они там всё врут. И крокодил у них ненастоящий. И ваш тупик, наверняка, тоже, потому что вы его сами себе выдумали, а мне плевать.
ОН: - Вы сами-то понимате, что говорите?
ОНА: - Нет. Но я пойму, я же затем и пришла. Я достойна узнать правду, потому что пытаюсь, пытаюсь... Впрочем, это вам знать необязательно.

Уходит.
ОН идёт в другую сторону, но тут видит очки, которые ОНА обронила. Поднимает, хочет бежать за ней, чтобы отдать, но передумывает. Кладёт очки на прежнее место и тоже уходит.



Сцена шестая
В ЛАБИРИНТЕ СТЕМНЕЛО

Она сидит возле стены, уткнувшись лицом в колени. Рядом мешок с мусором. Вдалеке слышны невнятные голоса. Кто-то кричит, и ОНА поднимает голову. На лице слёзы, выражение полного отчаяния. ОНА тянется к мешку, хочет встать, но, вместо этого, совсем падает и плачет в голос.
Из-за поворота торопливо выходит ОН.

ОН: - Эй, эй, кто тут плачет?! (Присматривается) О! Опять вы! Ну, здравствуйте. Удивляться нечему. Похоже, в этом лабиринте мы выбираем одни и те же дороги, даже если и расходимся.

Поднимает её, сажает на прежнее место, сам садится рядом.

ОН: - Ну, как успехи? Протрезвели?
ОНА: - Я страшно устала и потеряла очки.
ОН (кивая на мешок): - Смотрю, мусор так за собой и таскаете? (Она кивает) А на фига? (Она пожимает плечами) Может, всё-таки бросите? (Она снова кивает) Ну, вот и хорошо. Посидите пока, отдохните. А дальше - так, не так - но пойдём вместе, иначе, боюсь, скелет здесь всё же появится.
ОНА: - Какой скелет?
ОН: - Неважно. Вы, главное, ерундой себе голову не забивайте, а то, как с этим мусором -  тащить будете из последних сил и, самое обидное, без толку.
ОНА: - А вы как? Совсем не устали?
ОН: - Так... немного. Хотя, с чего мне уставать? Я шёл без затей, по стрелкам.
ОНА: - По каким стрелкам?
ОН: - А вы не заметили? Вон, у каждого поворота внизу на стене маленькая такая стрелочка. Наверняка к выходу.
ОНА: - А если наоборот?
ОН: - Наоборот, это куда? К центру, что ли?
ОНА: - Или ко входу.
ОН: - Где вход, там и выход. Но мне почему-то кажется, что это верные знаки.
ОНА: - Слишком просто... Что ж вы с праздника ушли? Вы же танцевать любите.
ОН: - Петь я люблю, забыли?
ОНА: - Просто вспомнила, как вы мне отдавили ногу.
ОН: - Да, не танцор. Плюс, у них там, по ходу, драка назревает. Не хочу. А вы сюда откуда?

Она показывает на проход. Он присматривается к стене у поворота.

ОН: - Ну вот и неправильно. Стрелочка показывает туда, а не оттуда.
ОНА: - Там тупик.
ОН: - Не может быть!

Подскакивает, убегает в проход, но скоро возвращается озадаченный.

ОН: - Надо же, и тут обман. А ведь сказали, что стрелки верные.
ОНА: - Кто сказал?
ОН: - Да дед один встретился. Идёт себе по проходу, насвистывает, весь такой довольный. Я говорю: «Не знаете, где выход?», а он: «Зачем вам? Из лабиринта выход смерть, уверены, что  именно этого хотите?». Я ему: «Это шутка такая?» «Нет, - говорит, - если лабиринт отражение жизни, то логично предположить, что вход — рождение, а выход смерть». «Что ж тогда делать?», - спрашиваю. «Гуляйте, - говорит, - наслаждайтесь процессом». У него, кстати, и коньячок оказался.
ОНА (морщась): - То-то я чувствую пахнет.
ОН: - Не завидуйте так явно. Хотя, коньяк был что надо!
ОНА: - Терпеть не могу коньяк.
ОН: - Ну, да, на ту гадость, которой от вас несло, не похоже. Зато бодрость появилась, второе дыхание и наслаждение от процесса! В смысле от хождения здесь, а то подумаете, что я про выпивку.
ОНА: - Господи, чем тут наслаждаться? Коридоры, стены и тупики.
ОН: - Я, кстати, точно так же у того старичка спросил — чем наслаждаться-то, а он только посмеялся. «Имеющий глаза, - говорит, - и так далее... И вообще, кто как хочет, тот так и воспринимает»
ОНА: - Терпеть не могу такие фразы. А ещё вот это, любимое особо: «Когда-нибудь ты всё поймёшь». Отлично сформулировано! Почти, как «главное событие вашей жизни впереди». Помните? «Собачье сердце»
ОН: - Ну, помню. Только знаете, я после этого старика как-то сразу начал стрелочки на стенах замечать. А ещё колонны прикольные встретились и угол с картинками про джунгли. Не видели?

