Гвоздно. Церковь Космы и Дамиана - модерн
В зимний морозный день 10. 01. 2016 года мы хотели посмотреть церковь Космы и Дамиана в дер. Гвоздно (Наумовщина) Гдовского района. Эта деревня расположена в 18 км к юго-востоку от села Ямм. Погост Гвоздна известен с давних времён и называется так потому, что здесь делали деревянные гвозди для барок (на барках перевозили товары по речным путям - несамоходное буксируемое грузовое судно). Назывался погост «Гвоздинская губа Кобыльского уезда».
Дома мы рассмотрели карту и увидели, что с дороги Псков – Гдов есть поворот направо. Дорога идёт вдоль речки Чёрная к деревням Молоди, Лесная, Тереб, Гвоздно, Замежничье. Дома решили, что поедем по этой дороге.
С Гдовской трассы мы свернули около Черной речки направо. Узкая грунтовка, огибая высокий холм, играла поворотами среди сосен и уходила в заснеженный сосново-еловый лес. Если судить по карте, мы должны были, без особого труда, доехать до деревни Лесная.
Вид дороги сразу насторожил. По следам машин было видно, что здесь ездят, в основном, лесовозы. Летом, эта дорога, во многих местах, станет плохо проходимой для легковых машин. А сейчас, лед намерз кочками и Сергей сказал, что здесь можно легко оторвать глушитель. Мы доехали до могилы в лесу, проехали еще немного и повернули обратно, решив ехать в Гвоздно через Ямм.
Думаю, что мы проехали этот путь именно для того, чтобы сфотографировать партизанскую могилу. Надпись на памятнике гласила: "Здесь похоронены Савельев Павел Васильевич с дочерью Валей 7 лет. Расстреляны фашистами 7 февраля 1944г". Если вы захотите найти это место, то, поезжайте по дороге и смотрите направо. Братская могила находится около лесной дороги, не доезжая до деревни Молоди, мимо просто невозможно проехать.
К церкви в Гвоздно мы повернули лишь к концу светового дня. Опять быстро смеркалось и шла гонка со временем. Кто кого обставит - мы его или оно нас. Мы очень хотели успеть сфотографировать церковь и гадали, сможем или нет. И, конечно, мы не знали какая она и что мы там увидим. Дорога была узкая, грунтовая, в это время года вся засыпана снегом. Когда мы проехали деревню Закрапивенье, то поняли, что находимся на верном пути. Спасибо тем, кто поставил указатель с названием деревни. Очень часто встречались на пути деревни без указателей с названием.
Чуть позже мы перехали реку Желча. А потом её приток - реку Нижняя Белка. В давние времена эти реки были дорогами. Желча выходила в Желченский залив Псково-Чудского водоёма. Недалеко находится деревня Кобылье Городище.
Кобылье Городище – древний городок с деревянной крепостью, известен с 1462 года.
Исток реки начинается на холме у деревень Красный Дубок и Творожково Струго-Красненского района, где находится Творожковский Свято-Троицкий женский монастырь.
В древние времена вокруг реки селились люди, здесь был оживлённый край.
Сергей говорит, что по реке Желча, кто-то хотел сделать водный маршрут с заездом в деревню Озера. Летом это было бы замечательное путешествие. Желча, даже в это засушливое время, не выглядит пересохшей. Она проходит через ряд озёр, глубоководна и сноровиста. Мое воображение сразу рисует картины, какой была река во время полной воды.
Когда приехали в деревню уже стемнело. Я вглядывалась в окружающее место, стараясь увидеть, где находится церковь, и куда нам нужно повернуть.
- Смотри внимательно. - Сказал Сергей. - Ты глазастая.
Ему нужно смотреть на дорогу.
Я сразу заметила, что в деревне знатные дома. Многие дома с войны не перестраивались. Если вы приедете на Талабские острова, то найдете много маленьких, словно вросших в землю домов. А тут стояли большие деревянные дома, на высоких прочных фундаментах. Сразу становилось понятно, что здесь, в былые времена, жили богато. Да и сейчас, тоже живут состоятельно, в сравнении с другими деревнями, хотя это место оказалось удаленным от кипения жизни. Гдовское направление постепенно вымирает, стекаясь в Питер и в Псков, здесь в Гвоздно ничего не разрушается - дома ухожены, территория убрана чисто.
Как только я увидела купола с крестами, устремленными в сереющее небо, я от радости вскрикнула.
- Там! Я вижу ее!
Церковь стояла на горке. Сердце ликовало. Было понятно, что здесь совсем не руины. А большое целое знание. Что местные жители не разобрали церковь на кирпичи.
Издалека её было плохо видно, так как церковь находилась среди высоких лиственных деревьев.
