Здравствуй, Алтай!

Лето 1986. Перелёт Москва -Барнаул. 4 часа в полете. А потом ещё  Барнаул - Горноалтайск.
Я никогда не боялась летать. И 4 часа полета, а потом еще час  меня  совсем не волновали! Я в отпуске! Настроение  праздничное!  Наконец-то отпуск! Мой долгожданный отпуск!
 Работаю с 9 до 18 часов плюс 2 с половиной часа на дорогу до работы и обратно в забитом транспорте.  Это значит работа занимает  в моей жизни 11 с половиной часов! Полжизни! А ведь поспать тоже хочется. 7 часов на сон. По выходным 8 -9. И где она жизнь?
Как  говорила моя школьная одноклассница Шимонаева:"Учиться, учиться..... А когда же жить?"
Хорошо хоть работу  сменила. Ушла с производства, где занимала руководящую должность, на Выставку достижений  народного хозяйства!
Конечно, денег теперь значительно меньше стало, но  деньги  деньгами,  а жизнь хочется прожить  так,  "чтобы не было мучительно больно...."
И вот я после хладокомбината, расположенного рядом с мясокомбинатом, с присущими тому ароматами, вхожу на ВДНХ!  Цветы, музыка, красивые здания, интересные люди и увлекательная работа!
Это ж совсем  другая жизнь! Без горящих планов, ломающегося оборудования, матерящихся слесарей и работниц с конвеера, у которых  дети, и которым  нужен отпуск  обязательно   летом.... Я не могу их отпустить, но отпускаю. Для них дети важнее, а у меня конвеер....
В общем не получился из меня начальник фабрики  мороженого. Не моё  это.
Поняла и сама ушла.
А здесь! А на ВДНХ!
Ну совсем  другая жизнь! Интересная работа   -  это очень много для человека.
Но жизнь не должна состоять только из работы, поездок в час пик в метро и  в забитых автобусах, приготовления  нехитрого ужина и сна. Это неправильно, не должно так быть!
Всегда завидовала подруге, у которой дом, а через дорогу работа. Она могла спать на час дольше, а это почти счастье!
Работаешь  11 месяцев в году и ждёшь  отпуска, как манну небесную.  И провести его хочется как-то  особенно, нестандарно, как- то так, чтоб на всю жизнь запомнить.
И вот лечу на Алтай. Много хорошего слышала об этом прекрасном, экзотическом месте СССР. Проведу отпуск в конном походе. Верхом по горам, по долам...
Перелет Барнаул - Горноалтайск был на малюсеньком  по- сравнению с  ТУ самолете. Летело человек 10 -15. Я думала, будет сильно укачивать, но обошлось, и я проспала  весь перелет. Но выспаться все равно  не успела.
 И вот наконец -то гостиница и номер, в котором я тут же завалилась спать.  Перелет был ночной, да ещё разница во времени. В общем самым большим  моим желанием было выспаться.
Но не тут-то  было...
Только я заснуть успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в  светлицу входит ....
Но нет, не Он, и не принц на белом коне или черном  мерседесе,  который, вероятно мне приснился  ,  и который собирался увезти меня в страну  счастья и любви...
В комнату вошли две шумные девицы.
-  Ты откуда? Ааа! москвичка!? Здорово!  Пошли в баню!

Какая баня?  Не хожу я в бани... ёлки палки, я спать хочу. ..


Сибирячки

Девчонки оказались  сибирячками  из Томска!
Отличные девчонки!
Больше всего меня порадовало  их искромётное чувство юмора! Считаю это свойство человеческого характера  почти основополагающим.