Она отрицательно качает головой.

ОН: - А ещё я спросил про Минотавра... Чего удивляетесь, вас я тоже спрашивал -  мне же интересно, что за штука такая лабиринт? А дедок оказался сильно учёным. Много чего наговорил, и, кстати, про тот египетский лабиринт рассказал, что там было несколько уровней, как этажи, и часть нижнего, возможно, уходила под озеро. И весь он был построен для какого-то их бога с головой крокодила. Имя я забыл. И вроде для настоящих, особо крупных крокодилов, в том лабиринте сделали отдельные кабинеты. А ваш Минотавр, кстати, никем кроме убийцы быть и не мог — его зачали уже как наказание за то, что критский царь Посейдону нахамил. Типа понизил его самооценку. Хотите расскажу?
ОНА: - Не хочу.
ОН: - Как учёный человек вы должны интересоваться всем, чего не знаете.
ОНА: - Я знаю историю о Минотавре, но не обязана воспринимать её, как все. И вы не мешайте мне думать, что какая-то любовь во всём этом была!
ОН: - Пожалуйста, думайте, что хотите.

Подходит к стене, рассматривает её, ковыряет что-то пальцем.

ОН: - Смотрите-ка, а тут тоже что-то было нарисовано. Интересно, что?
ОНА: - Может, там было написано: «Не верьте стрелочкам».
ОН: - Да, со стрелочками вышло коряво. Жаль. Я такой радостный был. Думал, нашёл систему. Выходит, даже по стрелкам опять шёл не туда?!
ОНА (устало): - Выходит.
ОН: - Впрочем, мы снова встретились, и это хорошо.
ОНА: - Хорошо ли?
ОН: - Мне да. Я к вам привык. Вот только что шёл и думал, что давно не встречались. Хотел спросить, нашли что искали, или нет? А вы опять такая... сама не своя.
ОНА: - Я устала.
ОН: - А ещё что?
ОНА: - Ничего. Очки вот потеряла.
ОН: - Вы без них плохо видите?
ОНА (еле слышно): - Наоборот.
ОН (не расслышав): - Что?
ОНА (кричит): - Наоборот!

ОН отшатывается, оторопело смотрит на неё. Потом осторожно возвращается, говорит, как с больной.

