Рядовой солдат россии

Дорогой читатель (уже в возрасте, а особенно – молодой), хочу поведать тебе о трудной жизни знакомого мне  простого русского солдата, коими славится  земля русская.
Уже ушедшим из жизни, как говорится: Царствие небесное и Память людская.
Живущим – Слава!

Но выполнить задуманное оказалось делом не простым: «клещами» приходилось выуживать крупицы событий прожитой жизни у этого скромного немногословного человека. Поэтому своё повествование я буду  освещать краткими документальными пояснениями об эпохальных событиях нашей Родины в суровые военные годы, участником которых был Николай Константинович Авдошин.

Рассказ был написан 2015 году. 13 марта 2018 года, на 98-м году жизни, Николай Константинович  умер. Светлая память тебе, солдат.

… Его рассказы, чуть дыша,
Я слушал, впитывал, как губка,
Когда нам, внукам, не спеша
О той кровавой мясорубке
Слова скупые находил,
Как воевал и победил!
       ( из моего стихотворения «Святая Память внука»)   

    –  Дед!  Поздравляем тебя с днём рождения! 94 года – только преддверье к твоему серьёзному юбилею. Живи, дорогой. Будь здоров! – звучало 22 июля 2014 года более пятнадцати раз…

На свежем воздухе, да за длинным самодельным столом на задах огорода, на берегу озера, прямо под огромной (ровестнице выстроенного когда-то  молодыми Авдошинами дома)    раскидистой кудрявой берёзой, принимал гостей хозяин дома – Николай Константинович Авдошин, встречая свой девяносто четвёртый день рождения. Кудрявые ветки берёзы тихо перебирал лёгкий ветерок и листочки её музыкально шуршали,  будо присоединяясь к приветствиям гостей.
 
Трое детей, шесть внуков, шесть правнуков, невестки, друзья… Двадцать шесть человек! Вот только верная жена – Нина Петровна – не смогла порадоваться вместе с мужем такому славному собранию. Организм не выдержал постоянного напряжения, со светлыми моментами радости и счастья, но такой суровой и такой, в общем-то  короткой, жизни! Но другой у большинства советского народа тогда не было.

Семья, в которой родился Николай, жила в российской глубинке – в Самарской области Елховского района в селе Павловка. Жила семья, как и все тогда, бедно. Пятеро детей. Трудились все в поте лица своего.
Со старшим братом, вспоминал Николай, была одна шапка на двоих…

В возрасте пятнадцати лет пошёл поступать на курсы трактористов. По возрасту не приняли. Но врождённое упорство не подкачало. Пошёл к председателю недавно организованного колхоза «Волна» за поддержкой. Тот съездил в райцентр, в райисполком, и Николай всё-таки поступил на полугодичные курсы. Отучившись, вернулся в село и получил в своё распоряжение первую машину – колёсный, с шипами, тракотор ХТЗ. Радость и гордость переполняли подростка. Конечно, старался вовсю, чтобы «без сучка и задоринки». Проработал почти три года и в 1939 году пошёл вновь учиться – теперь уже на комбайнёра в соседнем Кошкинском районе. Ко времени окончания курсов открылась новая МТС – Машинно-тракторная станция рядом с домом,  в селе «Красные дома». Там он и сел на комбайн.
А уже в 1040 году –  повестка из военкомата – призыв на службу в Красную Армию. Пришла пора солдату служить Родине. Проводы, как тогда было принято, были шумными, с гармошкой. Из села ушло семь новобранцев (а вернулось с войны только двое). Но уже на распределительном пункте в г. Сызрань пути земляков разошлись.

Николаю выпало ехать на Восток. В общих вагонах с нарами – такие называли «телятниками»  –  везли до Иркутска. И уже там пришёл приказ отправить часть в Монголию в железнодорожные войска…

Старшее поколение помнит, а молодые обязаны знать историю своей Родины. В 1939 году на Востоке, в дружественной нам Монголии, на реке Халкин-Гол японская армия рядом провокаций на границе с Монголией начала необъявленную войну. Целью этого наступления было завоевание территории Монголии, как плацдарм дальнейшей агресии против Китая, Монголии и СССР. Завязались тяжёлые бои. Но осенью 1939 конфликт был окончен безаговорочной капитуляций Японии. Потом эту войну стали называть: «События на Халкин-Голе». Обстановка в регионе продолжала оставаться напряжённой.

А на Западе в ноябре  1939 году началась война с финнами. Уже лилась кровь сыновей России.  Мир  в Европе рухнул. Фашисткая Германия развязывала Вторую мировую войну.

Советский Союз усиленными темпами строил железную дорогу на Востоке, столь необходимую для связи с районами Дальнего Востока.

