Время жечь костры. Ч 1. Счастливый август. Гл 7

Глава 7.

          Самые последние августовские деньки пролетели и растаяли, вслед за перелётными чижами, которые, как только закончилась жара, загалдели с новой силой, будто обсуждая что-то, и собравшись в огромную стаю, покружили над городом и улетели на юг.
          Витёк шёл в школу в новенькой форме, в белой наглаженной рубашке и новых блестящих ботинках. Настроение было хорошее, потому что 1 сентября только один урок, который называется «Урок мира». Ну и классный час, конечно, на котором Ольга Александровна опять будет говорить, что нужно с новыми силами взяться за учёбу с первых дней, а не валять дурака.
          На улицу Чапаева, которая вела к восьмой школе, как в большую реку, с перпендикулярных улочек и переулков, стекались маленькие ручейки людей: там были и смущающиеся первоклашки с большими букетами цветов; и детвора чуть постарше, для которой поход в школу не представлялся чем-то новым и неизведанным, но и не превратился ещё в обыденность; и старшеклассники, которые надменно смотрели сверху вниз на весь этот муравейник.
          Возле парадного входа учителя встречали детей и вели их в школьный двор, расчерченный, как военный плац, но с названиями классов. Линейка Витьку никогда не нравилась, поэтому он проговорил всё это время с одноклассником Федькой, обмениваясь впечатлениями о прошедшем лете. Они стали позади всех, чтобы Ольга Александровна не испепеляла их ежеминутно гневным взглядом, заставляющим робеть даже отъявленных двоечников, типа Васьки Большова. Большов – это фамилия, а прозвище у него было – Большой. Потому что он, действительно, выделялся среди одноклассников огромным ростом.
          После торжественной линейки все разошлись по своим кабинетам. Ольга Александровна позволила им сесть за парты в произвольном порядке, но предупредила, что на классном часе она рассадит всех так, как считает нужным: по парам «девочка-мальчик», с тем прицелом, чтобы мы не мешали друг другу учиться, а, наоборот, помогали.

- А теперь дети, внимание! Я хочу представить вам нашего сегодняшнего гостя, подполковника Военно-Воздушных Сил СССР, командира эскадрильи военных истребителей Владимира Петровича Стрельцова. Он и проведёт сегодня «Урок мира».
 
          «Так значит у Саньки фамилия Стрельцов» – первое, что пришло в голову Витьку, когда он увидел офицера в синей парадной форме, вошедшего в класс. Все встали из-за парт и хором, немного потерявшим за лето стройность, поздоровались.

- Здравствуйте, ребята. Ваш классный руководитель попросила меня рассказать сегодня о военной авиации, о её истории и о том, какую роль играют современные вооружённые силы в поддержании мира на Земле.
          Война и мир – это вечные спутники исторического процесса. Проблема сохранения и укрепления мира является одной из важнейших глобальных проблем современности. Вооружённые силы Советского союза и существуют для того, чтобы защитить Родину и каждого из нас, дать отпор мировому империализму.
Военно-воздушные силы – это один из главных видов Вооружённых сил, основой которых всегда была авиация.
          Военная авиация появилась в 1909 году. В начале первой мировой самолёты использовали только для разведки и корректировки огня артиллерии. Но уже ближе к концу войны помощники пилотов вручную сбрасывали на пехоту металлические дротики, а на наземные объекты – бомбы. Чуть позже на самолёты были установлены пулемёты, что позволяло вести бой с авиацией противника. Во время Великой Отечественной войны против фашистской Германии военная авиация вышла на новый уровень развития. В небе велись ожесточённые бои между эскадрильями истребителей, а наземные коммуникации, объекты инфраструктуры и производства разрушались посредством сбрасывания бомбардировщиками тяжёлых бомб.
          Вся военная авиация подразделяется на такие виды:
1.Истребители – самолёты, способные развивать большую скорость и уничтожать объекты в воздухе на высоте до двадцати километров и выше.
2.Тактические бомбардировщики – аппараты, рассчитанные на выполнение индивидуальных задач, как на любом участке фронта, так и в тылу противника, с целью переломить ситуацию.
3.Стратегические бомбардировщики – самолёты, созданные для выполнения масштабных боевых задач и участия в крупных сражениях, осуществляющие поддержку наземной военной техники и пехоты.
4.Разведчики – это многоместные истребители или бомбардировщики с лёгким вооружением на борту, оборудованные фото- и видеокамерами, радиолокационными приборами и различными средствами связи.
5.Военно-транспортные самолеты – крупные аппараты с большой вместимостью и грузоподъемностью, способные сбрасывать с высоты до трёх тысяч метров грузы (топливо, аппаратуру, боеприпасы, технику, продовольствие) и живую силу (десантников).
6.Вертолёты. Часто используются для высадки десанта, транспортировки грузов, раненых и убитых, эвакуации гражданских лиц и отрядов спецназначения, уничтожения танков, а также для поддержки пехоты и техники.
          Стать военным лётчиком можно, получив образование соответственной направленности в авиационном или военном ВУЗе, либо в лётном училище. А можно и просто попасть в этот род войск при распределении призывников. После окончания курса молодого бойца военные лётчики проходят длительное обучение – целых пять лет. 
          Вся жизнь лётчиков – это гарнизоны и военные городки, часто вдали от цивилизации. Постоянные перегрузки, эмоциональное напряжение – всё это сопровождает их службу.
          Военный лётчик должен знать все особенности и характеристиках самолетов, которые, на сегодняшний день, могут состоять на вооружении других государств. Кроме того, он должен разбираться в нюансах конструкций самолётов и в подробностях знать их внутреннее устройство, чтобы, в случае необходимости, уметь самостоятельно выполнить ремонт в любых условиях. Также, лётчик должен владеть навыками сухопутного боя и хорошо знать, как работают системы противовоздушной обороны и радары.
          Военный лётчик – работа очень опасная. Есть риск для жизни. Более того, замечено, что в вооружённых конфликтах лётчиков часто допрашивают с особым пристрастием и, как правило, не держат в плену, а уничтожают.
          Подполковник строго посмотрел в класс. Потом хитро улыбнулся и спросил:
- После всего того, что я рассказал, остались желающие стать военными лётчиками?
Все начали шушукаться, обсуждать услышанное, поворачиваться и смотреть по сторонам. И вдруг наступила гробовая тишина. Из-за парты решительно подскочил Витёк.