ОН: - Может, вас кто-то обидел?
ОНА: - Нет
ОН: - Но я же вижу, что-то не так! И плакали вы тут.
ОНА: - Я правду рассмотрела...
ОН: - О чём?
ОНА: - О ком! О себе, наконец, всю правду...
ОН: - Обидное сказал, что ли кто-то?
ОНА (не слушая): - Я поняла тут, что не умею любить.
ОН: - Вот, здрасьте! И потому такие слёзы?
ОНА: - А по-вашему оно того не стоит?
ОН: - О моём отношении к любви вы уже знаете, не вижу смысла повторяться.
ОНА: - Я знаю, что вы пережили развод и злитесь, потому что всё ещё свежо и памятно, и это совсем не про любовь. Это обстоятельства, события, быт, если хотите! С любовью ничего общего, и вообще, со временем пройдёт, не страшно!
ОН: - А у вас, ясное дело, непроходимая вселенская трагедия?!
ОНА: - Непроходящая... И я не хочу пока об этом. Вы спросили, я ответила - всё! Закрыли тему!
ОН: - Как угодно. (после паузы, желая снять напряжение) А «пока» звучит, как обещание. Я правильно понял, дальше идём вместе?
ОНА (со вздохом): - Придётся. Я, видите ли, фаталист. Верю, что случайности не случайны, и, раз уж мы встречаемся и встречаемся, это не просто так. Надо смириться и всё.
ОН: - Слава богу! Наконец! Если не будете страдать из-за всякой ерунды, я вашему обществу только рад, а то одному как-то... слишком самостоятельно. И скучно, и бестолково.
ОНА: - Я вас вряд ли стану веселить.
ОН: - Неважно. С вами я могу и просто болтать. Или поругаться — это, порой, тоже весело бывает.  Можем даже потанцевать, если хотите.
ОНА: - Только не это! Я страшно устала.
ОН: - Да и пожалуйста. Это я так, чтобы дать понять... Вы не дура, много чего знаете такого, чем я не интересовался никогда. И очаровать меня не пытаетесь, скорее, ха-ха, наоборот всё время... В смысле, ничего общего с теми дурацкими историями о внезапно вспыхивающей страсти, которые вы же и вспоминали.
ОНА: - Вы считаете их дурацкими?
ОН: - А вы какими?
ОНА: - Скорее, трагическими. Подведением итогов несложившейся жизни. Там всегда всё начинается с надрыва, которым закончилась их предыдущая жизнь — оба одинокие, ранимые, несчастные, потом они замечают друг в друге отклик на собственное несчастье и раскисают от умиления и благодарности. Но это взаимопонимания сиюминутное, его на целую жизнь не хватит. Зрителю же, или читателю, как правило, оставляют надежду, что дальше всё будет хорошо, и заживут они долго и счастливо! Вы в такое верите?
ОН: - Нашли у кого спросить.
ОНА: - Да забудьте вы о своём разводе, я вас в принципе спрашиваю! Могут ли два несчастных человека сделать друг друга счастливыми?
ОН: - Не знаю. А почему нет?
ОНА: - Потому что это неправильно! Если рыба родилась и выросла в грязном болоте, она не выживет в чистой воде! И любовь, выросшая на отчаянии или тоске, должна будет подпитываться отчаянием и тоской, иначе она будет уже не та, да и любовью ли останется?
ОН: - Слушайте, у вас на любви какой-то пунктик в голове, ей богу. С мужиками не везло, да?
ОНА: - Не ваше дело.
ОН: - Значит, закрыли тему и дальше идём под другие разговоры. Надо только решить — по стрелкам идём, или против них?
ОНА: - Надо идти по наитию, а не по стрелкам. Куда тянет.
ОН: - И меня, и вас должно тянуть к выходу! Поэтому... поэтому (выбирает), поэтому идём туда!

Тянет ЕЁ в тот коридор, где тупик.

ОНА: - Там же тупик, вы сами видели!
ОН: - Я видел, когда ходил один, вы тоже видели одна, но теперь мы пойдём вместе и посмотрим, тупик ли там?!

ОНА внезапно вырывается, уже привычно подхватывает мешок с мусором и прижимается к стене.

ОНА: - Нет, не пойду!
ОН: - Почему?
ОНА: - Там тупик, и ничего другого быть не может... У меня, знаете ли, тоже была семья. Точнее, муж был... А потом ещё один, не муж. В смысле, не официально, но жили вместе. И всё всякий раз заходило в тупик! Сначала я думала, что они не те, кто мне нужен. Просто ошиблась, в людях не разбираюсь... Потом стала думать, что «не такая» я, и полюбить меня можно только поверхностно, ненадолго. А здесь вдруг поняла, что любви в моей жизни вообще, кажется, не было, и я сама в этом виновата!
ОН: - Я же сказал — у вас пунктик.
ОНА: - Нет! Не перебивайте! Я, наконец, узнала о себе правду, и то, что меня не любили — закономерно и заслуженно! Я САМА НЕ УМЕЮ ЛЮБИТЬ, а люди просто платят мне взаимностью!
ОН: - Пора вас выводить отсюда.
ОНА: - КУДА?! Вы спросили, не страшно ли мне тут одной, так я вам отвечу, что там, снаружи, страшнее! Если не считать коротких встреч с вами, тут я, действительно, одна! С этим вот мусором и с этими мыслями! А там кругом люди, люди, люди, целый лабиринт людей, каждый из которых для меня тупик! Я тянусь к ним, испытываю потребность в общении, кого-то даже беру за руку, чтобы идти вместе, но всякий раз наступает момент, когда я вижу, что впереди никакого пути уже нет, а я совершенно одна. Это всегда было обидно до боли, а теперь, когда я поняла, что люди не при чём, что всё справедливо и правильно, обиды не осталось, но больно! Больно по-прежнему! Как будто в том месте, где должна быть любовь к ближнему, у меня нарост из другой какой-то жизни, бычья голова, как наказание за то, что кто-то, когда-то внушил мне самооценку, несовместимую с жизнью в обществе, а я её приняла и культивирую!

