Судьба вдовы и ее дочерей. Жертвы репрессий

            
 Раскулачивание стало страшным испытанием для семьи Куренковых (Кузьминых). Лишились крова, средств существования, поддержки.  Лишь после смерти кормильца  Анастасия с малолетней дочкой Тоней смогла вернуться в родное село Бык.  Жилье снимала в разных избах.  С началом войны, перебрались в поселок  старшей дочери.  Быстро угасла ее красота, преследовали болезни. Ее короткий век длился до февраля 1945 года. Давно  покоится на сельском кладбище. На могиле металлический крест.
 Елизавету Семеновну Рогову (Куренкову), старшую дочь Семена Ксенофонтовича, муж Михаил привез из следственного изолятора   в маленький поселок «Радость». Они были счастливой парой.  Родилось трое детей - Раиса, Аля (умерла в младенчестве), Анатолий.   Но началась война. Михаил видел своего сына совсем маленьким, и ушел на фронт. Тракторист стал танкистом, погиб  в танковом сражении на Курской дуге. Как и мать, Елизавета рано осталась вдовой. Много горя хлебнула на своем веку. Работала в колхозе, кормила, одевала детей, зимой топила печь, засаживала
большой огород. Односельчане часто видели   ее улыбающейся. Улыбка не покидала лицо вдовы  до глубокой старости. Как при такой тяжелой жизни она могла улыбаться? Прожив десятки лет, поняла, переняла  ее улыбку и смех. Они были необходимы ей, когда нестерпимо хотелось плакать. Смех заменял Елизавете слезы. Выдала замуж дочь.  Появились зять, внук. Пришел из армии сын. Женился. В его семье был  лад. Появились дети.  Жизнь дочери  не была счастливой, рано рассталась с мужем. 20 лет Елизавета прожила в квартирах Саратова вместе с дочерью Раисой и внуком Александром.  Жили в полуподвале,  квартире с  подселением. До 80 лет работала «ночным директором» консерватории, как ласково называли ее студенты. Спала там же на раскладушке. Умерла в 86 - летнем возрасте. Дети Елизаветы Семеновны:  Раиса, Анатолий, внук Александр рядом с ней  покоятся на кладбище.
  Средняя дочь Семена Ксенофонтовича - Александра Семеновна Иноходова (Куренкова), после необычного замужества, продолжала жить в своем селе. Николай  стал председателем  сельского совета, позднее,  местом его работы стало  соседнее село. В годы войны  он воевал, вернулся инвалидом, с  перебитой правой рукой.  Тетя Шура  всю жизнь прожила домохозяйкой.  Родила и воспитала троих детей. Сразу после замужества - дочь Тамару.  До войны - сына Юрия, по ее окончании –  Виктора. Была  любящей матерью, заботливой женой, прекрасной хозяйкой. Их дом  был открыт для гостей. Когда выросли дети, постоянно приезжали к ним. Гостили племянники. Дети поселились  в Саратове. На старости лет  тетя Шура  с мужем так же перебрались в город. Помогали  детям. Но до самой смерти она не могла простить мужу его участия в раскулачивании. Он в который раз  пояснял, что раскулачивал  не по своей воле, и всех заранее предупреждал. Ушли в мир иной тетя Шура и дядя Коля Иноходовы, их  дочь Тамара (с сыном), младший сын Александры – офицер Виктор. В городе  живет  старший сын Юрий. Большинство детей, внуков, правнуков Александры Семеновны с семьями живут  в Саратове.
    Младшая дочь Семена Ксенофонтовича – Антонина Семеновна Орлова (Куренкова)  пережила   безрадостное детство и юность, раннюю смерть  отца и матери. Работала бухгалтером. Вырастила детей Ларису и Олега, муж Юрий помогал в воспитании детей. В их семье находили приют племянники, при переезде в Саратов, слышали от них немало добрых слов.  Антонина Семеновна была человеком добрейшей души,  дожила до 86 лет. Дочь Лариса стала экономистом, с сыном Станиславом - жители  Саратова. Сын   Антонины Семеновны – Олег, с семьей живет в Москве.
     Давно нет в живых Семена Ксенофонтовича и Анастасии Михайловны Куренковых. В мире ином -  дочери, сын и даже некоторые внуки. Одни похоронены на  кладбищах  города Саратова, другие -  далеко.  Потомки Куренковых (Кузьминых) не забывают о них.
    Март 2018 года.


Рецензии