- Я хочу быть лётчиком!

          Владимир Петрович прошёл между рядами, подошёл к Витьку и пожал ему руку.
          Потом вернулся за учительский стол, взял фуражку, коротко попрощался и вышел из класса.

***

          Детство бывает разным. Ярким: с запомнившимися на всю жизнь моментами, когда кажется, что мир раскрывается перед тобой во всей своей красе и каждый день, каждый час наполнен узнаванием чего-то нового. Трудным: когда ты в стенах детского дома постоянно думаешь о маме, представляешь в мельчайших подробностях вашу будущую встречу (ни на секунду не сомневаешься, что она случится!), пытаешься вспомнить какие-то детали, по которым можно было бы понять, какая она – твоя мама. Трудное детство – это когда ты вынужден жить или выживать, полагаясь на собственные силы, потому что родители – алкоголики или просто равнодушные люди, занятые своими проблемами: они постоянно ругаются и вымещают злость, поэтому тебе не к кому обратиться в трудную минуту и ты ищешь внимание на улице. И всё таки, детство обязано быть счастливым: когда все в семье живы-здоровы, любят друг друга и не ссорятся. Когда на столе вкусная еда, и не важно, картошка это или мясо по-французски. Когда нет в твоей жизни чужих дядек и тётек, которые могут тебя обидеть. Когда тебя уважают и твоё мнение учитывается в общих делах. Когда праздники с воздушными шариками и вкусными тортами. Когда ничего-ничего не боишься – вот это и есть настоящее детское счастье!
          Милое моё детство, как далеко ты от меня, и, одновременно, как близко – ведь стоит только закрыть глаза, и я снова вижу хату в селе возле леса, миску с клубникой на столе, бабушку, достающую из печи хлеб, сводящий с ума своим ароматом. Это мы сейчас редко замечаем то, что деревья и кусты пахнут, трава может быть не просто зелёной, а болотной, изумрудной и даже малахитовой. В детстве впитывается каждый запах или цвет и складывается в чувства, что хранятся потом глубоко в памяти.
          И брызги солнца и волны, выкидывающие на берег пруда перламутровые ракушки, которые мы пытались вскрыть, и мелкие разноцветные лягушата, которые ещё малы, чтобы жить в воде и поэтому прячутся от нас в прохладном песке.
          И самый первый велосипед с гордым названием «Орлёнок», которым я сначала хвастаюсь перед пацанами, а потом даю всем подряд покататься – ведь я не «жадина-говядина».
          И солдатики: пластмассовые конники, железные матросы и красноармейцы, оловянные индейцы и ковбои, и даже рыцари средневековья.
          И конструкторы. Из них, при желании и наличии фантазии, можно было построить всё, что угодно: из железных деталей делались различные механизмы, краны и устройства, из деревянных – ангары и цеха, из пластмассовых – жилые дома и будки для животных.
          А ещё раньше: нескончаемые арбузы со смешными хвостиками. Родители возятся на огороде, а я – трёхлетний пацанёнок – сижу на огромном арбузе и, увидев пролетающий низко «кукурузник», хватаю тяжёлые грабли, начинаю вопить: «Салолёт потелив!!!» и пытаюсь достать его с неба граблями. Естественно, цепляюсь за что-то и позорно падаю, оставаясь без добычи, размазывая по щекам пыльные слёзы, с непониманием глядя на родителей. В глазах немой вопрос: «А вы-то что не помогли мне?»
          И бычок Борька – настоящий  сладкоежка и гурман, ценитель вкусных и сочных арбузов.
          И когда всем табором уходили за поля, подальше от леса и хат, и жгли костры: смотрели на пляшущие искры и клялись на следующий год непременно снова приехать, как только начнутся летние каникулы.
          Всё это было и… закончилось. Плохо или хорошо, но это рано или поздно происходит со всеми. И начинается совсем другая – взрослая – жизнь. Со временем ты в неё вписываешься, начинаешь понимать и, даже, любить. Но нет-нет, да и захлестнёт ностальгия – вспомнится пора, когда можно было беззаботно гулять, совершать безумные и не правильные поступки. И ты чувствуешь себя иммигрантом. Но, к сожалению, без права возврата в эту замечательную страну. И рука тянется к выцветшим страницам старых альбомов, чтобы прикоснуться к тем, таким хорошим временам, вновь увидеть своих друзей и себя, такого радостного, полного сил и считающего, что весь мир принадлежит тебе, и впереди у тебя только радость и счастье.
          Если только всё это не перечеркнёт война…


Рецензии