Моряки и зеки на Камчатке

                11 марта с.г. Виктор Комосов опубликовал короткий рассказ «Кузя проучил корейцев»  (http://www.proza.ru/2018/03/11/1403).  В нем описал случай из прошлого, когда студенты и прочие граждане СССР на всем его пространстве ездили на поля собирать урожай.  Случай смешной, прочитавшие рассказ написали одобрительные рецензии потешались над Кузей, смеялись, благодарили автора.

                А мне было не смешно, потому, что я кое-что из того славного прошлого вспомнил.  Дело в том, что и нашим военным морякам-подводникам, в том числе и мне, в те времена  приходилось в  тех мероприятиях участвовать.  И однажды мне действительно было не до смеха.

            1982 год, Камчатка, осень, время уборки урожая с колхозных полей.  На уборку морковки командиру 25-й дивизии атомных подводных лодок командованием приказано отправить столько-то людей.    Куда деваться,  приказ есть приказ.   И в колхоз отправляют,  можете себе представить:  экипаж атомного подводного крейсера стратегического назначения!  Мой экипаж.  Естественно, во главе со мной, его командиром.  В напутствии начальство сказало, что это знак высокого доверия нам. Что мы не подкачаем, не уроним чести дивизии, покажем образцы самоотверженного труда на благо Родины, и не позволим там себе лишнего в свободное время.
           Опять же, никуда не денешься, собираемся, одеваемся, офицеры, мичманы - кто во что горазд, а матросы в своей флотской рабочей форме, едем.  Размещаемся в поселковом клубе. Утром на поле.

                Какая морковка на Камчатке – не описать словами. Крупная, сочная, сладкая, собирать, да и жевать попутно, обтирая рукавом от налипшей земли, одно удовольствие. Что и делаем. 
              Вдруг я замечаю,  что далеко с противоположной стороны нашего участка сбора появились люди, и, судя по всему, тоже начинают копать морковку, двигаясь по нашим рядкам прямо нам навстречу.  Непорядок, думаю, задание  убрать этот участок дадено нам, а тут посторонние.
               Иду на противоположный край поля и чем ближе, тем отчетливее, с удивлением вижу:  люди в тюремных робах,  делают то же самое, что и мы. По краям охранники с карабинами наперевес.   Подхожу, называю себя, спрашиваю старшего, мне его представляют. Он объясняет мне, что они приехали заготовить морковку для местных колоний заключенных.  Я,  по привычке, ясно и четко говорю ему, что здесь убираем морковку мы, моряки-подводники, что поле большое, вам следует  перейти подальше от нашего участка на другой край. 
              И тут ко мне подходит, видимо, как у них называется, «бугор» из числа заключенных,  глядя мне прямо в глаза, цедит сквозь зубы:

    -  Что, командир, тебе морковки мало?!  Ну-ну…

            Он ничего больше не добавил, но его взгляд… Долго еще я его помнил.  Признаюсь честно – не до смеха было…  Однако я его взгляд выдержал.  Настоял на том, чтобы их перевели на другой конец поля.  Мои моряки от встречи с такими «коллегами» по сбору урожая были избавлены.
            В остальном, как всегда, и на этот раз они меня не подвели, так что «доверие» начальства и Родины мы оправдали.   


Рецензии
Я был на Камчатке летом 1972-го - http://proza.ru/2022/08/06/1151
Помню вид на Вилючинскую бухту. Был и на Сахалине. На дальнем Востоке действительно растительность приобретает гигантские размеры. Вулканическая почва и для морковки хороша. И климат влажный. У меня на даче под Москвой такая морковка не вырастает.
История освоения Камчатки интересная. Я специально этим интересовался.
Спасибо за Ваш рассказ. Ещё раз Камчатку вспомнил. Уж сколько лет прошло, а воспоминания как свежие.

Дмитрий Маштаков   24.12.2022 10:41     Заявить о нарушении
Вы правы, Дмитрий Михайлович: "Если ты полюбишь Север//не разлюбишь никогда!", это же относится и к Камчатке. Согласен с Вами. Спасибо за понимание,

Альберт Иванович Храптович   24.12.2022 16:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.