Аудитория

      24-го марта 2016 года по воле счастливого случая я оказался в стенах РГГУ (российский государственный гуманитарный университет). Меня позвали туда на встречу посвященную памяти Н.С.Гумилева. С особым волнением принял я это приглашение. Ведь мне предстояло пройти по коридорам и лестницам, где "витал дух предков", то бишь моих  деда и бабушки, бывших  в 1916 году слушателями Библиотечных курсов  Народного университета им. Шанявского, для которого и было выстроено это здание.
     Приглашенным участникам вечера предоставили т.н. профессорскую аудиторию. Несмотря на интерес к самой теме встречи  мне не терпелось поскорее отыскать помещение, запечатленное на фото столетней давности (из нашего семейного архива), где незабвенные предки безошибочно различимы среди многоликого коллектива студентов. Именно там они впервые увидели друг друга, познакомились ближе  и полюбили.
    Весь  наш семинар по Гумилеву проходил под негромкий  аккомпанемент доносившегося извне  хорового пения. Лекторы, как и полагается, неспешно сменяли друг друга, повествуя о своих изысканиях и открытиях.  Когда же обсуждение докладов закончилось, я поспешно вышел в коридор  и увидел распахнутые двери  соседнего помещения. Именно оттуда лились нежные меццо сопрано. Видимо там шли занятия по вокалу. Подойдя ближе, я радостно обнаружил именно то, к чему так  стремился… Декор в стиле модерна, ступенчатые ряды скамеек, уходящих ввысь. На стенах  золотыми буквами начертаны  имена  выдающихся личностей…Без сомнения это была та самая аудитория, во всей своей красе...В сознание  промелькнула догадка, что комната, из которой я вышел, не случайно  названа  «профессорской», очевидно она служила местом отдыха  для педагогического состава.
     На секунду прервавшись, «хозяева», узнав о моем отнюдь не праздном интересе,  любезно позволили войти и детальнее ознакомиться с интерьером. Предусмотрительно взятая фотография, помогла без труда определил места, где во время съемки скромно сидела  бабушка- Мария Ниловна, и где гордо приосанясь, стоял дед-Василий Николаевич. Нужно ли говорить о волнении, охватившим меня от возникшего чувства сопричастности. Казалось,  достаточно прикрыть глаза и послышится гул голов, звучавших под этими сводами в прошлом веке.
      В реальной жизни моменты общения с родными моими старичками  помню смутно. Мал был, когда их не стало. Слишком рано покинули этот мир. Сказалась нелегкая доля.  Успев все же подышать с ними одним воздухом, до сих пор бережно храню  почтовую открытку с трогательным текстом, присланную дедом, в честь которого меня и нарекли.
      Оказавшись в столь знаковом для семьи Куприяновых месте, был обескуражен  своей  необъяснимой  пассивностью. Как  могло случиться, что никому из представителей нашего «клана» и  в голову не пришло побывать здесь раньше? Поклониться местам напрямую связанными с прошлым семьи? Понятно, что во времена базирования на данной территории Высшей партийной школы, доступ сюда «простым смертным»  был закрыт. Но ведь после размещения  в тех же стенах РГГУ, контроль значительно ослаб и возникла реальная возможность проникновения..
     В оправдание, сошлюсь на провидение, коему было угодно, организовать эту "встречу",  ровно через столетие. Ведь именно весной 1916 года будущие супруги впервые переступили порог  университета. Не удивительно, что неугомонному внуку захотелось пройти их маршрутом от входных дверей до знакомой уже аудитории.  Но, к сожалению, прежний главный вход был перекрыт, а прилегающая территория огорожена:  теперь она представляет собой выставочный зал с гипсовыми слепками и копиями  античных скульптур. По ходу дела я узнал, что данные экспонаты принадлежат учебно-художественному музею им. И. В. Цветаева.  Висевшее на решетке объявление уведомляло, что доступ в запретную зону возможен только в составе экскурсии.  Меры предосторожности,  цель  которых оградить произведения искусства от вандализма  студентов, отнюдь не лишние. В бесцеремонности последних  убедился, увидев, грозди  жвачки налепленной  на внутренней плоскости парт в упомянутой выше аудитории. Не трудно усмотреть в этом печальном факте полное отсутствие элементарного  уважения и к себе и к тому  месту, куда  ты явился в поиске необходимых знаний.
    К прежней радости добавилась грусть и досада… Но я не стал зацикливаться  на негативе, уж очень не хотелось растерять расцветшее в душе, столь  дорогое чувство единения с  далеким прошлым.
    Примечательно, что благосклонная судьба и прежде одаривала меня нечто подобным. В 2001 году для съемок телесериала "Азазель" был выбран старинный особняк на Елоховской площади, где с давних пор размещалась городская библиотека им.А.С.Пушкина. По окончанию курсов Василий Николаевич трудился там под началом своего бывшего педагога А.А.Покровского.
    Мне досталась в картине роль барона Эверт Колокольцева. В свободное от съемок время, дав волю разыгравшемуся воображению, я пытался представить себе ладную фигуру деда в строгом, не без изящества, костюме среди дошедшего до наших дней внутри интерьера тех лет... И тихо радовался счастливой возможности таких "свиданий".         
 


Рецензии