Поморская птица счастья

                Миф или мистификация?
      
     Как-то само собой повелось, что щепная птица в последнее время стала символом Поморья, едва ли не воплощением духа поморского. Редкий дом не освящен этим хрупким ажурным голубком, раскачивающимся на ниточке под потолком.
     Откуда же она взялась, как зародилась и где пряталась долгие годы, если не века. Экскурсоводы и ревнители отечественных ценностей закатывают глаза и относят появление птичек к седой старине. Мол, деды и прадеды долгими зимними вечерами….   А между тем, насколько известно, не сохранилось ни одной птички с более-менее древней биографией. На выставках и в музеях сплошь «новоделы».  И что интересно, ковшики разные деревянные, грабельки, собранные без единого гвоздя, прялки, утварь разная, постоянно бывшая в ходу, сохранились, а голубок, без дела болтавшийся, - нет. Рискну высказать крамольную мысль: а может, его просто не было и появился он гораздо позже.
     Голубь – символ христианский и в ранние времена никак не мог составить конкуренцию славянским  символам - соколу и утке. И уж тем более на Поморском Севере, где он искони не водился, ареал его распространения в природе до 60° с.ш..  По этой же причине не мог он появиться и позже, так как для изображения неплохо бы иметь образец перед глазами. Нынешние голуби, наказание для коммунальных служб, появились не так давно и скорее всего это одичавшие домашние. На Московском фестивале в 1957 году голубь избранный эмблемой фестиваля выпускался в небо большими стаями и эта мода вскоре ушла в провинцию.  Естественно, что не все голуби возвращались к владельцам, обнаружив, что сердобольные горожане с удовольствием кормят «голубя мира» не хуже чем в клетке голубятника. Еще больший толчок образованию вида «голубь городской, везде гадящий» дала, как ни странно, хрущевская жилищная программа. Голубятники получавшие квартиры  в «черемушках» не могли перевезти туда и своих подопечных, просто негде их было держать. Но это отступление от темы.
     А вот что интересно: в далеких французских Альпах, департамент Верхняя Савойя, есть уютное местечко Валь Д’Абанданс, что в переводе с французского означает Долина Изобилия, которое существует с XIII века. Так вот, символом этой местности является  так называемый Голубь Долины Изобилия, точна копия, или может быть образец для нашей Птицы Счастья.   
      Птица из дерева рассматривается в этих регионах в качестве предмета культа и местной традиции. Она символизирует Святой Дух, сошедший на землю и сделавший благодатными здешние места. Прежде щепных голубей изготовляли пастухи, пасшие свои стада на альпийских лугах. Этот голубь обычно подвешивается внутри шале  над кухонным очагом или в общей комнате. Он также работает как амулет, приносящий счастье. Сегодня голубь, сохраняя эти функции, является также украшением и желанным сувениром для туристов.
       Как же эта птица «залетела» к нам в северные края? Можно было бы пофантазировать о далеком  военном и галантном XVIII веке, когда неподалеку от тамошних мест Суворов совершал свой легендарный переход через Альпы. Известно, что под командованием Суворова тогда воевал и Архангелогородский полк. Ведь подобным способом в Россию попали и русская тальянка (итальянская гармоника), и японская деревянная кукла - прообраз матрешки, которые стали подлинно русскими предметами народного быта и сувенирами.
       Но в этом случае вызывает удивление полная безвестность этого голубя как артефакта в XIX  и первой половине XX веков.  Нет даже упоминания о нем в трудах таких этнографов и писателей, как А.Энгельгардт, С. Максимов, Б. Шергин или С. Писахов, хотя, казалось бы, какой колоритный предмет,  трудно было бы его не заметить. Мало того; в подарочном альбоме "Русский Север" издания 1972 года подробно описаны и зафиксированы на фотографиях все произведения народных промыслов - и опять никаких упоминаний о щепных птицах. То есть поморская «Птица счастья» насчитывает не более 35 лет от роду.
       Источником же ее происхождения, может быть, послужил так называемый "Лаврентийский голубь", получивший свое имя от реки Св.Лаврентия  в Канаде, где наши моряки были частыми гостями в то время и могли видеть ее в сувенирных лавках. А уж умельцев, способных воспроизвести хитроумную поделку, на флоте было полным-полно. А вот как птичка оказалась там?
       Квебек - франкоязычная провинция Канады, поэтому неудивительно, что "голубь" прижился там. Вот как рассказывает об этом человек, завезший диковинку в Канаду и наладивший там ее производство: «Я научился делать деревянных голубей в маленькой деревне  на  берегу озера Леман Тонон ле Бэн во французских  Альпах, департамент Верхняя Савойя. Чтобы изготовить голубя, меняющего свою форму в руках разных мастеров, немногое нужно: острый нож да подходящее полено. Говорят, что это пастухи- горцы в силу суеверий и традиции воспроизводят голубя, однажды опустившегося на альпийские луга. Став гражданином Канады, я поделился своим умением изготовлять голубя с другими жителями Монреаля. Нет большего удовольствия, чем наблюдать, как некоторые мои коллеги, которым я объясняю принцип изготовления маленькой деревянной птички, бывают потрясены, видя, как маленькая дощечка превращается в красивую фигурку».       
       Теперь деревянная птица вновь пересекла Атлантику и поселилась в Поморье. Ну что ж, добро пожаловать! Никто уже и представить себе не сможет наш край без этой птицы. А на то, что некая альпийская деревня считает голубя своей эмблемой, мы не в обиде. В конце концов, патент на конструкцию никто не получал да и вряд ли получит. Следует сказать, что, кроме упомянутых мест, «птиц счастья» изготовляют еще и в Сибири, и в Вятке, и даже в Воронеже. И везде утверждают, что прародина щепных голубей находиться именно у них. 
P.S. Мне не однажды приводили примеры упоминаний некого «голубя» подвешенного к потолку в описаниях краеведов, правда без указаний именно на щепную его природу. Но  все что я могу сказать, покажите мне артефакт с приличной историей, хотя бы XIX века.
Дело в том, что в северных деревнях сохранилось много предметов быта приличного возраста. От сосудов и прялок до игрушек вроде берестяных шаркунков и деревянных лошадок с крыльями. Странно, что за много лет знакомства с бытом деревни, мне ни разу не встречались щепные птицы. Ни одной, которая была бы старше  60-х годов ХХ века, а стало быть пока моя версия никем не опровергнута.
 
      













               


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.