3. Всеукраинский съезд Советов

Признание права на самоопределение проще всего осуществляется в случае единства самоопределяющегося народа. Если же нация расколота, то ее вполне могут признавать по частям. При этом, ни одна из самых торжественных деклараций независимости не может считаться окончательной.

После того, как 7 (20) ноября 1917 года Центральная рада обнародовала 3-й универсал о создании Украинской народной республики, обстановка в Киеве всё еще оставалась неопределенной. Не обеспечив прочных позиций в Киеве, большевики могли рассчитывать только на создание собственного общеукраинского органа власти.

Таким органом мог быть съезд Советов. Впервые идею организации Всеукраинского Совета рабочих и солдатских депутатов выдвинули 29 октября (11 ноября) на заседании Екатеринославского Совета рабочих и солдатских депутатов.

4 (17) ноября вопрос о созыве Всеукраинского съезда Советов поставили большевики на объединенном собрании Советов Киева при участии представителей фабзавкомов, профсоюзов и воинских частей. Большинством голосов собрание высказалось за передачу всей власти на Украине Центральной раде Советов рабочих и солдатских депутатов, которую следовало избрать на съезде.

10 (23) ноября на заседании Киевского Центрального Совета профсоюзов представители фабрик и заводов большинством голосов постановили, что Центральная рада "должна уступить свое место Всеукраинскому съезду Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, единственно имеющему право на признание его органом власти".

В этот же день Харьковский Совет рабочих и солдатских депутатов принял резолюцию, в которой говорилось: "Мы признаем, что и на Украине, как и во всей остальной России, вся власть и на местах, и в центре должна принадлежать съезду Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов..."

17 (30) ноября инициативу украинских Советов поддержал И.В.Сталин, который в беседе с членом Киевского областного комитета РСДРП(б) С.С.Бакинским сказал:

"Мы все думаем, что абсолютно необходим съезд представителей рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Украины... Мы все полагаем, что вы - киевляне, одесситы, харьковцы, екатеринославцы и прочие должны немедленно взяться за созыв такого съезда... Еще раз повторяю, наше общее мнение: немедленно созвать краевой съезд рабочих, солдатских и крестьянских депутатов на Украине. Вопросы о советской власти в центре и на местах не допускают никаких уступок".

Отношение Совнаркома к Центральной раде было выражено 27 ноября в  телефонограмме в Ставку, в которой говорилось: "Рада явно и решительно встала на сторону кадетско-корниловской и калединской контрреволюции. Мы за Советскую власть в независимой Республике Украинской, но не за контрреволюционную калединскую раду. Считайтесь с этим твердо при всех мерах и шагах."

24 ноября исполком Киевского областного Совета рабочих и солдатских депутатов решил созвать Всеукраинский съезд Советов, определив дату и место его открытия, а также порядок выборов делегатов.

Были установлены нормы для представителей губернских городов (по 7 делегатов от каждого); уездных городов (по 3 делегата); местечек (по 2 делегата); Советов крестьянских депутатов (по 2 делегата); Советов солдатских депутатов (по 1 делегату), а также "всеукраинских рад" рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

На первых порах Центральная рада полностью игнорировала приготовления к съезду. Но по мере укрепления позиций большевиков в Петрограде и Москве стало очевидно, что Совнарком найдет способ поддержать и своих соратников в Киеве. Центральная Рада не стала ждать появления нового органа власти.

В ночь на 30 ноября (13 декабря) 1-я украинская гвардейская дивизия разоружила в Киеве и окрестностях все неукраинизированные части, преимущественно находившиеся под влиянием большевиков и участвовавшие в недавнем восстании.

Среди них были 3-й и 5-й авиапарки, арсенал, оружейные мастерские, понтонный и телеграфный батальоны, а также тяжелый артиллерийский дивизион. Выступивший на заседании Киевского Совета рабочих и солдатских депутатов З.Я.Литвин-Седой сказал: "Я видел много ужасов, но никогда я не видал такого зрелища, которое мне пришлось наблюдать в 3-м авиапарке. Я не призываю вас протестовать... пора протестов прошла... Надо начать вычищать конюшни!"

В Киеве был введен комендантский час, на подступах к городу перекрыли узловые станции, установили ограничения на въезд в Киев. Чтобы помешать передвижению просоветских частей 2-го гвардейского корпуса, по приказу командира 1-го украинизированного корпуса П.Скоропадского была разобрана железнодорожная линия в Гнивани и блокирована узловая станция Казатин.

От еще неразоруженных частей Генеральный секретарь по военным делам Центральной рады С.Петлюра потребовал немедленного расформирования. Но требования выполнили далеко не все. Солдаты 30-го пехотного запасного полка Харьковского гарнизона заявили 5 декабря, что действия Центральной рады "в столь критический для революции момент мобилизации всех контрреволюционных сил считаем предательским ударом в спину революции и призываем всех товарищей солдат оставаться на своих местах, честно исполняя революционный долг".