Он молча подходит, отнимает у неё мешок и высыпает мусор на пол.

ОН: - Со мной, или без меня, но дальше пойдёте так. Нельзя таскать за собой обёртки от съеденного и пережёванного давным-давно! Они пустые, понимаете?!
ОНА: - А вы свои бросили?!
ОН: - Я?!!
ОНА: - Вы, вы! На вас же до сих пор висит и ваш развод, и все ваши обиды! Вы их тоже за собой тащите! Бросаетесь изредка пустыми обёртками о том, что все женщины бабы и стервы, а доброе отношение к ним непростительная глупость, но всё это к вам же и возвращается, только с бОльшей грязью!
ОН: - Я от этого не страдаю.
ОНА: - Вы будете страдать, если не бросите свои обиды! Расскажите, выговоритесь! Раз мы, как попутчики в транспорте, то, значит, сам Бог велел! «Любовное настроение» видели? Надо выдавить из себя слова, за которыми выйдут и чувства! Так они меньше мучают!
ОН: - Нет уж, дорогая, вашу любовную тему мы закрыли, и мою трогать не будем!
ОНА: - Но почему?! Вдруг вы тоже не умеете любить, так надо себе в этом честно признаться, и не останется хотя бы обид!
ОН: - Вот уж тут, будьте спокойны, умею.
ОНА: - Тогда, расскажите мне! Расскажите. Как это бывает, когда чувства самые настоящие и на всю жизнь, без разочарований! Пусть даже не любовь, но дружба... У вас, у мужчин, всегда есть какой-нибудь закадычный друг, со школы и до седых волос! Это ведь тоже не просто так! У вас такой есть?
ОН: - Уже нет.

Она какое-то время смотрит, не понимая, потом, вдруг, догадывается.

ОНА: - Так ваша жена и ваш друг... они теперь вместе?
ОН: - Не ваше дело.
ОНА: - Согласна, не моё. Но, если вы будете вести себя так, будто и не ваше тоже, хорошим это не закончится, поверьте.
ОН: - Оно уже закончилось. Развод и полная свобода.
ОНА: - Это там закончилось, снаружи. А здесь вы свой мусор за собой таскаете!
ОН: - Кто бы говорил.
ОНА: - Правильно! Я знаю о чём говорю, поэтому имею право!
ОН (зло): - Нет, не имеешь! Никакого права у тебя нет лезть ко мне в душу и что-либо переставлять в ней с места на место!
ОНА: - Хорошо. Ладно. Хотите на «ты», я не против.
ОН: - Да, да, да! Был у меня, вот такой вот, классный друг! В школе вместе, в училище вместе! На свадьбе свидетелем... тосты говорил всякие! «Вместе, вместе на всю жизнь!» Перевестись помог в хорошее место, чтобы и служить вместе. А через пять лет пришёл и говорит: «Мы теперь вместе с ней».
ОНА: - А она, что сказала?
ОН: - Перечислила все мои отвратительные качества, с которыми, якобы, и святой не примирится, и ушла. Даже вещи оставила. Не хочу, говорит, вспоминать о разбитых надеждах. Как будто я всем был доволен и женился на ней в надежде на развод.
ОНА (подумав): - Я поняла, почему мы всё время встречаемся. Мы с вами одинаковые.
ОН: - Ай, бросьте! Я другу даже по морде не съездил, потому что до последней минуты не верил... Точнее, верил, что он не мог! Мы столько вместе пережили! Как братья, ей-богу. Я ему доверял во всём! А получилось - зря.
ОНА: - Я вашу жену имела в виду. Вы её не любили.
ОН: - Много вы знаете. У неё было всё, что нужно.
ОНА: - Значит, чего-то не хватало.
ОН: - Чего?!
ОНА: - Думаю, любви, но знать наверняка, конечно же, не могу.
ОН: - Ага, любви... Я по бабам не шлялся и не пил, как все у нас. А если пару раз что-то и было, то про одно она знать не могла, а за другое я повинился и покаялся! Видели бы вы, как у нас другие семьи живут.
ОНА: - Как?
ОН: - Да, как все!

Оба молчат.

