Автограф

  В газете «Вести Понтонного» от 7 апреля 2010 г. сделаны фотографии фронтовиков пос. Понтонного.
С первой фотографии на нас смотрит Панченко Леонид Николаевич. Я этого человека знаю. Вот мне захотелось взять у него автограф. Как бы дополнить фотографию, страницей народной летописи. Мы с ним встретились около  его дома Южная 15. На мои вопросы когда? Как? Леонид Николаевич начал с интересной фразы: «Жизнь, кажется большая, я родился в 1924г  в Днепропетровской области. Но она как не странно состоит из секунд. Помню, как началась война, нас собрали рыть оборонительные сооружения. Потом приехал человек,  и нас распустили по домам. Годы оккупации. В конце 1943г. после освобождения моей Родины Красной армией. Меня призвали в армию .Учился в Харьковском минометном училище, Холодная гора назвалось место. 16 января 1944 г. принял присягу и на фронт. А на войне жизнь солдата состоит из секунд. Некоторые прожитые секунды на войне запомнились на всю жизнь. Они как вспышка осветили память лишь тем, что жизнь не оборвалась на той секунде».
- Можно Вас попросить вспомнить те мгновения солдатской жизни.
- Вспомнить. Простой солдат не видит всего боя батальона. Помню в Румынии
ночь перед наступлением. В небе одна за другой взлетают осветительные ракеты, они долго висят над верхушками деревьев. Их голубой свет пронизывает лес, плотно прижившийся  на склоне высоты. От каждого дерева протянулись длинные тени, казалось лес встал на ходули и под порывами ветра медленно поднимался на высоту. Вдруг все засверкало. Потом поднялась зеленая ракета, и мы пошли в атаку. Бегу, вокруг большие  воронки, потом под ногами стали попадаться немецкие каски, немецкие трупы с желтыми лицами. Я прыгнул в немецкий окоп.
Стреляли с нашей и с немецкой стороны. После боя я узнал мы взяли высоту, командира нашего убило, и никто не сообщил нашим, что мы на высоте. Вот и попали под перекрестный огонь. Большая часть батальона погибла. Леонид Николаевич замолчал. Посмотрел на небо, как бы всматривался в зеркало прошлого медленно проплывающего над нами. А потом добавил, а бывали и курьезные случаи .Помню зимой, метель, идем  пятеро к себе в роту, смотрим впереди идет колона, догоняем а это немцы. Мы замедлили шаг и назад, заблудились, но обошлось. Я  понимаю, очень сложно оторвать человека от его прошлого пережитого времени и все вернуть в наше время. Леонид Николаевич тихо продолжил рассказ. Помню в Венгрии, мы зашли немцам в тыл и перерезали дорогу на город Секершехервар,  70 км до Будапешта, так его называли. Немцы отступали, жестокий бой. От батальона осталось меньше половины..
Победу встретил в Австрии г. Вена. Много людей играют на гармони, ну и я решил потанцевать, подхожу к девушке, а она от меня сторониться. Слышу, друг мой Георгий Носов кричит: « автомат с груди сними, а то она боится тебя». Смотрю и правда,  ствол автомата смотрит на девушку. Я   убрал автомат, танцевал и первый раз почувствовал вкус победы. Леонид Николаевич замолчал. Глаза засветились грустью. Они как многоточия, когда рассказ еще не окончен и еще много хотелось бы рассказать…
Решетняк А. М.


Рецензии