В знак протеста против действий Центральной рады 1 (14) декабря в Киеве состоялась однодневная забастовка, охватившая 20 тысяч рабочих 35 предприятий. Центральная рада не могла повлиять на созываемый большевиками съезд Советов, но никто не мешал ей дополнить уже избранных делегатов своими представителями. Не считаясь с устаноленными квотами лидеры Рады организовали выборы делегатов через "селянськi спiлки" по 3 представителя от волости (в Полтавской губернии, например, было 245 волостей).

27 ноября "Селоспiлка" разослала телеграммы с призывом направить не позднее 4 декабря в Киев представителей от уездов и волостей, губерний и украинизированных частей. В результате на съезд Советов прибыли 2000 никем не приглашенных делегатов. Сторонники Центральной рады разогнали мандатную комиссию, и, овладев документами и печатями, выдали себе недостающие мандаты.

Предвидя возможный исход Всеукраинского съезда Советов, Совнарком издал "Манифест к украинскому народу с ультимативными требованиями к Украинской раде", в котором говорилось:

"Мы обвиняем Раду в том, что, прикрываясь национальными фразами, она ведет двусмысленную буржуазную политику, которая давно уже выражается в непризнании Радой Советов и Советской власти на Украине (между прочим, Рада отказалась созвать, по требованию Советов Украины, краевой съезд украинских Советов немедленно).

Эта двусмысленная политика, лишающая нас возможности признать Раду, как полномочного представителя трудящихся и эксплуатируемых масс Украинской республики, довела Раду в самое последнее время до шагов, означающих уничтожение всякой возможности соглашения."

Всеукраинский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов открылся в намеченный срок 4 (17) декабря в Киеве в Купеческом собрании, но среди 2 тысяч с лишним делегатов большевиков было только 125.

Попытка В.П.Затонского открыть съезд была пресечена эффективным силовым приемом, знакомым любому депутату нынешней Верховной Рады. В результате об открытии форума объявил украинский эсер Аркадий Степаненко под песни "Ще не вмерла..." и "Заповiт".

В президиум съезда были избраны 9 украинских эсеров, 3 украинских социал-демократа, 1 меньшевик и представители еще некоторых партий, кроме РСДРП(б). В целом Всеукраинский съезд Советов подчеркнуто игнорировал большевиков.

Председатель организационного бюро по созыву съезда большевика В.П.Затонский пробовал протестовать против нарушения норм представительства, но большинство, не стало проверять эти факты. Была отвергнута предложенная большевиками резолюция об объявлении съезда совещанием.

Зато "агрессивно-послушное большинство" без колебаний выразило доверие Центральной Раде и одобрило резкий ответ Генерального секретариата Совнаркому. Большевики оставаться в положении фракции для битья не собирались и покинули зал Купеческого собрания, решив на совещании переехать в Харьков, чтобы возобновить работу съезда в новом составе.

В Киеве положение большевиков становилось небезопасным. Не легче было и в других городах. В ночь на 4 декабря украинизированные части заняли Бердичев. Гарнизоны в Староконстантинове, Могилеве-Подольском, Шепетовке были разоружены. Представители Центральной Рады захватили власть в Виннице, Коростене, Казатине, Здолбунове.

6 декабря от имени ревкомов Юго-Западного фронта в воинские части была передана радиограмма: "Будьте готовыми отразить занесенный врагами рабочих и крестьян над вами удар. Попомните это, что рабочие, солдаты и крестьяне Украины - наши братья, петлюры же враги и вам". Положение ревкомов было непрочным. 13 декабря был арестован комиссар Юго-Западного фронта Г.И.Чудновский.

Харьков тоже не был безусловным оплотом Советской власти. В начале декабря 1917 года здесь все еще действовали старая городская дума и Рада Слободской Украины. Областной исполнительный комитет Советов  Донецкого и Криворожского бассейнов находился под контролем меньшевиков и эсеров, хотя большинство Советов Донбасса уже поддержало большевиков. Но сторонникам Советской власти не хватало оружия, чтобы защитить себя от Центральной рады и Каледина.

Двинутые Совнаркомом на юг части должны были не только воевать против калединцев и украинизированных дивизий, но и предотвратить переброску на Дон отдельных частей. Отправленный из Тулы в Харьков "поезд снабжения № 1" под командованием комиссара И.П.Павлуновского, как и отряд матросов во главе с Ховриным были задержаны под Белгородом, где они при поддержке двух бронепоездов и отряда Гудзеева-Горского (у Антонова-Овсеенко - Гусельгорский) разбили прорывавшиеся на Дон ударные батальоны.

8 (21) декабря отряды Красной Гвардии под командованием Антонова-Овсеенко вступили в Харьков. Поздно вечером 9 ноября солдаты 30-го пехотного запасного полка, совместно с отрядами Сиверса и Ховрина оцепили казармы 29-го отдельного бронедивизиона, поддерживавшего противников Советской власти. После того, как красногвардейцы и матросы забросали двор гранатами, офицеры бронедивизиона сбежали, а солдаты сдались.