ОНА: - Скажите, а вы жене про землю из космоса рассказывали?
ОН: - Не судите по себе. Это вы в собственных чувствах копаетесь, сюда за правдой пришли. А она обычная баба, ей не нужно было про космос... Таких снаружи, хоть пруд пруди — был бы муж, да чтоб податливый, смирный, как собачка у ноги, да чтоб о высоком мог порассуждать при случае, а, когда надо, и дурачком побыть.
ОНА: - Но вы же когда-то на ней женились, не на другой. Значит, выделялась чем-то.
ОН: - Чем-то... чем-то. Ну, выделялась, да.
ОНА: - Чем?

ОН внезапно отворачивается.

ОНА: - Вы можете ещё на меня покричать, я не обижусь.
ОН: - Знаете, вы лучше идите сами. Что-то не весело у нас получается.
ОНА: - Да, я знаю. Я же говорю: тупик, и смотреть не надо было. У меня всегда так, все говорят «странная, не от мира сего», и, наверное, так и есть. Но, знаете, что я вам скажу, «не от мира сего» не так уж и обидно... То есть, обидно, конечно, что занесло не в свой мир, но я совершенно нормальная! И любить умею, просто делаю это тоже по-своему. Мне бывший муж как-то сказал: всё у тебя, как в кино, а жизнь другая. Но я сейчас подумала, а что плохого в том, чтобы, как в кино? Мы же любим смотреть фильмы, где все чувства кем-то прописаны, и этот кто-то, когда писал, старался, чтобы было честно, значимо, со смыслом! Чтобы был ДИАЛОГ, а не заскучавший от однообразия секс и совместный приём пищи, которую я обязана приготовить, а он съесть. Чтобы было развитие и взаимное обогащение чувствами, мыслями и какими-то умениями, а не преодоление бытовых трудностей и не добывание денег... Всё это, наверное, нужно, ведь почти все это делают, но почему, действительно, не улететь хоть раз в космос и не взглянуть оттуда? Я, конечно, знать не могу, но, может быть, когда вы свою жену встретили и выделили из толпы других, у вас тоже было, как в кино. А потом, когда она ждала, что так теперь и будет, вы изо всех сил начали доказывать ей, что жизнь другая? А, может, надо было про космос?

Она смотрит ему в спину, Он молчит. Она ждёт, потом тихо уходит в тот проход, где тупик.

ОН (после паузы, не замечая, что Она ушла): - А знаете, про землю из космоса мне в первый раз друг рассказал... С детства книжки приносил хорошие, записи всякие... Говорил, почему это хорошо, а то — полный отстой... Я петь начал, когда за ним пошёл на гитаре учиться. У него не получилось, а я подсел. Девчонки за мной потом хороводом. Телефон обрывали, на КПП в училище чуть не дрались, а я и про них, как про книжки, с ним советовался, а перед девчонками потом старался быть, как он... Чёрт! Сам себе не верю, что говорю такое, но ведь было! Подсознательно, как-то, всё время его держал перед глазами, его словами говорил обо всём, чего не понимал, его остротами шутил, щеголял знаниями, которыми он со мной поделился... Я и женился больше из-за того, что увидел, как сильно она ему понравилась. Подумал - раз так, значит стоит... А когда устал быть не собой, или умения уже не хватало,  всё быстро и закончилось. Как в той книжке... Блин, не помню имени! Про мушкетёра со здоровенным носом... Вы не помните, как там его звали?

Оборачивается и видит, что её нет.

ОН: - Эй, вы где?! Опять ушли? Да, чтоб вас... Теперь-то не надо было!
ОНА (возвращаясь): - Слушайте, я проверила, там нет больше тупика! Вы были правы, вместе мы здесь что-то меняем и, скорей всего, отыщем выход без проблем!
ОН: - А дальше что?
ОНА: - Посмотрим. Вдруг выйдем отсюда и увидим, что снаружи тоже многое переменилось.
ОН (после паузы): - Значит, уходим уже? (на мусор): А это за нами не потянется?
ОНА: - Мы это соберём и выбросим на выходе.
ОН: - А если выход смерть, как тот старичок говорил?
ОНА: - Значит, пойдём ко входу и выбросим там.

Оба начинают собирать мусор.

ОН (внезапно): - Хотите со мной потанцевать?
ОНА: - Прямо здесь? Без музыки?
ОН: - Музыку я сейчас устрою.

Достаёт телефон и наушники, один их наконечник даёт ей, другой вставляет в ухо себе. Они оказываются так близко друг к другу, что поневоле обнимаются.
Звучит приятная песня в хорошем исполнении.

ОНА: - Это вы поёте?

Он кивает.

