Неоконченное путешествие

                « Лишь чудакам подвластны (доступны)  чудеса»   
        Когда череда неудач обступает особенно плотным кольцом, подталкивая  к отчаянию, а жизнь представляется сплошной вереницей упущенных возможностей, то отнюдь  не лишне, порой, оглянуться назад  и воскресить  в памяти что-нибудь радостное и светлое  из  вашего прошлого, а именно те моменты, когда вы были подлинным  хозяином своей судьбы, и даже по прошествии  многих лет можете уверенно сказать себе: «А все же  я тогда  не сплоховал, хотя  мой выбор и мог показался  кому то безрассудным».
           Редко кто в молодости болезненно  остро  осознает быстротечность времени и как следствие многое упускает в своей судьбе безвозвратно. Увы, я  тоже не исключение. И хотя грех жаловаться на недостаток интересных знакомств, оставивших след в моем сознании, зияют там и невосполнимые пустоты от возможных, но не случившихся встреч и событий. Можно только догадываться, сколько любопытного сулило  свидание, например,  с Василием Шульгиным.  Депутатом трех государственных  Дум, принимавшим отречение  у самого государя императора. А ведь такая возможность реально существовала. Студент  Коншин из Владимира, учившийся курсом младше, будучи знаком с ним лично, и являвшийся  чуть ли не его крестником, обещал  все устроить. Но, увы, не прониклись.   Очевидно, для молодости это закономерно. У нее, как правило, находятся  более важные,  неотложные дела.  Примеров тому тьма. Однако на этом фоне беспечного  ротозейства были  в моей биографии и достойные поступки, которыми я  особенно дорожу.
         В сентябре 2008 года мне, в числе других друзей Дома Актера, посчастливилось получить приглашение на участие в трехдневной прогулке на теплоходе  от Москвы до Углича, и обратно. И хотя театральный сезон уже начался, в назначенные для поездки дни  (9-11 октября) по невероятной случайности  я оказался свободен. Мне, последнее время не особенно  избалованному путешествиями,  было бы  обидно  упускать такую  возможность. Тем более, что я собирался разделить эту радость с моей дочерью Анастасией. Предоставленный для вояжа  теплоход «Григорий Пирогов» своим рейсом завершал летнюю навигацию по каналам Москвы. И никто из пассажиров не догадывался, что для инициатора этого круиза  Маргариты Эскиной, директора Дома Актера, он станет  последним в ее жизни. Несмотря на то, что временами Марго, как традиционно все ее называли,  передвигалась в коляске, никому не хотелось думать о страшном. А ведь для нее уже все  было очевидно.  Вот она и организовала это своеобразное прощание. Все приглашенные  дружно откликнулись на ее  заманчивое предложение и в назначенный день  организованно  собрались у здания Северного речного вокзала. 
        После того как пестрая  толпа пассажиров перекочевала с причала на палубу, капитан отдал команду к отплытию. Размещение по каютам проходило в  шумной оживленной обстановке. Встречались люди, которые  давно не виделись. Завязывались новые знакомства. Первый же день круиза  завершался вечеринкой с  танцами, и кто-то из «свиты» Марго обратился ко мне с предложением пригласить нашу королеву на танец. Я робко высказал сомнение: «Удобно ли?», в ответ  последовала фраза: «Это ее желание». И когда зазвучала следующая мелодия, мы  закружились в вальсе. На следующий день  всех ждали интересные экскурсии,  к полузатопленной  колокольне, что под  Калязиным, прогулки по древнему Угличу и многое другое. Одно неизгладимое впечатление сменялось другим. И повсюду Марго  была с нами, как некогда во время нашей совместной поездка в Пекин. Тогда тоже было здорово, но конечно по-другому.
        Между тем неумолимо приближался вечер 10 октября, когда мне предстояло сделать не простой  выбор. Я забыл сказать, что весь флер этого сказочного путешествия был омрачен нелицеприятным разговором с художественным руководителем нашего театра, результатом которого был строгий запрет на поездку. Дело в том, что накануне  внезапно заболел актер, занятый в спектакле 11 октября, и его роль предстояло сыграть мне. Теплоход возвращался в порт приписки поздно вечером,  и, для того чтобы успеть в театр, следовало  заблаговременно  покинуть его гостеприимный борт. Поскольку официальных  стоянок на  обратном пути  больше не предполагалось, в реальности можно было рассматривать  два варианта. Первый:  остаться  в Угличе, снять номер в гостинице и, переночевав там, утром на тряском автобусе добраться до столицы. Второй: провести последний вечер и ночь со всеми, а  рано утром сойти в Дубне и пересесть  на электричку до Москвы. Причем, сход на берег предстояло совершить  нелегально, вовремя шлюзования судна. Последний план был, конечно, более привлекательным, чем первый, но он  таил в себе одну опасность.  На дворе стояла середина осени, и над водной гладью все чаще расстилались  коварные туманы. Особенно по утрам. В таких случаях, во избежание аварий, заход судам в шлюзы категорически воспрещался. Риск был немалый, если учесть, что согласия на поездку в театре я не получил. В случае неудачи мне грозили серьезные неприятности.  Понять причину  беспокойства руководства театра  было можно. Накануне два артиста уехали на музыкальный фестиваль в Тверскую область и из-за бездорожья не успели обернуться к спектаклю. Пришлось отменять. Боязнь подвести коллег  заставила меня остановиться на первом варианте с ночевкой в отеле.