Монголия была дружеской страной, де-факто – 16-й республикой СССР и на её территории силами СССР прокладывали железнодоржные пути от Улан-Батыря до монгольского города Байн-Тумэн. (В последствии переименованного в Чойбалсан). Надвигающаяся война требовала усилить темпы строительства. (Строилась железная дорога в основном силами политзаключённых).

Прибывший железнодоржный полк отвечал за организацию работ по укреплению путевого хозяйства, обеспечение воинских перевозок в связи с событиями на Халкин-Голе и вёл строительство железнодоржной ветки широкой колеи Борзя – Соловьёвск – Байн-Тумэн. А уже после начала ВОВ обеспечивал бесперебойную безаварийную работу по перевозкам военных грузов и людей. (Кстати, приграничный город Борзя, приобретший статус города в 1950 году, – ныне центр района Читинской области. Название его произошло от выражения «борса-ми»: убить медведя. Около Борзя есть единственное в мире солёное озеро, которое так и называется: «Борзинское».)

Вот как роассказывал рядовой Авдошин о своей службе:
– Жили мы в Монгольской степи в вырытых самими же землянках, под названием «Копай-город». В степи бродили дикие верблюды, бегали сайгаки. Много было торбаганов – зверьков, похожих на наших сусликов, но больше размером. Работали с утра до вечера. Питание было скудным. Хотелось есть. Мы ловили этих торбаганов и с удовольствием ели. В местных озёрах было много лечебной грязи. Это, наверное, спасло нас от ревматизма: вечерами после работы умудрялись бегать на ближайшее озеро и «отмачивать» горевшие в сапогах ноги. А? Да, были заключённые.  Было очень жалко этих  несчастных людей с их исковерканными судьбами. (Эта короткая  фраза тут же напомнила мне фразу моей троюродной сестры, оброненной ею при нашей первой встрече уже во взрослом возрасте: при воспоминаниях моей тёти о давних революционных временах, сестра, уточняя, спросила: «Это та    тётя Зина, которой не было?» Я так, вообще, в доме никогда не слыхивала ни про какую тётю Зину). Нельзя было говорить и точка.

В октябре 1943 года рядовой Авдошин едет с железнодорожным полком на Запад. На Западный фронт по Северной железной дороге до Вологды. Второй эшелон базируется на ст. «Великие Луки».

– Освобождали местность. Восстанавливали железнодорожные пути, исковеркованные взрывами и бомбёжкой. Немцы бомбили часто, на дню по нескольку раз. Особенно старались повредить мосты через реки малые и большие. Нам приходилось восстанавливать их прямо под обстрелом артиллерии. Не успевали воссановить полотно, только-только наладить движение, как опять летят, или артиллерия бьёт. И опять всё сначала! Сами подвозили снаряды и питание, много военной техники. Там меня контузило отрезком рельса, в который попал снаряд. После госпиталя опять вернулся в свою часть. Восстановительные работы велись в таком темпе, что уже через четыре часа после налёта всё восстанавливали и  опять шли соствавы.

Но восстановление  полотна железной дороги отставало от наступавших частей  и разрыв от передовой увеличивался. Затруднялась доставка снарядов, военной техники, питания. Приходилось не сладко. Работали на пределе сил человеческих. Особенно трудно было восстанавливать мосты…

Смоленская операция проводилась с августа по октябрь 1943 года тремя этапами силами Калининградского и Западного фронтов и была составной частью стратегического плана Ставки Верховного Главнокомандования на летнюю – осеннюю компанию 1943 г. Это наступление не позволило противнику перебросить воинские соединения на юго-западное направление. Замысел Смоленской операции исходил из основной задачи компании: разгром ударной группировки немецко-фашистских войск в районе Курской дуги, что привело к резкому изменению обстановки на западном направлении.

Смоленское наступление начиналось тяжело, с частыми контратаками: приходилось впервые преодолевать хорошо укреплённые, глубоко эшелонированные позиции противника. Отсутствовал момент внезапности. Враг бешено сопротивлялся. Била артиллерия, миномёты, бомбила авиация. Очень сильно пострадали железные дороги, особенно примыкавшие к станциям Великие Луки, Смоленск, участок Великие Луки – Невель. Фашисты разрушили все искусственные сооружения и увезли рельсы, применяли сплошное минирование, а на отдельных участках ставили минное поле в три яруса. На железнодорожном направлении Дорогобуж – Смоленск – Орша было подорвано и эвакуировано до 92% рельсов и разрушено до 93% искусственных сооружений.
В начале 1944 года слиянием Калининградского и Западного фронтов был сформирован 3-й Белорусский фронт.