Конечно, мне очень повезло встретить Ольгу и Людмилу  на горных алтайских тропах!
Они были почти ровестницами мне. Ольга с одного  года, а Людмила немного  постарше. Обе преподавали в томском университете.
Люся вычислительную технику,  а Оля французский  язык. Я не очень представляла себе, как  в  30 лет  можно  уже преподавать. Это вызывало у меня огромное уважение и восхищение.
А в жизни они были очень простыми и весёлыми!  Называли друг друга  Люсик  и Лёсик. А я , соответственно ,  иногда становилась  Тасиком.
Люся частенько просила Олю: "Почеши спинку! ",  и  та чесала, а Люся мурчала от удовольствия. Я веселилась, наблюдая это.
Тогда  впервые я  услышала от них  такие  выражения, как  "Крыша поехала"  и  "Сними  лапшу с ушей" , "Лапшу повесить на уши ".....
Мне это было непонятно,  и я представляла себе в красках,  как с дома съезжает крыша, и как длинные макароны висят на бедных ушах.....
Всё  это меня очень забавляло, и я всё  путешествие по Алтаю радовалась,  что судьба свела меня с такими замечательными девчонками! И не представляла себе, что я делала бы без них. Ведь вся остальная группа  состояла  из 20- летних малолеток, которых мы  между собой называли "молодняк".
И вот для нас провели мастер класс верховой  езды и  выдали палатки.  Оказалось,  что они четырехместные, и нужно  было кого-то к нам подселить.
В группе преобладало женское население, но было 2 мужичка.  Один из них Сереженька из Самары, юноша 23- х  лет.   Высокий, стройный и симпатичный. Вот его то мы и позвали составить  нам компанию, и он с  радостью согласился. Компания получилась  просто супер! Спаянная и споянная!  Сереже было интересно и весело  с нами, и он тоже не раз говорил : "Девчонки, как здорово, что я вас встретил!"



АЛТАЙ!  Ах, Алтай!

Кто видел  его, никогда не  забудет его   бескрайние  просторы! Не забудет горы  и  водопады, кристально чистые горные озера и облака, которые отражаются в озерах!     Не забудет  луга  с  травами  такой высоты, что лошадей  не видно, а только наездники плывущие среди цветущих ковров , не забудет прекрасную и  дикую Катунь  - горную реку, стремительно мчащую свои  воды среди гор и  равнин.  А как  она опасна! Ее  не перейти,  не переплыть. Во всяком случае мне она запомнилась такой.



Мороженое


Три грации верхом на "лихих"  конях  покоряли горные вершины.
На первую стоянку инструктор рекомендовал  прихватить шампанское, чтобы, возвращаясь, откопать  заветный сосуд, и торжественно  отметить возвращение.
Мы поступили, как рекомендовано, и ,найдя укромное местечко под сосной, припрятали бутылочку  шампусика.
На стоянках мы холили своих верных коней, чистили их и залечивали раны, которые образовывались на их спинах от веса неумелых наездниц.
Цветы! Какие цветы на Алтае!  Особенно запомнились жарки. Яркие, , как будто горящие жарким оранжевым цветом.
Нехитрую еду мы готовили на костре в чугунках.    Для нас это была экзотика!. Конечно же, самым нелюбимым занятием было мытье посуды в ручьях.
Однажды инструктор  сказал:"Сегодня подниматься будем без лошадей. Возьмите с собой сгущенку! ".
-   Сгущенку? Зачем?
-   Увидите!
Мы долго поднимались по крутым склонам и вдруг  СНЕГ! Летом в августе лежал и не таял снег!  Это было так неожиданно и так здОрово!
Сереженька катался по склонам на ногах, как на лыжах, мы съезжали на попе. Я  решила позакаляться и ходила по снегу босиком.
А потом  инструктор  взял у нас сгущенку, смешал ее со снегом на большом целлофане и сказал:"А вот и мороженое!!".
Это было бесподобно!  Так неожиданно и так вовремя! Мы, как дети, ели эти сладкие кусочки и думали:"Какой же молодец, тот, кто это придумал!".


Гроза.



