Юрий Лужков. Москва и жизнь

Прошло всего 7 лет после снятия мэра Москвы Юрия Лужкова со своего поста, но с тех пор столько помидоров и яблок закопано в нашу землю, что Лужков сейчас воспринимается как человек из далекого-далекого прошлого. Правда, москвичи вряд ли его успели забыть: мне кажется, что Юрия Михайловича поминают добрым словом каждый раз, когда кроют недобрым его сменщика – плиточного реноватора. Но пройдет еще лет десять-пятнадцать и бывший мэр Москвы окончательно затеряется в истории. Если на телевидении не выйдет сериал "Человек в кепке" о драматической любви Лужкова и его молодой подчиненной на фоне "лихих девяностых", то имя Юрия Михайловича будет навечно погребено в мусорных кучах коллективной памяти русского народа, вместе с именами всех предыдущих руководителей Москвы.

Я не москвич. И никаких ностальгических ноток фамилия Лужков в моей душе не вызывает. Я криминолог-любитель, а Лужков у меня с начала 90-х ассоциируется с такими понятиями как "авторитетный мэр" и "чиновник в законе". Любой криминолог (пусть и любитель) обязан знать, что происходит в среде, которую он изучает. Именно поэтому я и не смог пройти мимо добровольной явки с повинной одного из главных "авторитетных чиновников" нашей страны конца 20-го-начала 21-го века.

Но мои надежды Лужков не оправдал. Совсем. Поначалу он не скрывал, что уже  с раннего детства был типичной дворовой шпаной, которая жила по тем же самым законам (понятиям), что всем известный парень из лиговской подворотни, который гонялся за крысами. Но в дальнейшем книга разочаровывает. "Правильный пацан" внезапно трансформировался в "крепкого хозяйственника", озабоченного исключительно проблемами простых людей.

Надо признать, что для мемуаров чиновника книга получилась на удивление интересной, с массой разнообразных фактов по истории Москвы, но несколько однообразной: все действие после описания трудного и голодного детства вертится вокруг трудовых подвигов главного героя. Словно читаешь воспоминания какого-нибудь Ингвара Кампрада, на не босса всех боссов московской мафии…

В определенной мере с Лужковым можно согласиться. Он не совсем обычный российский чиновник-мафиози, который занимает государственную должность только для собственного кормления и в интересах той группы лиц, которые его продвинули на хлебное место. На совести Лужкова еще и масса общеполезных дел, о чем он подробно рассказал в своих мемуарах. Правда с некоторым перехлестом: о строительных проектах в Москве автор повествует так, словно он фараон, который построил все, что было возведено при его правлении. 

Проблема книги в том, что воспоминания бывшего мэра получились откровенно однобокими. О другой стороне своей деятельности автор попросту умолчал. В книге нет рассказа о нашумевшей истории с получением рядом московских начальников (включая Лужкова) в самом начале 90-х зарубежных дач от "добрых людей" (если не было такого – так опровергни); нет никаких подробностей о закадычной дружбе "Моста" Владимира Гусинского и Лужкова; ни разу не упомянут главный московский олигарх Владимир Евтушенков – выходец из московской мэрии, которого называли свояком Лужкова; не фигурирует в мемуарах Умар Джабраилов (в его компании работал вице-президентом сын Лужкова), который подозревался в убийстве ряда лиц и покушении на вице-мэра Москвы Орджоникидзе; никак не комментируются слухи о том, что Иосиф Кобзон при Лужкове был кем-то вроде консильери и разруливал проблемы с другими ОПГ; нет упоминаний о реакции Лужкова на привычку вице-мэра Москвы Ресина к показной роскоши (он был замечен с часами за миллион евро); нет рассказа о тесных взаимоотношениях второй супруги Лужкова – Елены Батуриной с мэрией, которые превратили ее в самую богатую женщину России, из-за чего самого Лужкова прозвали стариком Батуриным…

Несмотря на то, что книга представляет собой отчет о трудовых достижениях автора, иногда он все-таки проговаривается (но очень редко!) и даже плохо информированный читатель может заподозрить, что за личиной мэра-хозяйственника скрывается кто-то еще, а о самом интересном Лужков все-таки умолчал. На страницах 249-250 можно прочесть небольшой рассказ об олигархе Гусинском и операции службы безопасности президента Ельцина "Мордой в снег". При этом автор упоминает, что кортеж Гусинского до этой операции имел обыкновение дважды в день проезжать по "перекрытому для всех Кутузовскому проспекту"! Собственно, поэтому охранников олигарха и уткнули мордой в снег по распоряжению А.Коржакова. Тему перекрытого проспекта автор никак не развивает, а ведь это просто напрашивалось!  Как же так получилось, что для какого-то богатея (а ведь их к тому времени было уже немало!) власти ежедневно перекрывали целый проспект в столице России, а мэр Москвы даже пальцем не пошевелил, чтобы прекратить это безобразие?… Перекрытый проспект - всего лишь небольшой, но чрезвычайно показательный факт из жизни настоящих хозяев этой страны, о которых Лужков знал как никто иной, но с читателями поделиться этой информацией не пожелал.

А ведь сколько всего интересного происходило в те годы за кулисами власти! И почти все участники тех событий молчат. А кто не молчит, тот внезапно "вешается" на шарфике… Лужков явно не хочет умереть от нападения пчел-убийц с его пасеки в Калужской области, поэтому и не рассказал о самых интересных моментах своей биографии. Но может эта ненаписанная вторая часть мемуаров на самом деле хранится в надежном месте и после смерти бывшего мэра будет опубликована?… Помнится, так поступил в свое время знаменитый Прокопий Кесарийский, чья "Тайная история" была обнародована после его смерти. Если бы Лужков выкинул подобный фортель, то мы бы познакомились с фантастически захватывающими мемуарами! А не с этими изрядно кастрированными воспоминаниями. 


Рецензии