Хочется передать вам, как открывается глазам картина. Как, пробираясь по снегу, мы вышли к просвету среди ветвей и вот она, во всей своей красе! Лестница наверх и совершенно нетипичная для Псковских церквей форма здания!
Церковь Космы и Дамиана (1909-1912) находилась на высоком холме, была построена из красного кирпича. Форма здания – шатровая. Архитектор - А.П. Аплаксин. Удивительно, в Интернете нашлась старая фотография этой церкви.
Аплаксин Андрей Петрович (1879 – 1931) – русский архитектор. Архитектурный стиль – неорусский, неоклассицизм.
Это здание совершенно отличалось от всех церквей, что мы видели ранее. К красной кирпичной церкви по холму шли ступеньки лестницы. Снизу казалось, что церковь – подпирает небо. Хотя верхняя часть здания была утрачена. К колокольне, с двух сторон были сделаны пристройки. При общем впечатлении, крыша колокольни вместе с пристройками образовывала покатые линии, делая похожим его не на шатёр, а на гору, когда-то – острой пикой уходившую ввысь. Наверху по центру стены, красовался, выполненный из кирпичной кладки – крест в круге. Вид сбоку оказался более привычным глазу – кокошники над вытянутыми окнами и дверью, четыре башенки с главами и центральная большая пятая наверху кубического главного объёма.
Увидеть такую картину в конце дня, когда так спешили увидеть и не знали, увидим, или нет, и что мы увидим. Это как жемчужину найти, в том месте моря, где жемчуга не бывает. Это как золотой слиток, среди крупинок золота! Такое ликование в душе. Такой подъем, такой азарт!
Бог мой! Какая красота!
И жалость от того что фотография не способна передать, как это здание грандиозно! Здесь, в этом захолустном в 2016 году крае.
Церковь была закрыта лесами. Но реконструкция, как было видно по тёмным "лесам", остановилась давно. По нетоптаному снегу было понятно, что работы приостановлены. Меня очень радует, когда, если не ведут строительство, то хотя бы консервируют здание до лучших времен. Когда спасают здание от дальнейшего разрушения, сохраняя знания о том, как жили люди в этих местах для потомков. Что мы знаем о том времени? Такое здание – это вызов всей окружающей действительности. Стиль модерн отличало перетекание форм, где общая идея постройки - стремление ввысь, сочетание форм, гнутые линии, отказ от симметрии. Это и сейчас – вызов, взрыв, бомба, а тогда?
Спасибо фотоаппарату. Кажется, что день. А на самом деле было совсем уже темно. Сергей все время переживал, получаются ли фотографии.
Первая церковь была построена на этом месте в 1827 году. Потом, на месте деревянного храма, была построена церковь по проекту архитектора Калитовича. Помощь в строительстве храма оказала баронесса Корф Мария Павловна из рода Голенищевых-Кутузовых, её похоронили рядом с церковью.
Мы обошли церковь вокруг и нашли могилу баронессы. Надпись на надгробном памятнике гласила: Корф Мария Павловна ур. Графиня баронесса 1808.10.28 -1877.11.14, в дер. Гвоздно Гдовского района, похоронена около Церкви Космы и Дамиана, ею же и построенной.
Температура воздуха была минус двадцать. Мне не передать вам словами, как я замёрзла в этот день. Мои руки окоченели, я не чувствовала ног и мне стоило большого труда держать холодный фотоаппарат. Подгоняемая азартом, я спешила сфотографировать церковь. Но у меня, как говорят - «зуб на зуб не попадал». Меня трясло и в машине не удавалось согреться, на морозе москвич быстро остывал.
Нам хотелось посмотреть, есть ли дорога в сторону деревни Лесное. Мы проехали за церковь. Дорога вскоре стала узкой, была засыпана снегом. Возможно, что летом там можно проехать.
Вот и всё, световой день закончился. Уже в темноте я сфотографировала двухэтажный дом рядом с церковью и длинное каменно-валунное здание, находящееся в деревне. Я предполагала, что раньше это был склад для хранения товара, а не скотный двор, потому, что по длинной стене было несколько арочных проемов для дверей. И остатки стены говорили о том, что здание было огромным, возможно в несколько этажей.
Многие спросят, почему я так стараюсь все описать. Состояние души своей передать вам? А потому, что я не вижу на фотографии того, что увидела своими глазами. А потому, что эти серенькие фотографии, в последние секунды уходящего дня, безлики, бесцветны, скупы, скудны. Эти фотографии, совсем, совсем не то, что я видела там.
Глядя на это здание, я чувствовала себя былинкой, я чувствовала размах русской души. Если церковь строить, то такую, чтобы ни у кого такой не было. Чтобы все, кто приехал и увидел, ахнули от удивления и восхищения.
И мне хочется передать вам, как я была удивлена и восхищена - какая сила, какая мощь, какая красота!
Свидетельство о публикации №218031700790