Герг Гейм Ночь

Постараюсь внимательно прочитать стихотворение Георга Гейма «Ночь», так как оно нравится мне своей лаконичностью, гармоничностью, смысловой и образной наполненностью.  Это стихотворение можно было бы считать мрачным и депрессивным, отложить его «на осень», если бы не одно «но»…
То самое «но» раскрывается благодаря образному миру стихотворения. При всей мрачности тонов, в этом мире есть контрасты. Общую тональность задает хронотоп произведения. Точно обозначено время – ночь. Какого же пространство, география стихотворения? Пейзаж достаточно уединенный, город «нахохлился» чуть в стороне, его «остроконечные шляпы» крыш, люди, переулки символизируют жизнь, цивилизацию. Цивилизацию, которая тонет в непрерывном «мертвенном потоке». На первом плане мы видим мост и реку, питающуюся дождевыми потоками. Образ дождя, и воды в целом, также как образ ночи, можно считать одним из ключевых в мире авторской фантазии. Это не просто образ, это образ-символ. Дождь – символ связи небесного и земного. Существует множество легенд и приданий о том, что с дождем боги передают послания на землю, будь то кара за грехи человечества в виде гроз, ливней, или же спасительный дождь засушливым летом…  Каков дождь в стихотворении Гейма? Затяжной «Весь Запад в тучах, в тучах весь Восток», «лишь льет и льет ночами напролет», «струится вечно». Бесконечный дождь в промозглой темноте едва ли сулит что-то доброе человечеству… Следуя принципам экспрессионизма, автор создает унылый настрой, предчувствие чего-то недоброго. Мрачные потоки везде: «на улочках, в проулочках», люди принимают его молча и смиренно – «мы в краю немых». Возникает вопрос: что это за «немота»? Тишина отчаяния и безысходности, смирения и приятия? Неужели миру суждено погибнуть в «мертвенном потоке»?
Чем закончится дождь и закончится ли вообще никому неизвестно, но автор оставляет нам легкие, едва уловимые намеки и детали. Путь к этим деталям и второму плану образов открывает лирический герой, стоящий на мосту. Что же такое мост? Еще один образ, символизирующий некое пограничное состояние, переход, а возможно новый этап чего-то. Чего? Попробуем понять, присмотревшись к фигуре лирического героя. Он – «угрюмый странник», он один, ему сыро и едва ли уютно на этом мосту. Да сейчас он угрюм, его психологическое состояние полностью созвучно пейзажу, здесь даже можно говорить о своеобразной гармонии внутреннего и окружающего мира. Однако, на мой взгляд, очень важна та деталь, что странник находится «в расплывчатом свету ночного фонаря». Этот свет контрастен общему тону стихотворения, все же есть что-то, что освещает путь человека. Можно надеется на то, что этот путь ведет не в никуда, не к смерти, ведь еще «кое-где мелькает огонек в домишка». В этих «домишках» еще топятся печи, камины и, наверное, уютно, там живут люди, которые могут принять одинокого странника. Ему нужно лишь перейти через мост и преодолеть «мрак» и «мертвенный поток». Таким может быть путь – мрачным, долгим, неуютным, но всегда преодолимым, если есть «где-то огонек», если есть свет фонаря, пусть даже расплывчатый. В этот момент лирический герой стоит, а сделает ли он шаг, сменится ли настроение и в какую сторону, каждый читатель определит сам, для этого поэт оставляет нам как «темные», так и «светлые» мозаики образов. Я бы складывала «светлую»… Шаги на мосту. Новый берег. Размокшая дорога. Камин. Теплый ужин.
Нужны ли еще доказательства того, что экспрессионизм существовал и будет существовать всегда… Он проявляется в той или иной степени практически у всех поэтов и писателей, так как с его помощью можно создавать новые миры в воображении читателя. Разве возможно искусство без эмоционального воздействия? Есть ли хоть одно великое произведение которое не погрузило бы нас в свое пространство и время, не оставило какой-либо эмоциональный отклик в душе?


Рецензии