Я никогда не боялась грозы. Но там в горах  я поняла, что значит ее бояться.
После очередного  перехода наш инструктор  выбрал место для стоянки. Погода в тот день была облачная и ветреная, но несмотря на это, инструктор сказал, что сегодня еще будет  радиальный выезд  на озёра.
Нам с Олей не хотелось в такую погоду  на экскурсию, и мы остались в лагере.
Но долго не усидели, оседлали своих верных коней и отправились в близжайший лес побродить.
Прошло немного времени, когда мы поняли, что надвигается  гроза. Я то грозы не боюсь, но лошади!  Лошадь может испугаться и  понести, а мы - неумелые наездницы......  Стало тревожно.  Нужно возвращаться!  Но в какую сторону? Мы в лесу! Мы не знаем в какую сторону  нам выходить! Мы заблудились!......
Решение нужно принимать быстро.
Бог наградил меня довольно сильным характером. В момент,  когда происходят  события, требующие сиюминутного решения, в момент опасности, когда адреналин в кровь, я концентрируюсь и  действую!
Выбрав  самый высокий кедр, начинаю на него забираться. Я не была спортсменкой, но думать было некогда.  Я поднималась и поднималась, лавируя среди ветвей.... Эх, как жаль, что тогда не было видеокамер. Оля держала лошадей.
И вот я наверху, вижу наш лагерь, вижу, как чернеет  небо от  приближающейся грозы. Я поднялась! Я сделала это! Но подняться тяжело, а спуститься в три раза труднее. Как пробираться среди многочисленных  ветвей и сучьев.? Честно говоря, не знаю,  как мне это удалось, но спустилась я довольно быстро. Видимо,  был такой стресс, такой адреналин, что я даже не допускала мысли, что у меня может не получиться!  Ведь внизу меня ждет Оля с лошадьми, а лошади боятся грозы....   Я должна   была  сделать это, и я не  думала,    насколько этот спуск опасен!
Мы всё -таки попали под дождь, но намокли несильно. Привязали лошадей и нырнули в нашу палатку.
Дааа, приключение. Я гордилась  сама собой.  Далеко  не каждая девушка справилась бы с такой  ситуацией, а ведь  мне  в том году исполялось уже  32 года! Ну что тут скажешь? Я - молодец!


Вернулась с экскурсии  группа .   Промокшие  Люся и Серега   залетели  в палатку. 
- Нужно  срочно  согреться!   -  объявила  Люся! -  у меня есть чем!
 И,  откуда  ни возьмись,  появилась небольшая  фляжка со спиртом.
-  96 процентов %  !    
Спирт я пробовала только однажды. Тоже в походе,  тоже в дождь  и тоже в горах..... Но только  в Карпатах. Впечатление  осталось от этой дигустации  не очень приятное,  но запомнилось, что стало тепло.
-    "Выдохни  и   выпей ! ",  - последовала команда.  Ну, я и  выдохнула ....
 И дышать стало совершено невозможно. .. Представляю, как я выглядела  в этот момент!
Но , действительно,  стало тепло. Тепло , хорошо и весело!
А потом началась  гроза. Сильная гроза. А палатка наша стояла на ровном  открытом месте, на возвышенности. Стало немного не по себе.
А Люся уткнулась  лицом  в рюкзак  и закричала.! Я не поняла, что это... Это у нее развлечение  такое,  кричать во весь голос. ..? Но она всё кричала  и кричала. Я вопросительно  смотрела на Олю.  Тогда Оля объяснила,  что в детстве  у Люси на глазах  человек погиб от  удара молнии. И теперь у нее такая  реакция на грозу.  Она не притворяется вовсе.
Позже я встречала других людей  с такой же  реакцией  на грозу.   Тоже видевших  в детстве гибель человека  от молнии. И вели они себя , с первого взгляда, неадекватно. Но, только с первого  взгляда.