–  3-й Белорусский фронт, в составе которого я воевал, прошёл Белоруссию, Литву и окончил войну в Германии, в  Кенигсберге, где опять пришлось сильно потрудиться с восстановлением железнодорожного полотна, особенно через реки. Меня наградили медалью «За взятие Кенисгберга».

Сразу после Победы, в мае 1945 года, здесь же, в Кенисгберге, был сформирован 11-й железнодорожный полк, в который вошла и моя часть. И нас в срочном порядке повезли на Дальний Восток. Поезд шёл быстро, без задержек. Большие города проезжали почти всегда ночью. Из Комсомольска – на – Амуре нас переправили в Советскую Гавань на американском пароме, прямо в вагонах. На Дальнем Востоке с 1943 года не прекращалось строительство железной дороги, так необходимой стране. Строили её почти сплошь заключённые. Но у них было много аварий. Поэтому наша часть стала обслуживать этот участок и отвечать за его безопасность. Так, на казарменном положении прожил, прослужив Родине, ещё три года. Красот этого дивного края почти не замечал, рассветов с любимой девушкой на скамеечке не встречал – не до того было. Из воспоминаний того времени осталось только огромное желание поспать. Долгие годы после войны по ночам  ко мне возвращалась война. Слышал даже звуки: противный вой снарядов и самолётов, разрывы, надрывные гудки паровозов и видел… рельсы. Искарёженные, разорванные на куски, разбросанные по обеим сторонам железнодорожного полотна. Ощущал непосильную натугу от тяжести рельса, которым надо было срочно залатывать порванный взрывом участок полотна. Да, было…

Решение о строительстве железной дороги от Комсомольска – на – Амуре до Советской Гавани  было принято постановлением Государственного комитета обороны №3407 то 21 мая 1943 года, подписанным И. В. Сталиным. И уже 26 мая было организовано управление строительством с наименованием: «Строительство №500 НКВД СССР» с местом нахождения в Комсомольске – на – Амуре. Главной рабочей силой были заключённые. Всюду наряду с мужчинами работали женщины – шла война и мужских рук не хватало. Построена дорога была в рекордные сроки. Для сравнения: строительство 1 км этой дороги было равно строительству 10 км железной дороги в центральной части России. Дорога получилась однопутная, крайне сложная и небезопасная, но она была очень нужна! Страна получила второй и самый короткий путь к Тихому океану. 25 илюля 1945 гола в порту Ванино состоялся митинг, посвящённый завершению строительства. Первые эшелоны, прошедшие по ж/дороге Комсомольск – на – Амуре – Ванино, были воинскими с техникой, вооружением, личным составом.

От двух причалов бухты Ванино на пароходах и военных кораблях отправился десант на освобождение острова Сахалин и Курильских островов. В постоянную эксплуатацию дорога была введена через год – в декабре 1946 года. Были аварии, были диверсии. Но железную дорогу быстро восстанавливали и она вновь работала…

Прошло три года и только в марте 1948 года рядовой солдат Николай Авдошин демобилизовался. Вернулся домой в с. Павловка в апреле. Было ему тогда 28 лет.
Старший брат – Яков Константинович  Авдошин – погиб на войне в 1042 году. Похоронен в Лычковском районе Новгородской области.
Двоюродный брат – Фёдор Иванович Авдошин  погиб в 1944 году. Похоронен в Нью-Реде в Венгрии.
Муж старшей сестры – Фёдор Фролович Бочаров погиб в июле 1943 года. Похоронен на ст. Титеке Смоленской области. Все погибшие этой семьи записаны в Книге Памяти Самарской области Российской Федерации.

Гражданская послевоенная жизнь в селе мало походила на райские кущи, но уже разительно отличалась от военной. Тишина и чистое небо.
Родное село располагалось на равнинной местности. С одной стороны к селу подступал смешанный лес, а сдругой – открывалась раздольная степь. Рядом с селом проложила себе путь извивистая речка Кондурча. Край-то какой хороший!
Жизнь потекла свои чередом, с редкими радостями, с постоянными большими заботами. Николай вернулся в свою МТС шофёром (окончил курсы шофёров в Литве) и получил бортовую машину ГАЗ-51. Работы разной, тяжёлой, порой изматывающей,  было много. Колхоз поднимался тяжело. Но вот тут уже, несмотря на усталость после трудового длинного рабочего дня – от зари до зари, приспела у Николая радость. Встретил он свою любовь...