ОНА: - А песню кто написал?
ОН: - Я и написал. Настроение такое было. Пришло в голову, решил попробовать.
ОНА: - Это прекрасно! На самом деле прекрасно! Жаль, что я раньше не попросила вас спеть.
ОН: - А может, мы и снаружи как-нибудь встретимся?
ОНА: - Не надо загадывать. Если будет нужно, встретимся обязательно.
ОН: - Мне будет нужно. А вам?
ОНА: - Давайте сначала выйдем. Это здесь всё вот так, а снаружи может оказаться совсем по-другому. (забирает у него наушник) Лучше дайте это, я хочу дослушать, мне очень, очень нравится.

Закрыв глаза, она танцует одна. Он вертит в руках мешок с мусором, не зная, куда его пристроить. Внезапно что-то вспоминает.

ОН: - Вы танцуйте, а я сейчас... Тут же урна недалеко! Я, когда шёл, видел. Ещё про вас подумал... Сейчас! Выброшу, вернусь и пойдём дальше!

Убегает, но она не видит этого, как не слышала и его слов. Танцуя, она оказывается в коридоре и исчезает в нём.
Он возвращается, в недоумении осматривается, кричит: «Ау, вы где?» и бежит её искать в другом коридоре.


Сцена седьмая
ВХОД В ЛАБИРИНТ

Билетёр так же сидит возле входа.
Слышны приближающиеся изнутри крики: «Эй, где же вы?! Ау! Идите на мой голос, тут, кажется, выход!»
Чуть позже ОН выскакивает наружу, озирается, ищет.

БИЛЕТЁР: - Ааа, вот и вы! Рекорд, молодой человек. Двадцать минут! А вот женщина, что вышла до вас, целый час гуляла.
ОН: - Женщина?! Какая женщина? В очках?
БИЛЕТЁР: - Очков я не заметил, но телефон с наушниками она просила передать тому, кто спросит. Может, вам?
ОН: - Да, это мой телефон... А давно она вышла?
БИЛЕТЁР (прислушиваясь к наушникам): - Тут ещё песня не закончилась.
ОН: - Не может быть! (Хватает наушник, слушает в растерянности)  Как же так?!
БИЛЕТЁР: - Не волнуйтесь, сейчас всё восстановится. Это у вас после лабиринта небольшая раскоординация.
ОН (озираясь): - А она-то сама где?
БИЛЕТЁР (не слыша): - Кстати, очень хорошо, что вы вышли именно здесь. Есть шанс войти снова. Пойдёте?
ОН: - Женщина эта куда пошла?!
БИЛЕТЁР: - Откуда же мне знать? Я слежу за теми, кто в лабиринт вошёл, чтобы, не дай Бог, не растерялись, а те, кто вышел, просто уходят. Не моя забота.
ОН: - А мне теперь, что делать?
БИЛЕТЁР: - Что-то надо, несомненно. Но отсюда вы вышли, и теперь сами как-нибудь.
ОН: - Искать буду.
БИЛЕТЁР: - Её? Или, может, себя?
ОН: - Выход.

Быстро уходит

КОНЕЦ


Рецензии
Марина,дорогая, здравствуйте!!!!
Так начался мой день..
Искать!!!
Читать!
Радоваться за новую вашу пьесу...и с пониманием -
"рано или поздно выход обязательно найдётся".
Такой яркий и объёмный ..лабиринт жизни..чувств..отношений..
Радуюсь, что нашла вас!!!
Обнимаю,

Дина Иванова 2   18.03.2018 05:39     Заявить о нарушении
Дина, здравствуйте!!! Да, я сейчас, как рыба - чуть поднимусь к Прозе, пузырёк здешнего воздуха поймаю, и снова в иную стихию))) Сейчас увлеклась куклами, (заходите ко мне в инстаграм, посмотрите: http://www.instagram.com/marina_alieva_artist/), а что дальше будет, не знаю. Даже интересно)Часто Вас вспоминала. Всегда с благодарностью и теплом. И спасибо Вам за добрую, как всегда, рецензию! Ужасно хочу зайти, почитать, чем Вы сейчас живёте, что Вас волнует. Обязательно это сделаю, обязательно найду время и обязательно напишу!)

Марина Алиева   18.03.2018 10:26   Заявить о нарушении
Побродила, посмотрела...
ЗДОРОВО!!!
Рада, что пишется - рисуется...
УДАЧИ!!!!

Дина Иванова 2   18.03.2018 10:43   Заявить о нарушении