Противопоставить прибывшим войскам было нечего, и городская дума с радой могли только наблюдать, как их вытесняют с политической арены. В Харькове отколовшиеся 124 делегата Киевского съезда объединились с делегатами III областного съезда Советов Донбасса и Криворожья. Объединившиеся форумы провозгласили себя I Всеукраинским съездом Советов.

Если в Киеве спешка привела к тому, что делегатами становились кто попало, то в Харькове торопливость привела к нехватке представителей от некоторых регионов. По иронии судьбы делегаты собрались на первое заседание 11 (24) декабря в здании бывшего Дворянского собрания Харькова.

В повестке дня I Всеукраинского съезда Советов было пять вопросов: о текущем моменте, об организации власти на Украине, о самоопределении Украины, о самоопределении Донецкого и Криворожского бассейнов и о выборах Центрального Исполнительного Комитета Советов Украины.

11 декабря рассматривалось преимущественно общее положение страны. После доклада Артёма (Ф.А.Сергеева) съезд Советов Украины принял резолюцию в поддержку Совета Народных Комиссаров. Были одобрены принятые в Петрограде "Декрет о мире" и "Декрет о земле".

На следующий день Всеукраинский съезд Советов при протестах меньшевиков и эсеров постановил: "Власть на территории Украинской республики отныне принадлежит исключительно Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; на местах - уездным, городским, губернским и областным Советам, а в центре - Всеукраинскому съезду Советов рабочих и солдатских депутатов, его Центральному Исполнительному Комитету и тем органам, которые он создаст. Украина объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и селянских депутатов".

С этого момента началось существование Украинской Советской Социалистической Республики, хотя официальное название в 1917 году звучало иначе: "Украинская Народная Республика Советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов". Съезд провозгласил Украину федеративной частью Российской Республики. Даже Центральная рада к этому моменту не требовала большего.

В последний день работы съезда 12 декабря был избран Центральный  Исполнительный Комитет Советов Украины, в который вошли 35 большевиков (Артём, Е.Б.Бош, Н.С.Данилевский, А.В.Емельянов, П.П.Загребельный, И.Ю.Кулик, Л.Л.Пятаков, П.В.Решетько, Н.П.Тарногородский, Е.Д.Тиняков и др.), четыре левых эсера (Е.П.Терлецкий, С.В.Шелудько и др.), 1 левый украинский социал-демократ и 1 меньшевик-интернационалист.

Председателем ЦИК Советов Украины был избран левый украинский социал-демократ Е.Г.Медведев. По окончании съезда ЦИК утвердил Советское правительство Украины - Народный секретариат, в который вошли Артём (Ф.А.Сергеев), С.С.Бакинский, Е.Б.Бош, В.П.Затонский, Н.А.Скрыпник, Е.П.Терлецкий и др.

19 декабря Совнарком признал Народный секретариат единственным законным правительством Украины. Для подтверждения этого факта предстояло устранить второе правительство, то есть - Центральную раду.


1. Великая Октябрьская социалистическая революция на Украине. Сборник документов и материалов в трех томах. Госполитиздат УССР. Киев. 1957.

2. Е.Бош. Год борьбы. Борьба за власть на Украине с апреля 1917 г. до немецкой оккупации. М.-Л. Государственное издательство. 1925. 271 с.

3. М.С.Вороніна. Є.Б.Бош - полум'яна революціонерка (гендерний аналіз особистості). Вісник Донецького національного університету. Серія Б. Гуманітарні науки. 2012. № 2.

4. А.Золотарьов. З icторії Української Центральної ради. Xapкiв. 1928.

5. С.М.Короливский, М.А.Рубач, Н.И.Супруненко. Победа Советской власти на Украине. М. 1967.

6. Ю.М.Гамрецький. Ради робiтничих депутатiв України в 1917 роцi. (Перiод двовладдя). Київ. Наукова думка. 1966. 218 с.

7. Ю.М.Гамрецький, Ж.П.Тимченко, О.Й.Щусь. Ради України в 1917 р. (Липень-грудень 1917 р.) Київ. Наукова думка. 1974. 343 с.

8. Большевистские организации Украины: организационно-партийная деятельность. Февраль 1917 - июль 1918. Сборник документов. Киев. 1990.

9. Український національно-визвольний рух. Березень - листопад 1917 року. Документи і матеріали. Київ. 2003.

10. П.І.Гарчев. Червона гвардія України у Жовтневій революції. Харків. 1969.

11. Ю.Я.Білан. Перемога Великої Жовтневої соціалістичної революції і встановлення Радянської влади на Україні. Київ. Видавництво КДУ імені Т.Г.Шевченка. 1957. 94 с.

12. В борьбе за власть Советов на Украине. Киев. Вища школа. 1977. 348 с.

13. Великий Жовтень і громадянська війна на Україні. Київ. Наукова думка. 1973. 256 с.

14. Большевистские организации Украины в период подготовки и проведения Великой Октябрьской социалистической революции (март - ноябрь 1917 г.). Сборник документов и материалов (март - ноябрь 1917 г.). Киев, 1957.


Рецензии