Были зорьки золотые,
Были встречи  у плетня.
Там слова сказал простые:
«Выходи, Нин, за меня!..
Выбор верным оказался.
Не подвёл солдата глаз –
В том не раз он убеждался.
Род продляли, и не раз…

Стал налаживаться быт. Купили неподалёку от родного села дом с участком, постепенно отделали его. Завели, как и положено было, скотину, домашнюю птицу. Одно время, после расформирования МТС, Николаю пришлось работать в районном центре, в десяти километрах от села. На работу и с работы приходилось ездить на попутках и зимой, и летом. Домой практически только ночевать приезжал. Но выбирать не приходилось. А тут родилась дочь! В то советское время работать должны были все. «Кто не работает, тот не ест!» - этот грозный лозунг висел повсюду: и в учреждениях, и на улицах. Жена работала на ферме фельдшером, и большое счастье – ферма располагалась недалеко от дома. Приходилось бегать домой по нескольку раз, чтобы покормить дочку. А вечерами на ней были, как и велось в стране – на всех жанщинах, дом с его заботами и подворье. Кормить скотину никто не отменял. Муж, приезжавший с работы, считай, ночью, ничем помочь не мог, хотя при первой же свободной минуте тоже занимался домом, не сидел без дела. Только минут этих было мало.

Вскоре организовался совхоз «Коммунар». В Центральном отделении началось строительство школы, больницы, аптеки и клуба. И Николаю нашлась работа в родном совхозе – шофёром на бортовой ГАЗ-51. Какие только работы не приходилось выполнять. Построили ферму для крупного рогатого скота, корма приходилось возить из города, сажали картофель – семена закупали по всей области. Начали сдавать скот на мясокомбинат – возил в город. Автопарк в совхозе был скудный: две бортовых и один УАЗик. А работ было…

Небольшой дом, отстроенный своими силами, с помощью двоюродного брата на берегу озера, радовал глаз резными наличниками, уютным крылечком. Вокруг дома Николай посадил берёзки. Дворик, покрытый зеленью, обрамлённый с трёх сторон палисадником с цветами, выделялся из всего порядка домов на улице.

Род Авдошины продлили ещё два раза: два сына подрастали в этой трудовой семье. Дети росли, учились, посильно помогали родителям по подворью, в ведении хозяйства. Все были при деле.
Николая Константиновича уважали и ценили на работе за профессионализм, за безаварийную долголетнюю работу шофёра. Главный врач больницы выпросил его у председателя правления совхоза водителем на скорую помощь. Дали новую машину ГАЗ-69. Сколько же пришлось поколесить по району в ночь, в мороз, жару, и проливной дождь по сельским тяжёлым дорогам. Сколько было спасено жизней! И ни одной аварии. Всегда в передовиках, всегда на хорошем счету, как на фронте…
Николай Константинович награждён орденом Отечественной войны, тринадцатью медалями и знаками отличия.

Давно известно, что недолеченные когда-то болезни, перенесённые стрессы, а их ох, ох, ох сколько было за прожитые годы, со временем начинают «вылезать» на поверхность. Вдруг открылась язва желудка. Еле успели спасти. Прернесённая операция «выбила из седла». Но работать не бросил, а перешёл на более лёгку работу – кладовщиком продовольственного склада.

В 1991 году пришло горе. Умерла жена, верная подруга. Остался один. Дети все выросли, живут своими семьями, растят своих детей и все, не покладая рук, работают. Дочь, выучившись на зоотехника, проработала до пенсии на совхозной молочной ферме. Вырастила троих детей, помогает растить внуков. Старший сын давно живёт и работает в Толятти на ВАЗе. Имет дочь, внука. Младший сын всё время живёт и работает на Центральном отделении. Работал по стопам отца, водителем. Жена  работает фельдшером  в сельской поликлинике, на скорой помощи. Вырастили двоих сыновей. У старшего – Сергея – растут двое прекрасных сыновей, у младшего – Валерия – годовалый   сынок. Как бы ни были заняты все, к деду съезжаются часто. Он никогда не чувствует себя одиноким. Хорошие выросли дети!

И 22 июля 2014 года за длинным, как сама жизнь, самолично сколоченным столом  под раскидистой берёзой, на берегу озера, принимал поздравления от детей, внуков и правнуков с 94-летием честный труженик – надёжа Отечества - рядовой солдат России Николай Константинович Авдошин.
 Внуки помнят, дорогие отцы, Ваш подвиг!

          … Девятое мая! Победа! Весна!
      Спасибо вам, наши  отцы.
      Сто  грамм фронтовые мы выпьем  до  дна
      За  вас,  дорогие  бойцы.
                ( из стихотворения «Военного времени дети»
          
          … Отцы  наши,  братья  Победу  ковали,
               Огромной  ценой  этот  мир  отстояли.
               Мы  помним  ваш  подвиг,  родные, и чтим
               И внукам  ту  память  оставить  хотим.
                ( из стихотворени «Ко дню Победы»)

         …  Его слова в душе храню.
      И для меня та память свята.
      Поверь мне, дед, не посрамлю
      Военный дух и честь солдата! 
                (из стихотворения «Святая память внука»               


Рецензии