Люся


Люся - человек  праздник! Она всегда в хорошем настроении.  Во всяком случае,  я видела ее такой и в путешествии  по Алтаю, и в последующие наши встречи.
Она великолепная  рассказчица . На протяжении  всего нашего путешествия она рассказывала  о поездках по миру. И где только она ни была! Даже в Перу! Она общалась  с настоящими, с живыми индейцами!
Честно  говоря, сначала  я думала, что она сочиняет, придумывает  всё  это...
Ведь шел 1986 год. Я в то время могла позволить себе только поездки по
республикам СССР. Загранпаспорта в руках не держала.
А тут весь мир и  даже Перу  !     Но всё оказалось правдой. Позже я увидела фотографии, на которых молоденькая и красивая Люся гуляет  по индейскому поселку.
 Прекрасное  чувство юмора!   Как легко общаться  с человеком,  обладающим этим чувством! И Люся, и Оля были всегда веселы , и юморили всю дорогу.
А потом были письма... Мы долго переписывались, вспоминая наш поход, и делясь своими новостями  из  послеотпускной жизни.
Люся и Оля познакомились в Томском университете.   Съездили в Ленинград, "поураганили ", а на следующий год собрались на Алтай, в конный  поход. Люся с детства любила лошадей.  Тайком от родителей  прогуливала музыкальную школу. Вместо уроков  фортепиано чистила спины лошадей  и денники, тачками вывозила навоз,  а за это в награду  могла сделать пару кругов верхом на коне. Не могу  не  привести цитату из её  рассказа об этих событиях.   Пишет она замечательно,  образно и с присущим ей  юмором:
"Я, тогда еще преподаватель томского политеха, за год до этого случайно познакомилась с Ольгой и через месяц уговорила ее лететь на майские в Ленинград . Слетали, немного поураганили.  Понравилось. Я уговорила ее съездить на Алтай, где за несколько лет до этого была на конном маршруте.
Я с детства обожала лошадей.  Внедрилась в недоступный для детей тогда ипподром, подделывала письменные разрешения родителей на занятия верхом. Уходила на урок фортепиано, а сама на ипподром. Папку с нотами в овесный ларь, оттуда доставала свои жуткие шаровары и ... драить коней и денники до ломоты в спине. Сплошные тачки с навозом, ведра с водой, скребки, лошадиные спины и...  бонус в виде: " Людка, иди покентери Галса..".  Типа, потренируй.
 Будни, пустынный пробковый круг на 1,6 км и я с Галсом, вороной тракен. И так несколько лет. Пианисткой великой я не стала, как прочили. Правда, позднее опомнилась и окончила музучилище параллельно с университетом.
А ипподром, суки, стали уничтожать!   А  ведь он был еще с 19 века, купцы строили. Пробковый круг для мягкого хода.
 К коням я стала бояться подходить из-за 2 случаев: 1  - когда упала четко вниз головой при прыжке через барьер, кое-как через 2 дня пришла в себя, 2 - когда завела коня в денник и вопреки здравому смыслу ослабила подпруги, седло съехало под брюхо и он начал брыкаться и я увидела подкову в двух см от лица. Вот я и ездила на Алтай убирать эти комплексы ".
Вот такая она, моя замечательная Люся!


Алтай, до свидания!



Наш поход подходил к концу.  И вот  она  наша первая стоянка, где мы припрятали бутылочку шампусика. Конечно, на этом мы не остановились, и , возвратясь на исходный  пункт маршрута, турбазу в Горноалтайске, мы продолжили отмечать наше  чудесное  путешествие.
Вот как это описывает Люся:
" Особо вспоминаю последний день, когда накупили много шампусика. И началось! Ты первая сошла с дистанции. Мы продолжили марафон. Сошла Ольга. Мы с Сережей горевали недолго. И все время в дуреющей башке : "течет шампанское рекою..". А оно и текло... С утреца сели выяснять, кто и как в марафоне. Вспомнили, что ты ушла в  начале второго бутыля, Ольга -в начале третьего. Всего было 6 емкостей, осталась 1 целая и одна на донышке. Считаем: 6-1.2=4.8. Значит, мы с Серегой подняли без вас 3 бутыля. Неплохо. Вот тебе и эпизод. Правда, безо льда и сгущенки!"
Какие же были прекрасные  времена! Вспоминается песня:"Когда мы были молодыми  и чушь прекрасную несли!"


Последние впечатления


В ожидании рейса Барнаул -Москва,  я бродила по  тихим улицам этого небольшого уютного  города. Мне запомнились деревянные дома, узкие  улицы. Барнаул показался мне тихим и уютным. Городом, где остановилось время..
 Я шла по улице и вдруг   река! Красивая, стремительная сибирская река  Обь! Последнее прекрасное  впечатление!   Подарок Сибири перед отлетом в Москву ! Никогда не забуду этого очарования..... Величественная,   мощная  река!
Вот и закончилось моё  путешествие. Отдых получился на славу!
Я накопила кучу впечатлений и достаточно сил ,  чтобы работать год и мечтать о следующей поездке по прекрасной стране Союзу Советских Социалистических  Республик!


Рецензии
Татьяна!
Начало заинтересовало, хотелось бы прочитать продолжение! Написано интересно, живо, читается легко. Надеюсь, что ты будешь писать быстро, пока начало не забылось! Ведь это твоя жизнь, и высасывать сюжет из пальца тебе нет необходимости. Просто ВСПОМНИ И ПРОЖИВИ ЕЩЕ РАЗ ЭТОТ КУСОЧЕК СВОЕЙ МОЛОДОСТИ!
Творческих тебе успехов!
С нетерпением. Лана.

Лана Невская   21.03.2018 23:20     Заявить о нарушении