     Приняв  это решение и мысленно распрощавшись  с дорогими моему сердцу попутчиками, я сошел на берег в поисках  ближайшей гостиницы. Оплатив номер и взяв ключи, поднялся на второй  этаж для осмотра  будущих «апартаментов». Моему  взору  предстало унылое зрелище, не поддающееся описанию.  Можно было не  сомневаться, что ночь, проведенная в этих - обшарпанных стенах, сотрет в сознании все радужные картины  предыдущих дней, а спозаранку рейсовый автобус,  за время четырехчасовой езды, вытрясет  из меня остатки светлых  впечатлений. Так уж  случилось, что с  предстоящим маршрутом  мне  довелось  ознакомиться прежде, т.к.  незадолго до описываемых событий  пришлось  возвращаться со съемок из города Мышкина тем же трактом, через Углич.
   Теперь оставалось подняться  на борт и  известить коллектив о своих намерениях. Еще задолго до выхода на причал можно было увидеть  залитый огнями речной лайнер. В его репродукторах звучала зажигательная музыка. Из кают-компании доносился веселый смех. Там  продолжался  праздник жизни, на котором мне уже не было места. Мысль о том, что комфортабельный теплоход  с его милой компанией покинет вечерний Углич без меня, повергала в уныние. Заглушать же тоску алкоголем, чтобы хоть как-то скоротать  остаток вечера, было не в моих правилах.
   Но благосклонной судьбе было угодно распорядиться по- иному. Маргарита Александровна, узнав о возникших проблемах, приняла самое активное участие в их разрешении. Понадобились ее обаяние и  авторитет, чтобы убедить капитана позволить мне утром следующего дня,  в обход инструкции, сойти в шлюзах. В результате успешных переговоров я не был потерян для коллектива. Между тем  до отплытия оставались считанные минуты, и надо было успеть за это время  вернуть ключ от номера и забрать оттуда свои немудреные  пожитки. Окрыленный участием и поддержкой Марго я обернулся туда и обратно в одно мгновение.
     После праздничного ужина в кают-компании состоялся сборный концерт  силами отдыхающих.  Выступать перед  своей актерской братией всегда не просто, но царящее на корабле  радушие позволило забыть о волнении.  По окончанию своего чтецкого  номера,  отрывка из романа Михаила Булгакова « Мастер и Маргарита», я получил от Люси Черновской, многолетней сотрудницы Дома Актера,  предложение на организацию моего творческого  вечера в его стенах. Забегая вперед, скажу, что затея эта увенчались успехом, и послужила  для меня  началом  целого ряда подобных мероприятий.
     Утром все прошло по намеченному плану. Отсутствие тумана позволило судну беспрепятственно войти в ворота шлюза, а когда палуба оказалась на одном уровне с берегом, я проворно перемахнул через перила и уже с земли наблюдал, как  очертания  корабля растворяются в предутренней дымке. Мне и по сей день кажется, что это плавание не окончено и при сильном желании я  вновь смогу подняться по трапу  теплохода и присоединиться к его  пассажирам. В театр я успел не только на спектакль, но и на дневную репетицию. Правда, порыв мой не был по достоинству оценен и без наказания не обошлось. Только жалеть об этом не приходится. Наоборот. Оторопь берет от сознания того, что не прояви я решимость в столь не простой ситуации, этой яркой страницы в моей жизни  не существовало бы. В результате  моя эмоциональная память  была бы куда скуднее. А так, полученный в те времена  творческий заряд остался со мной и поныне
     В текущем репертуаре  я получил роль дедушки в спектакле по книге У. Старка «Чудаки и зануды». Являясь главным чудаком, мой герой, наставляя внучку «на путь истинный», произносит монолог, в котором отражена его жизненная позиция. «Мы все исполнены сил, о которых знать не знаем. Словно море, кишащее всякими диковинами, рыбами, водорослями, полное сил и движения. Осторожные зануды строят свои дурацкие мостики через эти загадочные глубины. Боятся замочить ботинки, вдруг испортятся. Мы же чудаки бросаемся в поток, отдаемся на волю волн. Нас несет течением. И пусть нас с ужасом и страхом смотрят зануды».
    С большим удовольствием произношу эти, созвучные моим мыслям, слова, а своими поступками я уже давно доказал принадлежность к беспокойному племени «чудаков».


Рецензии